Скачать 119.53 Kb.
|
Моря России. Географическое положение, значение, охрана Тип урока: комбинированный Цели и задачи ( слайд №1)
Планируемые результаты : 1.Называть ( показывать) моря России, имена первооткрывателей и людей, внесших вклад в их изучение и освоение ; меры по охране вод; транспортные сообщения; основные виды природных ресурсов; антропогенные изменения; примеры рационального и нерационального использования морских ресурсов; опасные природные явления природы. 2. Определять географическое положение объектов. 3. Описывать природные объекты , явления. 4.Объяснять особенности природы морей, влияния морей на жизнь и хозяйственную деятельность человека; органический мир и опасные природные явления, экологические бедствия; политику в области охраны морей. Пояснительная записка Место урока в календарно –тематическом планировании изменено :вместо 4-го по счету я провожу его после изучения темы « Климат России» 20-м уроком, когда у детей уже сформировано представление о климатах России. Второй час этой темы используется за счет урока «Человек и вода. Водные ресурсы. Охрана вод», который проводится при изучении темы « Внутренние воды России». А последующее изучение темы «Многолетняя мерзлота и ледники» позволит закрепить знания , полученные на данных уроках. Эту разработку можно использовать как внеклассное мероприятие на неделе географии, заменив и дополнив части уроков. Оформление кабинета Над доской распечатка: « Целому морю – нужно всё небо, целому сердцу нужен весь Бог» ( М.Цветаева) Стенды: - « Творческие работы учеников»: сочинения, сообщения по темам, чайнворды, кроссворды, стихи и т.д. - « Море зовет» : подбор иллюстраций, книг о море, фотографий морских обитателей. Оборудование: магнитофон, таблицы « Моря России», карты настенные : физическая России, мира, животного мира, листики для геодиктанта, атласы для 8 класса ( издательство «ДИК», Дрофа, 2006) Время: 80 минут, сдвоенный ( или 2 отдельных урока ) Методы работы: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. Ход урока Организационный момент : приветствие, рапортичка об отсутствующих
Эпиграфом к уроку могут служить стихи П.С. Комарова (Ученик читает стихотворение) Россия- морская держава, она в штормовые ветра Свой парус холщовый держала еще до деяний Петра. Тогда еще Русь ли Россия морскою державой была: На Грумант , на Мангазею, на Каспий по Волге плыла. ( слайд №2) На щитиках, чайках и кочках, на палубах утлых людей Служивых, торговых , охочих своих посылала людей. Живя между гладом и мором, чтя княжий и Божий закон,- Не пашней да лесом,- а морем кормилась она испокон. Доподлинно были известны дороги её кораблям К далеким ишпанским и светским и всяким иным королям. Купцы , рыбаки, зверобои, туда, где большая вода, Не ради большого разбоя свои снаряжали суда. Но если войны лихолетье, рукою и духом тверда, За землю и море в ответе Россия бывала всегда. Морская стихия удивительна и привлекательна в различных её проявлениях. « Море зовет» - это не простые слова. Море повлияло не только на различные виды хозяйственной деятельности человека, но так же на культуру, религию, на эпос и традиции, на архитектуру , одежду, хозяйство, транспорт. Различные сферы деятельности людей связанны с морем: рыболовство, навигация, добыча полезных ископаемых, продуктов питания. Человек издревле селился по берегам морей .Древнейшие цивилизации возникали именно на морских побережьях. И, как писал Тур Хейердал- известный путешественник- «…человек научился ставить парус раньше, чем седлать коня. Шест и весло он стал использовать раньше на море, чем колесо на суше». На прошлых уроках вы знакомились с презентациями, сделанными одноклассниками, об освоении Мирового океана, о развитии кораблестроения и применении кораблей в дальних походах в новые страны и континенты, о художнике-маринисте Айвазовском , подводном мире морей разных широт Я напомню вам слайды из этих сообщений ( слайды № 3-5: корабли, значение слова « корабль») Вы видите старинные и современные корабли. А кто, в какой стране впервые изобрел первый ледокол( слайд №6 ) Русский инженер из Крондштадта ( близ Петербурга) Бритнев Т.И. в 1864, а ледокол « Красин» создали по проекту адмирала Макарова. Именно на парусных судах отважные мореплаватели бороздили воды, не задумываясь о смертельной опасности, в поисках богатств, новых торговых партнеров и товаров, часто с целью расширения территории своих государств, во имя науки. Это русские офицеры Ф.Ф.Белинсгаузен, М.П.Лазарев. ( слайд № 7) А сколько русских имен на карте ! Назовем только некоторые из них, связанные с морем, островами, полуостровами и другими частями морей и океанов : ( слайд № 8- карта России) АТЛАС ,с.5 дети называют м.Челюскина, м. Дежнева, Берингов пролив и море, пролив и море Лаптевых, о.Врангеля, пролив Санникова и другие Слайды № 9-10 В.Беринг, море Лаптевых А теперь 1.Докажите , что Россия- морская держава 2.Какие океаны омывают Россию? 3.Составьте схему морей по акваториям трех океанов ( на оборотной стороне доски заранее вычерчена табличка и схема ) Работа в тетрадях, у доски 1 человек и с атласами. Проверка по слайду № 11
И №13 – море-озеро Каспийское. Изучая климат России, мы говорили об изменении континентальности его с Запада на Восток.( понижается температура, количество осадков, увеличивается амплитуда колебаний температур. Только на востоке – Приморье, Камчатка, Хабаровский край- муссонный климат).Соответственно температура воды с З на В в прибрежной зоне тоже меняется. Образуются нагромождения льдов – торосы- которые очень мешают судоходству. Вот тут и приходят на помощь ледоколы ( слайд №6) Постановка и решение проблемного вопроса: какими причинами объясняется разнообразие морей? Ответ будем искать на картах Атласы , «Тектоническая карта» с.17 В морях какого океана больше всего глубоководных желобов, а острова образовались в результате извержения вулканов и столкновения литосферных плит? ( Тихий) В Северном Ледовитом океане между 40 и140 градусами в.д. с С-З на Ю-В протянулся срединно-океанический хребет им.Ломоносова. Как вы считаете, моря России кроме разницы в географическом положении имеют еще какие-либо отличия? Ответ обоснуйте слайд №12 1.История происхождения и развития 2.Географическое положение 3. Распределение солнечного тепла, воздушных масс, ветров, видов и количества осадков 4. Соленость и плотность 5. Прозрачность 6.Содержание химических элементов( растворенного кислорода) 7.Органический мир Проверка знаний- цифровой диктант на листках ( сдаются сразу после взаимопроверки)
Взаимопроверка по слайду № 13 С давних времен человечество стремилось узнать тайны природы, Океана и максимально полезно использовать их на свои хозяйственные нужды. Давайте и мы проведем исследовательскую работу, определив значение морей для человека Назовем функции морей: - транспортная - место отдыха и лечения - добыча продуктов питания( рыба, иглокожие, моллюски, водоросли) - добыча полезных ископаемых ( горючих, строительных) - постройка приливно-отливных электростанций- ПЭС -( Кислая Губа, Пенжинская губа на Охотском море 13 м , Ляземская губа на Белом море) Запишите в тетрадях ( слайд №14) А сейчас поговорим подробнее о транспортной роли морей. Почему морской транспорт самый дешевый? ( не надо строить дорог) После распада СССР количество портов в России резко сократилось На Балтике остался Калининград и Санкт-Петербург, на юге,на Черном- Новороссийск, Туапсе, Ейск, на севере – Мурманск( не замерзает .Почему?), на востоке- Владивосток, Ванино , Находка. Морской вид транспорта важен еще и дальностью перевозок. Найдите в атласах перечисленные порты- обозначены якорем- ( с.24,Внутренние воды. Реки и озера) Однако навигация-(лат. « плыву на судне»)- возможность судоходства в местных климатических условиях ( слайд №15) Атласы с.24 « Вечная мерзлота» Определите по карте среднюю температуру в прибрежных зонах северных, восточных ,южных морей. Как вы думаете больше всего используются воды какого океана? У нас есть капитан, который ходил по Северному морскому пути много лет , и ему есть о чем рассказать вам ( сообщение ученика) Наша страна северная и большая её часть омывается водами Северного Ледовитого океана. Он очень важный транспортный путь. По окаринам океана проложен Великий Северный морской путь. Он вдвое короче пути, огибающего Евразию с юга. Навигация здесь коротка: 1-4 месяца. Ледовая обстановка бывает сложной. При благоприятных условиях современные суда проходят трассу за 3-4 недели. Мощный ледокольный флот, созданный в России, особенно атомные ледоколы, систематически проводят суда через льды. Благодаря ледоколам навигация удлиняется, а в западной части она стала круглогодичной. Протяженность тарссы стала 5600 км. Это кратчайший путь от западной части России на северо-восток и до Дальнего Востока . Северный морской путь соединяет не только западные и восточные окраины России, но и устья судоходных рек Сибири. Это позволяет развивать хозяйство И использовать богатейшие ресурсы северных районов страны. Сегодня суда еверное и Норвежское моря, а далее по Северному морскому пути составляет 14280 км, а через Суэцкий канал-23200 км. Поэтому Северный морской путь называют Великим!(слайд №15 Запись в тетрадях) Домашнее задание подписать на контурных картах названия морей России, крупные порты Биологические ресурсы Моря России богаты биоресурсами, которые делятся на 3 группы ( вспомните курс7 класса) Мелкие рачки рыбы, иглокожие, млеко- актинии, водоросли, питающие моллюски Слайд №16 А как человек использует водоросли? Крахмал, корм животных, консервирование( морская капуста), агар-агар. Они поддерживают уровень кислорода в воде и видовой состав мелких животных ,живущих на них или среди них. Кроме биологических ресурсов морская вода богата млекопитающими, рыбами, иглокожими, моллюсками; -это « живая руда», так как содержит более 80 химических элементов из таблицы Менделеева; - морское дно- рудные отложения под поверхностью дна ( железо,олово,медь, каменный уголь) - жидкие и растворимые отложения (газ и нефть, сера) слайд №17 В Черном море на глубине 150-200 метров выделяется сероводород, а поэтому нет жизни. Подводный мир морей и океанов очень красив и разнообразен. Его изучению посвятил свою жизнь, создав множество фильмов, написав книги, всемирно известный французский гидробиолог Жак Ив Кусто .Помните передачу « Подводный мир Кусто»? Вот такое великолепие можно увидеть под водой, занимаясь дайвингом Слайды 18,19 (кораллы) Сообщения учащихся с презентациями на темы « Моря Тихого океана», « Подводный ландшафт» Энергетические ресурсы морей
Закрепление по вопросам: 1. Какие виды движения воды можно использовать для получения электроэнергии?(приливы, отливы, волны, течения)Приведите примеры 2.Где в России самые высокие приливы? (Кислая Губа, Пенжинская губа на Охотском море 13 м , Ляземская губа на Белом море-10 м) Проблемный вопрос: море – друг или враг человеку? А какие стихийные явления, связанные с морем, вы знаете? После ответов учащихся слайд №20 Домашнее задание. Сообщение и( или) презентации о стихийных явлениях на воде Повторюсь, что на тему моря можно говорить долго, много, воспевать его в стихах, песнях , прозе, картинах. Ученица 8 класса написала сочинение –описание картины русского художника-мариниста Айвазовского «Девятый вал», а другие составили презентацию( вы уже смотрели её). Я хочу напомнить несколькими слайдами творчество художника Слайды № 21-27 Имена Марина и Галина тоже связаны с морем. В переводе с латыни Марина означает « морская»т, а Галина – « штиль на море».Есть полудрагоценный камень аквамарин.( Лат. «аква»- вода, « марине»- морской) Выводы по уроку (слайд № 28)
Домашнее задание (слайд № 29)
Экология морей, охрана водных ресурсов Вспомним, что вам известно из курсов 6,7 классов о соотношении соленых вод ,ледников, подземных и вод суши( демонстрация четырех цветных кубиков со стороной каждого соответственно в соотношении10:4:2:1) А как человек использует моря, океаны, реки? А какие меры по восстановлению и очистке вод вам известны? Выставление отметок При наличии времени в конце урока можно предложить кроссворд, чайнворд , данные в качестве опережающего задания ученикам и рассказать легенду о китах. Легенда о китах Роман Григория Ходжера « Метательница горпуна» начинается с тотемной легенды народов, проживающих на северо-восточном побережье Берингова моря Однажды кит увидел на берегу красивую девушку и полюбил её. Кит превратился в юношу и вышел на берег. И в новом облике девушка тоже полюбила кита.Они создали семью. В первый год родились у них дети- киты, а на следующий год- человеческие детеныши. Шли годы, но киты и люди помнили, что они братья. Люди не обижали китов. И киты помогали людям охотиться. Но однажды случилась суровая зима. И стало трудно добывать пищу людям. И начался голод. И произошел переворот в жизни: на смену добру и взаимной заботе пришли злоба и зависть, жестокость и ненависть. А что стало дальше с этим народом- в книге Ходжера… |
Конспект урока Тема урока: «Алканы: структура, номенклатура» Подготовка... Орг момент. Актуализация знаний. Домашнее задание (дневник оставить для проверки и оценки) | Решение нетиповых ситуаций. Цели урока Тип урока: комбинированный ( контроль качества знаний, диагностика и коррекция затруднений) | ||
Конспект урока по немецкому языку Тема урока : Ferien und Bücher.... Учебник немецкого языка для 8 класса «Schritte 4» Бим И. Л., доска, мел, дидактический материал | Конспект урока немецкого языка, 6 класс Учебник : И. Л. Бим: Deutsch,... Оснащение: учебник, раздаточный дидактический материал; наглядные пособия (картинки); доска и мел; опоры на доске | ||
Конспект урока немецкого языка, 6 класс Учебник : И. Л. Бим: Deutsch,... Оснащение: учебник, раздаточный дидактический материал; наглядные пособия (картинки); доска и мел; опоры на доске | Конспект урока по немецкому языку Тема: Lernen aber wie? Тип урока:... ... | ||
Конспект урока в 4а классе. Тип урока: Комбинированный. Цель урока:... «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, «Вальс цветов» П. И. Чайковского, павлово-посадские цветные платки, изделия декоративно-прикладного... | Урока: комбинированный Задачи Цель: изучить потоки вещества и энергии в экосистеме и продуктивность сообщества | ||
Урока: комбинированный урок. Цели урока Рассматриваемый урок является уроком раздела «Технология обработки металла». В поурочном плане на изучение данной темы отводится... | Урока: комбинированный; Цели: обучающая Методы обучения: проблемный, иллюстративно-объяснительнй метод, использование практической работ | ||
Конспект интегрированного урока по информатике и математике по теме:... Методы: объяснительно–иллюстративный, использование пк для выполнения самостоятельной работы | Урока: комбинированный Задачи Конспект мультимедиа урока английского языка, проведенного в 31 группе специальность 050709 «Преподавание в начальных классах» специализация... | ||
Тема урока «Опорно-двигательный аппарат птиц» Цели и задачи Цели и задачи: Ознакомить учащихся с опорно-двигательной системы птиц в связи с приспособлением к полёту | Тип урока: комбинированный урок с применением икт. Цели Оборудование: пк, учебники: Тур С. Н., Бокучава Т. П информатика: 2 класс, спб: бхв-петербург, 2008; изображения фигур | ||
Конспект урока Цели урока: Выявить своеобразие романтического мироощущения... Цели и задачи: изучить назначение операционной системы, познакомиться с основными элементами управления, графическим интерфейсом | Конспект урока по алгебре и началам анализа. 10 класс. Тема: Решение... Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений |