|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
|
«СОГЛАСОВАНО»
Зав. кафедрой _____________А.М.Вязьмин
___________________________
«___»_______________20 г. Рассмотрено на заседании кафедры
Протокол № ___
| «УТВЕРЖДАЮ»
Декан факультета _____________
_____________________________
«___»_______________20 г.
|
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине Общественное здоровье и здравоохранение.
По направлению подготовки медико-профилактическое
Курс__________4-5________________________________________________
Семестр_______8-9________________________________________________
Кафедра Общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы Трудоемкость дисциплины 216 (час.)/_6__(зач. ед.)
Архангельск, 2013
1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель преподавания дисциплины – общественное здоровье и здравоохранение – дать знания и умения, необходимые будущему специалисту по медико-профилактическому направлению деятельности для понимания функционирования лечебно - профилактических учреждений стационарного и амбулаторно-поликлинического типа по вопросам:
общественное здоровье и факторы, его определяющие;
системы, обеспечивающие сохранение, укрепление и восстановление здоровья населения;
организационно-медицинские технологии;
управленческие процессы, включая экономические, правовые, административные, организационные и др.
внутриотраслевые и межсекторальные отношения;
образ жизни населения и факторы его определяющие
качество медицинской помощи
страховая медицина
тенденции развития здравоохранения в зарубежных странах.
Задачи изучения дисциплины – научить студентов:
исследованию состояния здоровья населения с целью его сохранения, укрепления и восстановления;
организации медицинской и медико-профилактической помощи населению;
использованию и анализу информации о здоровье населения и деятельности лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений для предложения мероприятий по повышению качества и эффективности медицинской и медико-профилактической помощи;
применению методов статистического анализа как инструмента познания общественных явлений
анализу основ экономики, маркетинга, планирования и финансирования менеджмента, инновационных процессов в здравоохранении, правовых и этических аспектов медицинской деятельности.
пониманию процессов управления качеством медицинской помощи
2.Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения» относится к циклу профессиональных дисциплин.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, в том числе: философия; биоэтика, история Отечества; экономика; психология и педагогика; история медицины, правоведение; иностранный язык;
в цикле математических, естественнонаучных, медико-биологических дисциплин в том числе: биология; химия; физика и математика; медицинская информатика;
в цикле профессиональных дисциплин, в том числе: общая гигиена; эпидемиология и статистика, акушерство гинекология, терапия, хирургия.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
Коды формируемых компетенций
| Компетенции
| ОК-№
| Общекультурные компетенции
| (ОК-1)
| способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
| (ОК-2)
(ОК-3)
(ОК-5);
| способен к пониманию и анализу социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли;
способен к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, владеет основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса; понимает роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества, владеет исторической терминологией, использует историко-медицинскую терминологию, умеет оценить политику государства, в том числе в области здравоохранения;
способен понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, владеть системными показателями, характеризующими степень развития экономики, рыночные механизмы хозяйства, методику расчета показателей медицинской статистики
| (ОК-6)
| способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке;
| (ОК-7)
(ОК-8););
| способен к работе с литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен формироватьситуационный и системный подход к анализу медицинской информации, к восприятию инноваций, и критической оценке воспринимаемой информации
способен аргументировать свое мнение и вести дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию другого человека; к социальноймобильности
| (ОК-9);
| способен к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения
| (ОК-11);
| способен осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией
| ПК -№
| Профессиональные компетенции
| (ПК-1);
| способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, с различными группами населения
| (ПК-3
| способность и готовность формироватьситуационный и системный подход к анализу медицинской информации на основе принципов доказательной медицины, способен проводить поиск клинико-диагностических и управленческих решений с применением теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности
| (ПК-10
| способность и готовность применять современные социально-гигиенические методики статистического наблюдения, сводки анализа информации о критериях, условиях и системе показателей общественного, группового здоровья населения на уровне различных подразделений медицинских организаций (акушерско-гинекологический, педиатрический сельский врачебный участок) в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья
| (ПК-11)
| способность и готовность использовать методы оценки природных и медицинских и социально-экономических факторов среды в возникновении и прогрессировании болезней у населения, проводить их коррекцию в рамках профилактических мероприятий по предупреждению инфекционных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам;
| (ПК-12);
| способность и готовность проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению и возникновению наиболее часто встречающихся заболеваний. способность осуществлять мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом состояния здоровья в возрастно-половых группах способность давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой. способность оценить эффективность диспансерного наблюдения здоровых и больных с хроническими нозологическими патологиями
| (ПК-26);
| в психолого-педагогической деятельности:
способность и готовность к обучению всех групп населения основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию позитивного отношения к здоровью и навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек
| (ПК-27
| в организационно-управленческой деятельности:
способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций);
| (ПК-28);
