Урока: комбинированный Цели и задачи





Скачать 119.53 Kb.
НазваниеУрока: комбинированный Цели и задачи
Дата публикации14.07.2014
Размер119.53 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Моря России.

Географическое положение, значение, охрана
Тип урока: комбинированный

Цели и задачи ( слайд №1)


  • Сформировать представления о количестве, географическом положении, природных ресурсах, значении и охране морей России.

  • Развивать умения работы с картами атласа, умение внимательно слушать и записывать .

  • Воспитывать чувство прекрасного, прививать художественный и эстетический вкус


Планируемые результаты :

1.Называть ( показывать) моря России, имена первооткрывателей и людей, внесших вклад в их изучение и освоение ; меры по охране вод;

транспортные сообщения; основные виды природных ресурсов; антропогенные изменения; примеры рационального и нерационального использования морских ресурсов; опасные природные явления природы.

2. Определять географическое положение объектов.

3. Описывать природные объекты , явления.

4.Объяснять особенности природы морей, влияния морей на жизнь и хозяйственную деятельность человека; органический мир и опасные природные явления, экологические бедствия; политику в области охраны морей.
Пояснительная записка

Место урока в календарно –тематическом планировании изменено :вместо 4-го по счету я провожу его после изучения темы « Климат России» 20-м уроком, когда у детей уже сформировано представление о климатах России. Второй час этой темы используется за счет урока «Человек и вода. Водные ресурсы. Охрана вод», который проводится при изучении темы « Внутренние воды России». А последующее изучение темы «Многолетняя мерзлота и ледники» позволит закрепить знания , полученные на данных уроках.

Эту разработку можно использовать как внеклассное мероприятие на неделе географии, заменив и дополнив части уроков.
Оформление кабинета

Над доской распечатка: « Целому морю – нужно всё небо, целому сердцу нужен весь Бог»

( М.Цветаева)
Стенды: - « Творческие работы учеников»: сочинения, сообщения по темам, чайнворды, кроссворды, стихи и т.д.

- « Море зовет» : подбор иллюстраций, книг о море, фотографий морских обитателей.

Оборудование: магнитофон, таблицы « Моря России», карты настенные : физическая России, мира, животного мира, листики для геодиктанта, атласы для 8 класса

( издательство «ДИК», Дрофа, 2006)

Время: 80 минут, сдвоенный ( или 2 отдельных урока )

Методы работы: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Ход урока

Организационный момент : приветствие, рапортичка об отсутствующих

  1. Вступительное слово учителя: ( на доске записана тема урока: Моря России )

  2. Нашему уроку предшествовала длительная и большая подготовительная работа. Теме сегодняшнего общения можно посвятить много времени, ведь для творчества нет границ. Но мы постараемся уложиться в один час, чтобы решить поставленные цели и задачи ( слайд №1)




  • Сформировать представления о количестве, географическом положении, природных ресурсах, значении морей России.

  • Развивать умения работы с картами атласа, умение внимательно слушать и записывать .

  • Воспитывать чувство прекрасного, прививать художественный и эстетический вкус

Эпиграфом к уроку могут служить стихи П.С. Комарова

(Ученик читает стихотворение)

Россия- морская держава, она в штормовые ветра

Свой парус холщовый держала еще до деяний Петра.

Тогда еще Русь ли Россия морскою державой была:

На Грумант , на Мангазею, на Каспий по Волге плыла. ( слайд №2)

На щитиках, чайках и кочках, на палубах утлых людей

Служивых, торговых , охочих своих посылала людей.
Живя между гладом и мором, чтя княжий и Божий закон,-

Не пашней да лесом,- а морем кормилась она испокон.

Доподлинно были известны дороги её кораблям

К далеким ишпанским и светским и всяким иным королям.

Купцы , рыбаки, зверобои, туда, где большая вода,

Не ради большого разбоя свои снаряжали суда.

Но если войны лихолетье, рукою и духом тверда,

За землю и море в ответе Россия бывала всегда.

Морская стихия удивительна и привлекательна в различных её проявлениях. « Море зовет» - это не простые слова. Море повлияло не только на различные виды хозяйственной деятельности человека, но так же на культуру, религию, на эпос и традиции, на архитектуру , одежду, хозяйство, транспорт.

Различные сферы деятельности людей связанны с морем: рыболовство, навигация, добыча полезных ископаемых, продуктов питания. Человек издревле селился по берегам морей .Древнейшие цивилизации возникали именно на морских побережьях. И, как писал Тур Хейердал- известный путешественник- «…человек научился ставить парус раньше, чем седлать коня. Шест и весло он стал использовать раньше на море, чем колесо на суше».
На прошлых уроках вы знакомились с презентациями, сделанными одноклассниками, об освоении Мирового океана, о развитии кораблестроения и применении кораблей в дальних походах в новые страны и континенты, о художнике-маринисте Айвазовском , подводном мире морей разных широт

Я напомню вам слайды из этих сообщений ( слайды № 3-5: корабли, значение слова

« корабль»)

Вы видите старинные и современные корабли. А кто, в какой стране впервые изобрел первый ледокол( слайд №6 )

Русский инженер из Крондштадта ( близ Петербурга) Бритнев Т.И. в 1864, а ледокол « Красин»

создали по проекту адмирала Макарова.

Именно на парусных судах отважные мореплаватели бороздили воды, не задумываясь о смертельной опасности, в поисках богатств, новых торговых партнеров и товаров, часто с целью расширения территории своих государств, во имя науки. Это русские офицеры Ф.Ф.Белинсгаузен, М.П.Лазарев. ( слайд № 7)

А сколько русских имен на карте ! Назовем только некоторые из них, связанные с морем, островами, полуостровами и другими частями морей и океанов : ( слайд № 8- карта России)

АТЛАС ,с.5 дети называют м.Челюскина, м. Дежнева, Берингов пролив и море, пролив и море Лаптевых, о.Врангеля, пролив Санникова и другие

Слайды № 9-10 В.Беринг, море Лаптевых

А теперь

1.Докажите , что Россия- морская держава

2.Какие океаны омывают Россию?

3.Составьте схему морей по акваториям трех океанов ( на оборотной стороне доски заранее вычерчена табличка и схема )

Работа в тетрадях, у доски 1 человек и с атласами.

Проверка по слайду № 11


1. Белое

1.Черное

1.Бериногово

2.Баренцево

2. Балтийское

2. Охотское

3. Карское

3.Азовское

3. Японское

4. Лаптевых







5.Восточно-Сибирское







6. Чукотское







окраинные

внутренние

Окраинные ВСЕГО: 12



И №13 – море-озеро Каспийское.
Изучая климат России, мы говорили об изменении континентальности его с Запада на Восток.( понижается температура, количество осадков, увеличивается амплитуда колебаний температур. Только на востоке – Приморье, Камчатка, Хабаровский край- муссонный климат).Соответственно температура воды с З на В в прибрежной зоне тоже меняется.

Образуются нагромождения льдов – торосы- которые очень мешают судоходству. Вот тут и приходят на помощь ледоколы ( слайд №6)

Постановка и решение проблемного вопроса: какими причинами объясняется разнообразие морей? Ответ будем искать на картах Атласы , «Тектоническая карта» с.17

В морях какого океана больше всего глубоководных желобов, а острова образовались в результате извержения вулканов и столкновения литосферных плит? ( Тихий)

В Северном Ледовитом океане между 40 и140 градусами в.д. с С-З на Ю-В протянулся срединно-океанический хребет им.Ломоносова.

Как вы считаете, моря России кроме разницы в географическом положении имеют еще какие-либо отличия? Ответ обоснуйте

слайд №12

1.История происхождения и развития

2.Географическое положение

3. Распределение солнечного тепла, воздушных масс, ветров, видов и количества осадков

4. Соленость и плотность

5. Прозрачность

6.Содержание химических элементов( растворенного кислорода)

7.Органический мир

Проверка знаний- цифровой диктант на листках ( сдаются сразу после взаимопроверки)

    1. Моря какого океана в основном расположены на материковой отмели?

    2. Моря какого океана в основном расположены в глубоководной впадине, возникшей в период альпийского горообразования?

    3. В морях какого океана температура воды понижается с запада на восток?

    4. В морях какого океана много островов вулканического происхождения?

