Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области»





Скачать 314.32 Kb.
НазваниеПрограмма школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области»
страница1/3
Дата публикации27.07.2014
Размер314.32 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2   3
Пояснительная записка.
Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения.

Краеведение — это комплексное научно-исследовательское и популяризаторское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания. Практическое применение вышеуказанных дисциплин (и зачастую именно в комплексном виде) требуется, например, от краеведов при изучении и описании значимых исторических некрополей.
Школа №20 ориентирована на обучение, развитие и воспитание всех и каждого учащегося с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, интеллектуальных и других) особенностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в ней адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка.
Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области» разработана на основе концепции регионализации общего образования Воронежской области, концепции школьного географического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования, а так же с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе. Использована авторская программа: Ю. А. Чурляев. Примерная программа, методические рекомендации и тематическое планирование учебного материала по курсу «Географическое краеведение. Воронежская область»(региональная программа для 6 – 7 классов общеобразовательной школы)

Региональный курс «Географическое краеведение» органически связан с содержанием федерального курса школьной географии. Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования. В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов, компетенций. Региональный компонент географического образования способствует формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользователя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций.
Учебно-методический комплект.

С.Н. Воробьев, Ю.А. Нестеров, В.В. Подколзин, З.В. Пономарева и др. «География Воронежской области». Пособие для учителей и учащихся, Воронеж, ВГПУ, 2007.

Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса «Географическое краеведение Воронежской области», Воронеж, ГБОУ ДПО(ПК) ВОИПКиПРО, 2013

Рабочая тетрадь для учащихся 7 класса «Географическое краеведение Воронежской области», Ю.А. Чурляев, Воронеж, ГБОУ ДПО(ПК) ВОИПКиПРО, 2013
Результаты освоения курса.
Требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса.
Знать/понимать: основные географические понятия; особенности природы своего района, экологическое состояние окружающей среды: причины, следствия, пути улучшения окружающей среды; методы исследования природных сред, объектов;

Уметь: описывать особенности природы своего района, наблюдать за географическими объектами и явлениями, выявлять источники загрязнения, оценивать экологическое состояние среды, описывать и картировать территорию микрорайона, ориентироваться на местности, работать с картой, участвовать в пропаганде экологических знаний, находить в разных источниках и анализировать информацию,

Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в различной форме.
Требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса.
Знать/понимать: основные географические понятия, расположение области на карте мира; закономерности природы своего края: тектоническое и геологическое строение, закономерности размещения полезных ископаемых, особенности климата и климатообразующие факторы, экологическое состояние окружающей среды: причины, следствия, пути улучшения окружающей среды.

Уметь: описывать особенности природы своего края, выявлять причинно- следственные связи явлений природы, наблюдать за географическими объектами и явлениями, выявлять источники загрязнения, оценивать экологическое состояние среды, описывать и картировать территорию микрорайона, ориентироваться на местности, работать с картой, участвовать в пропаганде экологических знаний, находить в разных источниках и анализировать информацию, составлять карта – схемы территорий.

Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в различной форме, анализировать тематические карты.

Место учебного предмета в учебном плане.
Курс «Географическое краеведение» рассчитан на 70 часов, для 6-7 классов (по 1 часу в неделю на протяжении двух лет), согласно региональному базовому учебному плану образовательных учреждений Воронежской области.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 6 класс

Введение. На какой Земле мы живём.

Вклад земляков в развитие знаний о Земле. Источники географической информации. Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве своей местности; методы получения, обработки и передачи информации о своей местности.

Современные исследования территории. Интересны люди поселка (Почётные граждане).

Планета Земля.

Влияние движения Земли. Движение земли и её значение для жизни человека и природы. Земля - уникльная планета. Какой её видят космонавты? Влияние биоритмов на здоровье членов семьи.

Смена времён года. Особенности своего края. Астрономический год. Народные праздники и приметы в дни равноденствий и солнцестояний.

План и карта. Ориентирование на местности. Практическая работа №2 Определение направлений, азимутов на местности по компасу, Солнцу и местным признакам. Творческие работы. 1. Памятка заблудившемуся в лесу. 2. Моя маршрутная лента.

