Рабочая программа по дисциплине химия по направлению подготовки (специальности)





НазваниеРабочая программа по дисциплине химия по направлению подготовки (специальности)
страница1/3
Дата публикации05.12.2014
Размер0.51 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа
  1   2   3


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации






УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной

работе

профессор С.Н. Цыбусов

______________________________

«___» ______________ 20__г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине ХИМИЯ



ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ)

060201 «Стоматология»
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «СПЕЦИАЛИСТ»)
ФАКУЛЬТЕТ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ

форма обучения - очная








2011

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 060201 «Стоматология» утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 16 от 14 января 2011
Составители рабочей программы:

Зимина С.В., к.х.н., доцент, доцент

Гордецов А.С., д.х.н., заведующий кафедрой, профессор
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры
протокол № 1 от 30 августа 2011 г

Заведующий кафедрой, д.х.н.,

профессор Гордецов А.С.

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании цикловой методической комиссии по естественно – научным дисциплинам НГМА.

Протокол № 1 от 14 сентября 2011 года
Председатель, заведующий

кафедрой общей и

клинической фармакологии,

профессор /Кузин В.Б./

(подпись)

2011

1.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель изучения дисциплины - формирование у студентов системных знаний и умений выполнять расчеты параметров физико-химических процессов, при рассмотрении их физико-химической сущности и механизмов взаимодействия веществ, происходящих в организме человека на клеточном и молекулярном уровнях, а также при воздействии на живой организм окружающей средой.

При этом задачами дисциплины являются:

- ознакомление студентов с принципами организации и работы химической лаборатории;

- ознакомление студентов с мероприятиями по охране труда и технике безопасности в химической лаборатории, с осуществлением контроля за соблюдением и обеспечением экологической безопасности при работе с реактивами;

- формирование у студентов представлений о физико-химических аспектах как о важнейших биохимических процессах и различных видах гомеостаза в организме: теоретические основы биоэнергетики, факторы, влияющие на смещение равновесия биохимических процессов;

- изучение студентами свойств веществ органической и неорганической природы; свойств растворов, различных видов равновесий химических реакций и процессов жизнедеятельности; механизмов действия буферных систем организма, их взаимосвязь и роль в поддержании кислотно-основного гомеостаза; особенностей кислотно-основных свойств аминокислот и белков;

- изучение студентами закономерностей протекания физико-химических процессов в живых системах с точки зрения их конкуренции, возникающей в результате совмещения равновесий разных типов; роли биогенных элементов и их соединений в живых системах; физико-химических основ поверхностных явлений и факторов, влияющих на свободную поверхностную энергию; особенностей адсорбции на различных границах разделов фаз; особенностей физхимии дисперсных систем и растворов биополимеров;

- формирование у студентов навыков изучения научной химической литературы;

- формирование у студентов умений для решения проблемных и ситуационных задач;

- формирование у студентов практических умений постановки и выполнения экспериментальной работы.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА

Дисциплина «химия» относится к циклу математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования по специальности 060201 Стоматология.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

- в цикле гуманитарных дисциплин (философия, биоэтика, правоведение, история иностранный язык);

- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (математика, физика, биология, медицинская информатика).

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)

способностью и готовностью анализировать социально-значимые
проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных,
естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в
различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способностью и готовностью к анализу мировоззренческих,
социально и личностно значимых философских проблем, основных
философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

способностью и готовностью к анализу значимых политических
событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к
овладению основными понятиями и закономерностями мирового
исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к
историческому наследию и традициям, к оценке политики государства;
знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);

способностью и готовностью анализировать экономические
проблемы и общественные процессы, использовать методику расчета
показателей экономической эффективности; знать рыночные механизмы
хозяйствования, консолидирующие показатели, характеризующие степень
развития экономики (ОК-4);

способностью и готовностью к логическому и аргументированному
анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к
редактированию текстов профессионального содержания, к
осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к
сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

способностью и готовностью овладеть одним из иностранных языков

на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на
государственном языке (ОК-6);

способностью и готовностью использовать методы управления,
организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные
управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей
профессиональной компетенции (ОК-7);

способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с
учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать
правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе
с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).

