Рабочая программа регионального курса «Краеведение»





Скачать 205.31 Kb.
НазваниеРабочая программа регионального курса «Краеведение»
Дата публикации07.04.2015
Размер205.31 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Дерезовская средняя общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»
Рассмотрена и СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

рекомендована к Заместитель директора Директор школы

утверждению по УВР __________________

методическим ___________________ Торшин В.В.

объединением Таранова О.В. Приказ №75

гуманитарных дисциплин от «26» августа 2013 г.

Протокол №1

от « 20 » августа 2013г.

Руководитель МО

___________________

Торшина Л. П.

Рабочая программа

учебного курса, предмета, дисциплины

(модуля) по краеведению для 10 класса

на 2013-2014 учебный год


Разработана учителем истории и

обществознания II КК

Каширской Н.В.

Дерезовка 2013

Пояснительная записка.

Рабочая программа регионального курса «Краеведение» составлена на основе:

- Приказа №760 департамента образования, науки и молодёжной политики от 27 июля 2012 года «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего и среднего (полного) общего образования;

- Примерной региональной программы «Краеведение: программа курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области» (Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008).

- Учебного плана МКОУ «Дерезовская СОШ Верхнемамонского муниципального района Воронежской области» на 2013-2014 учебный год, утвержденный директором школы. Приказ № 75 от 26 .08.13 г.
Учебный предмет «Краеведение» в 10 классе изучает историко-культурное краеведение Воронежской области. Регионализация образования является актуальным направлением развития системы образования в РФ и предполагает усиление внимания к изучению истории и культуры малой родины, которые являются составляющей национальной культуры.

Программа курса рассматривает развитие этнографии, истории ремёсел, кустарного производства Воронежского края, Верхнемамонского района и села Ольховатка. Курс даёт возможность проследить огромную роль историко-культурного наследия Воронежской области в складывании основ современного воронежца, уделяя внимание тем феноменам истории края, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию. Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему, формирования гражданских понятий и навыков.

Цель курса:

воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи курса:

  • развивать способность к саморазвитию, к осмысленному присвоению положительных навыков социального поведения, воспитывать целостную личность, осознающую себя частью единого и многообразного мира;

  • интегрировать учебный и воспитательный процесс;

  • воспитывать гражданскую позицию, бережное отношение к памятникам истории, культуры края;

  • развитие творческих способностей, научно – исследовательских умений средствами региональной культуры;

  • выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о культурном прошлом нашего края;

  • развитие у старшеклассников способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставления и обобщения фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

  • формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе осмысления опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав и интересов людей;

  • изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине;

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;

  • ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Воронежской области как опорного края России;

  • развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта).


Место и роль учебного курса.

Областной (региональный) базисный учебный план отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Краеведение» (историко-культурное) на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе в 10 классе – 35 часов из расчёта 1 ч. в неделю.

Данный курс «Краеведение» относится к дисциплинам гуманитарного цикла, является историческим предметом, но носит локальный характер.

 Формы и методы ведения уроков:

Лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, исследовательские работы, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин.

Методические пояснения по организации занятий.

В свете гуманизации исторического образования активизация школьного исторического краеведения предполагает поворот в сторону значительно большего изучения современности, предоставления почетного места в краеведение человековедению. Это поможет воспитывать у учащихся чувство уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. И учитель, и учащиеся имеют возможность принять участие в поисково – исследовательской работе по изучению местной истории. Такого рода деятельность обеспечивает движение вперед не по пути запоминания все больших объемов сведений, а по пути добывания новых знаний при решении новых задач, возникающих в ходе учения. Акцент переносится с преподавания на изучение, с пассивного восприятия материала на активную мыслительную деятельность, способствующую рождению новых идей и решений. Определяя поисков – исследовательский метод, учитель стимулирует учащихся к актуализации их жизненного опыта, создает условия его слияния с общественно – историческим. Этот метод обращается к личности школьника, его способности работать со своим опытом. Ученик в этой ситуации перестраивает прежние представления, продуцирует новые знания, выходя за границы личного опыта, наделяя их личностным смыслом.

Сочетание знаний с эмоциональным, личностным отношением к историческим событиям формирует историческое сознание.

Наиболее эффективными методами сбора исторической информации являются опросы: анкетирование, интервьюирование. Устная форма общения с респондентом требует особой подготовки, поскольку интервьюеру приходится располагать и группировать вопросы с учетом текущих обстоятельств, атмосферу беседы, возраста опрашиваемого.

Посильной и благородной задачей учителей истории и краеведения и их учащихся является формирование архивов устной истории, то есть создание документов в результате бесед, опроса, интервьюирования или анкетирования непосредственных участников и очевидцев исторических событий.

Ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Большую роль в этом играют музеи, в частности школьный краеведческий музей. Уроки в музее развивают у детей творческие способности, формируют у них интерес к разнообразным областям знаний, потребности во все более глубоком познании окружающего мира. Дети чувствуют свое участие в создании истории родного села, района.

Далеко не все станут историками, но интерес к большому делу, сопричастность к которому они ощутили, сохранится надолго. А чувство патриотизма, воспитанное не поучениями и нравоучениями, а примером увлекательной совместной деятельности, высветит и все остальные позитивные качества растущего человека – любовь к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему миру.

Ожидаемые результаты изучения курса «Историко-культурное краеведение»

Учащиеся должны:
знать:

  • исторические события, происходившие в развитии края, даты этих событий;

  • знаменитые персоналии истории и культуры;

  • содержание жанров искусства и их значение для развития культуры;

  • алгоритм работы с различными типами заданий;

  • изучение видов исторических источников;


уметь:

  • объяснять понятия, определять основание для логического ряда понятий;

  • характеризовать события, процессы, явления (причины, особенности, последствия, значение);

  • осуществлять отбор информации по теме, проблеме; преобразовывать информацию;

  • использовать тексты исторических источников при ответе на вопросы и при выполнении задач;

  • использовать приобретённые знания при написании творческих работ;

  • соотносить исторические события в Воронежском крае с историей России;

  • объяснять своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

  • осуществлять сравнение;

  • аргументировать свою позицию;

  • отличать факт и оценку; осуществлять ценностно-ориентированную деятельность;

  • видеть необъективность суждения и демонстрировать правильное суждение;

  • работать с картой, иллюстрацией, текстом;

  • осуществлять наблюдение;

  • применять знания в конкретной ситуации жизни;

  • определять цели и мотивы своей деятельности;

  • вести конструктивный диалог;

  • осуществлять презентацию творческой работы.


Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания необходимости сохранения общественной памяти народа, обеспечения преемственности поколений;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • конструктивного общения с людьми других культур, национальной и религиозной принадлежности;

  • определения предмета собственного интереса в истории Воронежского края и расширения знаний о нём в архиве, библиотеке, музее, Интернете;

  • написания творческих работ (рефератов, докладов, эссе, презентаций, родословных), выполнения проектов, проведения экскурсий, интервьюирования.


Оценка результатов обучения детей.

Контроль над качеством приобретённых знаний учащимися 10 класса может проводиться в разных формах: собеседование, зачет, вопросник по программе, реферат, защита работы, контрольные работы, участие в конкурсах, выставках, открытое занятие.

Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс, позволяет детям увидеть результаты своего труда, создает хороший психологический климат в коллективе.

Участие работ в районных и областных конкурсах, выступление на больших праздниках, конференциях

Курс историко-культурного краеведения входит в учебный план, проводится, как урок, а значит, целесообразно использовать трехбалльную систему оценок.

Следует различать уровни познавательной работы учащихся по краеведению.

Оценка «3 » соответствует I – уровню – получение учащимися знаний со слов учителя или одноклассника, выполняет работы по списыванию из готовых источников.

Оценка « 4 » соответствует II – уровню – самостоятельное приобретение знаний, умений. Подготовка выступлений, рефератов на неизвестные ранее темы с использованием учебных пособий, периодики, других источников.

Оценка « 5 » соответствует III – уровню – изучение школьником в ходе углубленного исследовательского поиска представляющий научный интерес. Выполнение творческих работ, умение выступать, анализировать и делать выводы.

Оценки «2» и «1» не ставятся, так как главная цель дать не только знания, но и привить любовь к родному краю.

Для вводной диагностики в начале года проводится анкетирование «Что я знаю о своем селе?», пишут сочинения «Для чего нужен предмет краеведение».

В конце года так же необходимо провести проверку качества знаний, глубину умений знаний и навыков.

Планирование

учебных занятий по курсу «Краеведение»
Тема 1. Этнография Воронежской области (12 часов).
Глава 1. Воронежские сказки и песни (2 часа).

  1. Историко-культурное краеведение Воронежского края.

  2. Воронежские сказки и песни.

  3. Сказки А.К.Барышниковой и А.Н.Корольковой.

  4. Воронежский фольклор.

Глава 2. Народные обряды (6 часов).

  1. Календарные обряды и праздники.

  2. Обряды жизненного цикла.

  3. Свадебный обряд.

Глава 3. Традиционный крестьянский костюм Воронежского края (4 часа).

  1. Мужской костюм.

  2. Виды женских костюмов.

  3. Повторение.


Тема 2. Промыслы и ремёсла (2 часа).

1-2. Промыслы и ремёсла.
Тема 3. Этнография сёл Верхнемамонского района (13 часов).

    1. Музыкальные группы, ансамбли. Их репертуар.

3. Местный фольклор.

4. Календарные обряды.

5. Обряд Крещения в Дерезовке.

6. Обряды крестин и похорон.

7. Обряд венчания в церкви.

8. Крестьянский костюм жителей села.

9. Повторение.
Тема 4. Кустарное производство района (7 часов).

  1. Деревообработка. Лозоплетение.

  2. Производство валенок. Переработка шерсти.

  3. Ткачество.

  4. Виды ремесленного производства.

Итоговое повторение ( 1 ч )

Содержание тем

курса «Краеведение»

Тема 1. Этнография Воронежской области (12 часов).
Глава 1. Воронежские сказки и песни (2 часа).

  1. Историко-культурное краеведение Воронежского края.

Вводный обзорный урок. Понятие историко-культурного краеведения.

  1. Воронежские сказки и песни.

Сказки А.Н. Афанасьева: волшебные, детские, социально-бытовые.

  1. Сказки А.К.Барышниковой и А.Н. Корольковой.

«Сказки Куприянихи»: социально-бытовые, о животных и волшебные. «Сказки А.Н. Корольковой»: волшебно-героические. Собиратель воронежских сказок А.И.Кретов.

  1. Воронежский фольклор.

Народные обрядовые и праздничные песни.
Глава 2. Народные обряды (6 часов).

  1. Календарные обряды и праздники.

Григорианский и юлианский календари. Зимние святки. Рождество. Новый год. Крещение, или Водосвятие. Масленица. Великий пост. Егорьев день. Вознесение. Троица. Проводы русалки. Ивана Купала. Петров день.

  1. Обряды жизненного цикла.

Родинные и крестинные обряды. Инициации. Свадебный обряд. Похоронно-поминальные обряды.

  1. Свадебный обряд.

Сватовство, богомолье, сговор. Осмотр женихова подворья. Пропой. Подготовка к свадьбе. Девичник. Утро свадебного дня. Обряд повивания. Свадебный пир. Дары. Второй день свадьбы.

Заключительные обряды.
Глава 3. Традиционный крестьянский костюм Воронежского края (4 часа).

  1. Мужской костюм.

Мужская рубаха, порты (русские штаны), головной убор. Зимняя мужская одежда.

  1. Виды женских костюмов.

Рубаха, поясная одежда, передник, пояс, головной убор, верхняя одежда, обувь. Этнографические отличия в социальном статусе женщины: замужняя, девица.

  1. Повторение.

Контроль знаний по теме «Этнография Воронежской области».
Тема 2. Промыслы и ремёсла (2 часа).

1-2. Промыслы и ремёсла.

Домашние, художественные промыслы и ремесло. Ткачество (закладное), деревообработка и гончарное дело. Плетение из лозы.
Тема 3. Этнография сёл Верхнемамонского района (13 часов).

1-2. Музыкальные группы, ансамбли. Их репертуар.

Народные хоры сельских поселений. Русскожуравский хор. Ансамбль «Придонье».

Супруги Тарасенко. Репертуар ансамбля.

3. Местный фольклор.

Исполнение старинных песен. Потешки, прибаутки, поговорки жителей

Верхнемамонского района.

  1. Календарные обряды.

Празднование христианских праздников на территории Верхнемамонского района.

  1. Обряд Крещения в Дерезовке.

Праздник Крещения. Купание в проруби.

  1. Обряды крестин и похорон.

Крестины в церкви. Церковные имена. Отпевание покойников. Местоположение церкви и кладбища.

  1. Обряд венчания в церкви.

«Свадебный поезд». Украшение телег жениха и невесты. Празднование первого и второго дня свадьбы.

  1. Крестьянский костюм жителей села.

Особенности женского и мужского костюмов жителей Ольховатки.

  1. Повторение.

Контроль знаний по теме «Этнография сёл Верхнемамонского района»
Тема 4. Кустарное производство района (7 часов).

  1. Деревообработка. Плетение из лозы.

Возникновение лесничества. Производственные цехи. Деревообработка. Плетение из лозы. Изготовление вёдер, бочек, ложек, корыт.

  1. Производство валенок. Переработка шерсти.

Овцеводческая специализация района. Валяние валенок. Вязание шерстяных изделий. Прядение.

  1. Ткачество.

Ткацкие станки. Их производство. Виды ткацкой продукции. Роль конопли.

  1. Виды ремесленного производства.

Глиняные свистульки. Изготовление сапелок. Шитьё одежды. Кузнечное дело. Столярное дело.

Итоговое повторение ( 1 ч )

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Название раздела, темы, урока

Кол-во часов

Обязательный минимум содержания образования

Дата

Примечание

План

Факт

Тема 1: Этнография Воронежской области (12 ч)

Глава 1. Воронежские сказки и песни ( 2 ч )

1-2

Воронежские сказки и песни

2

Сказки А.Н. Афанасьева: волшебные, детские, социально-бытовые. «Сказки Куприянихи»: социально-бытовые, о животных, волшебные. «Сказки А.Н.Корольковой»: волшебно-героические. Собиратель воронежских сказок А.И.Кретов. народные обрядовые и праздничные песни.

6.09.13г

13.09.13г







Глава 2. Народные обряды ( 6 ч )


3-5

Народные обряды. Календарные обряды и праздники.

3

Григорианский и юлианский календари. Зимние святки. Рождество. Новый год. Крещение или Водосвятие. Масленица. Великий пост. Егорьев день. Вознесение. Троица. Проводы русалки. Ивана Купала. Петров день.

20.09.13г

27.09.13г

4.10.13г







6

Обряды жизненного цикла.

1

Родинные и крестинные обряды. Свадебный обряд. Похоронно-поминальные обряды

11.10.13г







7-8

Свадебный обряд

2

Сватовство, богомолье, сговор. Осмотр женихова подворья. Подготовка к свадьбе. Девишник. Утро свадебного дня. Обряд повивания. Свадебный пир. Дары. Второй день свадьбы. Заключительные обряды.


18.10.13г

25.10.13г







Глава 3. Традиционный крестьянский костюм Воронежского края (4 часа).


9

Мужской костюм

1

Мужская рубаха, порты (русские штаны), головной убор. Зимняя мужская одежда.

1.11.13г







10-11

Виды женских костюмов

2

Рубаха, поясная одежда, передник, пояс, головной убор, верхняя одежда, обувь. Этнографические отличия в социальном статусе женщины: замужняя, девица.

15.11.13г

22.11.13г







12

Повторительно-обобщающий урок по теме «Этнография Воронежской области»

1

Контроль знаний по теме «Этнография Воронежской области»

29.11.13г








Тема 2: Промыслы и ремёсла ( 2 ч )


13-14

Промыслы и ремёсла

2

Домашние, художественные промыслы и ремесло. Ткачество (закладное), деревообработка и гончарное дело. Плетение из лозы.

6.12.13г

13.12.13г








Тема 3: Этнография сёл Верхнемамонского района ( 13 ч )


15-16

Музыкальные группы, ансамбли. Их репертуар.

2

Народные хоры сельских поселений. Русскожуравский хор. Ансамбль «Придонье». Супруги Тарасенко. Репертуар ансамбля.


20.12.13г

27.12.13г








17-18

Местный фольклор.

2

Исполнение старинных песен. Потешки, прибаутки, поговорки жителей Верхнемамонского района.


17.01.14г

24.01.14г








19-20

Календарные обряды.

2

Празднование христианских праздников на территории Верхнемамонского района

31.01.14г

7.02.14г







21

Обряд Крещения в Дерезовке.

1

Крещение. Обряд купания в проруби.


14.02.14г








22-23

Обряды крестин и похорон

2

Крестины в церкви. Церковные имена. Отпевание покойников. Местоположение церкви и кладбища.

21.02.14г

28.02.14г







24

Обряд венчания в церкви

1

«Свадебный поезд». Украшение телег жениха и невесты. Празднование первого и второго дня свадьбы.

7.03.14г








25-26

Крестьянский костюм жителей села.

2

Особенности женского и мужского костюмов жителей Дерезовки.

14.03.14г

21.03.14г







27

Повторительно-обобщающий урок по теме «Этнография сёл Верхнемамонского района»

1

Контроль знаний по теме «Этнография сёл Верхнемамонского района»

4.04.14г







Тема 4. Кустарное производство района (7 часов).


28

Деревообработка. Лозоплетение.

1

Возникновение лесничества. Производственные цехи. Деревообработка. Плетение из лозы. Изготовление вёдер, бочек, ложек, корыт.

11.04.14г








29-30

Производство валенок. Переработка шерсти.

2

Овцеводческая специализация района. Валяние валенок. Вязание шерстяных изделий. Прядение.

18.04.14г

25.04.14г








31

Ткачество

1

Ткацкие станки. Их производство. Виды ткацкой продукции. Роль конопли.

2.05.14г








32-33

Виды ремесленного производства

2

Глиняные свистульки. Изготовление сапелок. Шитьё одежды. Кузнечное дело. Столярное дело.

16.05.14г

23.05.14г







34

Повторительно-обобщающий урок по теме «Кустарное производство района»

1

Контроль знаний по теме «Кустарное производство района»

30.05.14г







35

Резерв


1













Учебно-методическое обеспечение учебного курса «Краеведение»

Учебная программа




Учебники, учебные пособия

Методические пособия







Материалы для контроля






















Примерная региональная программа «Краеведение: программа курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области» (Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008);






Историческое краеведение Воронежской области.Учебное пособие/ Коллектив авторов, науч.ред. Б.Я.Табачников. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2012. – 112с.

Электронный учебник по краеведению. Сайт учителя географии Блаженова Владимира Александровича. (страница «Краеведение») Подборки по темам.

blazhenov-vladimir.narod2.ru

Д.Ф.Шеншин. Малая родина. Учебное пособие по краеведению для школ Верхнемамонского района на уроках географии, истории, литературы. Воронеж: 2006.

Д.Ф.Шеншин. Верхнемамонский район. Страницы истории. Коммуна: 2006

Н.И.Сыроватский «Отчий край» Воронеж: 1996.

В.И.Панова, История Воронежского края. Учебно-методическое пособие. Воронеж: Родная речь, 2010.

http://www.nlr.ru/res/inv/kray/ - Российская национальная библиотека. Путеводитель по краеведческим ресурсам на библиотечных сайтах Интернет.

http://www.museum.ru/ - Интернет портал «Музеи России».

http://www.roskraeved.ru/index.php - сайт Отделения краеведения и историко-культурного туризма Историко-архивного института Российского Государственного гуманитарного университета и Союза краеведов России.







zanimatika.narod.ru


Интернет-сайты

  1. museum.ruM651Воронеж

  2. kramskoi.vzh.ru

  3. divnogor.ru

  4. kostenki-museum.ru

  5. esenin-museum.narod.ru

  6. kldsp.ru

  7. http://museumobr.my1.ru

  8. do.gendocs.rudocs/index-298483.html

  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F1%F2%EE%F0%E8%FF_%C2%EE%F0%EE%ED%E5%E6%F1%EA%EE%E3%EE_%EA%F0%E0%FF_(%EA%ED%E8%E3%E0)

  10. gorod-voronezh2010.narod.rufeod_otnosh.html

  11. istorya.rureferat/7279/1.

  12. http://www.nlr.ru/res/inv/kray/ - Российская национальная библиотека. Путеводитель по краеведческим ресурсам на библиотечных сайтах Интернет.

  13. http://www.museum.ru/ - Интернет портал «Музеи России».

  14. http://www.roskraeved.ru/index.php - сайт Отделения краеведения и историко-культурного туризма Историко-архивного института Российского Государственного гуманитарного университета и Союза краеведов России.

Периодика:

  1. Подборка газет «Донская новь».

Интернет – сайты:

  1. v-mamon.com Портал Верхнего Мамона

  2. vermamon.ru Администрация Верхнемамонского района

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа регионального курса «Краеведение» iconПояснительная записка к курсу «краеведение»
Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального...
Рабочая программа регионального курса «Краеведение» iconРабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской...
Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской программы Н. С. Махиной и др. «Краеведение. 1 – 4 класс» (Воронеж,...
Рабочая программа регионального курса «Краеведение» iconРабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение»
«Художественное краеведение» для студентов 2 курса (озо, одо) специальности 030800 «Изобразительное искусство»)
Рабочая программа регионального курса «Краеведение» iconСеминара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента...
Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,...
Рабочая программа регионального курса «Краеведение» iconРабочая программа модуля «Географическое краеведение»
Умк «Сферы», реализует региональный компонент географического образования школьного курса «Краеведение» и рассчитан на учащихся 6-х...
Рабочая программа регионального курса «Краеведение» iconРабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б...
Рабочая программа учебного курса историческое краеведение для 7 класса составлена на основе авторской программы Г. Б. Гречухина «Историческое...
Рабочая программа регионального курса «Краеведение» iconРабочая программа по историческому краеведению 5 класс
Курганской области», а также краеведческого блока регионального компонента рбуп для образовательных учреждений Курганской области,...
Рабочая программа регионального курса «Краеведение» iconПрограмма разработана на основе авторской программы Л. Ф. Греханкиной
Рабочая программа регионального курса «Краеведение» разработана на основе примерной программы по географии Московской области Л....
Рабочая программа регионального курса «Краеведение» iconПояснительная записка к программе интегрированного курса по географии...
Программа курса предназначена для учащихся 6 класса и рассчитана на 68 часов. В буп определён предмет география в количестве 1 часа...
Рабочая программа регионального курса «Краеведение» iconПояснительная записка Программа курса «Биологическое краеведение»
Программа курса «Биологическое краеведение» предназначена для работы с учащимися 6-х классов
Рабочая программа регионального курса «Краеведение» iconПрограмма по предмету «Краеведение» рассчитана на выпускников начальной...
Программа по краеведению составлена на основе программы регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» Смоленск:...
Рабочая программа регионального курса «Краеведение» iconПояснительная записка важная роль в процессе обучения и воспитания...
Изучение курса «Краеведение» в основной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как основы...
Рабочая программа регионального курса «Краеведение» iconРабочая программа по историческому краеведению для 7 класса разработана...
Программа предназначена для изучения школьного курса исторического краеведения с древнейших времен до начала XX века включительно....
Рабочая программа регионального курса «Краеведение» iconРабочая программа дисциплины «Лингвистическое краеведение»
Рабочая программа дисциплины «Лингвистическое краеведение» составная частьооп впо по направлению 032700. 62 «Филология» (квалификация...
Рабочая программа регионального курса «Краеведение» iconРабочая программа Ф. И. О. учителя
Необходимость введения курса "Биологическое краеведение" в 7 классе 35 часов учебного времени продиктовано следующим
Рабочая программа регионального курса «Краеведение» iconУчебно-тематический план курса, требования к уровню подготовки обучающихся....
Для изучения учебного предмета «Краеведение» на ступени основного общего образования отводится 140 часов. В том числе: в VI классе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск