Скачать 0.51 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ХИМИЯПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 060201 «Стоматология» (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «СПЕЦИАЛИСТ») ФАКУЛЬТЕТ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ форма обучения - очная
2011 Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 060201 «Стоматология» утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 16 от 14 января 2011 Составители рабочей программы: Зимина С.В., к.х.н., доцент, доцент Гордецов А.С., д.х.н., заведующий кафедрой, профессор Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры протокол № 1 от 30 августа 2011 г Заведующий кафедрой, д.х.н., профессор Гордецов А.С. Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании цикловой методической комиссии по естественно – научным дисциплинам НГМА. Протокол № 1 от 14 сентября 2011 года Председатель, заведующий кафедрой общей и клинической фармакологии, профессор /Кузин В.Б./ (подпись) 2011 1.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цель изучения дисциплины - формирование у студентов системных знаний и умений выполнять расчеты параметров физико-химических процессов, при рассмотрении их физико-химической сущности и механизмов взаимодействия веществ, происходящих в организме человека на клеточном и молекулярном уровнях, а также при воздействии на живой организм окружающей средой. При этом задачами дисциплины являются: - ознакомление студентов с принципами организации и работы химической лаборатории; - ознакомление студентов с мероприятиями по охране труда и технике безопасности в химической лаборатории, с осуществлением контроля за соблюдением и обеспечением экологической безопасности при работе с реактивами; - формирование у студентов представлений о физико-химических аспектах как о важнейших биохимических процессах и различных видах гомеостаза в организме: теоретические основы биоэнергетики, факторы, влияющие на смещение равновесия биохимических процессов; - изучение студентами свойств веществ органической и неорганической природы; свойств растворов, различных видов равновесий химических реакций и процессов жизнедеятельности; механизмов действия буферных систем организма, их взаимосвязь и роль в поддержании кислотно-основного гомеостаза; особенностей кислотно-основных свойств аминокислот и белков; - изучение студентами закономерностей протекания физико-химических процессов в живых системах с точки зрения их конкуренции, возникающей в результате совмещения равновесий разных типов; роли биогенных элементов и их соединений в живых системах; физико-химических основ поверхностных явлений и факторов, влияющих на свободную поверхностную энергию; особенностей адсорбции на различных границах разделов фаз; особенностей физхимии дисперсных систем и растворов биополимеров; - формирование у студентов навыков изучения научной химической литературы; - формирование у студентов умений для решения проблемных и ситуационных задач; - формирование у студентов практических умений постановки и выполнения экспериментальной работы. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА Дисциплина «химия» относится к циклу математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования по специальности 060201 Стоматология. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются: - в цикле гуманитарных дисциплин (философия, биоэтика, правоведение, история иностранный язык); - в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (математика, физика, биология, медицинская информатика). 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ) способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2); способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3); способностью и готовностью анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать методику расчета показателей экономической эффективности; знать рыночные механизмы хозяйствования, консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики (ОК-4); способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5); способностью и готовностью овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке (ОК-6); способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7); способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8). 2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2); способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3); способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5); способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными (ПК-7); способностью и готовностью проводить судебно-медицинское освидетельствование живых лиц; трактовать результаты лабораторных исследований объектов судебно-медицинской экспертизы в случае привлечения к участию в процессуальных действиях в качестве специалиста или эксперта (ПК-8); способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9); способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-12); способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК-20); способностью и готовностью к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК-51); способностью и готовностью к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК- 52). В результате изучения дисциплины студент должен Знать: - термодинамические и кинетические закономерности, определяющие протекание химических и биохимических процессов; - физико-химические аспекты важнейших биохимических процессов и различных видов гомеостаза в организме: теоретические основы биоэнергетики, факторы, влияющие на смещение равновесия биохимических процессов; - свойства воды и водных растворов сильных и слабых электролитов; - основные типы равновесий и процессов жизнедеятельности: протолитические, гетерогенные, лигандообменные, редокс; - механизмы действия буферных систем организма, их взаимосвязь и роль в поддержании кислотно-основного гомеостаза; особенности кислотно-основных свойств аминокислот и белков; - закономерности протекания физико-химических процессов в живых системах с точки зрения их конкуренции, возникающей в результате совмещения равновесий разных типов; - роль биогенных элементов и их соединений в живых системах; - физико-химические основы поверхностных явлений и факторы; - влияющие на свободную поверхностную энергию; особенности адсорбции на различных границах разделов фаз; - особенности физико-химии дисперсных систем и растворов биополимеров. Уметь: - прогнозировать результаты физико-химических процессов, протекающих в живых системах, опираясь на теоретические положения; - научно обосновывать наблюдаемые явления; - производить физико-химические измерения, характеризующие те или иные свойства растворов, смесей и других объектов, моделирующих внутренние среды организма; - представлять данные экспериментальных исследований в виде графиков и таблиц; - производить наблюдения за протеканием химических реакций и делать обоснованные выводы; - представлять результаты экспериментов и наблюдений в виде законченного протокола исследования; - решать типовые практические задачи и овладеть теоретическим минимумом на более абстрактном уровне; - решать ситуационные задачи, опираясь на теоретические положения, моделирующие физико-химические процессы, протекающие в живых организмах; - умеренно ориентироваться в информационном потоке (использовать справочные данные и библиографию по той или иной причине). Владеть: - самостоятельной работы с учебной, научной и справочной литературой; вести поиск и делать обобщающие выводы; - безопасной работы в химической лаборатории и умения обращаться с химической посудой, реактивами, работать с газовыми горелками и электрическими приборами. 4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Содержание разделов дисциплины ВВЕДЕНИЕ. Химия и медицина. Предмет, задачи и методы химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования. ЭЛЕМЕНТЫ ХИМИЧЕСКОЙ ТЕРМОДИНАМИКИ И БИОЭНЕРГЕТИКИ. Предмет и методы химической термодинамики. Взаимосвязь между процессами обмена веществ и энергии в организме. Химическая термодинамика как теоретическая основа биоэнергетики. Основные понятия термодинамики Внутренняя энергия. Работа и теплота - две формы передачи энергии. Типы термодинамических систем и процессов. Первое начало термодинамики. Энтальпия. Стандартная энтальпия образования, стандартная энтальпия сгорания. Закон Гесса. Термохимические процессы. Применение первого начала термодинамики к биосистемам. Второе начало термодинамики Обратимые и необратимые в термодинамическом смысле процессы. Энтропия. Энергия Гиббса. Термодинамические условия равновесия. Роль энтальпийного и энтропийного факторов. Стандартная энергия Гиббса. Примеры экзэргонических и эндэргонических процессов, протекающих в организме. Химическое равновесие. Обратимые и необратимые по направлению реакции. Константы химического равновесия. Прогнозирование смещения химического равновесия. Применимость основных закономерностей термодинамики к живым (открытым) системам. КИНЕТИКА ХИМИЧЕСКИХ И БИОХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. Предмет и основные понятия химической кинетики. Химическая кинетика как основа для изучения скоростей и механизмов биохимических процессов. Скорость реакции. Классификации реакций, применяющиеся в кинетике: реакции гомогенные, гетерогенные; реакции простые и сложные. Молекулярность реакции. Кинетические уравнения. Порядок реакции. Период полупревращения. Зависимость скорости реакции от концентрации реагентов Кинетические