План местности. Изображения земной поверхности моего микрорайона. Виды изображений местности. Интерактивная карта.

Практическая работа. Изображения земной поверхности своей местности. План школьного двора. Определение направлений, расстояний, географических координат на карте Воронежской области и России. Практическая работа №3 Составление плана местности школьной территории с помощью полярной съемки. Творческие работы.1.План моего двора. 2. Школьный стадион в ландшафте микрорайона. 3. Составление подробного плана микрорайона школы.

Географическая карта микрорайона проживания. Практическая работа №4 Определение географического положения объектов на территории проживания, их описание. Творческие работы. 1.Разработка топографической карты уголка родной природы с оформлением легенды и нанесением уникальных географических объектов.

Градусная сетка на карте своей местности. Практическая работа №5 Определение, географических координат крайних точек области и города Воронежа.

Обобщение знаний по теме. Использование планов и карт в хозяйственной деятельности. Практическая работа №6. Построение профиля своей местности. Построение профиля по горизонталям на плане местности. Творческие работы.1. Воронежская область из космоса (использование спутниковых снимков) 2.Разработка модели географического путешествия (похода, экспедиции) на примере моей семьи.

Литосфера– твёрдая оболочка Земли

История формирования современного рельефа. Творческие работы:1.Путешествие вглубь Земли (на примере своей местности)

2. Геологический профиль своей местности.

Минералы и горные породы свое местности. Геологические особенности свое местности. Практическая работа №7. Определение свойств минералов и горных пород своей местности и возможности их хозяйственного использования.

Творческие работы.1.Составление коллекции «Горные породы моей местности».2.Создание семейной минералогической коллекции.

Стихийные природные явления в литосфере своей местности. Творческие работы.1. Художественно-поэтическое описание стихии (землетрясение, оползни, движения земной коры)

Особенности рельефа своей местности и его изменение во времени. Практическая работа №8. Описание рельефа по физической карте и типовому плану. Творческие работы.1.Сравнение форм рельефа Воронежской области. 2. Овражно-балочные формы рельефа. 3.Топонимы объектов литосферы. 4. Исследование оврага (урочища) как формы микрорельефа.

Влияние человека на рельеф своего района. Геологические памятники природы. Творческие работы. 1.Заочная экскурсия по геологическим памятникам природы.2.Камень в городе (использование полезных ископаемых в архитектуре)

Гидросфера – водная оболочка Земли

Внутренние воды своей местности. Местоположение крупных объектов гидросферы. Практическая работа №9 . Нанесение на контурную карту объектов гидросферы территории проживания. Творческие работы.1.Топонимы объектов гидросферы.

2.Река моего детства.3. Исследование качества питьевой воды.

Внутренние воды и рельеф. Практическая работа №10. Описание реки по тематическим картам и типовому плану. Творческие работы.1.Художественный образ реки (Озера, родника)

Внутренние воды и климат. Опасные природные явления, связанные с водами. Практическая работа №11. Описание озера, болота, родника (по выбору) Творческие работы.1.Исследование экологического состояния родника. 2.Памятка «Как правильно вести себя на реке

Памятники природы гидросферы родного края. Творческие работы.1.Компьютерная презентация «Памятники природы гидросферы». Влияние человека на водные объекты своего края. Экологические проблемы. Творческие работы. Картирование водных объектов территории проживания 2. Исследование влияния реки Черемшан на заселение края. 3.Письмо Главе района.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

Режим отдельных метеорологических элементов. Практическая работа №12. Наблюдения за погодой. Обработка материалов наблюдений за погодой. Творческие работы.1.Народные приборы наблюдения за погодой. 2.Обработка результатов наблюдений в программе Excel.

Погода моей местности. Практическая работа №13 Составление описания погоды по сезонам года. Творческие работы:1. Народные приметы погоды.2.Живые барометры.

Тип климата территории проживания и причины, его формирующие. Климат и человек. Опасные явления в атмосфере.

Творческие работы.1.Редкие атмосферные явления.2. Правила поведения в грозу. 3. Шаровая молния.

Взаимосвязь человека и атмосферы. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения. Творческая работы.1.Картирование источники загрязнения атмосферы микрорайона школы.2.Оценка кологического состояния атмосферы микрорайона школы

(Определение чистоты воздуха методом лихеноиндикации (по хвое сосны, по автотранспортной нагрузке территории)

Биосфера – живая оболочка Земли

Растительный и животный мир суши и водоёмов своей местности типичные представители. Почвы своей местности.

Творческие работы.1.Лекарственные растения. 2. Отражение флоры и фауны в устном народном творчестве народов края.3. Проблемы использование населением даров леса

Экологические проблемы своей местности. Биологические памятники свое местности. Красная книга Воронежской области

Весенняя экскурсия (Практическая работа№14) «Видовое разнообразие растений и животных, их приспособление к условиям среды. Охрана природы». Творческая работа. 1.Правила поведения в природе (плакат, листовка, постер) 2.Охотничье-промысловые ресурсы и проблемы их использования

Человек на Земле

Из истории заселение территории края. Коренное население. Творческие работы: Стоянки первых людей на территории края, их связь с природой.

Народы нашего края. Практическая работа №15. Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой. Урок рекомендуется проводить в школьном музее. Творческая работа:1.Народные промыслы и умельцы края. 2.Национальная одежда, традиции народов края.3. Наша семейная реликвия. 4. Интервью с участником ВОВ «Годы, опалённые войной»

Географическая оболочка

Природный комплекс своей местности. Весенняя экскурсия (Практическая работа№16) «Взаимосвязи компонентов природного комплекса». Творческие работы.1.Мой любимый уголок природы.2. Аквариум-природный комплекс.

Природные зоны своей местности Изменение природных зон под влиянием человеком. Творческие работы.1.Создание экологической тропы в микрорайоне школы.2.Реликтовы растения края.

Культурный ландшафт. Культурные ландшафты своей местности: городские, сельскохозяйственные, промышленные. Человек в культурном ландшафте. Творческая работа:1. Мини-проект «Культурный ландшафт будущего».2. Культурное наследие своего края

Урок защиты проектов и выставка творческих работ учащихся по итогам изучения образовательной программы модуля «Географическое краеведение» (в рамках школьной научно-практической конференции)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 7 класс
Географическое положение области.

Воронежская область на карте России и мира. Границы нашей территории. Особенности географического положения. Координаты Воронежской области. Практическая работа: Определение по картам и расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек местности

Тектоника, геологическое строение, палеогеография

Тектоническое строение Воронежской области. Геохронологическая таблица. Докембрий. Палеозойская эра. Каменноугольный период. Мезозойская эра. Меловой период. Кайнозойская эра. Четвертичные отложения. Геологическое строение области. Геологическая история развития территории. Практическая работа: Построение геологической карты области. Урок – зачет: «Тектоника и геология»

Минеральные ресурсы

Классификация полезных ископаемых области. Характеристика каждой группы полезных ископаемых Закономерности размещения полезных ископаемых. Добыча использование минеральных ресурсов. Влияние разработки полезных ископаемых на экологическую ситуацию нашей местности. Практические работы 1. Составление карты Минерально-сырьевая база Воронежской области, 2. Составление и описание коллекции полезных ископаемых. Урок-зачет: «Полезные ископаемые»

Рельеф

Общая характеристика рельефа Воронежской области. Междуречные плато. Речные долины. Балки: слабоветвисты, суходолы, оползневые, короткие, древовидные, цирковидные. Овраги. Формы рельефа: суффозионные, оползневые, карстовые, антропогенные. Среднерусская возвышенность. Калачская возвышенность. Окско-Донская низменность. Рельефообразующие процессы и созданные ими формы рельефа на территории Воронежской области. Как рельеф влияет на деятельность человека. Влияние человека на рельеф моего района. Практическая работа Составление карты-схемы «Рельеф Воронежской область»