2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными
компетенциями (ПК):


способностью и готовностью выявлять естественнонаучную
сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности,
использовать для их решения соответствующий физико-химический и
математический аппарат (ПК-2);

способностью и готовностью к формированию системного подхода к
анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы
доказательной медицины, основанной на поиске решений с

использованием теоретических знаний и практических умений в целях
совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос,
физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных
лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа
биопсийного, операционного и секционного материала, написать
медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5);

способностью и готовностью применять методы асептики и
антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить
санитарную обработку лечебных и диагностических помещений
медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными (ПК-7);

способностью и готовностью проводить судебно-медицинское
освидетельствование живых лиц; трактовать результаты лабораторных
исследований объектов судебно-медицинской экспертизы в случае
привлечения к участию в процессуальных действиях в качестве
специалиста или эксперта (ПК-8);

способностью и готовностью к работе с медико-технической
аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной
техникой, получать информацию из различных источников, работать с
информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);

способностью и готовностью использовать методы оценки
природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у
взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять
профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических,
инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить
санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-12);

способностью и готовностью к постановке диагноза на основании
результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с
учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в
целом (ПК-20);

способностью и готовностью к освоению современных
теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине
(ПК-51);

способностью и готовностью к участию в организации работ по
практическому использованию и внедрению результатов исследований
(ПК- 52).

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

- термодинамические и кинетические закономерности, определяющие протекание химических и биохимических процессов;

- физико-химические аспекты важнейших биохимических процессов и различных видов гомеостаза в организме: теоретические основы биоэнергетики, факторы, влияющие на смещение равновесия биохимических процессов;

- свойства воды и водных растворов сильных и слабых электролитов;

- основные типы равновесий и процессов жизнедеятельности: протолитические, гетерогенные, лигандообменные, редокс;

- механизмы действия буферных систем организма, их взаимосвязь и роль в поддержании кислотно-основного гомеостаза; особенности кислотно-основных свойств аминокислот и белков;

- закономерности протекания физико-химических процессов в живых системах с точки зрения их конкуренции, возникающей в результате совмещения равновесий разных типов;

- роль биогенных элементов и их соединений в живых системах;

- физико-химические основы поверхностных явлений и факторы;

- влияющие на свободную поверхностную энергию; особенности адсорбции на различных границах разделов фаз;

- особенности физико-химии дисперсных систем и растворов биополимеров.

Уметь:

- прогнозировать результаты физико-химических процессов, протекающих в живых системах, опираясь на теоретические положения;

- научно обосновывать наблюдаемые явления;

- производить физико-химические измерения, характеризую­щие те или иные свойства растворов, смесей и других объектов, моделирующих внутренние среды организма;

- представлять данные экспериментальных исследований в виде графиков и таблиц;

- производить наблюдения за протеканием химических реакций и делать обоснованные выводы;

- представлять результаты экспериментов и наблюдений в виде законченного протокола исследования;

- решать типовые практические задачи и овладеть теоретическим минимумом на более абстрактном уровне;

- решать ситуационные задачи, опираясь на теоретические положения, моделирующие физико-химические процессы, протекающие в живых организмах;

- умеренно ориентироваться в информационном потоке (использовать справочные данные и библиографию по той или иной причине).

Владеть:

- самостоятельной работы с учебной, научной и справочной литературой; вести поиск и делать обобщающие выводы;

- безопасной работы в химической лаборатории и умения обращаться с химической посудой, реактивами, работать с газовыми горелками и электрическими приборами.

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

I II

базовая вариат. часть часть

Аудиторные занятия (всего)

134

72 62

В том числе:

-

-

Лекции (Л)

49

21 28

Практические занятия (ПЗ)

43

26 17

Лабораторные работы (ЛР)

42

25 17

Самостоятельная работа (всего)

36

24 12

Вид промежуточной аттестации

зачет

зачет

Общая трудоемкость часы

зачетные

единицы

170

96 74

4,7






5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины

ВВЕДЕНИЕ.

Химия и медицина. Предмет, задачи и методы химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования.
ЭЛЕМЕНТЫ ХИМИЧЕСКОЙ ТЕРМОДИНАМИКИ И

БИОЭНЕРГЕТИКИ.

Предмет и методы химической термодинамики. Взаимосвязь между процессами обмена веществ и энергии в организме. Химическая термодинамика как теоретическая основа биоэнергетики.

Основные понятия термодинамики Внутренняя энергия. Работа и теплота - две формы передачи энергии. Типы термодинами­ческих систем и процессов.

Первое начало термодинамики. Энтальпия. Стандартная энтальпия образования, стандартная энтальпия сгорания. Закон Гесса. Термохимические процессы. Применение первого начала термодина­мики к биосистемам.

Второе начало термодинамики Обратимые и необратимые в термодинамическом смысле процессы. Энтропия. Энергия Гиббса. Термодинамические условия равновесия. Роль энтальпийного и энтропийного факторов. Стандартная энергия Гиббса. Примеры экзэргонических и эндэргонических процессов, протекающих в организме.

Химическое равновесие. Обратимые и необратимые по направлению реакции. Константы химического равновесия. Прогнозирование смещения химического равновесия. Применимость основных закономерностей термодинамики к живым (открытым) системам.

КИНЕТИКА ХИМИЧЕСКИХ И БИОХИМИЧЕСКИХ

РЕАКЦИЙ.

Предмет и основные понятия химической кинетики. Химиче­ская кинетика как основа для изучения скоростей и механизмов био­химических процессов. Скорость реакции. Классификации реакций, применяющиеся в кинетике: реакции гомогенные, гетерогенные; реакции простые и сложные. Молекулярность реакции. Кинетические уравнения. Порядок реакции. Период полу­превращения.

Зависимость скорости реакции от концентрации реагентов Кинетические уравнения реакций первого, второго и нулевого поряд­ков.

Зависимость скорости реакции от температуры. Температур­ный коэффициент скорости реакции и его особенности для биохимиче­ских процессов. Понятие о теории активных соударений. Энергетиче­ский профиль реакции; энергия активации; уравнение Аррениуса.

Катализ. Гомогенный катализ, гетерогенный катализ. Особенности каталити­ческой активности ферментов.
УЧЕНИЕ О РАСТВОРАХ.
Роль воды и растворов в жизнедеятельности. Физико-химические свойства воды, обуславливающие её уникальную роль как единственного биорастворителя.; влияние внешних условий на растворимость. Термодинамика растворения. Понятие об идеальном растворе. . Константа растворимости. Условия рас­творения и образования осадков.

Коллигативные свойства разбавленных растворов неэлек­тролитов. Закон Рауля и следствия из него; понижение температуры кристаллизации, повышение температуры кипения растворов, осмос. Осмотическое давление, закон Вант-Гоффа.

Элементы теории растворов электролитов. Сильные и сла­бые электролиты. Константа ионизации слабого электролита. Закон разведения Оствальда. Ионная сила раствора. Активность и коэффициент активности ионов. Электролиты в организме, слюна как электролит. Осмотические свойства растворов электролитов. Гипо-, гипер- и изотонические растворы. Изотонический коэффициент. Понятие об изоосмии (электролитном гомеостазе). Роль осмоса в биологических системах. Плазмолиз и гемолиз

ТЕОРИИ КИСЛОТ И ОСНОВАНИЙ.

Основные положения протолитической теории кислот и оснований Бренстеда-Лоури; сопряженная протолитическая пара, амфолиты. Теория Льюиса.

Автопротолиз воды. Константа автопротолиза воды. Водородный показатель.

Буферные системы; их классификация и механизм действия. Буферные системы крови: бионеорганические и биоорганические. Буферная емкость. Кислотно-основный баланс организма.

Типы протолитических реакций . Понятие о гидролизе. Роль гидролиза в биохимических процессах. Ацидометрия и алкалиметрия.

КООРДИНАЦИОННЫЕ (КОМПЛЕКСНЫЕ) СОЕДИНЕНИЯ.

Лигандообменные реакции. Основные положения координа­ционной теории Вернера. Комплексообразователь, лиганды, координационное число, дентатность. Пространственное строение комплексных соединений. Классы комплексных соединений: внутрикомплексные, анионные, катионные, нейтральные.

Комплексоны, их применение в медицине. Ионные равновесия в раство-рах комплексных соединений. Представление о строении металлоферментов. Константа нестойкости комплексного иона. Сложные органические лиганды. Механизм токсического действия тяжелых металлов на основе жестких и мягких кислот и оснований ( ЖМКО).
ХИМИЯ БИОГЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ.
Понятие биогенности химических элементов. Биосфера, кру­говорот биогенных элементов. Классификация биогенных элементов по их функциональной роли: органогены, элементы элек­тролитного фона, микроэлементы, ксенобиотики. Окружающая среда: химические аспекты экологии.

Химия элементов s-блока. Электронные структуры атомов и катионов. Сравнение свойств ионов элементов 1А- и 2А-групп (комп-лексообразование, образование осадков). Биологическая роль натрия, калия, кальция, магния. Химическое сходство и биологический антаго­низм (натрий-калий, магний-кальций).

Химия элементов d-блока. Электронные структуры атомов и катионов. Наиболее важные элементы d-блока. Образование комплексных соединений с органическими лигандами; гидроксокомплексы; амминокомплексы; образование нерастворимых соединений: гидроксиды, фосфаты, карбонаты, оксалаты. Сплавы.

Химия элементов p-блока. Электронные структуры атомов и ионов. Стома­тологические пломбировочные материалы. Слепочные материалы. Условия образования и растворения осадков. Лиганднообменные равновесия и процессы.

ФИЗИКО-ХИМИЯ ПОВЕРХНОСТНЫХ ЯВЛЕНИЙ.
Адсорбционные равновесия и процессы на подвижных гра­ницах раздела фаз. Поверхностное натяжение. Адсорбция. Поверхностноактивные, неактивные и инактивные вещества. Ориентация молекул в поверхностном слое и структура биомембран. Поверхностное натяжение биожидкостей в норме и патологии.

Адсорбционные равновесия на неподвижных границах раз­дела фаз. Физическая адсорбция и хемосорбция. Адсорбция газов на твёрдых телах. Адсорбция из растворов. Зави­симость величины адсорбции от различных факторов. Избирательная адсорбция. Основы хроматографии. Значение адсорбции для жизнедеятельности. Физико-химические основы адсорбционной терапии, гемосорбции, применения в медицине ионитов. Адсорбция как начальная стадия процесса поглощения любых веществ клетка­ми и тканями организма.
ФИЗИКО-ХИМИЯ ДИСПЕРСНЫХ СИСТЕМ И РАСТВОРОВ ВМС.
Классификация дисперсных систем: по степени дисперсности, по агрегатному состоянию фаз, по силе межмолекулярного взаимодей­ствия между дисперсной фазой и дисперсионной средой. Природа кол­лоидного состояния. Молекулярно-кинетические свойства коллоидно-дисперсных систем.

Оптические свойства: рассеивание све­та. Электрокинетические свойства: электрофорез и электроосмос.

Строение двойного элек­трического слоя. Электрокинетический потенциал и его зависимость от различных факторов.

Устойчивость дисперсных систем. Устойчивость КДС. Коагуляция. Порог коагуляции и его определение. Коллоидная защита и пептизация. Коагуляция в биологических системах..

Коллоидные ПАВ. Биологически важные коллоидные ПАВ (мыла, детергенты, желчные кислоты). Мицеллообразование в раство­рах ПАВ. Липосомы.

Свойства растворов ВМС. Особенности растворения ВМС как следствие их структуры. Механизм набухания и растворения ВМС. Зависимость величины набухания от различных факторов. Вязкость. Вязкость крови и других биологических жидкостей.Устойчивость растворов биополимеров Высалива-ние био­полимеров из растворов. Коацервация и её роль в биологических системах. Застудневание растворов ВМС.

ХИМИЧЕСКИЕ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДО-

ВАНИЯ В МЕДИЦИНЕ.

Титриметрический анализ. Химический эквивалент вещества. Молярная концентрация эквивалента вещества. Закон эквивалентов. Точка эквивалентности и способы её фиксирования. Ацидиметрия и алкалиметрия: титранты, индикаторы. Окислительно-восстановительное титрование. Перманганатометрия и иодиметрия: титранты, индикаторы. Расчёт массы и массовой доли определяемого вещества по данным титриметрического анализа. Использование титриметрических методов в медицине. Комплексонометрия.

Потенциометрия. Измерение электродных потенциалов. Электроды сравнения: водородный, хлорсеребряный. Ионоселективные электроды на основе твердых и жидких мембран; их использование для измерения концент­рации ионов водорода (стеклянный электрод), калия, кальция, натрия в биожидкостях. Потенциометрическое титрование.

Хроматография. Классификация. Применение тонкослой­ной, бумажной, газо-жидкостной хроматографии в медико-биологических иссле­дованиях.

Избранные методы анализа. Представления о применении в медицине и биологии комплексонометрии, эбуллиометрии, криометрии, осмометрии, электрофореза, кондуктометрии, вискозиметрии
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине химия по направлению подготовки (специальности) iconРабочая программа по дисциплине аналитическая химия по направлению подготовки (специальности)
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности 060301 Фармация утвержденным приказом Министерства образования...
Рабочая программа по дисциплине химия по направлению подготовки (специальности) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очного...
Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия...
Рабочая программа по дисциплине химия по направлению подготовки (специальности) iconРабочая программа по дисциплине общая и биоорганическая химия по...
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специаль-ности 060105 медико-профилактическое дело утвержденным приказом...
Рабочая программа по дисциплине химия по направлению подготовки (специальности) iconРабочая программа дисциплины Химия синтетических лекарственных веществ
Дисциплина «Химия синтетических лекарственных веществ» входит в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла (Б....
Рабочая программа по дисциплине химия по направлению подготовки (специальности) iconОсновная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом...

Рабочая программа по дисциплине химия по направлению подготовки (специальности) iconРабочая программа По дисциплине «Биология» (наименование дисциплины)...
Фгос-3 впо по направлению подготовки (специальности) «Лечебное дело» (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного приказом...
Рабочая программа по дисциплине химия по направлению подготовки (специальности) iconРабочая программа по дисциплине ен. Ф. 04 «Химия»
...
Рабочая программа по дисциплине химия по направлению подготовки (специальности) iconРабочая программа по дисциплине дс. Ф. 01 Фармацевтическая химия...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине химия по направлению подготовки (специальности) iconРабочая программа по дисциплине б органическая химия
Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 260800. 62 Технология продукции...
Рабочая программа по дисциплине химия по направлению подготовки (специальности) iconРабочая программа по дисциплине В. В 3 Пчеловодство по направлению подготовки бакалавров
Рабочая программа составлена на основании фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 110400. 62 Агрономия
Рабочая программа по дисциплине химия по направлению подготовки (специальности) iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
«Химия», профиль подготовки «Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность»
Рабочая программа по дисциплине химия по направлению подготовки (специальности) iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
«Химия», профиль подготовки «Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность»
Рабочая программа по дисциплине химия по направлению подготовки (специальности) iconРабочая программа по дисциплине б 10 Кормление животных по направлению подготовки бакалавров
Рабочая программа составлена на основании фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 111100. 62 Зоотехния
Рабочая программа по дисциплине химия по направлению подготовки (специальности) iconРабочая программа по дисциплине б 12. Механизация растениеводства...
Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 110400. 62 Агрономия
Рабочая программа по дисциплине химия по направлению подготовки (специальности) iconРабочая программа по дисциплине б 12. Механизация растениеводства...
Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 110400. 62 Агрономия
Рабочая программа по дисциплине химия по направлению подготовки (специальности) iconРабочая программа по дисциплине В. В эксплуатация сельскохозяйственной...
Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 110400. 62 Агрономия


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск