МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет лечебный Кафедра морфологических дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
___________Л.И. Задорожная
«_____»__________ 20_____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине С.2.13.Патологическая анатомия, клиническая патанатомия
по специальности
(направлению)________________060101.65 Лечебное дело
Квалификация (степень)
выпускника Специалист
Форма обучения Очная
МАЙКОП
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению 060101.65 Лечебное дело Составитель рабочей программы:
Кандидат медицинских наук, доцент
|
|
| Малова И.Ю.
| (должность, ученое звание, степень)
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
_________________________ морфологических дисциплин_______________________
(наименование кафедры)
Заведующий кафедрой
«___»________20___г.
|
|
|
Савенко В.О.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Одобрено учебно-методической комиссией факультета
(где осуществляется обучение) «___»_________20__г.
Председатель
учебно-методического
совета направления (специальности)
(где осуществляется обучение)
|
|
|
Ожева Р.Ш.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Декан факультета
(где осуществляется обучение)
«___»_________20___г.
|
|
|
Ожева Р.Ш.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»_________20___г.
|
|
|
Гук Г.А.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Зав. выпускающей кафедрой
по направлению (специальности)
|
|
|
Куанова И.Д.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины - изучение структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза для более углубленного изучения клиники и использования полученных знаний в работе врача. Задачи изучения дисциплины на лечебном факультете:
изучение студентами патологии клетки и общепатологических процессов, совокупностью которых определяются морфологические проявления той или иной болезни;
приобретение студентами знаний об этиологии, патогенезе и морфологии
болезней на разных этапах их развития (морфогенез), структурных основ выздоровления, осложнений, исходов и отдаленных последствий заболеваний;
освоение студентом морфологии и механизмов процессов приспособления и компенсации организма в ответ на воздействие патогенных факторов и меняющихся условий внешней среды;
изучение студентами изменений болезней, возникающих как в связи с изменяющимися условиями жизни человека и лечением (патоморфоз), так и вследствие различных манипуляций (патология терапии);
ознакомление студентов с принципами организации патологоанатомической службы, методических основ морфологического анализа биопсийного, операционного материала и клинической интерпретации патологоанатомического заключения.
2. Место дисциплины в структуре ООП специалитета
Дисциплина «Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия» является специальной дисциплиной, относящейся к федеральному компоненту ООП, входит в перечень курсов базовой части профессионального цикла ООП.
«Патологическая анатомия» относится к циклу естественно-научных и медико-биологических дисциплин. Перечень дисциплин и знаний, необходимых для изучения патологической анатомии - нормальная анатомия, гистология, цитология, физиология, патофизиология, биохимия, фармакология, микробиология, вирусология, иммунология, терапия, хирургия, акушерство и гинекология, инфекционные болезни, офтальмология, ЛОР-болезни, фтизиатрия, педиатрия. Знания, полученные при изучении этих дисциплин позволяют успешно осваивать новый материал - патологию клетки, морфологию общепатологических процессов; этиологию, пато- и морфогенез болезней, их осложнений и исходов; структурные основы выздоровления; отдаленные последствия заболеваний; морфологию и механизмы процессов приспособления и компенсации организма в ответ на воздействие патогенных факторов и изменяющихся условий внешней среды; патоморфоз болезней и ятрогенную патологию с целью раскрытия морфологического субстрата, клинической картины того или иного заболевания. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
термины, используемые в курсе патологической анатомии, и основные методы патологоанатомического исследования, в частности: аутопсия, биопсия, макропрепарат, микропрепарат, цитологический материал; основной метод окраски гистологических препаратов, основные методы гистохимического исследования.
понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза, учения о болезни, нозологии, принципы классификации болезней, основные понятия общей нозологии
структурные и функциональные основы болезней и патологических процессов, причины, основные механизмы развития и исходов типовых патологических процессов, нарушений функций органов и систем (ПК-3; ПК-16; ПК-17).
основы клинико-анатомического анализа и принципы построения патологоанатомического диагноза, принципы клинико-анатомического анализа биопсийного и операционного материала.
Уметь:
определять макроскопические изменения в органах и тканях при общепатологических процессах и различных заболеваниях (диагностика макропрепаратов);
давать макроскопическую морфологическую характеристику органам и тканям с целью установления предварительного патологоанатомического диагноза;
участвовать в осмотре трупа при патологоанатомическом вскрытии и определять признаки смерти и посмертные изменения;
обосновать характер патологического процесса и его клинических проявлениях;
осуществлять сопоставление морфологических и клинических проявлений болезней;
диагностировать причины, патогенез и морфогенез болезней, их проявления, осложнения и исходы, а также патоморфоз,
использовать полученные знания о структурных изменениях при патологических процессах и болезнях при изучении последующих клинических дисциплин.
проводить клинико-морфологический анализ результатов патологоанатомического вскрытия трупа, сформулировать посмертный патологоанатомический диагноз и написать эпикриз, оценить качество клинической диагностики и лечения;
заполнять «Медицинское свидетельство о смерти», «Медицинское свидетельство о перинатальной смерти»;
оформлять направление на морфологическое исследование биоптатов, операционного материала и последов, оценить результаты исследования этих материалов.
Владеть:
макроскопической диагностикой патологических процессов;
микроскопической (гистологической) диагностикой патологических процессов;
навыками клинико-анатомического анализа.
базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности;
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц (288 часов).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 5
| 6
| 11
| Аудиторные занятия (всего)
| 207/5,8
| 68/1,88
| 105/2,9
| 34/0,9
| В том числе:
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 56/1,5
| 32/0,88
| 22/0,6
| 2/0,05
| Практические занятия (ПЗ)
| 151/4,2
| 34/0,94
| 83/2,3
| 34/0,9
| Семинары (С)
| -
| -
| -
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 45/1,1
| 15/0,4
| 15/0,4
| 15/0,4
| В том числе:
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| -
|
| Расчетно-графические работы
| -
| -
| -
|
| Рефераты
| 12/0,33
| 4/0,11
| 4/0,11
| 4/0,11
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
2. Подготовка к лабораторным занятиям, коллоквиумам, написание докладов на конференцию и т.д.
3. Препарирование трупного материала.
|
17/0,5
16/0,4
|
6/0,16
5/0,13
|
8/0,22
3/0,36
|
6/0,16
5/0,13
| Форма промежуточной аттестации:
зачет
экзамен
|
36/1
|
-
|
36/1
|
| Общая трудоемкость
| 288/8
| 81/2,25
| 156/4,3
| 51/1,42
|
5. Структура и содержание дисциплины 5.1. Структура дисциплины
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семест-ра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
|
| 5 семестр
|
|
|
|
|
|
| 1
| Разде 1.
Общая патанатомия
Содержание, задачи и методы патологической анатомии.
| 1
| 2
| 3
|
| 2
| Теоретическое собеседование
(опрос)
| 2
| Повреждение и гибель клеток и тканей.
| 2
| 2
| 3
|
| 2
| Теоретическое собеседование
(опрос)
| 3
| Морфология наруше-ний белкового, липид-ного и пигментного обмена. Патологичес-
кое обызвествление.
| 3-4
| 4
| 3
|
| 2
| Теоретическое собеседование
(опрос)
| 4
| Нарушение равновесия жидких сред. Расстрой-ство кровообращения и лимфообращения.
| 5-6
| 4
| 3
|
| 2
| Блиц-опрос
| 5
| Воспаление, заживление и восстановление.
| 7-8
| 2
| 3
|
| 1
| Тестирование
| 6
| Патология иммунной системы.
| 9
| 2
| 3
|
| 1
| Обсуждение докладов
| 7
| Патология роста и дифференцировки клеток. Процессы адаптации.
| 10
| 2
| 3
|
| 1
| Тестирование
| 8
| Опухоли.
| 11-12
| 4
| 3
|
| 1
| Блиц-опрос
| 9
| Раздел 2.
Частная патанатомия
Патология клеток крови и костного мозга, орга-нов лимфоретикулярной системы.
| 13-14
| 4
| 4
|
| 1
| Блиц-опрос
| 10
| Болезни сердца и сосудов.
| 15
| 3
| 3
|
| 1
| Блиц-опрос
| 11
| Ревматические болезни.
| 16
| 3
| 3
|
| 1
| Блиц-опрос
| 12
| Промежуточная аттестация
| 17
| -
|
|
| -
| Зачет в устной форме
диагностика микро и
макропрепаратов
|
| Итого за 5 семестр
| -
| 32
| 34
| -
| 15
| 81/2,25
|
| 6 семестр
| 1
| Заболевания органов дыхания.
| 1-2
| 2
| 8
|
| 1
| Теоретическое собеседование
(опрос)
| 2
| Туберкулез.
| 3-4
| 2
| 8
|
| 1
| Теоретическое собеседование
(опрос)
| 3
| Болезни органов пище-варительного тракта.
| 5-8
| 4
| 10
|
| 2
| Теоретическое собеседование
(опрос)
| 4
| Заболевания печени желчного пузыря, желчных протоков, поджелудочной железы.
| 9-10
| 2
| 8
|
| 2
| Тестирование
| 5
| Заболевания почек и мочевых путей.
| 11-12
| 2
| 8
|
| 1
| Теоретическое собеседование
(опрос)
| 6
| Болезни органов эндо-кринной системы.
| 13-14
| 2
| 8
|
| 1
|
| 7
| Заболевания половых органов и молочных желез.
| 15-16
| 2
| 8
|
| 2
| Теоретическое собеседование
(опрос)
| 8
| Инфекционные и пара-зитарные болезни
| 17-18
| 2
| 8
|
| 1
| Теоретическое собеседование
(опрос)
| 9
| Болезни опорно-двигательного аппарата.
| 19-20
| 2
| 8
|
| 2
| Блиц-опрос
| 10
| Заболевания централь-ной нервной системы и периферических нервов.
| 21
| 2
| 9
|
| 2
| Блиц-опрос
| 11
| Промежуточная аттестация
| 22
| -
| -
|
| -
| Экзамен в устной форме
|
| Итого за 6 семестр
| -
| 22
| 83
| -
| 15
| 36
| 156/4,3
|
| 11 семестр
| 1
| Раздел 3.
Секционный курс
Задачи, методы и организация патолого-анатомической службы в РФ.Учение о диагнозе. Построение диагноза.
| 1-3
| 2
| 4
|
| 2
| Теоретическое собеседование
(опрос),
диагностика
| 2.
| Исследование биоп-сийного, операционного материалов и последов. Порядок назначения и проведения патолого-анатомических вскры-тий трупов.
| 4-6
|
| 6
|
| 3
| Теоретическое собеседование
(опрос),
диагностика
| 3.
| Техника патологоанато-мического вскрытия.
| 7-9
|
| 6
|
| 3
| Теоретическое собеседование
(опрос),
диагностика
| 4.
| Порядок оформления протокола патологоана-томического вскрытия трупа. Порядок заполнения и выдачи медицинских докумен-тов, удостоверяющих случаи рождения и смерти.
| 10-12
|
| 6
|
| 2
| Теоретическое собеседование
(опрос),
диагностика
| 5.
| Клинико-анатомические сопоставления. (патологоанатомическая экспертиза).
| 13-14
|
| 6
|
| 2
| Теоретическое собеседование
(опрос),
диагностика
| 6.
| Деоитологические аспекты патологоана-томической практики. Этические нормы клинико-анатомиче-ского анализа.
| 15-16
|
| 6
|
| 2
| Теоретическое собеседование
(опрос),
диагностика
| 7.
| Промежуточная аттестация
| 17
| -
| -
|
| -
| Зачет
в устной форме
|
| Итого за 11 семестр
| -
| 2
| 34
| -
| 15
| 51/1,42
|
| ИТОГО:
| -
| 56
| 151
|
| 45
| 288/8
| |