Урока: комбинированный Задачи





Скачать 91.79 Kb.
НазваниеУрока: комбинированный Задачи
Дата публикации07.09.2014
Размер91.79 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Конспект урока по биологии

на тему:

«Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества»


Цель: изучить потоки вещества и энергии в экосистеме и продуктивность сообщества.

Тип урока: комбинированный

Задачи:

Образовательные: Дать знания о потоках энергии и круговороте веществ в экосистеме, об экологических пирамидах, о биологической продукции и продуктивности экосистем; сформировать понятия: пирамиды численности и биомассы, продуктивность, продукция, чистая, первичная, вторичная продукция, дыхание.

Воспитательные: продолжение формирования научного мировоззрения, осуществление экологического и природоохранного воспитания.

Развивающие: развитие умений анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Методы: словесные: рассказ с элементами беседы

Оборудование: учебник

Список литературы:

1. Каменский, А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.А. Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 304 с.

2. Пепеляева, О.А. Поурочные разработки по общей биологии. 9 класс / О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. – М.: ВАКО, 2011. – 464 с.

4. Щелчкова, Е.Ю. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. По учебнику Каменского, Пасечника Поурочные планы: для преподавателей / Е.Ю. Щелчкова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 293 с.


Циклограмма:

1. Оргмомент – 2 мин

2. Проверка домашнего задания – 13 мин

3. Изучение нового материала – 20 мин

4. Закрепление нового материала – 7 мин

5. Подведение итогов урока – 2 мин

6. Домашнее задание – 1 мин

Ход урока.

I. Оргмомент

Здравствуйте, садитесь. Дежурный, назови отсутствующих.

Учитель отмечает отсутствующих.

II. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке вы решали кроссворд. Давайте проверим правильность его решения.

Учитель проверяет решение кроссворда при помощи фронтального опроса класса.

А сейчас мы с вами напишем небольшую самостоятельную работу. На ее выполнение вам отводится 10 минут.

Учащиеся выполняют задания самостоятельной работы.

III. Изучение нового материала.

Мы продолжаем знакомиться с экосистемным уровнем организации живой природы, и сегодня мы изучим, что же происходит с веществом и энергией в экосистеме и познакомимся с таким понятием, как продуктивность сообщества.

Запишите число и тему урока в тетрадь:

«Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества»

Организмы в экосистеме связаны общностью энергии и питательных веществ, которые необходимы для поддержания жизни. Главным источником энергии для подавляющего большинства живых организмов на Земле является Солнце.

Для того чтобы проследить, как же перемещается вещество и энергия в экосистеме, давайте нарисуем схему:



Суммарный поток энергии (темные стрелки) и круговорот веществ (светлые стрелки) в экосистеме.

Фотосинтезирующие организмы (зеленые растения, цианобактерии, некоторые бактерии) непосредственно используют энергию солнечного света. При этом из углекислого газа и воды образуются сложные органические вещества, в которых часть солнечной энергии накапливается в форме химической энергии. Органические вещества служат источником энергии не только для самого растения, но и для других организмов экосистемы. Высвобождение заключенной в пище энергии происходит в процессе дыхания. Продукты дыхания — углекислый газ, вода и неорганические вещества — могут вновь использоваться зелеными растениями. В итоге вещества в данной экосистеме совершают бесконечный круговорот. При этом энергия, заключенная в пище, не совершает круговорот, а постепенно превращается в тепловую энергию и уходит из экосистемы. Поэтому необходимым условием существования экосистемы является постоянный приток энергии извне.

Подсчитано, что на каждом этапе передачи вещества и энергии по пищевой цепи теряется примерно 90%, и только около одной десятой доли переходит к очередному потребителю. Это правило передачи энергии в пищевых связях организмов называют правилом десяти процентов.

Давайте это правило запишем:

Правило десяти процентов:

На каждом этапе передачи вещества и энергии по пищевой цепи теряется примерно 90%, и только около одной десятой доли переходит к очередному потребителю.

Как вы думаете, могут ли в природе быть цепи питания из большого количества звеньев?

(Число трофических уровней редко превышает 3-4)

Пищевые сети внутри каждого биогеоценоза имеют хорошо выраженную структуру. Она характеризуется количеством, размером и общей массой организмов — биомассой — на каждом уровне цепи питания. Для пастбищных пищевых цепей характерно увеличение плотности популяций, скорости размножения и продуктивности их биомасс. Снижение биомассы при переходе с одного пищевого уровня на другой обусловлено тем, что далеко не вся пища ассимилируется консументами. Так, например, у гусеницы, питающейся листьями, в кишечнике всасывается только половина растительного материала, остальное выделяется в виде экскрементов. Кроме того, большая часть питательных веществ, всасываемых кишечником, расходуется на дыхание и лишь 10—15% в конечном счете используется на построение новых клеток и тканей гусеницы. По этой причине масса каждого последующего звена в цепи питания прогрессивно уменьшается. Эта закономерность получила название правило экологической пирамиды.

Давайте это запишем:

Правило экологической пирамиды:

Масса каждого последующего звена в цепи питания прогрессивно уменьшается.

Запишите, что различают пирамиду численности и пирамиду биомассы.

Пирамида численностей представлена у вас в учебнике на рисунке 64 на странице 160. Она отражает численное соотношение особей разных трофических уровней экосистемы. Соотношение численности разных групп организмов дает представление об устойчивости сообщества, ведь биомасса и численность некоторых популяций являются одновременно показателем величины жизненного пространства для организмов данного и других видов. Например, число деревьев в лесу определяет не только общий запас заключенной в них биомассы и энергии, но и микроклимат, а также количество убежищ для многих насекомых и птиц.

Пирамиды численности отражают только плотность организмов на каждом трофическом уровне, но не скорость самовозобновления организмов. Если скорость размножения популяции жертвы высока, то даже при низкой биомассе такая популяция может быть достаточным источником и для хищников, имеющих более высокую биомассу, но низкую скорость размножения.

По этой причине пирамиды численности могут быть перевернутыми, т е. плотность организмов в данный конкретный момент времени на низком трофическом уровне может быть ниже, чем плотность организмов на высоком уровне.

Например, на одном дереве может жить и кормиться множество насекомых (перевернутая пирамида численности).

Пирамида биомасс показывает количество живого вещества, или биомассы, на каждом трофическом уровне. В большинстве наземных экосистем биомасса продуцентов, т. е. суммарная масса растений наибольшая, а биомасса организмов каждого последующего трофического уровня меньше предыдущего. Однако в некоторых сообществах биомасса консументов I порядка бывает больше биомассы продуцентов. Например, в океанах, где основными продуцентами являются одноклеточные водоросли с высокой скоростью размножения, их годовая продукция в десятки и даже сотни раз может превышать запас биомассы. Вместе с тем, вся образованная водорослями продукция так быстро вовлекается в цепи питания, что накопление биомассы водорослей мало, но вследствие высоких темпов размножения небольшой их запас оказывается достаточным для поддержания скорости воссоздания органического вещества. В связи с этим в океане пирамида биомасс имеет обратное соотношение, т. е. «перевернута». На высших трофических уровнях преобладает тенденция к накоплению биомассы, так как длительность жизни хищников велика, скорость оборота их генераций, наоборот, мала, и в их теле задерживается значительная часть вещества, поступающего по цепям питания.

Важным функциональным указателем сообществ является их способность к созданию (продуцированию) новой биомассы. Это свойство лежит в основе понятия продуктивность, сходного по смыслу с понятием плодородие, которое используется по отношению к сельскохозяйственным или иным экосистемам, чье функционирование подчинено потребностям человека (как, например, рыбоводство, лесоразведение).

Прирост биомассы сообщества выражают суммарным приростом биомассы его элементов (автотрофного и гетеротрофного компонентов, отдельных трофических уровней, популяции каких-либо видов). Скорость продуцирования биомассы определяют в экологии специальным показателем — продукцией.

В популяции продукция — это общая (суммарная) величина приращения ее биомассы за единицу времени.

Собственно продуцирование, или синтез нового биологического вещества, происходит за счет роста организмов и нарождения новых особей. И тот и другой процессы требуют определенных затрат энергии и вещества. Автотрофы получают эти ресурсы, используя свободную анергию солнечного излучения и запасы минеральных веществ. Ресурсом гетеротрофов являются организмы предшествующих трофических уровней.

Продуцирование — непрерывный процесс. Общий прирост биомассы, или общая продукция, за тот или иной временной отрезок складывается из приростов массы не только выживших, но и погибших в течение этого интервала особей, ибо они тоже росли и тем самым участвовали в формировании продукции сообщества.

Фактическая скорость наращивания биомассы, или чистая продукция, всегда меньше общей энергии, полученной организмами с пищей, так как некоторая ее часть теряется при отмирании организмов или расходуется на выполняемую ими работу. В экологии эти расходы называют дыханием.

Как и энергия, продукция резко убывает при переходе от низших трофических уровней к высшим.

Различают первичную и вторичную биологическую продукции. Запишем это в виде схемы.

Биологическая продукция
первичная вторичная

(Биомасса образована автотрофами) (Биомасса образована гетеротрофами)

Первичная продукция — это скорость образования органического вещества первичными продуцентами (растениями). Количество органического вещества оценивается его массой или энергией, запасенной в этом веществе. Общая масса живых организмов называется биомассой. Соответственно первичную продукцию оценивают величиной биомассы, произведенной за единицу времени. Чистая первичная продукция (т. е. фактический прирост биомассы растений) всегда меньше энергии, зафиксированной в процессе фотосинтеза. Именно первичную продукцию растений потребляют гетеротрофы — бактерии, грибы, животные.
Вторичной продукцией называют скорость продуцирования биомассы гетеротрофами.

IV. Закрепление

А сейчас мы решим небольшую задачу. Запишите ее к себе в тетрадь:

Растения связывают в ходе фотосинтеза 1% энергии солнца. Подсчитано, что на каждом этапе передачи вещества и энергии по пищевой цепи теряется примерно 90% . Какое количество энергии получают организмы второго, третьего и четвертого трофического уровня?

V. Подведение итогов урока

Сегодня мы узнали, что же происходит с веществом и энергией в экосистеме, и познакомились с таким понятием, как продуктивность сообщества. На уроке вы работали хорошо.

Учитель объявляет оценки за урок.

VI. Домашнее задание

Запишите домашнее задание в дневник – §5.3 – 5.4

Спасибо за урок. До свидания!

Страница из тетради ученика

Дата

«Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества»



Суммарный поток энергии (темные стрелки) и круговорот веществ (светлые стрелки) в экосистеме.

Правило десяти процентов:

На каждом этапе передачи вещества и энергии по пищевой цепи теряется примерно 90%, и только около одной десятой доли переходит к очередному потребителю.

Правило экологической пирамиды:

Масса каждого последующего звена в цепи питания прогрессивно уменьшается.

Различают пирамиду численности и пирамиду биомассы.

В популяции продукция — это общая (суммарная) величина приращения ее биомассы за единицу времени.

Биологическая продукция
первичная вторичная

(Биомасса образована автотрофами) (Биомасса образована гетеротрофами)

Задача.

Растения связывают в ходе фотосинтеза 1% энергии солнца. Подсчитано, что на каждом этапе передачи вещества и энергии по пищевой цепи теряется примерно 90% . Какое количество энергии получают организмы второго, третьего и четвертого трофического уровня.

Ответ: организмы второго трофического уровня получат 0,1% энергии Солнца, третьего – 0,01%, четвертого – 0,001%.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: комбинированный Задачи iconКонспект урока в 4а классе. Тип урока: Комбинированный. Цель урока:...
«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, «Вальс цветов» П. И. Чайковского, павлово-посадские цветные платки, изделия декоративно-прикладного...
Урока: комбинированный Задачи iconУрока: комбинированный Цели и задачи
Сформировать представления о количестве, географическом положении, природных ресурсах, значении и охране морей России
Урока: комбинированный Задачи iconУрока: комбинированный Задачи
Конспект мультимедиа урока английского языка, проведенного в 31 группе специальность 050709 «Преподавание в начальных классах» специализация...
Урока: комбинированный Задачи iconРастительный организм как единое целое. Тип урока: комбинированный. Задачи
Систематизировать знания о взаимосвязи всех органов в растительном организме и взаимосвязи растения со средой
Урока: комбинированный Задачи iconУрок по геометрии в 11 классе Тема урока: «Объем конуса»
Это комбинированный урок: повторения, введения нового материала и первичного закрепления знаний о конусе. Организация урока позволяет...
Урока: комбинированный Задачи iconКонспект урока Тема урока: «Алканы: структура, номенклатура» Подготовка...
Орг момент. Актуализация знаний. Домашнее задание (дневник оставить для проверки и оценки)
Урока: комбинированный Задачи iconКонспект урока Тема урока «Плотность вещества». 7 класс
...
Урока: комбинированный Задачи iconКонспект урока по немецкому языку Тема урока : Ferien und Bücher....
Учебник немецкого языка для 8 класса «Schritte 4» Бим И. Л., доска, мел, дидактический материал
Урока: комбинированный Задачи iconКонспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме:...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other"
Урока: комбинированный Задачи iconТема урока: Do you care about your health?
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков (комбинированный тип урока)
Урока: комбинированный Задачи iconРешение нетиповых ситуаций. Цели урока
Тип урока: комбинированный ( контроль качества знаний, диагностика и коррекция затруднений)
Урока: комбинированный Задачи iconКонспект урока немецкого языка, 6 класс Учебник : И. Л. Бим: Deutsch,...
Оснащение: учебник, раздаточный дидактический материал; наглядные пособия (картинки); доска и мел; опоры на доске
Урока: комбинированный Задачи iconКонспект урока немецкого языка, 6 класс Учебник : И. Л. Бим: Deutsch,...
Оснащение: учебник, раздаточный дидактический материал; наглядные пособия (картинки); доска и мел; опоры на доске
Урока: комбинированный Задачи iconТип урока: комбинированный урок Класс: 9 Цель урока
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Урока: комбинированный Задачи iconУрока: Операционная система Вид урока: Комбинированный
Показать применение сервисов Интернета в коллективной работе над одним документом
Урока: комбинированный Задачи iconУрока: комбинированный. Задача урока
Задача урока: показать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, определить возможности выхода из...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск