Скачать 205.31 Kb.
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Дерезовская средняя общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области» Рассмотрена и СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ рекомендована к Заместитель директора Директор школы утверждению по УВР __________________ методическим ___________________ Торшин В.В. объединением Таранова О.В. Приказ №75 гуманитарных дисциплин от «26» августа 2013 г. Протокол №1 от « 20 » августа 2013г. Руководитель МО ___________________ Торшина Л. П. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) по краеведению для 10 класса на 2013-2014 учебный год Разработана учителем истории и обществознания II КК Каширской Н.В. Дерезовка 2013 Пояснительная записка. Рабочая программа регионального курса «Краеведение» составлена на основе: - Приказа №760 департамента образования, науки и молодёжной политики от 27 июля 2012 года «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего и среднего (полного) общего образования; - Примерной региональной программы «Краеведение: программа курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области» (Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008). - Учебного плана МКОУ «Дерезовская СОШ Верхнемамонского муниципального района Воронежской области» на 2013-2014 учебный год, утвержденный директором школы. Приказ № 75 от 26 .08.13 г. Учебный предмет «Краеведение» в 10 классе изучает историко-культурное краеведение Воронежской области. Регионализация образования является актуальным направлением развития системы образования в РФ и предполагает усиление внимания к изучению истории и культуры малой родины, которые являются составляющей национальной культуры. Программа курса рассматривает развитие этнографии, истории ремёсел, кустарного производства Воронежского края, Верхнемамонского района и села Ольховатка. Курс даёт возможность проследить огромную роль историко-культурного наследия Воронежской области в складывании основ современного воронежца, уделяя внимание тем феноменам истории края, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию. Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему, формирования гражданских понятий и навыков. Цель курса: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии. Задачи курса:
Место и роль учебного курса. Областной (региональный) базисный учебный план отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Краеведение» (историко-культурное) на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе в 10 классе – 35 часов из расчёта 1 ч. в неделю. Данный курс «Краеведение» относится к дисциплинам гуманитарного цикла, является историческим предметом, но носит локальный характер. Формы и методы ведения уроков: Лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, исследовательские работы, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин. Методические пояснения по организации занятий. В свете гуманизации исторического образования активизация школьного исторического краеведения предполагает поворот в сторону значительно большего изучения современности, предоставления почетного места в краеведение человековедению. Это поможет воспитывать у учащихся чувство уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков. Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. И учитель, и учащиеся имеют возможность принять участие в поисково – исследовательской работе по изучению местной истории. Такого рода деятельность обеспечивает движение вперед не по пути запоминания все больших объемов сведений, а по пути добывания новых знаний при решении новых задач, возникающих в ходе учения. Акцент переносится с преподавания на изучение, с пассивного восприятия материала на активную мыслительную деятельность, способствующую рождению новых идей и решений. Определяя поисков – исследовательский метод, учитель стимулирует учащихся к актуализации их жизненного опыта, создает условия его слияния с общественно – историческим. Этот метод обращается к личности школьника, его способности работать со своим опытом. Ученик в этой ситуации перестраивает прежние представления, продуцирует новые знания, выходя за границы личного опыта, наделяя их личностным смыслом. Сочетание знаний с эмоциональным, личностным отношением к историческим событиям формирует историческое сознание. Наиболее эффективными методами сбора исторической информации являются опросы: анкетирование, интервьюирование. Устная форма общения с респондентом требует особой подготовки, поскольку интервьюеру приходится располагать и группировать вопросы с учетом текущих обстоятельств, атмосферу беседы, возраста опрашиваемого. Посильной и благородной задачей учителей истории и краеведения и их учащихся является формирование архивов устной истории, то есть создание документов в результате бесед, опроса, интервьюирования или анкетирования непосредственных участников и очевидцев исторических событий. Ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Большую роль в этом играют музеи, в частности школьный краеведческий музей. Уроки в музее развивают у детей творческие способности, формируют у них интерес к разнообразным областям знаний, потребности во все более глубоком познании окружающего мира. Дети чувствуют свое участие в создании истории родного села, района. Далеко не все станут историками, но интерес к большому делу, сопричастность к которому они ощутили, сохранится надолго. А чувство патриотизма, воспитанное не поучениями и нравоучениями, а примером увлекательной совместной деятельности, высветит и все остальные позитивные качества растущего человека – любовь к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему миру. Ожидаемые результаты изучения курса «Историко-культурное краеведение» Учащиеся должны: знать:
уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Оценка результатов обучения детей. Контроль над качеством приобретённых знаний учащимися 10 класса может проводиться в разных формах: собеседование, зачет, вопросник по программе, реферат, защита работы, контрольные работы, участие в конкурсах, выставках, открытое занятие. Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс, позволяет детям увидеть результаты своего труда, создает хороший психологический климат в коллективе. Участие работ в районных и областных конкурсах, выступление на больших праздниках, конференциях Курс историко-культурного краеведения входит в учебный план, проводится, как урок, а значит, целесообразно использовать трехбалльную систему оценок. Следует различать уровни познавательной работы учащихся по краеведению. Оценка «3 » соответствует I – уровню – получение учащимися знаний со слов учителя или одноклассника, выполняет работы по списыванию из готовых источников. Оценка « 4 » соответствует II – уровню – самостоятельное приобретение знаний, умений. Подготовка выступлений, рефератов на неизвестные ранее темы с использованием учебных пособий, периодики, других источников. Оценка « 5 » соответствует III – уровню – изучение школьником в ходе углубленного исследовательского поиска представляющий научный интерес. Выполнение творческих работ, умение выступать, анализировать и делать выводы. Оценки «2» и «1» не ставятся, так как главная цель дать не только знания, но и привить любовь к родному краю. Для вводной диагностики в начале года проводится анкетирование «Что я знаю о своем селе?», пишут сочинения «Для чего нужен предмет краеведение». В конце года так же необходимо провести проверку качества знаний, глубину умений знаний и навыков. Планирование учебных занятий по курсу «Краеведение» Тема 1. Этнография Воронежской области (12 часов). Глава 1. Воронежские сказки и песни (2 часа).
Глава 2. Народные обряды (6 часов).
Глава 3. Традиционный крестьянский костюм Воронежского края (4 часа).
Тема 2. Промыслы и ремёсла (2 часа). 1-2. Промыслы и ремёсла. Тема 3. Этнография сёл Верхнемамонского района (13 часов).
3. Местный фольклор. 4. Календарные обряды. 5. Обряд Крещения в Дерезовке. 6. Обряды крестин и похорон. 7. Обряд венчания в церкви. 8. Крестьянский костюм жителей села. 9. Повторение. Тема 4. Кустарное производство района (7 часов).
Итоговое повторение ( 1 ч ) Содержание тем курса «Краеведение» Тема 1. Этнография Воронежской области (12 часов). Глава 1. Воронежские сказки и песни (2 часа).
Вводный обзорный урок. Понятие историко-культурного краеведения.
Сказки А.Н. Афанасьева: волшебные, детские, социально-бытовые.
«Сказки Куприянихи»: социально-бытовые, о животных и волшебные. «Сказки А.Н. Корольковой»: волшебно-героические. Собиратель воронежских сказок А.И.Кретов.
Народные обрядовые и праздничные песни. Глава 2. Народные обряды (6 часов).
Григорианский и юлианский календари. Зимние святки. Рождество. Новый год. Крещение, или Водосвятие. Масленица. Великий пост. Егорьев день. Вознесение. Троица. Проводы русалки. Ивана Купала. Петров день.
Родинные и крестинные обряды. Инициации. Свадебный обряд. Похоронно-поминальные обряды.
Сватовство, богомолье, сговор. Осмотр женихова подворья. Пропой. Подготовка к свадьбе. Девичник. Утро свадебного дня. Обряд повивания. Свадебный пир. Дары. Второй день свадьбы. Заключительные обряды. Глава 3. Традиционный крестьянский костюм Воронежского края (4 часа).
Мужская рубаха, порты (русские штаны), головной убор. Зимняя мужская одежда.
Рубаха, поясная одежда, передник, пояс, головной убор, верхняя одежда, обувь. Этнографические отличия в социальном статусе женщины: замужняя, девица.
Контроль знаний по теме «Этнография Воронежской области». Тема 2. Промыслы и ремёсла (2 часа). 1-2. Промыслы и ремёсла. Домашние, художественные промыслы и ремесло. Ткачество (закладное), деревообработка и гончарное дело. Плетение из лозы. Тема 3. Этнография сёл Верхнемамонского района (13 часов). 1-2. Музыкальные группы, ансамбли. Их репертуар. Народные хоры сельских поселений. Русскожуравский хор. Ансамбль «Придонье». Супруги Тарасенко. Репертуар ансамбля. 3. Местный фольклор. Исполнение старинных песен. Потешки, прибаутки, поговорки жителей Верхнемамонского района.
Празднование христианских праздников на территории Верхнемамонского района.
Праздник Крещения. Купание в проруби.
Крестины в церкви. Церковные имена. Отпевание покойников. Местоположение церкви и кладбища.
«Свадебный поезд». Украшение телег жениха и невесты. Празднование первого и второго дня свадьбы.
Особенности женского и мужского костюмов жителей Ольховатки.
Контроль знаний по теме «Этнография сёл Верхнемамонского района» Тема 4. Кустарное производство района (7 часов).
Возникновение лесничества. Производственные цехи. Деревообработка. Плетение из лозы. Изготовление вёдер, бочек, ложек, корыт.
Овцеводческая специализация района. Валяние валенок. Вязание шерстяных изделий. Прядение.
Ткацкие станки. Их производство. Виды ткацкой продукции. Роль конопли.
Глиняные свистульки. Изготовление сапелок. Шитьё одежды. Кузнечное дело. Столярное дело. Итоговое повторение ( 1 ч ) Календарно-тематическое планирование
Учебно-методическое обеспечение учебного курса «Краеведение»
Интернет-сайты
Периодика:
Интернет – сайты:
|
Пояснительная записка к курсу «краеведение» Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального... | Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской... Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской программы Н. С. Махиной и др. «Краеведение. 1 – 4 класс» (Воронеж,... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение» «Художественное краеведение» для студентов 2 курса (озо, одо) специальности 030800 «Изобразительное искусство») | Семинара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента... Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,... | ||
Рабочая программа модуля «Географическое краеведение» Умк «Сферы», реализует региональный компонент географического образования школьного курса «Краеведение» и рассчитан на учащихся 6-х... | Рабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б... Рабочая программа учебного курса историческое краеведение для 7 класса составлена на основе авторской программы Г. Б. Гречухина «Историческое... | ||
Рабочая программа по историческому краеведению 5 класс Курганской области», а также краеведческого блока регионального компонента рбуп для образовательных учреждений Курганской области,... | Программа разработана на основе авторской программы Л. Ф. Греханкиной Рабочая программа регионального курса «Краеведение» разработана на основе примерной программы по географии Московской области Л.... | ||
Пояснительная записка к программе интегрированного курса по географии... Программа курса предназначена для учащихся 6 класса и рассчитана на 68 часов. В буп определён предмет география в количестве 1 часа... | Пояснительная записка Программа курса «Биологическое краеведение» Программа курса «Биологическое краеведение» предназначена для работы с учащимися 6-х классов | ||
Программа по предмету «Краеведение» рассчитана на выпускников начальной... Программа по краеведению составлена на основе программы регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» Смоленск:... | Пояснительная записка важная роль в процессе обучения и воспитания... Изучение курса «Краеведение» в основной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как основы... | ||
Рабочая программа по историческому краеведению для 7 класса разработана... Программа предназначена для изучения школьного курса исторического краеведения с древнейших времен до начала XX века включительно.... | Рабочая программа дисциплины «Лингвистическое краеведение» Рабочая программа дисциплины «Лингвистическое краеведение» составная частьооп впо по направлению 032700. 62 «Филология» (квалификация... | ||
Рабочая программа Ф. И. О. учителя Необходимость введения курса "Биологическое краеведение" в 7 классе 35 часов учебного времени продиктовано следующим | Учебно-тематический план курса, требования к уровню подготовки обучающихся.... Для изучения учебного предмета «Краеведение» на ступени основного общего образования отводится 140 часов. В том числе: в VI классе... |