«Крохотная капля голубого неба на земле»





Скачать 89.55 Kb.
Название«Крохотная капля голубого неба на земле»
Дата публикации08.07.2014
Размер89.55 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Открытый урок словесности в 9 классе

Лапиной А. П.

Цель урока.

  1. Показать красоту Божьего мира во всём её величии;

  2. учить анализу произведения, в частности анализу пейзажа.

Оформление доски
Тема: «Крохотная капля голубого неба на земле».
Как ты пленителен,

подарок

Всепобеждающей весны!

А. А. Фет.
Шире, грудь, распахнись для принятия

Чувств весенних – минутных гостей!

Ты раскрой мне, природа, объятия,

Чтоб я слился с красою твоей!

Ты высокое небо, далекое,

Беспредельный простор голубой!

Ты, земное поле широкое!

Только к вам я стремлюся душой!

И. А. Бунин


Х/у: I. Вступление
Давайте внимательно вчитаемся в тему. Обратим внимание на звукопись текста.

- посмотрите, какая аллитерация

кр, тн, пл, мл – это звуки пробуждения жизни, которая продралась, проткнулась сквозь старую подстилку мертвых бурых листьев.
Звуки – значение звуков в русском языке.

К – краткость бытия и его бесконечность, подвижность.

Р – напор и преодоление; говорит о прорывании души человека к свету, к божественному, к небу.

О – это звук мира горнего, высшего, мира Богов. Это звук церковный, спускающийся к нам с небес и обволакивающий нас своей божественной сутью, он есть символ Покрова Богов.

А – открытость и размах, величие и сила, поток энергии; обозначает бесконечность.

Н - достоинство и уверенность.

Л – плавность и гладкость, чистота и прохлада.

Е – нежность и внимание, инертность и гибкость, естественность перемен; светло-зеленый цвет.

У – глубина и длительность, погружение и сожаление. Мудрость смирения, глубокий зеленый цвет.

II. Прослушивание мелодии П.И.Чайковского «Подснежник» и просмотр слайдов.
- давайте теперь попробуем услышать в музыке Чайковского, как он представляет себе подснежник. (Остановка кадра №5)

III. Чтение текста учителем.
(1)В уставшем от зимней тягости лесу, когда ещё не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней порубки ещё не дали поросль, но уже плачут, когда мертвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви ещё не шелестят, а лишь потихоньку трогают друг друга, неожиданно донёсся запах подснежника!

(2)Еле-еле заметный, но это запах пробуждающейся жизни, и потому он трепетно-радостный, хотя почти неощутим. (3)Смотрю вокруг – оказалось, он рядом. (4)Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. (5)Но для каждого, счастливого и несчастного, он сейчас – украшение жизни.

(6)Вот так и среди нас, человеков, есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой; они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве: доброту, простоту, доверие. (7)Так и подснежник кажется капелькой неба на земле.

(8)Слава тебе вовеки, о беспокойный человек! (9)Слава тебе, думающему, страдающему ради будущего! (10)Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности. (11)Иди скорее: через не6сколько дней подснежников может и не быть, и ты не сумеешь запомнить волшебство видения, подаренного природой. (12)Иди, отдохни. (13)Подснежники – к счастью, говорят в народе.
(По Г. Троепольскому)

Видеоряд, звуковой ряд и текст словесный, литература. Это всё разные виды искусства.

Мы своё пристальное внимание остановим на тексте Троепольского.
О писателе, о публицисте.
Троепольский Гавриил Николаевич (1905 – 1995)
Русский писатель. Троепольский родился 29 ноября (по старому стилю – 16 ноября) 1905 в селе Новоспасовка Тамбовской губернии (в советское время – Грибановский район Воронежской области) в семье священника. Начальное образование было домашним. В 1924 окончил сельскохозяйственное училище. Работал сельским учителем, а с1931 – агрономом. В 1937 в периодической печати появились его первые произведения. В 1976 работал в редколлегии журнала «Наш современник» - являлся одним из лучших авторов публицистической прозы на сельскохозяйственные темы. Умер Троепольский 30 июня 1995 в Воронеже.

Среди произведений Гавриила Троепольского – рассказы, повести, пьесы, публицистика: «Из записок агронома» (1953 – журнал «Новый мир»; в 1954 вошли в сборник «Прохор семнадцатый и другие»; сценарий фильма «Земля и люди» - 1955; цикл сатирических рассказов), «Кандидат наук» (1958; повесть), «Чернозем» (1958 – 1961; роман), «В камышах» (1963; повесть), «О реках, почвах и прочем» (1963; публицистический очерк), статьи в газете «Правда» в защиту природы (1966), «Постояльцы» (1971; пьеса), «Белый Бим черное ухо» (1971; повесть; в 1975 Троепольский был удостоен Государственной премии СССР).

VI. Анализ содержания текста.


  1. Какие ассоциации вызвала у вас прекрасная музыка Чайковского?


- яркие, звонкие, радостные аккорды – это капельки подснежников, рассыпанные по полянкам, это весенние приподнятое настроение!

Человек – часть природы, ранней весной природа пробуждается, значит, пробуждается и душа человека, испытывает возбуждение.
2) Как проявил себя цветок? Сразу ли он показался автору текста?
- Не сразу. Троепольский, не видя сам цветок, почувствовал его запах.
3) Какой запах? Как описывает его автор?
- еле-еле заметный, запах пробуждающейся жизни, трепетно-радостный, почти неощутим.
4)Часто растения привлекают к себе запахом, здесь же подснежник и не пытается это сделать. Почему?
- запахом привлекают растения, у которых нет особенной красоты. Здесь красота есть – тонкая, пленительная, изящная и скромная.
5) Может ли почувствовать такой запах человек невнимательный, не ощущающий природу по-настоящему?
- Наверное, нет. А запах цветка помог писателю увидеть сам подснежник.
6) Опишите цветок.
- «Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого, и счастливого и несчастного, он сейчас – украшение жизни».
7) Какой троп в описании цветка сразу же обращает на себя внимание?
- потрясающая метафора «крохотная капля голубого неба», «первовестник радости и счастья».
8) Как можно понять эту метафору – «крохотная капля голубого неба» - небо отдало капельку своей голубизны земле, подснежнику, и вышла эта «капелька неба на земле»
- Здесь вертикаль показана, связь земли и неба. Небо глядится в землю в цветы – подснежники;

И эта же капелька излучает голубизну в пространство, опять в небо, обогащая цвет небес, насыщая пространство.
9) А теперь вернемся к началу текста. Общий настрой здесь какой?
- тягостный, тяжелый, часто повторяется отрицательная частица «не».
10) Какие слова, словосочетания создают такое настроение грустное?
- в уставшем лесу

- зимней тягости

- еще не распустились почки

- горестные пни

- еще не дали поросль

- пни плачут

- мертвые листья

- листья лежат пластом

- голые пни

- еще не шелестят

- потихоньку трогают друг друга
11) А всё-таки что здесь творит жизнь, очеловечивает её?
- целый ряд очень ярких олицетворений.
Назовите самые яркие из них и скажите, как вы их понимаете?

Например,

- в уставшем лесу

От чего уставшем? – от спячки, от зимней тягости.

- горестные пни

От чего горестные? Они стоят голые, они еще не успели дать поросль, ведь срублены были зимой – поэтому и грустят, горюют.

Уже плачут – жизнь пробуждается уже, корни работу начали, появляется влага на пнях, сок деревьев.

- листья лежат пластом

О богатый русский язык! Листья действительно лежат пластом, не шелохнутся, они за зиму слиплись, их прижало друг к другу сначала дождем, потом снегом, к весне снег над ними смерзся. Но какое же образное выражение!! Так и представляешь человека, лежащего от тяжелой болезни пластом в кровати!

- А ветви, оживая, «лишь потихоньку трогают друг друга», как бог, пробуя силу жизни.
12) И вот в таком лесу расцвел подснежник! Мы уже говорили, какой он, как выглядит.

А теперь подумайте, какое образное средство соединяет незримо 1 и 2 абзацы?
- Это антитеза, контраст, противопоставление.
спящий лес расцветший

(почти) подснежник
Вывод из этих двух абзацев – «он - украшение жизни».
13) Давайте подумаем, а в чём заключается идея текста, его основная мысль?

Зачитайте это предложение.
- «Вот так и среди нас, человеков, есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой; они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве: доброту, простоту, доверие».

Остановимся на этом предложении. Почему автор употребляет слово «человеков», а, допустим, не людей?
- этим он хочет подчеркнуть любовь к людям, здесь оно так любовно звучит, даже чуть-чуть иронически. А в обычном понимании человек – чело-века, звучит очень торжественно.
- где вы подметили здесь еще антитезу?
- люди «незаметные», «маленькие», но с «огромной» душой.
- почему слова «незаметные», «маленькие» - взяты в кавычки?
- это на самом деле не так!
-огромная душа – это какая душа? – всё в себе вмещающая – все боли человечества.
14) А как мы назовем вот это средство?
Скромные люди – украшают жизнь – вмещают всё лучшее, что есть в человечестве.

И еще: доброту - простоту – доверие.

Это градация – постепенное увеличение или уменьшение признака.
15) И, говоря о людях, автор делает неожиданный вывод:
«Так и подснежник кажется капелькой неба на земле».
Мы уже говорили о том, что это метафора, то есть скрытое сравнение.
Я бы назвала это как бы двойным сравнением. Ведь, говоря о людях, он делает вывод о подснежнике. Значит, и подснежник – это как прекрасный человек с огромной душой!
Здесь мы можем поговорить о КОСМИЗМЕ.

Посмотрите: нас окружает Вселенная – «МАКРОКОСМ».

- Мир Божий вне нас. Мы, каждый человек, каждый цветочек, каждое дерево, всё-всё, в том числе наш подснежник – это «МИКРОКОСМ».

Есть всегда двуединство.

Макрокосма – и микрокосма
а микрокосм является исходным началом для микрокосма.

Один проявляется в другом (небо отражается в земле, проявляется в цветах, цветы отражаются в небо, в пространство, во Вселенную, в МАКРОКОСМ)
Подснежник – капелька неба. Человек, прекрасный человек – тоже капелька неба. Вселенная оказывается включенной во внутреннюю жизнь человека.
16) Давайте еще раз внимательно всмотримся в 6-ое предложение. Синтаксис этого предложения:
- Почему писатель берет такой осложненный синтаксис?
-Его мастерство позволяет ему выразить главную мысль, идею текста не простенько, не примитивно.
17) Обращаемся к последнему абзацу. Это какой жанр литературы?
Это ода, торжественный гимн в честь человека.

- Видите, он сначала воспел обыкновенный цветочек подснежник и, переполненный восторгом от этой красоты, тут же воспевает человека.
- В самом начале 4-ого абзаца какой вы увидели троп?
Это анафора, единоначатие.
- А что еще вы увидели здесь?
-лексический повтор. Глагол «иди» здесь повторяется трижды.
- Используя его, он проявляет упорство, настойчивость. Сам очарованный красотой цветка, он очень хочет, чтобы и другие испытали это чувство.

- Еще здесь есть эпитеты:

Беспокойный человек

думающий человек

страдающий человек
- риторическое восклицание (8, 9 предложения)

- метафоры
- прекрасный сон действительности

волшебство видения
18) Стиль текста - публицистический, - почему?

А тип речи?

Публицистика талантливейшая, приближенная к художественному произведению.
- Здесь концентрация всех типов речи – сначала повествование, потом описание, в конце – рассуждение.
В самом конце – обращение к эпиграфу, музыка.

Кольцевая композиция.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Крохотная капля голубого неба на земле» iconПедагог- психолог Профессионального лицея №6 Актуальность
А ведь, что пришлось им, маленьким детям пережить. Вместо солнечных дней и чистого, голубого неба весь ужас фашистских концлагерей....
«Крохотная капля голубого неба на земле» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому...
«Крохотная капля голубого неба на земле» icon" Созвездия участки звёздного неба"
В темную, безлунную и безоблачную ночь на небе видно множество звезд. Кажется, трудно разобраться в этой величественной картине звездного...
«Крохотная капля голубого неба на земле» iconГеометрия звёздного неба
Первые понятия, такие как точка и круг, — оттуда. Геометрия звездного неба очень сложна и интересна поэтому начнем с самого многочисленого...
«Крохотная капля голубого неба на земле» iconТема: Возникновение жизни на Земле
Цель – изучить начальный этап жизни на Земле; формировать поисковый стиль мышления и коммуникативные навыки; развить практические...
«Крохотная капля голубого неба на земле» iconУрок «Я и Украина» Тема: Царство животных
ПК, слайдовая презентация, комплекты разрезных фигур (по теме “Животные”); карточки с разноуровневыми заданиями желтого, зеленого...
«Крохотная капля голубого неба на земле» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подчеркните названия веществ одной чертой, а физических тел двумя: капля, вода
«Крохотная капля голубого неба на земле» iconТематическое планирование по окружающему миру 3 класс
Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека на Земле
«Крохотная капля голубого неба на земле» iconКлиматообразующие факторы. Распределение давления, осадков на Земле
Сформировать представление о распределении давления на Земле, об образовании постоянных ветров
«Крохотная капля голубого неба на земле» iconКонспект урока немецкого языка «Сколько стоит капля воды?» по тексту...
Развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (абстрагирование, систематиза­ция, логика, сравнение, анализ, синтез)
«Крохотная капля голубого неба на земле» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека на Земле
«Крохотная капля голубого неба на земле» iconНормализация окклюзии зубных рядов у больных с врожденной полной...
Нормализация окклюзии зубных рядов у больных с врожденной полной расщелиной верхней губы и неба
«Крохотная капля голубого неба на земле» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Объяснить чередование дня и ночи, смены времен года на Земле; сравнивать природные условия на Земле и Луне
«Крохотная капля голубого неба на земле» iconУчитель: Вы слышите?
Эпиграф: «Печальная судьба не с неба сваливается, а рождается от человеческой глупости» А. Альберти
«Крохотная капля голубого неба на земле» iconУрок проект Тема урока: «Разнообразие растений на Земле»
Цель урока : знакомство с разнообразием растений на Земле, формирование умения работать в группах
«Крохотная капля голубого неба на земле» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Печь, деревня, небо, конь, помидор, радость, крыши, дядя, старость, лагерь, рыба, сноп, капля, облако, рожь, честь, дороги, полночь,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск