Скачать 486.06 Kb.
|
Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология» для 5-7 неделимых классов Пояснительная записка В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Она базируется на принципах гуманизации, демократизации и интернационализации. Этот процесс сопровождается поиском новых образовательных парадигм, соответствующих современным тенденциям развития российского общества. Выделяются две приоритетные цели общего среднего образования: свободное всестороннее развитие личности средствами обучения и воспитания и создание школой условий адаптации ребёнка к быстро меняющейся социальной и природной среде. Результатом должно быть формирование и развитие выпускника, обладающего большим кругозором, гибкостью, критичностью мышления, способного к продолжению образования, а также самостоятельному выбору профессии и самооценке. В связи с этим программа является в настоящее время весьма актуальной. Содержание разделов и тем примерной программы основного общего образования по направлению «Технология» для 5-7 неделимых классов переработано в соответствии со стандартами общего образования второго поколения и рассчитано на 170 часов. В том числе в 5 и 6 классах отводится по 68 часов (из расчета 2 часа в неделю), а в 7 классе – 34 часа (из расчета 1 час в неделю). Программа позволяет учителям получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, отражает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также рекомендуемую последовательность их изучения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Главная цель обучения – формирование у учащихся качеств активно действующей, творчески думающей и легко адаптирующейся личности в новых социально-экономических условиях. В процессе преподавания решаются следующие задачи:
Учитывая расширение задач обучения технологии в начальной школе, программа предусматривает систематизацию и углубление технологических знаний, совершенствует полученные умения и навыки. Виды практической деятельности и предложенные задания определяются возрастными особенностями обучающихся. В ходе обучения постепенно возрастает степень сложности изготавливаемых изделий, что способствует проявлению творческой инициативы и самостоятельности учащихся. Структура примерной программы включает в себя пояснительную записку, два направления: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» - и требования к уровню подготовки учащихся. Первое направление «Индустриальные технологии» состоит из следующих разделов: «Технология обработки конструкционных и поделочных материалов», «Технология домашнего хозяйства», «Электротехника», «Современное производство и профессиональное образование». Второе направление «Технология ведения дома» включает разделы: «Культура питания», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Художественные ремесла» и «Оформление интерьера». В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Метод проектов позволяет им применить на практике полученные знания и умения, способствует выбору социально-значимых, востребованных в обществе и семье объектов труда и реализации своих замыслов. Чтобы предоставить учащимся больший простор для творчества, соответствующий раздел «Технология исследовательской и опытнической деятельности» по учебному плану предусмотрен в конце каждого года обучения. Программа имеет четкую логическую структуру, включает в себя предметные модули, позволяющие ознакомить учащихся с наиболее распространенными материалами, используемыми в промышленности и быту для изготовления различных изделий, их свойствами и технологией обработки. Для максимальной реализации своих возможностей в предметно–преобразующей технологической деятельности учащимся необходимо знать ретроспективный процесс развития науки до настоящего времени. Так, Л.Н. Толстой верно писал: «Правильный путь такой: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше». С этой целью в программе максимально предусмотрено ознакомление учащихся с историческими сведениями. С учетом материально – технических возможностей школ; материальных возможностей и уровня подготовки учащихся, а так же социальной востребованности предложен ряд объектов труда, чтобы предоставить учителю возможность выбора. Представлены объекты труда одинаково доступные и интересные для мальчиков и девочек как по обеспечению материалами и инструментами, так и по приемам исполнения. Проектные задания для учащихся подобраны таким образом, чтобы, получая консультации у учителя и выполняя часть работы на уроках, они имели возможность в домашних условиях продолжить работу над изделиями. Предполагается, что дома они могут привлечь к работе над изделиями родителей, ведь сообща проще подготавливать материалы и инструменты и осваивать те или иные приемы работы. Если раньше родители обучали детей своему ремеслу, то теперь возникает обратная связь: дети помогают возрождению бытовавших ранее традиций. Данная программа дает возможность учащимся ознакомиться с технологией обработки конструкционных, текстильных и поделочных материалов, основами домашней экономики и ведением домашнего хозяйства. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. За основу взят метод творческого проектирования, в котором активно используются упражнения и учебно-практические задания. Авторская программа разработана с учетом материальной базы образовательных учреждений, индивидуальных способностей и потребностей учащихся, местных социально-экономических условий и традиций. Программа составлена с учетом психолого–педагогических основ технологического обучения, поэтому позволяет осуществить процесс адаптации учащихся к современным социально – экономическим условиям, способствует формированию у них умений и навыков по выполнению различных видов практических работ. Основная часть учебного времени отводится на практическую деятельность – овладение общетрудовыми умениями и навыками. Тематический план 5-6 классы – 136 часа (2 часа в неделю) и 7 класс – 34 часа (1 час в неделю)
Основное содержание 5 класс Направление «Индустриальные технологии» |