Климат области

Общая характеристика климата Воронежской области. Климатообразующие факторы: солнечная радиация, влияние подстилающей поверхности, циркуляция воздушных масс. Общие черты климата. Синоптическая карта. Карта погоды. Климатические ресурсы. Влияние климата на хозяйственную деятельность. Стихийные природные явления на территории края. Практическая работа. Составление карты-схемы «Климат Воронежской области»

Гидросфера

Общая характеристика внутренних вод области. Реки области. Питание и режим рек. Озера пойменные и междуречий. Болота. Подземные воды. Пруды. Водохранилища. Проблема малых рек Воронежской области. Памятники природы гидросферы родного края. Экологические проблемы. Влияние человека на водные объекты своего края. Практическая работа. Составление карты – схемы «Внутренние воды области»

Население и хозяйство Воронежской области.

Население Воронежской области. География сельского хозяйства Воронежской области. Города Воронежской области их хозяйственная деятельность. География промышленности Воронежской области. Практическая работа. Составления авторского варианта герба своего населенного пункта.

Природные комплексы Воронежской области

Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах.. Лесостепи и степи. Почвы воронежской области – главное богатство нашего края. Практическая работа. 1. Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а так же степени антропогенного воздействия. 2. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.

Список литературы

Блаженов В.А. География России / В.А. Блаженов, Т.М. Худякова.

  • Воронеж, 2000;

Воробьев С.Н. География Воронежской области / С.Н. Воробьев, Ю.А. Нестеров, В.В. Подколзин, З.В. Пономарева, В.Н. Сушков. - Во­ронеж, 2007.

Краеведение : пособие для учителя / А.В. Даринский, Л.Н. Криво- носова, В.А. Крушова, В.К. Лукьянова; под ред. А.В. Даринского. - М., 1987. -

Миликов Ф.Н. География Воронежской области / Ф.Н. Миликов,

В.Б. Михно, Ю.В. Поросенков. - Воронеж, 1994. -

Чурляев Ю.А. Краеведческий подход в обучении географии / Ю.А. Чурляев. - Воронеж, 2004.

Чурляев Ю.А. Примерная программа и тематическое планирование п географии для 6 класса (включая краеведческий компонент) / Ю.А. Чурляев. - Воронеж, 2008.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области» iconПояснительная записка Приказом Департамента образования, науки и...
«Географическое краеведение», содержащий сведения о рельефе местности, почве, геологическом строении, водных путях, флоре, фауне,...
Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области» iconРабочая программа модуля «Географическое краеведение»
Умк «Сферы», реализует региональный компонент географического образования школьного курса «Краеведение» и рассчитан на учащихся 6-х...
Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области» iconПояснительная записка программа составлена на основе Программы курса...
Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27 июля 2012 г. «Об утверждении регионального базисного...
Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области» iconРабочая программа регионального курса «Краеведение»
«Дерезовская средняя общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»
Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области» iconПояснительная записка к курсу «краеведение»
Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального...
Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области» iconРабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного...
Настоящий календарно-тематический план разработан на основе программы Географическое краеведение для VI класса общеобразовательных...
Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области» iconРабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской...
Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской программы Н. С. Махиной и др. «Краеведение. 1 – 4 класс» (Воронеж,...
Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области» iconСеминара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента...
Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,...
Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общественная палата Воронежской области осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Воронежской области от 2 июля 2008...
Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области» iconПояснительная записка к программе интегрированного курса по географии...
Программа курса предназначена для учащихся 6 класса и рассчитана на 68 часов. В буп определён предмет география в количестве 1 часа...
Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бурденко. Конкурс проводится при поддержке Администрации городского округа город Воронеж, Департамента здравоохранения Воронежской...
Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области» iconРабочая программа по историческому краеведению для 7 класса разработана...
Программа предназначена для изучения школьного курса исторического краеведения с древнейших времен до начала XX века включительно....
Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воронежской области, концепции школьного географического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов...
Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воронежской области, концепции школьного географического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов...
Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воронежской области, концепции школьного географического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов...
Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области» iconГубернатором Воронежской области
О правовых основах, целях, задачах и участниках мониторинга наркоситуации в Воронежской области c. 3


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск