Скачать 92.84 Kb.
|
Название документа: Мир географических карт. Вид документа: программа Назначение документа: для использования учителями географии. Область применения: преподавание элективного курса. Автор разработки: Смирнова Лариса Владимировна, учитель географии муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 37 городского округа город Буй Костромской области ПРОГРАММА элективного курса «Мир географических карт» Пояснительная записка Программа «Мир географических карт» предназначена для учащихся 9 класса. За основу предлагаемого курса взята программа элективного курса для предпрофильной подготовки автора Л.Н. Хомутовой «Мир географии» (Ярославль: ИРО, 2005.). Содержание элективного курса направлено на сохранение и углубление материала школьного курса географии, развитию географической культуры выпускников основной школы, осознание девятиклассниками функционального значения географии для человека. Курс «Мир географических карт» представляется особенно актуальным, так как карта уже много веков служит людям для познания и преобразование окружающего мира. Ни одна работа, связанная с изучением территорий, не обходится без карты. Без неё не отправится в путь ни один путешественник, ни одна экспедиция. Не имея карты, невозможно строить города и посёлки, заводы и гидроэлектростанции, автострады и железные дороги, прокладывать каналы и линии электропередач, нефте- и газопроводы. Инженер и исследователь, лётчик и строитель, геолог и агроном, офицер и синоптик, учёный и государственный деятель – все обращаются к карте и находят в ней ответы на отдельные свои вопросы. По картам можно изучать отдельные кварталы городов и Землю в целом, перелёты птиц и транспортные потоки, дно океана и атмосферу, строение толщ земной коры и ледниковые покровы, размещение населения, промышленного и сельского хозяйства в настоящем и будущем. Содержание элективного курса позволяет познакомиться с основными вопросами создания карт, с некоторыми историческими вехами картографирования, основами использования карт и приёмами работы с ними.
углубление материала школьного курса географии, развитие географической культуры выпускников основной школы, осознание девятиклассниками функционального значения географии для человека, ценности географических знаний для себя лично. Данный курс предназначен для самоопределения школьниками относительно уровня дальнейшего географического образования. II. Задачи курса:
Программа курса «Мир географических карт» рассчитана на 10 часов учебного времени. Она включает введение, три содержательных раздела «История географических карт», «Путешествие по картам», «Рождение карты».
Введение (2 часа) Что такое географическая карта? Почему карта является одним из источников знаний? Разнообразие географических карт. Зачем нужно изучать географию? Для каких профессий необходимы географические знания? Значение географического образования для выполнения общественно значимых ролей. Географ – повествователь передаёт свои знания и усвоенные методы географических наук (преподаватель). Географ – творец использует свою географическую подготовку в целях преобразования науки географии (учёный-теоретик). Географ-практик использует знания и методы географической науки в целях преобразования географической среды. Географ – исследователь использует географическую подготовку для более глубокого понимания экологических, экономических и социальных явлений сегодняшнего дня. Провести социологическое исследование «Зачем нужно изучать географию?». Для выполнения задания необходимо:
Демонстрация: тематические, общегеографические карты. Раздел 1. «История географических карт» (2 часа) С чего начиналась география? История зарождения карты, древние наскальные изображения. Жёсткая борьба церкви с научными представлениями о строении мира. Путешественник – древняя профессия. Зачем люди путешествуют? Путешествие как способ познания мира, интерес к пространству. Первооткрыватели. Эпоха Великих географических открытий. Трудности путешествий, эффект преодоления. География и пространство. География и время. Демонстрация: чертежи на мамонтовых бивнях, карта Эратосфена, арабская карта Каспийского моря, глобус, карты с маршрутами путешественников. Раздел 2. «Путешествие по картам» (4 часа) Сущность картографического проектирования. Виды географических проекций. Искажение материков на карте. Условные знаки на общегеографических и тематических картах. Третье измерение. Измерение расстояний и площадей по карте. Направления на картах. Построение профилей. Демонстрация: топографические карты, схемы, отражающие основные формы изображения рельефа горизонталями, схемы условных знаков, карты, выполненные в различных географических проекциях. Раздел 3. «Рождение карты» (2 часа) Пути создания карты. Оборудование для съёмки местности, правила пользования приборами. Способы создания карты. Полярная съёмка местности и построение карты. Демонстрация: приборы для съёмки местности. IV. Тематическое планирование. Введение. Урок 1 Что мы знаем о географии? Цели: мотивация учащихся на изучение предмета «География»; элективного курса «Мир географических карт». Содержание: Что изучает география? Географические методы познания мира. Зачем нужно изучать географию? Для каких профессий необходимы географические знания? Домашнее задание: провести социологическое исследование «Зачем нужно изучать географию?» Урок 2 Виды географических карт. Цели: совершенствование приёмов чтения карт. Содержание: Классификация карт: 1) по масштабу: крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные; 2) по территориальному признаку: карты мира, океанов и морей, материков, частей материков, государств, областей, районов; 3) по содержанию: общегеографические, тематические (карты природных явлений – почв, климатические, геологические, социально-экономические карты – сельского хозяйства, населения, транспорта); 4) по назначению: учебные, дорожные, навигационные, туристические и др. Практическая работа: аннотация карт. Домашнее задание: сделать аннотацию карт 2, 16, 32 ( атлас 7 класса). Раздел 1. История географических карт. Урок 3 У истоков картографического изображения. Цели: расширение и углубление знаний учащихся об истории картографического изображения. Содержание: Древние наскальные изображения. Гипотеза древнегреческого учёного Пифагора о шарообразности Земли. Карта Эратосфена. Вклад в картографию учёного-географа Птолемея. Тайны арабских карт. Домашнее задание: подготовить аргументы борьбы церкви с научными представлениями о строении мира. Урок 4 Эпоха Великих географических открытий. Цели: систематизация и углубление знаний учащихся об истории географических открытий. Содержание: Путешествие Х. Колумба, Ф. Магеллана. Вклад в науку учёного Г. Меркатора. Экспедиции Д.Кука, М. Лазарева, Ф. Беллинсгаузена, В. Беринга. Домашнее задание: сообщение об исследованиях И.Ф. Крузенштерна. Раздел 2. Путешествие по картам. Урок 5. Географические проекции. Цели: формирование понятия картографической проекции, представление о видах проекций, обучение приёмы построения картографической сетки для конической проекции. Содержание: Понятие картографических проекций. Классификация проекций по характеру искажений: равноугольные (передают величину углов без искажений), равновеликие (не искажают площади), произвольные (искажают и углы, и площади). Классификация проекций по виду изображения меридианов и параллелей (картографическая сетка): конические, цилиндрические, азимутальные. Причины искажений на картах. Практическая работа: построение картографической сетки в конической проекции. Оборудование: глобус и лист кальки.
Домашнее задание: найти карты, выполненные в различных проекциях. Урок 6. Картографические символы и обозначения. Цели: обучение приёму более детального анализа карты. Содержание: условные знаки для общегеографических обзорных карт: площадные (применяются для изображения материков, отдельных стран, океанов, морей), линейные (изображают на карте реки, дороги и др.), внемасштабные условные знаки (обозначают сравнительно небольшие географические объекты). Картографические способы изображения тематических карт: значки, линейные знаки, знаки движения, изолинии, ареалы, качественный фон, точечный способ, картограммы и картодиаграммы, локализованные диаграммы. Практическая работа: определить способы картографического изображения на различных тематических и общегеографических картах. Домашнее задание: анализ карты 6 в атласе для 9 класса. Урок 7. Измерение расстояний и площадей на карте. Цели: формирование понятия ортодромия, ознакомление учащихся с методом измерения площади палеткой, повторение приёмов измерения расстояний. Содержание: оборудование для измерений расстояний: циркуль-измеритель, линейка, палеткой. Методы работы с оборудованием. Понятие ортодромии. Практическая работа: измерение расстояний, направлений и площадей на картах. Домашнее задание: определить площадь Мексиканского залива. Урок 8. Третье измерение. Цели: закрепление знаний учащихся об основных элементах и формах рельефа, обучение приёму построения простейших профилей по картам. Содержание: изображение рельефа на карте. Изогипсы на карте как способ математически точной передачи планового очертания и высоты отдельных форм рельефа. Практическая работа: определение крутизны склонов, построение простейших профилей по карте. Домашнее задание: оформить профиль. Раздел 3. Рождение карты. Урок 9 – 10 Съемка местности. Цель: ознакомление учащихся с упрощёнными способами измерения расстояний на местности, усвоение метода построение плана местности. Содержание: пути создания карты: планирование, аэрофотосъёмка, полевые работы, фотографическая съёмка, составление карт, издание карт, хранение доведение карт до потребителя. Оборудование для съёмки местности: планшет, компас, трёхгранная линейка для визирования, карандаш, резинка, бумага. Способы измерения расстояний на местности, алгоритм построения плана местности полярным способом. Практическая работа: На планшете в точку стояния вкалывают булавку. Затем ориентируем планшет, и производят визирования на местные предметы. Для этого линейку прикалывают к булавке, слегка поворачивая, поочерёдно наводят на снимаемые предметы и откладывают расстояния до них. При каждом визировании планшет ориентируют. Домашняя работа: оформить план местности. V. Оценивание работы учащихся. 1) Оценивание ответов, практических заданий, 2) Оценивание домашних работ, 3) После окончания курса учащимся выдаётся сертификат, установленного школой образца, сертификат хранится в Portfolio ученика. VI. Рекомендуемая литература. Андреев Н.В. Топография и картография. – М.: Просвещение, 1985. Берлянт А. М. Карта – второй язык географии. М.: Просвещение, 1985. Куприн А.М. Слово о карте. – М.: Недра, 1987. Куприн А.М. Занимательная картография. М.: Просвещение, 1989. Куприн А.М. На местности и по карте. – М.: Недра, 1989. Эдельштейн А.В. Как создаётся карта. – М.: Недра, 1978. |
1. Назначение и область применения Назначение системы Система устанавливается на компьютер, который подключается к любой локальной сети и выполняет роль веб-сервера. Таким образом, система... | 1. 1 Назначение и область применения ооп бакалавриата, реализуемой... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебный вопрос №1. Назначение, область применения и принцип работы селекторов импульсных сигналов | Многопроцессорные вычислительные системы – назначение, область применения Высокопроизводительные системы для глобальных корпоративных вычислений должны отличаться такими характеристиками, как повышенная... | ||
Вопрос № Основы пенного тушения: пены, пенообразователи, смачиватели,... | Фамилии Имена Отчества всех авторов в последовательности приведённой... Аннотация: Что включает в себя База данных. Указывается назначение, область применения, функциональные возможности | ||
Фильтрующие противогазы Менения. Условия применения дополнительных патронов к фильтрующим противогазам. Камеры защитные, их назначение, устройство и порядок... | Функциональное назначение разработки, область применения Охватывает все темы, предусмотренные программой курса. Структура данного комплекса, распределение часов по разделам и темам обеспечивает... | ||
1. Назначение и область применения Поступающий в аспирантуру (далее – претендент) представляет реферат по соответствующей специальности (далее – реферат) согласно номенклатуре... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
«пакет перевязочный индивидуальный» Вопрос 8 медицинские средства индивидуальной защиты. Содержание, назначение. Порядок применения. Индивидуальные противохимические... | Рабочая программа учебной дисциплины вычислительные системы Целью курса «Вычислительные системы» является изучение общих сведений о многопроцессорных вычислительных системах, включая их назначение,... | ||
Информационные технологии на уроках географии Одним из важных направлений концепции модернизации российского школьного образования является компьютеризация учебного процесса.... | Конспект урока. Назначение документа: для учителей иностранного языка Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17 г. Балашова Саратовской области» | ||
Инструкция по использованию Назначение Актуальная версия этого документа доступна по адресу | Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа составлена... Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих... |