    5. В морях какого океана часто бывают землетрясения, вызывающие гигантсие волны- цунами?

    6. В бассейне какого океана расположено самое маленькое и мелкое море России?

    7. На берегах какого океана хорошо выражен муссонный климат?

    8. По дну какого океана протянулись хребты имени М.В. Ломоносова и Д.И. Менделеева?

    9. Море какого океана глубже 150-200 м содержит ядовитый газ- сероводород?

    10. Много заливов этого океана называют губами.

    11. Главным образом в океане расположены окраинные моря.

    12. Моря какого океана имеют внутриматериковое расположение?

Взаимопроверка по слайду № 13

С давних времен человечество стремилось узнать тайны природы, Океана и максимально полезно использовать их на свои хозяйственные нужды.

Давайте и мы проведем исследовательскую работу, определив значение морей для человека

Назовем функции морей: - транспортная

- место отдыха и лечения

- добыча продуктов питания( рыба, иглокожие, моллюски,

водоросли)

- добыча полезных ископаемых ( горючих, строительных)

- постройка приливно-отливных электростанций- ПЭС

-( Кислая Губа, Пенжинская губа на Охотском море 13 м , Ляземская губа на Белом море)

Запишите в тетрадях ( слайд №14)

А сейчас поговорим подробнее о транспортной роли морей. Почему морской транспорт самый дешевый? ( не надо строить дорог)

После распада СССР количество портов в России резко сократилось На Балтике остался Калининград и Санкт-Петербург, на юге,на Черном- Новороссийск, Туапсе, Ейск, на севере – Мурманск( не замерзает .Почему?), на востоке- Владивосток, Ванино , Находка. Морской вид транспорта важен еще и дальностью перевозок.

Найдите в атласах перечисленные порты- обозначены якорем- ( с.24,Внутренние воды. Реки и озера)

Однако навигация-(лат. « плыву на судне»)- возможность судоходства в местных климатических условиях ( слайд №15)

Атласы с.24 « Вечная мерзлота» Определите по карте среднюю температуру в прибрежных зонах северных, восточных ,южных морей. Как вы думаете больше всего используются воды какого океана?

У нас есть капитан, который ходил по Северному морскому пути много лет , и ему есть о чем рассказать вам ( сообщение ученика)

Наша страна северная и большая её часть омывается водами Северного Ледовитого океана. Он очень важный транспортный путь. По окаринам океана проложен Великий Северный морской путь. Он вдвое короче пути, огибающего Евразию с юга. Навигация здесь коротка: 1-4 месяца. Ледовая обстановка бывает сложной. При благоприятных условиях современные суда проходят трассу за 3-4 недели. Мощный ледокольный флот, созданный в России, особенно атомные ледоколы, систематически проводят суда через льды. Благодаря ледоколам навигация удлиняется, а в западной части она стала круглогодичной. Протяженность тарссы стала 5600 км. Это кратчайший путь от западной части России на северо-восток и до Дальнего Востока . Северный морской путь соединяет не только западные и восточные окраины России, но и устья судоходных рек Сибири. Это позволяет развивать хозяйство

И использовать богатейшие ресурсы северных районов страны. Сегодня суда еверное и Норвежское моря, а далее по Северному морскому пути составляет 14280 км, а через Суэцкий канал-23200 км. Поэтому Северный морской путь называют Великим!(слайд №15 Запись в тетрадях)

Домашнее задание подписать на контурных картах названия морей России, крупные порты

Биологические ресурсы

Моря России богаты биоресурсами, которые делятся на 3 группы ( вспомните курс7 класса)



Мелкие рачки рыбы, иглокожие, млеко- актинии, водоросли,

питающие моллюски

Слайд №16

А как человек использует водоросли? Крахмал, корм животных, консервирование( морская капуста), агар-агар. Они поддерживают уровень кислорода в воде и видовой состав мелких животных ,живущих на них или среди них.

Кроме биологических ресурсов морская вода богата млекопитающими, рыбами, иглокожими,

моллюсками;

-это « живая руда», так как содержит более 80 химических элементов из таблицы Менделеева;

- морское дно- рудные отложения под поверхностью дна ( железо,олово,медь, каменный уголь)

- жидкие и растворимые отложения (газ и нефть, сера) слайд №17

В Черном море на глубине 150-200 метров выделяется сероводород, а поэтому нет жизни.

Подводный мир морей и океанов очень красив и разнообразен. Его изучению посвятил свою жизнь, создав множество фильмов, написав книги, всемирно известный французский гидробиолог Жак Ив Кусто .Помните передачу « Подводный мир Кусто»? Вот такое великолепие можно увидеть под водой, занимаясь дайвингом Слайды 18,19 (кораллы)

Сообщения учащихся с презентациями на темы « Моря Тихого океана», « Подводный ландшафт»

Энергетические ресурсы морей

Морская вода

Морское дно

Прибрежно-морские россыпи

Морские недра

«жидкая руда» ,т.к. 80 химических элементов растворено в морской воде. Извлекают соединения калия и кальция

Рудные отложения под поверхностью дна ( железнач руда, олово, медные руды

Алмазы , янтарь, жемчуг; строительные материалы: песок, гравий, ракушечник)

Жидкие и растворимые отложения( нефть , природный горючий газ, сера); минеральные отложения( каменный уголь)

Закрепление по вопросам:

1. Какие виды движения воды можно использовать для получения электроэнергии?(приливы, отливы, волны, течения)Приведите примеры

2.Где в России самые высокие приливы? (Кислая Губа, Пенжинская губа на Охотском море 13 м , Ляземская губа на Белом море-10 м)

Проблемный вопрос: море – друг или враг человеку?

А какие стихийные явления, связанные с морем, вы знаете?

После ответов учащихся слайд №20

Домашнее задание. Сообщение и( или) презентации о стихийных явлениях на воде

Повторюсь, что на тему моря можно говорить долго, много, воспевать его в стихах, песнях , прозе, картинах. Ученица 8 класса написала сочинение –описание картины русского художника-мариниста Айвазовского «Девятый вал», а другие составили презентацию( вы уже смотрели её). Я хочу напомнить несколькими слайдами творчество художника

Слайды № 21-27

Имена Марина и Галина тоже связаны с морем. В переводе с латыни Марина означает

« морская»т, а Галина – « штиль на море».Есть полудрагоценный камень аквамарин.( Лат. «аква»- вода, « марине»- морской)

Выводы по уроку (слайд № 28)

  • 1.В России 13 морей , относящихся к бассейнам 3-х океанов: Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого. Только 3 моря из них- внутренние ( кроме Каспийского моря- озера) Остальные – окраинные

  • 2. Великий Северный морской путь позволяет сократить почти вдвое расстояния до стран Южной, Юго-Восточной Азии

  • 3. Значение морей

  • Самый дешевый вид транспорта и на самые большие расстояния

  • Рыбная ловля

  • Морские млекопитающие, иглокожие, моллюски, водоросли

  • В воде растворено более 80 химических элементов таблицы Менделеева

  • Запасы нефти, природного газа, рудных полезных ископаемых

  • Место отдыха и лечения

  • Нетрадиционный источник энергии( приливы- отливы) в России построена ПЭС на Кислой губе( Кольский полуостров)

Домашнее задание (слайд № 29)

  • Выучить записи .

  • На контурных картах отметить Северный морской путь, крупные порты, подписать названия морей и океанов

  • Творческое! Подготовить сообщения и (или )презентации о природных стихийных явлениях в морях- океанах, об их экологическом состоянии , о морских заповедниках

  • Подумайте и предложите! Какие мероприятия необходимо провести для сохранения и увеличения биологических ресурсов морей и океанов ( запишите в тетрадях)

Экология морей, охрана водных ресурсов

Вспомним, что вам известно из курсов 6,7 классов о соотношении соленых вод ,ледников, подземных и вод суши( демонстрация четырех цветных кубиков со стороной каждого соответственно в соотношении10:4:2:1)

А как человек использует моря, океаны, реки?

А какие меры по восстановлению и очистке вод вам известны?

Выставление отметок

При наличии времени в конце урока можно предложить кроссворд, чайнворд , данные в качестве опережающего задания ученикам и рассказать легенду о китах.

Легенда о китах

Роман Григория Ходжера « Метательница горпуна» начинается с тотемной легенды народов, проживающих на северо-восточном побережье Берингова моря

Однажды кит увидел на берегу красивую девушку и полюбил её. Кит превратился в юношу и вышел на берег. И в новом облике девушка тоже полюбила кита.Они создали семью. В первый год родились у них дети- киты, а на следующий год- человеческие детеныши. Шли годы, но киты и люди помнили, что они братья. Люди не обижали китов. И киты помогали людям охотиться. Но однажды случилась суровая зима. И стало трудно добывать пищу людям. И начался голод. И произошел переворот в жизни: на смену добру и взаимной заботе пришли злоба и зависть, жестокость и ненависть.

А что стало дальше с этим народом- в книге Ходжера…

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: комбинированный Цели и задачи iconКонспект урока Тема урока: «Алканы: структура, номенклатура» Подготовка...
Орг момент. Актуализация знаний. Домашнее задание (дневник оставить для проверки и оценки)
Урока: комбинированный Цели и задачи iconРешение нетиповых ситуаций. Цели урока
Тип урока: комбинированный ( контроль качества знаний, диагностика и коррекция затруднений)
Урока: комбинированный Цели и задачи iconКонспект урока по немецкому языку Тема урока : Ferien und Bücher....
Учебник немецкого языка для 8 класса «Schritte 4» Бим И. Л., доска, мел, дидактический материал
Урока: комбинированный Цели и задачи iconКонспект урока немецкого языка, 6 класс Учебник : И. Л. Бим: Deutsch,...
Оснащение: учебник, раздаточный дидактический материал; наглядные пособия (картинки); доска и мел; опоры на доске
Урока: комбинированный Цели и задачи iconКонспект урока немецкого языка, 6 класс Учебник : И. Л. Бим: Deutsch,...
Оснащение: учебник, раздаточный дидактический материал; наглядные пособия (картинки); доска и мел; опоры на доске
Урока: комбинированный Цели и задачи iconКонспект урока по немецкому языку Тема: Lernen aber wie? Тип урока:...
...
Урока: комбинированный Цели и задачи iconКонспект урока в 4а классе. Тип урока: Комбинированный. Цель урока:...
«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, «Вальс цветов» П. И. Чайковского, павлово-посадские цветные платки, изделия декоративно-прикладного...
Урока: комбинированный Цели и задачи iconУрока: комбинированный Задачи
Цель: изучить потоки вещества и энергии в экосистеме и продуктивность сообщества
Урока: комбинированный Цели и задачи iconУрока: комбинированный урок. Цели урока
Рассматриваемый урок является уроком раздела «Технология обработки металла». В поурочном плане на изучение данной темы отводится...
Урока: комбинированный Цели и задачи iconУрока: комбинированный; Цели: обучающая
Методы обучения: проблемный, иллюстративно-объяснительнй метод, использование практической работ
Урока: комбинированный Цели и задачи iconКонспект интегрированного урока по информатике и математике по теме:...
Методы: объяснительно–иллюстративный, использование пк для выполнения самостоятельной работы
Урока: комбинированный Цели и задачи iconУрока: комбинированный Задачи
Конспект мультимедиа урока английского языка, проведенного в 31 группе специальность 050709 «Преподавание в начальных классах» специализация...
Урока: комбинированный Цели и задачи iconТема урока «Опорно-двигательный аппарат птиц» Цели и задачи
Цели и задачи: Ознакомить учащихся с опорно-двигательной системы птиц в связи с приспособлением к полёту
Урока: комбинированный Цели и задачи iconТип урока: комбинированный урок с применением икт. Цели
Оборудование: пк, учебники: Тур С. Н., Бокучава Т. П информатика: 2 класс, спб: бхв-петербург, 2008; изображения фигур
Урока: комбинированный Цели и задачи iconКонспект урока Цели урока: Выявить своеобразие романтического мироощущения...
Цели и задачи: изучить назначение операционной системы, познакомиться с основными элементами управления, графическим интерфейсом
Урока: комбинированный Цели и задачи iconКонспект урока по алгебре и началам анализа. 10 класс. Тема: Решение...
Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск