Скачать 0.54 Mb.
|
Паспорт проекта
Тема проекта: Муниципальный ресурсный Центр по работе с одарёнными и высокомотивированными детьми «Сибирский совёнок». Введение Среди самых интересных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Именно одаренные дети – это особенная тема для обсуждения и дискуссии. Проблема одаренных и высокомотивированных детей постоянно озвучивается во всех средствах массовой информации. Одарённые дети - самая интересная и актуальная тема в современной педагогике и психологии. Необходимость создания Центра для выявления, поддержки, развития одаренных и высокомотивированных детей «Сибирский совёнок» обусловлена стратегией проектирования образовательных стандартов нового поколения, для которых характерны:
Кроме того можно выделить ряд общепедагогических противоречий, которые находят свое отражение в образовательной инициативе президента РФ «Наша новая школа». К их числу относятся противоречия:
Работа с одаренными детьми велась в школах всегда. Однако существует ряд проблем в работе с данной категорией детей, главными из которых являются:
Следовательно, проблема выявления, поддержки, развития одарённых и высокомотивированных детей является актуальной. Особенно остро эта проблема стоит в начальной и основной сельской школе. Сельская школа обладает качественными характеристиками, которые, с одной стороны, определяют ее устойчивость и уникальность, а с другой, - обуславливают ее внутреннюю противоречивость и объясняют трудно разрешимость ее проблем. Среди наиболее существенных качественных характеристик сельской школы выделим следующие: - Разбросанные на огромной территории Томского района сельские школы функционируют в разных социальных, пространственно-территориальных, хозяйственных условиях жизнеобеспечения. - Особенности расселения, огромные пространственные контрасты, наличие обширных редконаселенных и бездорожных зон, малолюдье определили такую особенность сельской школы, как малочисленность учащихся, что порождает такое явление, как психологическая монотомия и требует внедрения индивидуальных, групповых, игровых педагогических технологий в обучении и развитии. - Недостаточная укомплектованность многих сельских школ кадрами, большая текучесть молодых специалистов вносят нестабильность в ее работу: любое звено образовательного процесса может в одночасье разрушиться по причине отъезда учителя. Малочисленность учащихся порождает и такое явление сельской школы, как учитель-многопредметник. С одной стороны, это усложняет дело работы сельского учителя, но с другой - выявляет потребности сельской школы в интегративных образовательных программах. - В сельской местности школа, как правило, является единственным образовательным учреждением по месту жительства учащихся. В отличие от города на селе ученик прикреплен к конкретной школе, у него нет возможности выбора, возникает проблема Безальтернативности в образовательном пространстве. Возможности сельской школы в развитии личности учащихся напрямую зависят от ее места расположения и социально-экономических условий жизни населения. Чем ближе школа к городу, тем большими возможностями она располагает для интеграции детей в социальную и культурную жизнь общества, успешнее решается проблема ее кадрового обеспечения, теснее профессиональные контакты работников школы со специалистами аналогичного профиля, свободнее доступ к новейшей информации, культурным объектам города. В отдаленном населенном пункте возможности школы и учителя сужаются, что отрицательно сказывается на общем развитии обучающихся в целом и одаренных детей в частности. Сосредоточение ресурсов на базе муниципального ресурсного Центра по работе с одарёнными и высокомотивированными детьми позволит сделать работу в данном направлении более эффективной и плодотворной. МБОУ «Зональненская СОШ» Томского района - одна из ведущих школ района. Её территориальное расположение (7 км от города Томска) позволяет привлекать ресурсы различных образовательных организаций и организаций дополнительного образования для работы с одарёнными и высокомотивированными детьми. Более того, в школе созданы условия для использования информационных технологий при работе с детьми данной категории. Современные информационные технологии предоставляют большие возможности для саморазвития. Интернет на современном этапе позволяет реализовать очень важные аспекты индивидуального обучения. С одной стороны, ребенок свободен выбирать интересующие его материалы для изучения, форму и способы их изучения. С другой стороны, он в любой момент может обратиться за помощью к обучающей системе. Это не ставит одаренного ребенка в зависимость от взрослого, эрудиции учителя и, следовательно, не лишает самостоятельности и уверенности в себе. При желании ребенок может ознакомиться с различными мнениями по интересующему его вопросу и вступить в контакт со специалистами. Одаренный ребенок может занимать активную позицию в споре: аргументировать правильность своих суждений, выдвигать новые гипотезы. Дистанционное обучение является современной универсальной технологией образования, ориентированного на индивидуальные запросы обучающихся. Дистанционное обучение предоставляет возможность всем желающим повышать свой образовательный уровень с учетом индивидуальных особенностей. В процессе такого обучения учащийся определенную часть времени самостоятельно осваивает в интерактивном режиме учебно-методические материалы, проходит тестирование, выполняет контрольные работы под руководством преподавателя и взаимодействует с другими слушателями «виртуальной» учебной группы. При дистанционном обучении слушатель и преподаватель пространственно разделены друг от друга, но при этом они находятся в постоянном взаимодействии, организованном с помощью особых приемов построения учебного курса, форм контроля, методов коммуникации с помощью электронной почты и прочих технологий Интернет. Преимуществами дистанционного обучения являются:
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» провозглашает, что система поддержки талантливых детей должна быть подкреплена «…распространением электронных образовательных ресурсов, развитием дистанционных технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет». Наиболее эффективным средством выявления, поддержки, развития одарённых и высокомотивированных детей (среди учащихся 4-7 классов), на наш взгляд, является широкое использование ИКТ. Благодаря Интернет-ресурсам, сетевым образовательным проектам, разнообразным формам дистанционного обучения, будут созданы благоприятные условия для индивидуализации обучения, построения адекватной запросам личности индивидуальной образовательной траектории. А проведение очных мероприятий в рамках данного проекта позволит объединить одарённых и высокомотивированных детей, а также педагогов, работающих с данной категорией детей. Проект «Муниципальный ресурсный Центр по работе с одарёнными и высокомотивированными детьми «Сибирский совёнок» - эффективный механизм формирования творческой личности, развития личностных механизмов адаптации к условиям быстро меняющегося мира, способности к постоянному развитию и самосовершенствованию, готовности и способности осваивать новые области профессиональной деятельности. При этом значительно развиваются навыки самостоятельной работы, исследовательской деятельности, коммуникативные навыки. Направления образовательной деятельности Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Высокомотивированный ребенок – это ребенок, имеющий повышенную мотивацию к обучению, требующий развития в соответствии с уровнем своих способностей на уровне опережения потенциала. Виды одаренности, на которые направлена работа Центра Основными направлениями образовательной деятельности Центра будут направления, развивающие следующие типы одарённости:
Интеллектуальный тип одарённости Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала. Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим учащимся с легкостью усваивать разные предметы, однако их различное отношение к школьным предметам приводит к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим – нет. Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности: когда проявляется, прежде всего, общие умственные способности и нет какой-либо специализации и когда, напротив, высокие способности проявляются в одной какой-либо специальной области знания. Познавательная потребность именно у этих учащихся проявляется наиболее отчетливым и очевидным образом. Как правило, при этом типе одаренности отмечается устойчивая система познавательных интересов. Художественный тип одарённости Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Этот тип одаренности может проявляться у школьников с разной степенью широты: есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует. А есть и дети лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода. Лидерский (социальный) тип одарённости Синонимом этого является выражение «организаторские способности». Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям. Существует много вариантов лидерской одаренности. Спортивный тип одарённости Дети с ярко выраженными спортивными способностями. Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано, прежде всего, с недостатком времени и соответствующего желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут превосходно учиться. |
Презентация не должна быть меньше 10 слайдов Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации;... | Название проекта Возраст школьников, участников проекта: 10 лет (выпускной класс начальной школы) | ||
Название проекта. «Царствование Ивана Грозного» Сведения об авторе проекта (ф и о учащихся условно): Воротников А. С., Ажигулова А. И | Проекта Описательное или творческое название проекта Хороша ли жизнь в тишине? Краткое Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик... | ||
Проекта Описательное или творческое название проекта Жизненно важные вещества Краткое Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик... | Название проекта Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик... | ||
Название проекта Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик... | Название проекта Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик... | ||
Название проекта Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик... | Название проекта Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик... | ||
Название проекта Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик... | Название проекта Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик... | ||
Название проекта Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик... | Название проекта Небольшое исследование на уроке, в результате которого рождается проект. В ходе проектного (фрагмента урока) присутствуют все этапы,... | ||
Название проекта. «Гордость Каталонии» ... | Учебная программа Intel® Обучение для будущего Шаблон визитной карточки... Название учебного проекта, раскрывающее его содержание: «Курение дань моде, привычка или болезнь» |