уравнения реакций первого, второго и нулевого порядков. Зависимость скорости реакции от температуры. Температурный коэффициент скорости реакции и его особенности для биохимических процессов. Понятие о теории активных соударений. Энергетический профиль реакции; энергия активации; уравнение Аррениуса. Катализ. Гомогенный катализ, гетерогенный катализ. Особенности каталитической активности ферментов. УЧЕНИЕ О РАСТВОРАХ. Роль воды и растворов в жизнедеятельности. Физико-химические свойства воды, обуславливающие её уникальную роль как единственного биорастворителя.; влияние внешних условий на растворимость. Термодинамика растворения. Понятие об идеальном растворе. . Константа растворимости. Условия растворения и образования осадков. Коллигативные свойства разбавленных растворов неэлектролитов. Закон Рауля и следствия из него; понижение температуры кристаллизации, повышение температуры кипения растворов, осмос. Осмотическое давление, закон Вант-Гоффа. Элементы теории растворов электролитов. Сильные и слабые электролиты. Константа ионизации слабого электролита. Закон разведения Оствальда. Ионная сила раствора. Активность и коэффициент активности ионов. Электролиты в организме, слюна как электролит. Осмотические свойства растворов электролитов. Гипо-, гипер- и изотонические растворы. Изотонический коэффициент. Понятие об изоосмии (электролитном гомеостазе). Роль осмоса в биологических системах. Плазмолиз и гемолиз ТЕОРИИ КИСЛОТ И ОСНОВАНИЙ. Основные положения протолитической теории кислот и оснований Бренстеда-Лоури; сопряженная протолитическая пара, амфолиты. Теория Льюиса. Автопротолиз воды. Константа автопротолиза воды. Водородный показатель. Буферные системы; их классификация и механизм действия. Буферные системы крови: бионеорганические и биоорганические. Буферная емкость. Кислотно-основный баланс организма. Типы протолитических реакций . Понятие о гидролизе. Роль гидролиза в биохимических процессах. Ацидометрия и алкалиметрия. КООРДИНАЦИОННЫЕ (КОМПЛЕКСНЫЕ) СОЕДИНЕНИЯ. Лигандообменные реакции. Основные положения координационной теории Вернера. Комплексообразователь, лиганды, координационное число, дентатность. Пространственное строение комплексных соединений. Классы комплексных соединений: внутрикомплексные, анионные, катионные, нейтральные. Комплексоны, их применение в медицине. Ионные равновесия в раство-рах комплексных соединений. Представление о строении металлоферментов. Константа нестойкости комплексного иона. Сложные органические лиганды. Механизм токсического действия тяжелых металлов на основе жестких и мягких кислот и оснований ( ЖМКО). ХИМИЯ БИОГЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. Понятие биогенности химических элементов. Биосфера, круговорот биогенных элементов. Классификация биогенных элементов по их функциональной роли: органогены, элементы электролитного фона, микроэлементы, ксенобиотики. Окружающая среда: химические аспекты экологии. Химия элементов s-блока. Электронные структуры атомов и катионов. Сравнение свойств ионов элементов 1А- и 2А-групп (комп-лексообразование, образование осадков). Биологическая роль натрия, калия, кальция, магния. Химическое сходство и биологический антагонизм (натрий-калий, магний-кальций). Химия элементов d-блока. Электронные структуры атомов и катионов. Наиболее важные элементы d-блока. Образование комплексных соединений с органическими лигандами; гидроксокомплексы; амминокомплексы; образование нерастворимых соединений: гидроксиды, фосфаты, карбонаты, оксалаты. Сплавы. Химия элементов p-блока. Электронные структуры атомов и ионов. Стоматологические пломбировочные материалы. Слепочные материалы. Условия образования и растворения осадков. Лиганднообменные равновесия и процессы. ФИЗИКО-ХИМИЯ ПОВЕРХНОСТНЫХ ЯВЛЕНИЙ. Адсорбционные равновесия и процессы на подвижных границах раздела фаз. Поверхностное натяжение. Адсорбция. Поверхностноактивные, неактивные и инактивные вещества. Ориентация молекул в поверхностном слое и структура биомембран. Поверхностное натяжение биожидкостей в норме и патологии. Адсорбционные равновесия на неподвижных границах раздела фаз. Физическая адсорбция и хемосорбция. Адсорбция газов на твёрдых телах. Адсорбция из растворов. Зависимость величины адсорбции от различных факторов. Избирательная адсорбция. Основы хроматографии. Значение адсорбции для жизнедеятельности. Физико-химические основы адсорбционной терапии, гемосорбции, применения в медицине ионитов. Адсорбция как начальная стадия процесса поглощения любых веществ клетками и тканями организма. ФИЗИКО-ХИМИЯ ДИСПЕРСНЫХ СИСТЕМ И РАСТВОРОВ ВМС. Классификация дисперсных систем: по степени дисперсности, по агрегатному состоянию фаз, по силе межмолекулярного взаимодействия между дисперсной фазой и дисперсионной средой. Природа коллоидного состояния. Молекулярно-кинетические свойства коллоидно-дисперсных систем. Оптические свойства: рассеивание света. Электрокинетические свойства: электрофорез и электроосмос. Строение двойного электрического слоя. Электрокинетический потенциал и его зависимость от различных факторов. Устойчивость дисперсных систем. Устойчивость КДС. Коагуляция. Порог коагуляции и его определение. Коллоидная защита и пептизация. Коагуляция в биологических системах.. Коллоидные ПАВ. Биологически важные коллоидные ПАВ (мыла, детергенты, желчные кислоты). Мицеллообразование в растворах ПАВ. Липосомы. Свойства растворов ВМС. Особенности растворения ВМС как следствие их структуры. Механизм набухания и растворения ВМС. Зависимость величины набухания от различных факторов. Вязкость. Вязкость крови и других биологических жидкостей.Устойчивость растворов биополимеров Высалива-ние биополимеров из растворов. Коацервация и её роль в биологических системах. Застудневание растворов ВМС. ХИМИЧЕСКИЕ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДО- ВАНИЯ В МЕДИЦИНЕ. Титриметрический анализ. Химический эквивалент вещества. Молярная концентрация эквивалента вещества. Закон эквивалентов. Точка эквивалентности и способы её фиксирования. Ацидиметрия и алкалиметрия: титранты, индикаторы. Окислительно-восстановительное титрование. Перманганатометрия и иодиметрия: титранты, индикаторы. Расчёт массы и массовой доли определяемого вещества по данным титриметрического анализа. Использование титриметрических методов в медицине. Комплексонометрия. Потенциометрия. Измерение электродных потенциалов. Электроды сравнения: водородный, хлорсеребряный. Ионоселективные электроды на основе твердых и жидких мембран; их использование для измерения концентрации ионов водорода (стеклянный электрод), калия, кальция, натрия в биожидкостях. Потенциометрическое титрование. Хроматография. Классификация. Применение тонкослойной, бумажной, газо-жидкостной хроматографии в медико-биологических исследованиях. Избранные методы анализа. Представления о применении в медицине и биологии комплексонометрии, эбуллиометрии, криометрии, осмометрии, электрофореза, кондуктометрии, вискозиметрии |
Рабочая программа по дисциплине аналитическая химия по направлению подготовки (специальности) Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности 060301 Фармация утвержденным приказом Министерства образования... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очного... Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия... | ||
Рабочая программа по дисциплине общая и биоорганическая химия по... Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специаль-ности 060105 медико-профилактическое дело утвержденным приказом... | Рабочая программа дисциплины Химия синтетических лекарственных веществ Дисциплина «Химия синтетических лекарственных веществ» входит в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла (Б.... | ||
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом... | Рабочая программа По дисциплине «Биология» (наименование дисциплины)... Фгос-3 впо по направлению подготовки (специальности) «Лечебное дело» (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного приказом... | ||
Рабочая программа по дисциплине ен. Ф. 04 «Химия» ... | Рабочая программа по дисциплине дс. Ф. 01 Фармацевтическая химия... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа по дисциплине б органическая химия Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 260800. 62 Технология продукции... | Рабочая программа по дисциплине В. В 3 Пчеловодство по направлению подготовки бакалавров Рабочая программа составлена на основании фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 110400. 62 Агрономия | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... «Химия», профиль подготовки «Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность» | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... «Химия», профиль подготовки «Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность» | ||
Рабочая программа по дисциплине б 10 Кормление животных по направлению подготовки бакалавров Рабочая программа составлена на основании фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 111100. 62 Зоотехния | Рабочая программа по дисциплине б 12. Механизация растениеводства... Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 110400. 62 Агрономия | ||
Рабочая программа по дисциплине б 12. Механизация растениеводства... Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 110400. 62 Агрономия | Рабочая программа по дисциплине В. В эксплуатация сельскохозяйственной... Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 110400. 62 Агрономия |