| способность и готовность использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи взрослому населению и подросткам, анализировать качественные и количественные показатели работы структурных подразделений, проводить оценку медицинской, социальной и экономической эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам
| (ПК-29)
| способность и готовность обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций;
| (ПК-30);
| способность и готовность решать вопросы экспертизы трудоспособности (стойкой и временной) всех групп населения, оформлять соответствующую медицинскую документацию, определить необходимость направления больного на медико-социальную экспертизу, проводить профилактику инвалидизации среди взрослого населения и подростков
| В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Студент, изучивший дисциплину, должен:
знать(в соответствии с задачами дисциплины в области теории);
основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья населения,
основные нормативно технические документы;
основные принципы управления и организации медицинской помощи населению;
основы законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
основные официальные документы, регламентирующие противоэпидемиологическое обслуживание населения при инфекционных и паразитарных заболеваниях;
нормативные документы по профилактике госпитальных инфекций, правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики;
социальное страхование и социальное обеспечение, основы организации страховой медицины в Российской Федерации,
сравнительные характеристики систем здравоохранения в мире;
финансирование системы здравоохранения; планирование, финансирование учреждений здравоохранения;
организацию врачебного контроля над состоянием здоровья населения, вопросы экспертизы нетрудоспособности и медико-юридической помощи населению;
методику расчета показателей медицинской статистики; применения статистического метода в медицинских исследованиях, использование статистических показателей при оценке состояния здоровья населения, ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в медицинских организациях;
организацию работы среднего и младшего медицинского персонала в медицинских организациях;
показатели здоровья населения, факторы, формирующие здоровье человека (экологические, профессиональные, природно-климатические, эндемические, социальные, эпидемиологические, психоэмоциональные, профессиональные, генетические);
основы профилактической медицины, организацию профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения; методы санитарно-просветительской работы;
уметь(в соответствии с задачами дисциплины в области применения теоретических знаний);
проводитьстатистическое наблюдение, сводку и статистический анализ информации об общественном и групповом здоровье населения
оценивать систему показателей общественного и группового здоровья
проводить мероприятия по гигиеническому воспитанию и профилактике заболеваний среди взрослого населения и подростков, созданию в медицинских организациях благоприятных условий для пребывания больных и трудовой деятельности медицинского персонала;
вести учетно-отчетную медицинскую документацию в медицинских организациях;
проводить экспертизу временной утраты трудоспособности;
оценивать качество оказания лечебно-диагностической и реабилитационно-профилактической помощи в разных группах населения;
вести деловую переписку (служебные записки, докладные, письма);
использовать информацию о здоровье населения и деятельности лечебно-профилактических учреждений для предложения мероприятий по повышению качества и эффективности медицинской и медико-профилактической помощи :
применять методики анализа деятельности (организации, качества и эффективности) лечебно-профилактических учреждений;
применять методики анализа параметров здоровья населения
использовать методы и формы гигиенического обучения и воспитания населения в интересах формирования здорового образа жизни, сохранения, укрепления здоровья и профилактики заболеваний;
владеть (в соответствии с задачами дисциплины в области формирования практических навыков).
методами проведениестатистического наблюдения, сводки и статистического анализа информации о здоровье населения различных возрастно-половых групп, и уметь делать правильные выводы о состоянии группового и общественного здоровья
технологиями формирования у взрослого населения и подростков позитивного поведения, направленного на сохранение и повышение уровня здоровья;
технологиями формирования у взрослого населения, подростков и членов их семей мотивации к внедрению элементов здорового образа жизни, в том числе к устранению вредных привычек, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья подрастающего поколения;
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.
Виды учебной работы
| Трудоемкость
(час.)
| Аудиторные занятия:
|
| Лекции
| 40
| Семинары
| -
| лабораторные практикумы
| -
| практические занятия
| 80
| клинические практические занятия
| -
| Самостоятельная работа
| 60
| экзамен
| 36
| Общая трудоемкость
| 216
| 5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1
| Теоретические основы дисциплины общественное здоровье, здравоохранение. Методы изучения, оценки здоровья населения и здравоохранения
| Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания Теоретические и организационные принципы здравоохранения.
Профилактическое направление здравоохранения.
Теоретические основы диспансеризации
| 2
| Основы медицинской статистики и организации статистического исследования. Статистический анализ.
| Этапы статистического исследования
1-ый этап. Организационные вопросы плана и методические вопросы программы. Объекты и единицы наблюдения. Статистические бланки. Виды группировок и шифра учетных признаков. Макеты статистических таблиц.
2 этап – сбор материала, виды сбора.
3 этап – статистические методы обработки результатов исследования.
4 этап – анализ, выводы, внедрение.
Организация исследования на примере курсовой работы.
Статистические величины( абсолютные, относительные и средние величины) Система статистических коэффициентов Динамические ряды и показатели анализа Стандартизованные коэффициенты, методы стандартизации Средние величины и правила построение вариационного ряда Оценка достоверности средних и относительных величин
| 3.
| Общественное здоровье и факторы, его определяющие.
| Общественное здоровье населения. Его обусловленность и оценка.
Демографические индикаторы общественного здоровья.
Разделы медицинской демографии, параметры здоровья, показатели
Заболеваемость. Понятие, методы учета и изучения заболеваемости. Виды заболеваемости по обращаемости. МКБ-X.
Инвалидность
Важнейшие социально значимые болезни современности.
| 4
| Система охраны здоровья населения. Организация медицинской помощи населению разных групп.
| Основные направления реформирования здравоохранения.
Организация лечебно-профилактической помощи взрослому населению. Врач общей практики.
Системы, виды медицинской помощи, типы медицинских учреждений, номенклатура ЛПУ. Первичная медико-санитарная помощь в городе. Роль поликлиники.
Больничная помощь. Медицинская документация в стационаре (приказы №№ 413 и 545). Показатели деятельности.
Организация медицинской помощи сельскому населению и рабочим промышленных предприятий. Особенности.
Особенности медицинской помощи работающим по месту работы.
Организация медицинской помощи женщинам и детям.
Система экспертизы трудоспособности (временной, стойкой).
Гигиеническое обучение и воспитание населения – пропаганда и формирование здорового образа жизни
Санитарное благополучие населения
| 5
| Укрепление здоровья населения. Современные проблемы профилактики
| Современные проблемы профилактики
Роль врачей-гигиенистов и эпидемиологов в проведении первичной и вторичной профилактики
| 6
| Основы медицинского законодательства и права.
| Законодательства РФ «Об охране здоровья граждан РФ» с 1993 г.;
Приоритетный национальный проект «Здоровье» с 2006 г.
Программа модернизация Российского здравоохранения 2011- 2012 года.
Медицинское страхование. Закон о медицинском страховании граждан 2011 г.
| 7
| Основы планирования, маркетинга, управления, экономики и финансирования здравоохранения.
| Основы медицинского менеджмента и маркетинга.
Экономика здравоохранения, планирования, финансирования отрасли
Программа государственных гарантий
Финансирование охраны здоровья граждан
| 8
| История отечественного здравоохранения. Здравоохранение в зарубежных странах. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
| История здравоохранения
Здравоохранение в зарубежных странах. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
| 5.2. Разделы дисциплины и виды учебной работы
№
| Разделы
| Трудоемкость дисциплины по видам учебной работы (час)
| Лекции*
| Практические занятия*
| Семинары
| 1
| Теоретические основы дисциплины общественное здоровье, здравоохранение. Методы изучения, оценки здоровья населения и здравоохранения
| 4
| 5
|
| 2
| Основы медицинской статистики и организации статистического исследования. Статистический анализ.
| 2
| 15
|
| 3
| Общественное здоровье и факторы, его определяющие.
| 6
| 15
|
| 4
| Система охраны здоровья населения.
Организация медицинской помощи населению разных групп.
| 10
| 30
|
| 5
| Укрепление здоровья населения. Современные проблемы профилактики
| 4
| 5
|
| 6
| Основы медицинского законодательства и права.
| 4
| 5
|
| 7
| Основы планирования, маркетинга, управления, экономики и финансирования здравоохранения.
| 6
| 5
|
| 8
| История отечественного здравоохранения. Здравоохранение в зарубежных странах. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
| 4
| -
|
|
| Итого
| 40
| 80
|
| * В таблице оставить виды учебных занятий, предусмотренные для дисциплины ФГОС и учебным планом
6. Интерактивные формы проведения занятий
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода в учебном процессе используются активные и интерактивные форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги).
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Интерактивные формы проведения занятий
| Длительность
(час.)
| 1
| Здоровый образ жизни
| Круглый стол
| 5 час
| 2
| Экспертиза временной нетрудоспособности
| Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)
| 5 час
| 3
| Статистика здравоохранения
| Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)
| 10 час
| Итого (час.)
| 20
| Итого (% от аудиторных занятий)
| 16,6 %
| 7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
№
| Разделы и темы для самостоятельного изучения
| Виды самостоятельной работы
| Формы контроля
| 1
| Модернизации здравоохранения
Национальный проект здоровья
Образ жизни
| Реферат
Реферат
Реферат
| Зачет
| 2
| Здоровый образ жизни
| Оформление мультимедийной презентации по теме «Здоровый образ жизни».
| Зачет
| 3
| Медицинская статистика;
| Контрольная работа по статистике с проверкой и зачетом после написания
| Зачет
| 4
| По всем модулям обучения
| Подготовка к практическим задания работа со справочной, методической и научной литературой
| Оценки на занятиях
| 8. Формы контроля
8.1. Текущий контроль
Формы контроля: контрольные работы, рефераты, тестирование.
Контрольная работа по экспертизе временной нетрудоспособности в 7 семестре ежедневная выписка листка нетрудоспособности
Контрольная работа - Анализ деятельности ЛПУ по годовому отчету. Оценка качества лечебно-профилактической помощи
Контрольнаяработа по статистике (Статистические методы обработки результатов медико-биологических исследований)
Реферат по модернизации здравоохранения
Реферат по национальному проекту здоровья
Тест по статистике
Тест по занятию охрана материнства и детства, организация помощи сельскому населению
Тест по окончанию цикла – рубежный контроль
8.2. Итоговый контроль
Государственный экзамен по дисциплине.
Проходит в 3 этапа:
этап тестирование компьютерном классе 10 вариантов вопросов по 50 в каждом
второй этап ситуационная задача - выписка или экспертиза листка нетрудоспособности
этап собеседование по билетом . Вопросы собеседования прилагаются
ПРОГРАММНЫЕ ВОПРОСЫ
|