Государственное специальное (коррекционное)
образовательное автономное учреждение Амурской области
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа № 7, г. Благовещенск
Полезные ископаемые.
Нефть, каменный уголь, газ, торф. Урок природоведения в 5 классе
Учитель: Грицун
Татьяна Андреевна
2013/2014 учебный год
Цель: изучение горючих полезных ископаемых. Задачи:
Обучающие – изучить -свойства горючих полезных ископаемых , использование их в народном хозяйстве , познакомить с правилами пользования газом.
Коррекционно - развивающие – обогащение словарного запаса ,развитие мышления, памяти , внимания , устной речи.
Воспитательные: экологическая направленность. Тип урока: комбинированный. Оборудование: коллекция образцов горючих полезных ископаемых, физическая карта России, атлас по природоведению. Методы обучения: рассказ, беседа, практическая работа. Методы осуществления учебно – познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Средства обучения: компьютер, дидактический материал. Словарь: Месторождение. Шахтёр. Форма организации деятельности обучающихся:
фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Прогнозируемый результат: 1. Обучающиеся получают знания о свойствах горючих полезных ископаемых. Использования их в народном хозяйстве.
2. Получают исторические сведения о происхождении газа, нефти каменного угля, торфа.
3. Формируется ответственное отношение к окружающей природе.
4. Развиваются умения работы с учебником, умения находить нужный материал, самостоятельности при выполнении практической работы.
Ход урока: 1.Организационный момент:
- Взаимное приветствие.
- Проверка готовности к уроку. Упражнение « Труд».
Цель: проверка готовности обучающихся к уроку.
- Сядет тот ученик , у которого все готово к уроку.
Т – тетрадь
Р – ручка
У – учебник
Д – дневник
- Коррекционное упражнение «Исключи лишнее».
Цель: привлечение внимания , развитие логического мышления.
Задание: Какой плакат лишний и почему? ( три плаката с изображением природы , один с изображением автомобиля ).
- Живая природа.
- Времена года.
-Средство передвижения , изобретенный и сделанный руками человека.
- Машина не является частью неживой природы, так как её сделал человек. 2. Проверка усвоения предыдущей темы:
- На прошлом уроке мы совершили путешествие по нашему атласу и узнали, что у нас есть под землей несметные богатства - полезные ископаемые.
!! Что такое полезные ископаемые? Почему они так называются?
!! Какие полезные ископаемые мы знаем?
!! Откуда добываются полезные ископаемые?
!! Что изготавливают из полезных ископаемых? (на этот вопрос обучающиеся отвечают самостоятельно в тетрадях ).
- Ребята мы с вами повторили, что такое полезные ископаемые. 3. Оценивание ответов. 4. Физминутка:
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: 5. Изучение нового материала
Сообщение темы урока.
- Человек давно стал использовать для обогрева своего жилища полезные ископаемые, способные гореть. Самые известные из них –нефть, газ, каменный уголь, торф.Они являются горючими полезными ископаемыми.
Эти полезные ископаемые сегодня на уроке будут предметом нашего исследования. Мы выясним, почему они называются горючими?
- Открыли тетради, записали число, тему урока.
Нефть – темная маслянистая жидкость. Она хорошо горит и дает много тепла. Это полезное ископаемое залегает глубоко под землей. Специальная буровая установка бурит в земле скважину, через которую и добывают нефть. Из нефти получают бензин, керосин, машинное масло, изготавливают пластмассы, порошки, нитки и многое другое.
Каменный уголь – чаще всего черного цвета, он блестит. Главные свойства – он горит и выделяет много тепла. Уголь очень твердый, за что он и получил свое название – каменный. Залегает в земле. Добывают уголь или в карьерах, или в шахтах. В зависимости от глубины залегания. Люди, которые добывают уголь, называются шахтёры. Каменный уголь очень ценное полезное ископаемое. Главным образом его используют как топливо. Но из каменного угля делают и другие нужные материалы: резину, смолу, краску и даже лекарства.
Природный газ – тоже горючее вещество. Он не имеет цвета и запаха. Благодаря природному можно приготовить еду. Но газом надо пользоваться очень осторожно. Нельзя оставлять горелку без огня, так как скопившийся газ может привести к большой беде. Поэтому в природный газ, поступающий в квартиры добавляют вещество с резким запахом. Если человек почувствовал запах газа , он должен открыть все окна, сразу выключить горелки и выбежать на свежий воздух. Вызвать по телефону аварийную службу по номеру – 04.Нельзя в кварти ре включать свет и зажигать огонь.
Торф –образуется из отмирающих корней болотных растений, в течении многих лет они уплотнялись , и получается коричневое вещество – торф. Он сыпучий. Высохший торф хорошо горит. Но главное – его можно использовать в качестве удобрения. А ещё он хорошо впитывает воду, поэтому его применяют как подстилку для животных. Торф добывают на высохших торфяных болотах.
Полезные ископаемые обладают разными необходимыми человеку свойствами. Каменный уголь, нефть, газ, торф хорошо горят. Их используют как топливо. Из них получают много нужных людям материалов и предметов.
6. Закрепление пройденного.
Практическая работа: работа по карточкам.
- Скажите какую аварийную службу нужно вызывать при утечке газа? - 04!!!
Кроссворд «Горючие полезные ископаемые». 2
-
| 1
| у
|
| б
|
| г
|
| 3
| 4
| к
| е
| р
| о
| с
| и
| н
|
|
|
| н
|
| л
|
5
| е
| г
| а
| з
| ь
| ф
|
|
| и
|
| т
| о
| р
| ф
| н
| ь
|
|
1). Жидкое топливо.( Бензин).3).Без неё не побежит
2).-Он черный и блестящий, Ни такси, ни мотоцикл,
Помощник настоящий: Не поднимется ракета.
Он несёт в дома тепло, Отгадайте, что же это?(Нефть)
От него в домах тепло, 4).На кухне у мамы
Помогает плавить стали, Помощник отличный
Делать краски и эмали. ( Уголь). Он синим цветком
Расцветает от спички. ( Газ).
5).Росли на болоте растения.
А теперь – это топливо и удобрения. ( Торф ). 7.Итог урока.
Рефлексия деятельности.
-Вспомните какие учебные задачи мы с вами ставили перед собой?-Где пригодятся нам знания которые сегодня приобрели?
8.Домашнее задание.
Читать текст на стр.28 – 30 , отвечать на вопросы.
|