Скачать 78.79 Kb.
|
МОУ Судиславская СОШ Хватова Н. Л. Обобщающий урок по теме: "Класс "Птицы" Биология 7 класс Тема урока: «Мир птиц» - ярмарка знаний Цели урока: углубить и обобщить знания о птицах, об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полетом, расширить представления учащихся о многообразии птиц, показать их приспособленность к среде обитания и образу жизни, их значение в природе и жизни человека, продолжить развитие интереса к процессу познания природы и познавательную активность; воспитывать любовь к природе; обосновать необходимость охраны природы как меру, необходимую для поддержания экологического равновесия в природе. Оборудование:
На доске эпиграф: “Природа всегда права и всегда правдива, а все ошибки и заблуждения исходят от людей”. И. Гете ХОД УРОКА Организационный момент Учитель: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Оглядитесь вокруг: они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Сегодня мы урок посвящаем обобщению и систематизации знаний по теме «Птицы», на котором мы поговорим о птицах, которые окружают нас, о том, какое они имеют значение в природе и жизни человека и почему важно их охранять. Наш урок называется « Ярмарка знаний». Самое главное – на ярмарке – торг и товар. Ваш товар - знания, которые вам надо выгодно «продать». Команда, лучше других «продавшая» свои знания, станет победителем. Оценивать результаты наших торгов будет компетентное жюри (2-3 ученика из класса). На каждой ярмарке есть торговые ряды. На доске названия торговых рядов, по которым вам предстоит пройти. Итак, начинаем торги. (Класс делится на две команды (группы). Учитель призывает в ходе общения не бояться высказывать свое мнение, «не комплексовать», не подавлять инициативу товарищей, стараться быть активными и получить удовлетворение от работы. В ходе урока школьники стремятся получить за выполнение каждого задания максимальное количество баллов, по сумме которых будет выставлена итоговая оценка за урок.) Разминка Учитель: Проверим знание основных терминов и понятий темы, как, вы их усвоили. У меня карточки с названиями основных терминов и понятий, необходимо дать четкую формулировку и очень быстро. Максимальный балл за полный и чёткий ответ – 5. Команда, набравшая наибольшее количество баллов начнёт игру первая. Учитель по цепочке задаёт учащимся термины:
Торговый ряд: КТО OHИ ТАКИЕ? Учитель. - Как вы знаете, общие черты строения всех животных схожи, но у каждого класса есть свои особенности в строении. Какие особенности, связанные с полетом, есть у птиц? Покажите на примере сизого голубя. Участники игры получают карточки-задания. 1 задание. Перечислите особенности внешнего строения птиц, связанные с полётом. Ответ: туловище обтекаемой формы; шея тонкая и гибкая; клюв, состоящий из надклювья и подклювия; передние конечности - крылья; перьевой покров; имеются роговые чешуйки на нижней части ног; кожа тонкая и сухая, имеется лишь одна железа - копчиковая, её выделениями птица смазывает перьевой покров. 2 задание. Назовите особенности скелета птицы, связанные с полетом. Ответ: скелет легкий и прочный, в трубчатых костях имеются полости, многие - кости сросшиеся; беззубые челюсти; сросшиеся кости черепа, большие глазницы; характерна цевка; пояс передних конечностей образуют лопатки, ключицы, сросшиеся в вилочку; вороньи кости. 3 задание. Какие изменения произошли в пищеварительной и половой системах птицы, связанные с полетом. Ответ: имеется зоб - расширение пищевода; в желудке два отдела - железистый и мускулистый, в котором могут присутствовать специально проглоченные камешки; в пищеварении принимают участие железы: слюнные, печень, поджелудочная железа; развит один левый яичник. 4 задание. Укажите особенности дыхательной и кровеносной систем птиц, связанные с полетом. Ответ: наличие воздушных мешков, двойное дыхание; кровеносная система замкнутая; два круга кровообращения; четырехкамерное сердце. Жюри подводит итоги, правильно ответившие получают 10 баллов. Учитель: - Итак, мы выяснили особенности строения, присущие классу ПТИЦЫ. Мы переходим к следующему торговому ряд «Аукцион». Необходимо ответить на предлагаемый вопросы. Отвечать на вопросы в быстром темпе (правильный ответ – 1 бал). 1 группа:
2 группа:
Торговый ряд “ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ”: Найдите в предложенном перечне птиц лишнюю. Ответ обоснуйте. 1 группа:
Ответ: дятел, т.к. птица оседлая, а соловей и жаворонок - перелетные.
Ответ: филин, т.к. ночная хищная птица, а канюк и скопа - дневные. 2 группа:
Ответ: иволга, т.к. она не встречается в культурных ландшафтах).
Ответ: журавль, т.к. он не относится к отряду куриные, а именно к лесным куриным птицам, журавль – птица открытых пространств). Торговый ряд «УЗНАЙ МЕНЯ» 1 задание “Клюв и птица”: Рассмотрите выданные карточки и определите птиц по рисунку их клюва и сделайте вывод о характере пищи и способе её добывания. Максимальное количество - 5 баллов (карточки с изображениями клювов раздаются группам). 2 задание: “Местообитание птиц”: Рассмотрите рисунки и решите, какой образ жизни ведут птицы, лапы которых изображены в задании (карточки с изображением лап раздаются по группам). Учитель: Итак, последний торговый ряд “Экологический”. Торговый ряд: «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ». Учитель: - Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой. Экологические группы выделены по месту обитания птиц. Внимание, задание: распределите птиц по экологическим группам; (мах- 10 баллов).
Названия птиц:
Вопрос. Какую помощь мы можем оказать птицам? (Подкормка в суровую зимнюю пору, устройство искусственных зимовий). Для подведения итогов слово предоставляется жюри. Учитель. - Запомните главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда - не мешать, а это уже не так мало! Очень важно, чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей планете! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим Задание на дом: Написать эссе по темам (на выбор школьников): - “Птицы в моей жизни” - “Я в жизни птиц” - “Значение птиц в природе” - “Значение птиц в жизни человека” |
Урок по теме: «Тайна птицы Сирин» Целью нашего урока является знакомство с образом птицы Сирин в русских народных промыслах и продолжение работы над изучением пермогорской... | Урок окружающего мира. 1 класс. Умк «Школа России». Тема: «Кто такие птицы» ... | ||
Урок по теме «Класс Птицы» З. Ю бирюкова, учитель биологии, мбоу сош №62, г. Н. Новгород Цель Обучающие: продолжить формирование знаний по систематике, внешнему и внутреннему строению, образу жизни птиц | Урок по теме «Птицы» Оборудование: рисунки с изображением птиц, карточки-задания, таблицы по теме, выставка книг | ||
Урок-игра по теме «Класс Птицы» Наш урок называется «Ярмарка знаний». Самое главное на ярмарке – торг и товар. Ваш товар – знания, которые вам надо выгодно «продать».... | Урока: «Обобщение по теме Птицы» ... | ||
Карта урока «Птицы разные нужны, птицы разные важны!» Цели и задачи По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учить выделять признаки осени, ввести понятия «перелетные птицы», «оседлые птицы», «кочующие птицы» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ворона, предметные картинки по теме, аудиозапись «Голоса птиц», силуэт птицы, рисунок скворечника, счетные палочки, мнемотаблица... | Урок окружающего мира 1 класс Тема: Кто такие птицы? Цель: познакомить учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки | ||
«Кто же такие птицы?» «Б» классе дети изучали мир птиц. Ученики искали ответы на такие вопросы: «Кто такие птицы? Зачем птицам перья? Почему птицы поют?... | Урок по окружающему миру в 1 классе по теме «Кто такие птицы?» ... | ||
Урок окружающего мира 1 класс Учитель Кириенко О. В. Тема: Кто такие птицы? Цель: познакомить учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки | Урок по теме "Семейный бюджет" 8-й класс Предмет Технология (учитель Никифорова Г. Е.) Урок по теме "Семейный бюджет" 8-й класс | ||
Урок по окружающему миру по теме: «Какие бывают животные?» Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы (птицы, рыбы, звери, насекомые) | Технологическая карта урока русского языка. Класс Место и роль урока в изучаемой теме: последний урок по теме; урок обобщающего повторения |