Урок математики в 4 классе по теме «Устная и письменная нумерация чисел в пределах класса миллионов»





Скачать 100.43 Kb.
НазваниеУрок математики в 4 классе по теме «Устная и письменная нумерация чисел в пределах класса миллионов»
Дата публикации12.07.2014
Размер100.43 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Урок математики в 4 классе по теме
«Устная и письменная нумерация чисел в пределах класса миллионов»



Разработчик: Момотова Галина Германовна, учитель начальных классов МКОУ СОШ с УИОП пгт Демьяново Подосиновского района Кировской области

Тип урока: Урок комплексного применения знаний.

Общедидактическая цель: создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях.

1. Образовательный аспект: способствовать формированию навыков чтения и записи чисел в пределах класса миллионов, совершенствовать навыки решения задач разных типов.

2. Развивающий аспект: содействовать формированию универсальных учебных действий, умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
3. Воспитательный аспект: создать условия для воспитания культуры математической речи, формирования межличностного общения через организацию парной, групповой и фронтальной работы, привития любви к малой родине и её природным богатствам.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2. Целеполагание и мотивация.

Слайд (Подосиновский район – Вятская земля.)

Учитель: Наша малая родина является частью Вятского края. Содержание урока мы будем изучать, используя информацию о Вятском крае.

А тема урока «Устная и письменная нумерация чисел класса миллионов».
3. Актуализация знаний.

Слайд (1694000
1300000


1269000)

Учитель: Обратимся к слайду. Прочитайте числа.

Ученики: читают по одному.

Учитель: Что общего? Какие классы присутствуют в этих числах? А разряды? Дайте характеристику числам. Другие варианты.
Ученики: Эти числа натуральные, многозначные, семизначные, во всех числах отсутствует класс единиц. В каждом числе присутствует 1-й класс, 2-й класс,

3-й класс. Присутствует класс тысяч, класс миллионов. (Затем учащиеся дают характеристику каждого числа по разрядам).

Учитель: Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых. Работаем в тетради, проверяем.
Ученики: выполняют работу в тетради, затем 3 ученика записывают на доске, остальные проверяют.

Учитель: Эти числа несут в себе смысл. Давайте прочитаем и сравним эти числа. Что можете сказать?
Слайд 3 (1694000 – население Кировской области
1300000 – население Архангельской области


1269000 – население Вологодской области)

Ученики: В Кировской области население больше, чем в Архангельской и Вологодской областях.

Учитель: А по площади больше Архангельская область. Запишите именованные числа: 587400 кв. км площадь Архангельской области, 145700 кв. км площадь Вологодской области и 120800 кв. км площадь Кировской области.
Ученики: записывают в тетрадях.

Учитель: Что вы можете сказать об этих числах?
Ученики: Все эти числа шестизначные, круглые, отсутствует разряд единиц и десятков. Площадь Кировской области меньше площади Вологодской и Архангельской областей.

Слайд. ( Карта Кировской области)

Учитель: Ребята, посмотрите на карту нашей области. Как видите, на севере Кировская область граничит с Архангельской, а на западе с Вологодской областью.

4. Применение знаний в знакомой ситуации.

Учитель: Представьте, что мы едем на автомобиле по трассе. Я предлагаю вам решить следующие задачи на движение.

Задача 1. Протяжённость Кировской области с севера на юг – 560 км. За сколько часов преодолеет это расстояние автомобилист, если будет двигаться со скоростью 80 км/час? Что мы знаем?
Ученики: Мы знаем расстояние и скорость.

Учитель: Что нужно найти?
Ученики: Время.
Учитель: Как находим время?
Ученики: Чтобы найти время, нужно расстояние разделить на скорость.
Учитель: Назовите формулу.
Ученики:
t=S/V
Учитель:
Итак, кто назовёт ответ задачи?
Ученик: За 7 часов преодолеет это расстояние автомобилист.

Учитель: Задача 2. Протяжённость Кировской области с запада на восток – 420 километров. Какова скорость автобуса, если он был в пути 7 часов? Что мы знаем?
Ученики: Расстояние и время.
Учитель: Что надо найти? Как найти скорость?
Ученики: Чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время.
Учитель: По какой формуле находим расстояние?
Ученики: Называют формулу и ответ задачи – 60 км в час.

Учитель: Ребята, давайте снова обратимся к карте. Чем богата наша область?
Ученики: Наша область богата лесами, реками, природными ресурсами.

Учитель: А основное богатство нашей области – лес. Прочитайте текст.

Слайд. (Лес – основное богатство нашей области. Ежегодно его заготавливают более 4400000 кубических метров. В основном, это ель, сосна, берёза. Встречаются и редкие породы, такие как ольха и осина.

Более 3000000 кубических метров леса область продаёт не только соседним регионам, но и за границу. Губернатор Никита Юрьевич Белых признал лесопромышленный комплекс бюджетообразующим для Кировской области) Учитель: Что вы можете сказать о числах?
Ученики: Многозначные, семизначные, четные, круглые.

Учитель: Какую площадь занимают леса в Кировской области?

А чтобы узнать, я предлагаю решить задачу. Посмотрите на слайд.

Слайд. (Площадь территории Кировской области 120800 кв. км. 3/ 4 территории области занимают леса. Какую площадь территории Кировской области занимают леса?)

Учитель: Назовите правило, которым будем пользоваться при решении задачи.
Ученики: Чтобы найти часть от числа, выраженного дробью, надо число разделить на знаменатель и умножить на числитель.

Учитель: Работаем в тетрадях, один ученик идёт к доске.
Смотрим на доску и проверяем задачу. (Решение: 120800 : 4 x 3 = 90600 кв. км)

Учитель: Обратите внимание на ответ задачи, какую огромную территорию нашего края занимают леса. Так например, прибалтийские государства Латвия и Литва имеют площади 63 тыс.кв. км и 65тыс. кв. км соответственно, это меньше чем площадь наших лесов.

Слайд. (Природа)

Учитель: Какую роль в жизни человека играет лес?
Ученики: Перечисляют.

Учитель: Всё верно, а кроме того, лес – источник здоровья.

Фармакологическая промышленность использует много растений леса в приготовлении лекарств. Перед вами сборы лекарственных трав, произрастающих в кировских лесах. Какие еще лекарственные травы знаете?
Ученики: называют.

Учитель: Лес поглощает углекислый газ и выделяет кислород. Он работает как фильтр, очищая воздух от сажи и пыли. Предлагаю решить задачу на выбор.

Слайд. (Задача 1: Лес площадью 3га поглощает за 1 час 24 кг углекислого газа. Сколько углекислого газа переработает лес площадью 5 га за 4 часа?)
(
Задача 2: Хвойный лес площадью 1га отфильтровывает в год 35 тонн пыли, а лиственный лес площадью 1 га - в 2 раза больше. Сколько пыли в год отфильтрует вместе хвойный лес площадью 5 га и лиственный – площадью 6 га?)

Внимательно прочитайте задачи, проанализируйте их и выберите.

Ученики: Обе задачи сложные. Вторая задача решается большим количеством действий. Решение задач выполняют в тетрадях.


5. Физкультминутка.

Учитель: Закройте глаза. Послушайте звуки. Представьте, что вы оказались в лесу, ощутите ароматы хвойного леса.
(На каждый стол учитель ставит хвойное масло).
Слайд.
(Звучит музыка Грига «Утро».)

Учитель: Откройте глаза. Что ощутили в воздухе?
Ученики: Запах хвои, свежести.
Учитель: Что заметили? (на слайде появляются числа – ответы к задачам
160 кг, 595 т)

Слайд. (160 кг., 595 т.)

Учитель: Число 595 тонн переведите в наименьшую единицу массы – в килограмм. Проверяем.
Ученики: 595000 кг.

Учитель: Лес – не только чистый воздух, но и полезные дары природы.

Слайд. (Лес – источник питания)

Учитель: Что можете добавить?
Ученики: В лесу собирают грибы, ягоды.

Учитель: Да, это так. Ежегодно в нашей области заготавливают грибы, чернику, голубику, морошку, бруснику. Но основное богатство наших лесов – это, конечно, клюква. Эти лесные дары поступают не только в магазины области и соседних областей, но и продаются за границу, так как признаны экологически чистыми продуктами. Как вы думаете, где собирают эту полезную ягоду – клюкву?
Ученики: На болотах.

Учитель: Какие болота в нашем районе вы знаете?
Ученики: Перечисляют.

Учитель: Такие болота как Кайское, самое большое в Кировской области, Гладкое, Былинское, Роговское (Чистое) называют клюквенными.

Слайд. ( Болота: Кайское, Гладкое, Былинское, Роговское).

Учитель: А сколько ягод можно заготовить с этих болот, мы сейчас узнаем.

Слайд. При средней урожайности на болотах Кировской области ежегодно можно собрать 1370 тонн ягод брусники, черники – на 915 тонн меньше, чем брусники, а клюквы – на 1290 тонн больше, чем брусники.

Учитель: Прочитайте. Что это? Текст, условие задачи?

Ученики: Это условие задачи. Нет вопроса.

Учитель: Верно. Работаем в группах. Перед вами ставлю задачу: К данному условию задачи придумать как можно больше вопросов. Выберите лидера в группе, которого мы заслушаем.
Ученики: работают в группах.

Учитель: Что интересного заметили? Какой тип задачи?

Ученики: Задача с лишними данными.
Учитель: Почему?
Ученики: доказывают.

Учитель: Итак, проверяем по группам. Сколько вопросов придумала 1-я, 2-я, 3-я группы?
Ученики: Каждая группа зачитывают все вопросы. (Например, «Сколько тонн клюквы можно собрать на болотах области? Сколько тонн черники можно собрать? Сколько всего тонн ягод? На сколько тонн больше соберут клюквы, чем черники? Сколько всего тонн ягод можно собрать на болотах области?» И т.д.)

Учитель: Сейчас каждая группа решает свою задачу.
(Учитель раздаёт карточки с текстами задачи каждой группе.)

- 1-я группа: При средней урожайности на болотах Кировской области ежегодно можно собрать 1370 тонн ягод брусники, черники - на 915 тонн меньше, чем брусники, а клюквы - на 1290 тонн больше, чем брусники.

Сколько тонн клюквы можно собрать на болотах области?

- 2 группа: При средней урожайности на болотах Кировской области ежегодно можно собрать 1370 тонн ягод брусники, черники - на 915 тонн меньше, чем брусники, а клюквы - на 1290 тонн больше, чем брусники.

Сколько тонн черники можно собрать?

- 3 группа: При средней урожайности на болотах Кировской области ежегодно можно собрать 1370 тонн ягод брусники, черники - на 915 тонн меньше, чем брусники, а клюквы - на 1290 тонн больше, чем брусники.

Сколько всего тонн ягод можно собрать на болотах области?

Учитель: Проверяем. От каждой группы выходит 1 человек и комментирует свою задачу.
Ученики: комментируют.

Учитель: Проверяем, совпали ли ответы групп с ответами на слайде.
Слайд. (2660 т., 455т., 4 485т.)

Учитель: Выразите эти числа в наименьшую единицу массы – в килограмм. Какие числа получились?
Ученики: называют.
Учитель: Дайте характеристику этих чисел.
Ученики: Семизначные, шестизначные, круглые, чётные.

Учитель: Смотрим на слайд и проверяем.
(2660000 кг, 455000 кг, 4485000 кг.)
Ученики: проверяют.

Учитель: Я принесла вам клюкву, собранную с Кайского болота. Угоститесь этой витаминной ягодой: это полезно для того, чтобы активизировать нашу с вами мыслительную деятельность для успешной работы на уроке.

Учитель: Лес – это ещё и место отдыха. Как вы отдыхаете?
Ученики: Перечисляют.

Учитель: Леса Кировской области позволяют им быть известной здравницей. В живописных местах лесного массива находятся детские санатории, лагеря, дома отдыха, где можно отдохнуть, набраться сил и здоровья.

Слайд. (Детские санатории)


5. Применение знаний в новой ситуации.


Учитель: А самая главная функция леса в нашем районе – это его заготовка и переработка.

Слайд. (Переработка древесины)

Учитель: Где перерабатывают древесину в нашем Подосиновском районе?

Ученики: ООО «ЛПК Полеко» (лесоперерабатывающий комбинат), цех ДВП (древесно-волокнистых плит), ООО «Подосиновский Фанерный завод», частные пилорамы.

Учитель: Какую продукцию получают в нашем районе?

Ученики: древесно-волокнистая плита, изготовление фанеры, пиломатериал.

Учитель: В Подосиновском районе 65 пилорам, которые, перерабатывая лес, получают различный пиломатериал: вагонку, обрезные доски, брус.

Сейчас я предлагаю вам выполнить работу в группах. Каждая группа выберет управляющего одного из предприятий: ООО «ЛПК Полеко», Фанерного завода, пилорамы. Они отчитаются по переработке древесины. А задачи предлагаю такие:
Слайд.

Задача: 1-я группа

Цех ДВП перерабатывает за сутки 215 куб. метров леса. Сколько куб. метров леса переработает цех за год? За 10 лет? ( В году 365 дней)

Задача: 2-я группа

Фанерный завод за сутки перерабатывает 715 куб. метров леса. Сколько куб. метров переработает завод за год? За 10 лет? ( В году 365 дней)

Задача: 3-я группа

Одна пилорама перерабатывает за сутки 90 куб. метров. Сколько древесины переработает одна пилорама за год. (В году 365 дней)

Сколько древесины переработают 65 пилорам за год?
Учитель: Проверяем. Я приглашаю к доске «управляющих предприятиями».
Ученики: «Управляющие предприятиями» отчитываются по переработке древесины. (Называют ответы задач.)

Учитель: Смотрим на слайд и проверяем ответы.
Слайд. (784750 куб. м, 2609750 куб. м, 2135250 куб. м, (5529750 куб. м).
Учитель: Прочитайте числа ещё раз и дайте их характеристику.
Ученики: комментируют.

Учитель: Сколько всего перерабатывается древесины? Много или мало? А теперь я предлагаю сложить эти 3 числа, и мы получим одно большое число.
Ученики: выполняют задание.

Учитель: А чтобы вам наглядно представить, что это число очень большое, я вам помогу. Все видели машину «Камаз», которая занимается перевозкой древесины. «Камаз» с прицепом примерно длиной 15 метров. Если весь лес погрузить на «Камазы», то их потребуется 184325. А если выстроить в одну линию их, они займут расстояние в 2776 км. От нашего посёлка до Москвы 1500 км. Это примерно до Москвы и обратно.

6. Информация о домашнем задании

Учитель: Дома я вам предлагаю решить задачу, из ответа которой узнаете, сколько куб. метров опила используется новой котельной для отопления жилого фонда нашего посёлка. Каждому ученику задача выдаётся на карточке.

(Задача: Новая котельная расходует на отопление жилого фонда за сутки 450 куб. метров опила. Сколько куб. метров опила расходуется в месяц? (В месяце 30 дней.) Сколько куб. метров опила расходуется за отопительный сезон? (Отопительный сезон - 7 месяцев.)
7. Итог, рефлексия.

Учитель: На уроке присутствовали разные виды деятельности.

Распределите виды деятельности по степени их сложности для вас:

- правильно читать, записывать и анализировать многозначные числа

- совершенствовать навыки решения задач

- оценивать свои знания

- самостоятельно выполнять задания

- запоминать новую информацию.
Ученики: работают с рефлексивным листом, ранжируют виды деятельности.
Учитель: Что было легко? Трудно? Почему именно так?
Ученики: аргументируют свой выбор.

Слайд. «Посмотри, как он хорош, край, в котором ты живёшь»

Учитель: Можем ли мы гордиться Вятским краем? Почему? Какое его основное богатство?

А что мы с вами можем сделать сейчас, чтобы наш край стал богаче и красивее?

Ученики: беседуют с учителем.

Учитель: Сегодня вы очень плодотворно поработали на уроке. Всем спасибо.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок математики в 4 классе по теме «Устная и письменная нумерация чисел в пределах класса миллионов» iconУрок по математике Тема: «Письменная нумерация чисел в пределах 1000»
Тема: «Письменная нумерация чисел в пределах 1000», проведен в 3 «А» классе на методическом объединении учителей начальных классов...
Урок математики в 4 классе по теме «Устная и письменная нумерация чисел в пределах класса миллионов» iconУрок математики в 3-м классе (1-4) умк "Школа России"
Это восьмой урок по теме “Письменная нумерация в пределах1000”. Материал урока способствует развитию устных вычислительных навыков,...
Урок математики в 4 классе по теме «Устная и письменная нумерация чисел в пределах класса миллионов» iconУрок математики в 4 а классе
Тема: «Поупражняемся в сравнении чисел и повторим пройденное по теме: «Нумерация многозначных чисел»
Урок математики в 4 классе по теме «Устная и письменная нумерация чисел в пределах класса миллионов» iconТема: Письменная нумерация чисел в пределах 1000
Цели: создание условий для формирования представления об особенностях чтении и записи трехзначных чисел
Урок математики в 4 классе по теме «Устная и письменная нумерация чисел в пределах класса миллионов» iconТема урока «Письменная нумерация в пределах 1000. Приёмы устных вычислений»
Сегодня на уроке мы повторим с вами нумерацию чисел в пределах 1000 и познакомимся с приёмами устных вычислений
Урок математики в 4 классе по теме «Устная и письменная нумерация чисел в пределах класса миллионов» iconУрок математики в 4 классе по теме «Нумерация многозначных чисел»
Выполнение заданий иоуп – 20 мин. (Проводится индивидуальная работа по выполнению заданий)
Урок математики в 4 классе по теме «Устная и письменная нумерация чисел в пределах класса миллионов» iconУрока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Письменная нумерация в пределах 1000»
Цель урока: Повторить приемы сложения и вычитания, основанные на знании разрядных слагаемых
Урок математики в 4 классе по теме «Устная и письменная нумерация чисел в пределах класса миллионов» iconУрок математики
Закрепить навыки счета в пределах 9, сравнение чисел, состав чисел от 2 до 9, отрабатывать взаимосвязь между частью и целым, сложение...
Урок математики в 4 классе по теме «Устная и письменная нумерация чисел в пределах класса миллионов» iconУрок математики в 1 классе ос «школа 2100» тема: сложение и вычитание...
Совершенствовать умение выполнять табличное сложение и вычитание чисел в пределах 20
Урок математики в 4 классе по теме «Устная и письменная нумерация чисел в пределах класса миллионов» iconУрок математики во 2 классе. Тема: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Закрепление»
Цели: 1 Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовые и геометрические задачи
Урок математики в 4 классе по теме «Устная и письменная нумерация чисел в пределах класса миллионов» iconУрок 111 Тема: Римская письменная нумерация
На второй карточке – китайская нумерация. Она одна из старейших и прогрессивных, с теми же принципами, что и в современной арабской,...
Урок математики в 4 классе по теме «Устная и письменная нумерация чисел в пределах класса миллионов» iconУрок математики во 2 классе по теме: «Письменные приемы сложения...
Урок математики во 2 классе по теме: «Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток.» Закрепление...
Урок математики в 4 классе по теме «Устная и письменная нумерация чисел в пределах класса миллионов» iconУрок математики в 3 классе
Цель: научить письменным приемам сложения трехзначных чисел, закрепить знания устных вычислений в пределах 1000, развивать навыки...
Урок математики в 4 классе по теме «Устная и письменная нумерация чисел в пределах класса миллионов» iconУрок математики во 2 классе по теме: «Прямой угол»
...
Урок математики в 4 классе по теме «Устная и письменная нумерация чисел в пределах класса миллионов» iconУрок математики в 6 классе
Учебная: повторить и обобщить изученный материал по теме: «Сложение и вычитание дробей и смешанных чисел»
Урок математики в 4 классе по теме «Устная и письменная нумерация чисел в пределах класса миллионов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Сложение и вычитание в пределах 10», «Состав чисел в пределах 10», «Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100», для индивидуальной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск