Скачать 52.87 Kb.
|
Физики и лирики В основе любого искусства, каким бы сложным оно ни было, лежат естественные закономерности. Поэтому неслучайно многие практики вокального искусства не раз высказывались о необходимости привлечения науки на службу вокальной педагогики. Более того, некоторые из них в поисках недостающих научных данных, сами становились исследователями. Так, например, Мануэль Гарсиа (сын известного оперного певца Мануэля Гарсиа), кстати говоря, обладавший не в пример своему знаменитому отцу очень скромными вокальными данными, известен не только как выдающийся вокальный педагог, давший миру целую армию замечательных певцов, но и как пытливый исследователь. Ему принадлежит изобретение ларингоскопа — маленького круглого гортанного зеркала для наблюдения голосовых связок человека. Изобретение Гарсиа (им с успехом без каких-либо изменений пользуются врачи-ларингологи и в наши дни) сыграло большую роль в развитии правильных представлений о физиологических механизмах образования голоса. Гарсиа впервые с научной точки зрения правильно истолковал процесс образования голоса как результат колебаний го лосовых связок под действием проходящего через их сомкнутые края воздуха. Научные труды Гарсиа высоко оценил, в частности, известный физиолог Мажанди, а Парижская академия паук вполне заслуженно присудила ему ученую степень доктора медицины. Исследования Гарсиа по физиологии голоса, опубликованные в его фундаментальном труде «Полный трактат об искусстве пения» (1847), а еще раньше в «Заметках о человеческом голосе» (1840), легли в основу так называемой миоэластической теории голосообразования, господствовавшей в науке более ста лет.4 Однако идея взаимодействия искусства с наукой далеко не всегда и не всеми представителями вокального искусства встречалась с восторгом, «От того, что узнаешь, какие мускулы управляют движениями гортани, —говорил, например, известный педагог Е. Панофка, — лучше не запоешь». Сторонники науки (физики) не сдавались. — Послушайте, — говорили они лирикам. — Ваш ползучий эмпиризм — это метод проб и ошибок! Он лишь случайно приводит к успеху! — Моцарт ничего не знал о «фигурах Хладни»,5 — язвительно отвечали лирики. Бывали, разумеется, споры и погорячей. Нечего греха таить, знает история вокальной педагогики и своих Галилеев, и своих Джордано Бруно! Несмотря на то что роль пауки со времен Гарсиа до наших дней неизмеримо возросла, отголоски споров между физиками и лириками можно слышать еще и сегодня. Прогрессивный советский вокальный ' педагог М.Л.Львов пишет: «Среди певцов до сих пор не изжита мысль, что наука несовместима с искусством и что наука отнимает у искусства фактор вдохновения. Откуда взялось это опасение, что вдохновение художника может улетучиться от прикосновения к нему науки?» (1964, стр. 11). В чем же причины трудностей примирения искусству с наукой? Основная причина заключается в известной противоположности методов искусства и науки, так ярко обрисованной А. С. Пушкиным в образах Моцарта и Сальери. Если язык искусства — это язык эмоций, ярких образных сравнений и ассоциаций, то язык науки —это язык сухих фактов и точных цифр. Поэтому для подав-ляющего большинства вокальных педагогов (как правило, в прошлом певцов) более свойственно в своей работе опираться на прошлый сценический опыт, более или менее богатую интуицию, художественный вкус и безграничную фантазию. Ими создано бесконечное количество советов и рекомендаций певцам в форме ярких образных сравнений, метафор, ассоциаций, крылатых афоризмов а даже парадоксов. Огромное, поражающее разнообразие вокальных терминов адресовано главным образом к эмо-циональной сфере человека, Вы часто можете услышать, что звук должен «сочиться из глаз», «упираться в зубы», «стоять на диафрагме» и даже «висеть па кончике носа». Если не хотите форсировать (т. е. чрезмерно усиливать) дыхание (а это всегда большое зло) —■ «пейте звук» (!), «продолжайте вдох во время пения ноты», а прежде чем взять высокую ноту, «приготовьте в голове (!!) большое пустое место». Голос должен быть «в маске», «в близкой» или «высокой позиции» и обязательно «на опоре». Чтобы достичь всего этого, Дейша-Сионицкая в своем руководстве для певцов «Пение в ощущениях» рекомендует «сделать во рту из твердого нёба под носом ложку» (!) и «на эту ложку сверху (!) петь» (1926, стр. 15—16). А чтобы советы не забывались, они нередко запечатлеваются даже в стихотворной форме. Прежде всего, что приходит в голову при первом знакомстве со всеми этими рекомендациями — это немедленно отнести их в разряд методов профессора Леопарди,6 чего некоторые из них, кстати говоря, вполне заслуживают. Не посчитать ли и все их антинаучными и не заменить ли все эти «опоры», «маски» и рекомендации «пить звук» строгими научными терминами? Однако не будем спешить с подобными выводами. Известно, что многие вокальные педагоги при помощи таких эмоционально-образных рекомендаций, или, как они их сами называют в шутку, «рыбьих слов», добивались и добиваются довольно неплохих результатов. Напротив, попытки усовершенствовать этот образный язык, заменив его точной научной терминологией, не раз оканчивались неудачей. В чем же здесь дело? Неужели научные методы следует объявить ненужными в вокальном искусстве и признать единственно правильными традиционные эмпирические, подчас необъяснимые приемы обучения пению, нередко граничащие чуть ли не со знахарством? Кстати, о знахарстве. Народная медицина давно знала действенные средства избавления от многих болезней. Однако многие из этих средств — настои из листьев, корней, цветов различных растений, а также и методы психического внушения в определенный период развития науки объявлялись знахарскими, шарлатанскими, одним словом—необъяснимыми с позиций науки, а потому вредными. Однако по мере развития науки, вскрывающей природу лечебного действия многообразных средств народной медицины, они один за другим постепенно «реабилитируются». И сегодня мы даже находим объяснение причин лечебного воздействия таких, казалось бы, бесспорно знахарских методов, как заговоры и чудесные исцеления от болезней, в основе которых лежат механизмы гипнотического внушения и самовнушения.7 Ученые все с большим упорством пытаются найти объяснения самым таинственным сторонам человеческой психики. Если же явление понято и объяснено, представляется возможность управлять им. Не следует ли с этих позиций повнимательнее присмотреться и к методам обучения искусству пения, отражающим многовековой опыт человека. Может быть, в свете того, что мы сейчас знаем из физиологии, акустики и психологии, многие из них будут признаны необоснованными, но зато другие найдут свое оправдание и получат право на дальнейшее применение и развитие. Вполне естественно, что эта сложная задача научного обоснования вокального искусства таит в себе немало подводных камней для исследователей и может быть решена только в союзе искусства с наукой. В последнее время такой союз все более укрепляется. В январе 1966 г. в Москве состоялась Всесоюзная вокальная конференция, на которой по приглашению Министерства культуры СССР с докладами выступили представители не только вокального искусства, но и науки: физиологи, акустики, лингвисты, врачи-фониатры, психологи. Современные вокальные педагоги проявляют живой интерес к разъяснению тайн вокального мастерства в свете науки (Дмитриев, 1962; Бахуташвили, 1963; Киселева, 1963; Петрова, 1963; Зданович, 1965), Большая заслуга в научном обосновании вокального искусства принадлежит Лаборатории музыкальной акустики Московской консерватории, по примеру которой были созданы Лаборатория физиологической акустики при Ленинградской консерватории (1960 г.) и Научно-методическая лаборатория при Музыкально-педагогическом институте им. Гне-синых (в 1963 г.). Конференция вынесла решение об организации подобных лабораторий и при других музыкальных вузах. Таким образом, несмотря на трудности, союз «физиков» и «лириков» укрепляется. |
Урок в 11 классе. Учитель Швырева Л. А. «Вечное» Сформировать представление об особенностях разных поэтических направлений 20 века на примере стихотворений представителя «тихой лирики»... | Слайд 2 Сегодня играют две команды: сборная команда учителей Краснооктябрьской... Федеральным государственным образовательным стандартом. Как компонент образования, курс направлен на удовлетворение потребностей... | ||
Решение проблемы разграничения физики и математики в философии Платона... ... | Районный фестиваль «Уроки физики в современной школе» Учителя физики сначала познакомились кабинетом физики в новом здании. Нам остаётся порадоваться вместе заведующим м кабинетом Футляровым... | ||
Централизованное тестирование как составная часть мониторинга качества... В. В. Максимов. «Проективные методы в клинической психологии». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 31 с | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Более подробное рассмотрение законов физики помогает насытить школьный курс физики яркими историческими фактами, представить основные... | ||
Урок по теме “Путешествие по шкале электромагнитных волн” Проведен студенткой 5 курса фмф анушиной М. в 11-ом классе лицея №40 (учитель физики Морозова Н. В.), Сош №2 (учитель физики Митроченкова... | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Изучение фундаментальных... Формирование навыков проведения научных исследований, ознакомление с современной научной аппаратурой. Ознакомление с историей физики... | ||
Московский энергетический институт (технический университет) институт... Целью дисциплины является изучение основ квантовой механики как базы для последующего освоения статистической физики, теории теплофизических... | Уроков физики в 9 классе Тема: «Кинематика» Моу гатчинская сош №9 с углубленным изучением отдельных предметов; учитель физики Шишкина М. Н | ||
Результаты обучения Знают и определяют место физики как науки, различают физические явления и тела, методы изучения физики | Рабочая программа по физики для 9 -го класса Изучение физики в общеобразовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей | ||
«Физика и техника» Цели урока: показать роль физики в ускорении научно-технического прогресса; ознакомить учащихся с этапами становления физики | Программа дисциплины дпп. В. 00 «История физики» Программа предназначена для построения лекционных курсов для студентов-физиков (квалификация учитель физики). В программу входят... | ||
Программа дисциплины дпп. В. 01 «История физики» Программа предназначена для построения лекционных курсов для студентов-физиков (квалификация учитель физики). В программу входят... | Урок физики в 7 классе по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» Разработал учитель физики мбоу «Ладомировская сош» Ломакин Александр Владимирович |