Физики и лирики





Скачать 52.87 Kb.
НазваниеФизики и лирики
Дата публикации29.06.2013
Размер52.87 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Физика > Закон
Физики и лирики
В основе любого искусства, каким бы сложным оно ни было, лежат естественные закономерности. Поэтому неслу­чайно многие практики вокального искусства не раз выска­зывались о необходимости привлечения науки на службу вокальной педагогики. Более того, некоторые из них в поисках недостающих научных данных, сами станови­лись исследователями. Так, например, Мануэль Гарсиа (сын известного оперного певца Мануэля Гарсиа), кстати говоря, обладавший не в пример своему знамени­тому отцу очень скромными вокальными данными, изве­стен не только как выдающийся вокальный педагог, давший миру целую армию замечательных певцов, но и как пыт­ливый исследователь. Ему принадлежит изобретение ларингоскопа — маленького круглого гортанного зеркала для наблюдения голосовых связок человека. Изобретение Гарсиа (им с успехом без каких-либо изменений поль­зуются врачи-ларингологи и в наши дни) сыграло боль­шую роль в развитии правильных представлений о фи­зиологических механизмах образования голоса. Гарсиа впервые с научной точки зрения правильно истолковал процесс образования голоса как результат колебаний го лосовых связок под действием проходящего через их сомкнутые края воздуха.

Научные труды Гарсиа высоко оценил, в частности, известный физиолог Мажанди, а Парижская академия паук вполне заслуженно присудила ему ученую степень доктора медицины. Исследования Гарсиа по физиологии голоса, опубликованные в его фундаментальном труде «Полный трактат об искусстве пения» (1847), а еще раньше в «Заметках о человеческом голосе» (1840), легли в основу так называемой миоэластической теории голосообразования, господствовавшей в науке более ста лет.4

Однако идея взаимодействия искусства с наукой да­леко не всегда и не всеми представителями вокального искусства встречалась с восторгом, «От того, что узнаешь, какие мускулы управляют движениями гортани, —гово­рил, например, известный педагог Е. Панофка, — лучше не запоешь». Сторонники науки (физики) не сдавались.

— Послушайте, — говорили они лирикам. — Ваш пол­зучий эмпиризм — это метод проб и ошибок! Он лишь случайно приводит к успеху!

— Моцарт ничего не знал о «фигурах Хладни»,5 — язвительно отвечали лирики.

Бывали, разумеется, споры и погорячей. Нечего греха таить, знает история вокальной педагогики и своих Гали­леев, и своих Джордано Бруно!

Несмотря на то что роль пауки со времен Гарсиа до наших дней неизмеримо возросла, отголоски споров между физиками и лириками можно слышать еще и се­годня. Прогрессивный советский вокальный ' педагог М.Л.Львов пишет: «Среди певцов до сих пор не изжита мысль, что наука несовместима с искусством и что наука отнимает у искусства фактор вдохновения. Откуда взя­лось это опасение, что вдохновение художника может улетучиться от прикосновения к нему науки?» (1964, стр. 11).

В чем же причины трудностей примирения искусству с наукой? Основная причина заключается в известной противоположности методов искусства и науки, так ярко обрисованной А. С. Пушкиным в образах Моцарта и Сальери. Если язык искусства — это язык эмоций, ярких образных сравнений и ассоциаций, то язык науки —это язык сухих фактов и точных цифр. Поэтому для подав-ляющего большинства вокальных педагогов (как правило, в прошлом певцов) более свойственно в своей работе опираться на прошлый сценический опыт, более или ме­нее богатую интуицию, художественный вкус и безгра­ничную фантазию. Ими создано бесконечное количество советов и рекомендаций певцам в форме ярких образных сравнений, метафор, ассоциаций, крылатых афоризмов а даже парадоксов. Огромное, поражающее разнообразие вокальных терминов адресовано главным образом к эмо-циональной сфере человека, Вы часто можете услы­шать, что звук должен «сочиться из глаз», «упираться в зубы», «стоять на диафрагме» и даже «висеть па кон­чике носа». Если не хотите форсировать (т. е. чрезмерно усиливать) дыхание (а это всегда большое зло) —■ «пейте звук» (!), «продолжайте вдох во время пения ноты», а прежде чем взять высокую ноту, «приготовьте в голове (!!) большое пустое место». Голос должен быть «в маске», «в близкой» или «высокой позиции» и обяза­тельно «на опоре». Чтобы достичь всего этого, Дейша-Сионицкая в своем руководстве для певцов «Пение в ощущениях» рекомендует «сделать во рту из твердого нёба под носом ложку» (!) и «на эту ложку сверху (!) петь» (1926, стр. 15—16). А чтобы советы не забывались, они нередко запечатлеваются даже в стихотворной форме.

Прежде всего, что приходит в голову при первом зна­комстве со всеми этими рекомендациями — это немедленно отнести их в разряд методов профессора Леопарди,6 чего некоторые из них, кстати говоря, вполне заслуживают. Не посчитать ли и все их антинаучными и не заменить ли все эти «опоры», «маски» и рекомендации «пить звук» строгими научными терминами? Однако не будем спешить с подобными выводами. Известно, что многие вокальные педагоги при помощи таких эмоционально-образных ре­комендаций, или, как они их сами называют в шутку, «рыбьих слов», добивались и добиваются довольно не­плохих результатов. Напротив, попытки усовершенство­вать этот образный язык, заменив его точной научной терминологией, не раз оканчивались неудачей.

В чем же здесь дело? Неужели научные методы сле­дует объявить ненужными в вокальном искусстве и при­знать единственно правильными традиционные эмпириче­ские, подчас необъяснимые приемы обучения пению, не­редко граничащие чуть ли не со знахарством?

Кстати, о знахарстве. Народная медицина давно знала действенные средства избавления от многих болезней. Однако многие из этих средств — настои из листьев, кор­ней, цветов различных растений, а также и методы психи­ческого внушения в определенный период развития науки объявлялись знахарскими, шарлатанскими, одним сло­вом—необъяснимыми с позиций науки, а потому вред­ными. Однако по мере развития науки, вскрывающей природу лечебного действия многообразных средств народной медицины, они один за другим постепенно «реабилитируются». И сегодня мы даже находим объяс­нение причин лечебного воздействия таких, казалось бы, бесспорно знахарских методов, как заговоры и чудесные исцеления от болезней, в основе которых лежат меха­низмы гипнотического внушения и самовнушения.7 Уче­ные все с большим упорством пытаются найти объясне­ния самым таинственным сторонам человеческой психики. Если же явление понято и объяснено, представляется воз­можность управлять им.

Не следует ли с этих позиций повнимательнее присмо­треться и к методам обучения искусству пения, отражаю­щим многовековой опыт человека. Может быть, в свете того, что мы сейчас знаем из физиологии, акустики и психологии, многие из них будут признаны необоснован­ными, но зато другие найдут свое оправдание и получат право на дальнейшее применение и развитие.

Вполне естественно, что эта сложная задача научного обоснования вокального искусства таит в себе немало под­водных камней для исследователей и может быть решена только в союзе искусства с наукой.

В последнее время такой союз все более укрепляется. В январе 1966 г. в Москве состоялась Всесоюзная вокаль­ная конференция, на которой по приглашению Министер­ства культуры СССР с докладами выступили представи­тели не только вокального искусства, но и науки: физио­логи, акустики, лингвисты, врачи-фониатры, психологи. Современные вокальные педагоги проявляют живой инте­рес к разъяснению тайн вокального мастерства в свете науки (Дмитриев, 1962; Бахуташвили, 1963; Киселева, 1963; Петрова, 1963; Зданович, 1965), Большая заслуга в научном обосновании вокального искусства принадле­жит Лаборатории музыкальной акустики Московской консерватории, по примеру которой были созданы Лабо­ратория физиологической акустики при Ленинградской консерватории (1960 г.) и Научно-методическая лабора­тория при Музыкально-педагогическом институте им. Гне-синых (в 1963 г.). Конференция вынесла решение об ор­ганизации подобных лабораторий и при других музыкаль­ных вузах. Таким образом, несмотря на трудности, союз «физиков» и «лириков» укрепляется.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Физики и лирики iconУрок в 11 классе. Учитель Швырева Л. А. «Вечное»
Сформировать представление об особенностях разных поэтических направлений 20 века на примере стихотворений представителя «тихой лирики»...
Физики и лирики iconСлайд 2 Сегодня играют две команды: сборная команда учителей Краснооктябрьской...
Федеральным государственным образовательным стандартом. Как компонент образования, курс направлен на удовлетворение потребностей...
Физики и лирики iconРешение проблемы разграничения физики и математики в философии Платона...
...
Физики и лирики iconРайонный фестиваль «Уроки физики в современной школе»
Учителя физики сначала познакомились кабинетом физики в новом здании. Нам остаётся порадоваться вместе заведующим м кабинетом Футляровым...
Физики и лирики iconЦентрализованное тестирование как составная часть мониторинга качества...
В. В. Максимов. «Проективные методы в клинической психологии». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 31 с
Физики и лирики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Более подробное рассмотрение законов физики помогает насытить школьный курс физики яркими историческими фактами, представить основные...
Физики и лирики iconУрок по теме “Путешествие по шкале электромагнитных волн”
Проведен студенткой 5 курса фмф анушиной М. в 11-ом классе лицея №40 (учитель физики Морозова Н. В.), Сош №2 (учитель физики Митроченкова...
Физики и лирики iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Изучение фундаментальных...
Формирование навыков проведения научных исследований, ознакомление с современной научной аппаратурой. Ознакомление с историей физики...
Физики и лирики iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт...
Целью дисциплины является изучение основ квантовой механики как базы для последующего освоения статистической физики, теории теплофизических...
Физики и лирики iconУроков физики в 9 классе Тема: «Кинематика»
Моу гатчинская сош №9 с углубленным изучением отдельных предметов; учитель физики Шишкина М. Н
Физики и лирики iconРезультаты обучения
Знают и определяют место физики как науки, различают физические явления и тела, методы изучения физики
Физики и лирики iconРабочая программа по физики для 9 -го класса
Изучение физики в общеобразовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Физики и лирики icon«Физика и техника»
Цели урока: показать роль физики в ускорении научно-технического прогресса; ознакомить учащихся с этапами становления физики
Физики и лирики iconПрограмма дисциплины дпп. В. 00 «История физики»
Программа предназначена для построения лекционных курсов для студентов-физиков (квалификация учитель физики). В программу входят...
Физики и лирики iconПрограмма дисциплины дпп. В. 01 «История физики»
Программа предназначена для построения лекционных курсов для студентов-физиков (квалификация учитель физики). В программу входят...
Физики и лирики iconУрок физики в 7 классе по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»
Разработал учитель физики мбоу «Ладомировская сош» Ломакин Александр Владимирович


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск