УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО: Директор школы Руководитель МС На заседании МО
учителей начальных классов и предметов
эстетического цикла
______/О.В.Антышева ______/Е.С.Емельянова ______/М.В.Николаева «___»__________20___г. «___»__________20___г. «___»__________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по краеведению для 4А, 4Б класса
начального общего образования Труханенковой Галины Николаевны
учителя высшей категории,
Ершовой Елены Ивановны
учителя 1 категории
2013/2014 учебный год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по краеведению составлена на основе программы регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» - Смоленск: Издательство «Ассоциация ХХI», 2006год. Автор: Болотова С.А.
Программа по предмету «Краеведение» рассчитана на выпускников начальной школы и предназначена для работы в любой системе начального образования.
Цели и задачи курса.
Основные цели курса – формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовными, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.
Задачи курса
Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города (села), области в истории России; о музеях, памятниках природы, истории и культуры; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; знаний элементарных правил поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края; представлений об экологических проблемах края.
Развитие познавательной активности учащихся, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умение ориентироваться в своем родном городе (селе), умение видеть связь современности с прошлым родного края; развитие умения моделировать и составлять схемы; умение работать с историческими и географическими картами; развитие эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины на П ступени образования.
Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город (село); желание быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края.
В целом курс «Краеведение» позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал краеведческих знаний.
Программа рассчитана на 34 часа (1час в неделю).
Рабочая программа предполагает использование учебника
С.А.Болотова, О.В.Сибиченков, «Азбука Смоленского края. Мир истории», Смоленск , «Русич», 2008г
С.А.Болотова, О.В.Сибиченков, «Азбука Смоленского края. Мир природы», Смоленск, «Русич», 2008г
2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Мир истории (11 часов) 1.Вводное занятие (1 час)
Введение в блок «Мир истории». Рассматривание книги «Мир истории» и знакомство с ней. Проведение стартовой диагностики знаний учащихся об историии родного края.
Контрольное занятие. Контрольный срез знаний. Обобщение изученного материала.
2.Награды Смоленщины (2часа) Последствия войны и оккупации. Трудовые подвиги смолян. Восстановление Смоленщины. Награды города и области. Смоленск – город-герой (1985г)
3.Наши земляки (8часов)
4.Урок – экскурсия (1час) Мир природы (22часа)
Вводный урок (1час)
Природные особенности (4часа)
Водоемы (3часа)
Растения (6часов)
Животные (4часа)
Охрана природы (2часа)
Обобщение по разделу (2часа)
3.Календарно – тематическое планирование
№ п/п
| Тема урока
| Домашнее задание
| Дата
| Корректировка
| Мир истории -12ч.
| 1.
| Вводный урок
|
|
|
| 2-3.
| Награды Смоленщины.
|
|
|
|
Наши земляки -8ч.
| 4
| Ю. А. Гагарин.
|
|
|
| 5
| М.И. Глинка.
|
|
|
| 6
| М. В. Исаковский.
|
|
|
| 7
| П. С. Нахимов.
|
|
|
| 8
| Н.М. Пржевальский.
|
|
|
| 9
| М. И. Рыленков.
|
|
|
| 10
| А. Т. Твардовский.
|
|
|
| 11
| Обобщение по разделу.
|
|
|
| 12
| Урок- экскурсия
|
|
|
| Мир природы 22ч.
| 13
| Вводный урок.
|
|
|
| Природные особенности 4ч.
| 14
| Географическое положение. Рельеф, климат Смоленской области.
|
|
|
| 15
| Почвы.
|
|
|
| 16
| Практическая работа. «Берегите почву»
|
|
|
| 17
| Полезные ископаемые.
|
|
|
| 18
| Водоемы.
|
|
|
| 19
| Урок –экскурсия к водоему.
|
|
|
| 20
| Закрепление.
|
|
|
| Растения 6ч.
| 21
| Растения леса нашего края.
|
|
|
| 22
| Растения луга.
|
|
|
| 23
| Растения болота.
|
|
|
| 24
| Грибы.
|
|
|
| 25
| Экскурсия в музей «Смоленский лен»
|
|
|
| 26
| Закрепление материала.
|
|
|
| Животные Смоленской области 4ч.
| 27
| Насекомые, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся.
|
|
|
| 28
| Птицы.
|
|
|
| 29
| Практическая работа. Изготовление кормушек для птиц.
|
|
|
| 30
| Млекопитающие нашего края.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Охрана природы 2ч.
| 31
| Охрана природы.
|
|
|
| 32
| Практическая работа. Изготовление книжки-малышки «Природа края в опасности»
|
|
|
| Обобщение по разделу 2ч
| 33
| Проверь себя.
|
|
|
| 34
| Обобщение по разделу.
|
|
|
|
Сводная таблица контроля знаний, умений, навыков
| 1 полугодие
| 2 полугодие
| Всего
| Практические занятия
| 1
| 2
| 3
| Экскурсии
| 1
| 2
| 3
|
4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Учащиеся должны знать:
имена некоторых земляков, прославивших родной край
названия некоторых праздников;
награды Смоленска и области;
географическое положение области;
особенности рельефа, климата, почвы Смоленщины;
названия важнейших полезных ископаемых родного края;
названия некоторых рек и озер области;
названия растений, грибов, животных края;
меры по охране природы Смоленской области и правила поведения в природе;
Учащиеся должны уметь:
подготовить рассказ, доклад, реферат о земляках нашей области на основе материала учебника и других источников;
определять, находить и показывать на карте , изученные географические объекты;
различать важнейшие полезные ископаемые родного края;
различать в родном крае растения, грибы и животных;
различать охраняемые растения и животных своего края;
выполнять элементарные правила поведения в природе, проводить самостоятельные наблюдения в природе;
подготовить рассказ, доклад, реферат природо-краеведческого содержания на основе материалов учебного пособия или дополнительных источников;
5.Перечень учебно–методического обеспечения С.А.Болотова, О.В.Сибиченков, «Азбука Смоленского края. Мир истории», Смоленск , «Русич», 2008г
С.А.Болотова, О.В.Сибиченков, «Азбука Смоленского края. Мир природы», Смоленск, «Русич», 2008г
Электронные носители. |