Рабочая программа по предмету биология класс 8





Скачать 220.45 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету биология класс 8
Дата публикации19.12.2014
Размер220.45 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Игирменская основная общеобразовательная школа»

п .Игирма Нижнеилимского района Иркутской области


Рабочая программа
по предмету - биология

класс - 8

Уровень образования - базовый

Рабочая программа составлена на основе - Программы общеобразовательных учреждений под редакцией Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, А.А. Плешакова. М. «Дрофа», 2010 г

Срок реализации программы, учебный год – 2013-2014

Количество часов по учебному плану: всего 70 часов в год; в неделю - 2 часа

Учебник - Сапин М.Р., Сонин Н.И. Биология. Человек: учебник для 8 класса средней школы. М.: Дрофа, 2009
Рабочую программу составила _________Василишина О.В., учитель биологии



Год составления программы - 2013

8 КЛАСС Человек Автор Н. И. Сонин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин. Программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений под редакцией Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, А.А. Плешакова. М. «Дрофа», 2010 г в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, в соответствии с требованиями к разработке рабочих программ согласно положению «О рабочей программе по учебному предмету, курсу муниципального общеобразовательного учреждения «Игирменская основная общеобразовательная школа»

Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно. Темы 1, 2 и 3 подлежат изучению, но не включены в Требования к уровню подготовки выпускников. Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в требования к уровню подготовки выпускников.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Тема 1. Место человека в системе органического мира

2

Тема 2. Происхождение человека

3

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма Человека

1

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

4

Тема 5. Координация и регуляция

11

Тема 6. Опора и движение

8

Тема 7. Внутренняя среда организма

5

Тема 8. Транспорт веществ

5

Тема 9. Дыхание

5

Тема 10. Пищеварение

6

Тема 11. Обмен веществ и энергии

2

Тема 12. Выделение

3

Тома 13. Покровы тела

3

Тема 14. Размножение и развитие

2

Тема 15. Высшая нервная деятельность

4

Тема 16. Человек и его здоровье

4

ИТОГО

68 + 2 резерв

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(70 часов, 2 часа в неделю)

Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2. Происхождение человека (3 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

■ Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

■ Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей*.

Распознавание на таблицах органов и систем органов*.

Тема 5. Координация и регуляция (11 часов)

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

  • Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

  • Лабораторные и практические работы

Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.

Изучение изменения размера зрачка*.

Тема 6. Опора и движение (8 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

■ Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения костей*.

Измерение массы и роста своего организма*.

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.

Тема 7. Внутренняя среда организма (5 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения крови*.

Тема 8. Транспорт веществ (5 часа)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

■ Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления*.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.

Тема 9. Дыхание (5 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

■ Практическая работа

Определение частоты дыхания*.

Тема 10. Пищеварение (6 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

■ Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*.

Определение норм рационального питания*.

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12. Выделение (3 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

■ Демонстрация модели почек.

Тема 13. Покровы тела (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность (4 часов)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 16. Человек и его здоровье (4 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

■ Лабораторные и практические работы

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*.
Резервное время — 2 часа
Критерии оценки.

Оценка устных ответов учащихся.

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

- самостоятельность ответа;

- речевую грамотность, логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

- раскрыто основное содержание материала;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- ответ самостоятельный;

- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, на всегда последовательно;

- определения понятий недостаточно четкие;

- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

- основное содержание учебного материала не раскрыто;

- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии;

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 8 КЛАСС
В результате изучения предмета учащиеся 8 классов должны:

знать/понимать

-уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, систем органов, организменный;

-особенности жизни как формы существования материи;

-фундаментальные понятия биологии;

-строение и основные процессы жизнедеятельности клетки;

-строение и функции органов, систем органов, их нейрогуморальную регуляцию;

-топографию органов в организме человека;

-особенности строения организма человека, обусловленные трудовой деятельностью, прямохождением, социальным образом жизни;

-особенности внутренней среды организма, иммунитета, обмена веществ, терморегуляции, рационального питания;

-особенности роста и развития человеческого организма;

-влияние факторов внешней среды на психическое, физическое и соматическое здоровье человека;

-приемы оказания первой неотложной помощи при несчастных случаях;

-влияния физической и умственной нагрузки на организм, факторы укрепляющие, сохраняющие здоровье;

-влияние образа жизни и вредных привычек.

Уметь

-распознавать органы и системы органов по таблицам, рисункам, влажным препаратам, фотографиям;

-находить связь между строением и функциями органов;

-объяснять влияние труда, отдыха, образа жизни и вредных привычек на организм человека;

-давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

-работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

-осуществлять элементарные приемы самонаблюдений за состаянием своего здоровья в целом и систем органов в отдельности;

-оказать элементарную доврачебную помощь при несчастных случаях;

-распознать отклонения от нормы в состоянии органов и систем органов;

-работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

-владеть языком науки.
Литература

Основная литература

Сапин М.Р., Сонин Н.И. Биология. Человек: учебник для 8 класса средней школы. М.: Дрофа, 2009
Дополнительная работа

  1. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов: учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, 2004, 2006.

  2. Сонин Н.И. Биология. Живой организм: учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2004, 2006.


Тематическое планирование по биологии в 8 классе

70 часов, 2 часа в неделю, 2 часа – резервное время




Дата

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Цели к разделу

Понятия, термины

Необходимое оборудование

I

1
2




Человек как биологический вид.

Место человека в системе органического мира.

Особенности человека.

2

1

1

1. Выявить особенности строения тела человека, объяснить сущность рудиментов и атавизмов.

2. Характеризовать стадии эволюции человека.

Тип хордовые, отряд приматы, семейство люди, род человек, вид человек разумный

Фотографии и портреты людей и человекообразных обезьян.

II

3-4
5




Происхождение человека.

Происхождение человека. Этапы его становления.

Расы человека, их происхождение и единство.

3

2
1

1. Объяснить совершенствование человека в процессе его эволюции.

2. Объяснить происхождение и единство рас.

3. Распознавать на таблицах расы человека.

Австралопитеки, древнейшие, древние, современные люди, рамапитек, неандерталец, кроманьонец.

Таблица «Древние люди»

III
6





Краткая история развития знаний о человеке.

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

1
1

1. Дать представления по истории развития знаний о строении и функциях организма человека.

Анатомия, физиология, гигиена, валеология, медицина.

Портреты учёных

IV

7-8

9
10




Общий обзор организма человека.

Клеточное строение организма.

Ткани и органы. Л.р.№1 «Изучение микроскопического строения тканей»

Органы, системы органов, организм. Л.р.№2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов»

4

2

1
1

1. Раскрыть особенности строения клетки человека, тканей, органов и систем органов.

2.Распознавать на таблицах, препаратах части клетки.

Мембрана, цитоплазма, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосома, митохондрия, хромосома, ДНК, АТФ.

Таблица «Строение клетки», динамическая модель, микроскопы, микропрепараты.

V

11

12




Координация и регуляция.

Гуморальная регуляция.

Роль гормонов в обменных процессах.

2

1

1

1. Изучить строение и роль эндокринного аппарата в организме человека.

Гормоны. Гуморальная регуляция, гипофиз, щитовидная железа, надпочечники.

Таблица «Железы внутренней секреции»

VI

13
14

15

16-17




Нервная система.

Нервная система. Строение и значение нервной системы.

Спинной мозг.

Строение функции головного мозга.

Полушария большого мозга.

5

1
1

1

2

1. Выявить строение и функции нервной системы, её частей.

2.Определить роль нервной системы в регуляции функций организма.

Нейрон, нервный импульс, синапс, рефлекс, спинно-мозговой канал, мозжечок, мост, извилины, мозолистое тело.

Таблицы «Строение нервной системы», «Головной мозг», «Спинной мозг».

VII

18

19

20
21




Анализаторы.

Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор. Л.р. №3 «Изучение изменений размеров зрачка»

Анализаторы слуха и равновесия.

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние и вкус.

Взаимодействие анализаторов.

4

1

1

1
1

1. Рассмотреть органы чувств человека, строение и функции анализаторов.

2. Выявить роль анализаторов в восприятии и анализе раздражений окружающей среды.

Анализатор, склера, роговица, хрусталик, близорукость, дальнозоркость, барабанная перепонка, вестибулярный аппарат, механорецепторы, терморецепторы.

Таблицы «Органы чувств», «Зрительный анализатор», «Слуховой анализатор»

VIII

22

23-24

25
26

27

28


29




Опора и движение.

Скелет человека, его строение и значение.

Строение и свойства костей, типы их соединений. Л.Р.№4 «Изучение внешнего строения костей»

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Мышцы, их строение и функции.

Работа мышц.Л.р.№5 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры. Л.р. №6 «Измерение массы и роста своего организма»

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата.

8

1

2

1
1

1

1


1

1. Изучить основные отделы скелета и группы мышц человека.

2. Рассмотреть состав и свойства костей.

3. Выявить значение опорно-двигательного аппарата.

4. Выявить роль двигательной активности в сохранении здоровья.

Череп, позвоночник, грудная клетка, пояс конечностей, скелет, надкостница, губчатое вещество, сустав, травматолог.

Таблицы «Скелет», «Строение и соединение костей», «Мышцы», микроскопы, микропрепараты.

IX

30
31-32
33

34




Внутренняя среда организма.

Внутренняя среда организма и её значение.

Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови.

Иммунитет.

Группы крови. Переливание крови.

5

1

2
1

1

1. Рассмотреть основные компоненты внутренней среды организма; значение и строение форменных элементов крови.

2. Выявить сущность понятия иммунитет.

Лимфа, кровь, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, гомеостаз, фагоциты, фибриноген.

Таблицы «Кровь», микроскопы, микропрепараты.

X

35-36

37

38

39




Транспорт веществ.

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения. Л.р.№7 «Измерение кровяного давления»

Работа сердца.Л.р.№8 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»

Движение крови по сосудам.

Заболевания с/с системы. Первая помощь при кровотечениях.

5

2

1

1

1

1. Изучить строение органов кровообращения.

2. Показать вредное влияние никотина и алкоголя на кровообращение.

3. Научить оказывать первую помощь при кровотечениях.

Пульс, кровяное давление, гипотония, гипертония, лимфатические узлы.

Таблицы «Кровообращение», «Сердце», жгуты, бинты, прибор для измерения давления.

XI

40

41

42
43

44




Дыхание.

Строение органов дыхания.

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Л.р. №9 «Определение частоты дыхания»

Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких.

Регуляция дыхания.

Заболевание органов дыхания. Первая помощь при нарушении дыхания.

5

1

1

1
1

1

1. Показать строение и функции органов дыхания, их взаимосвязь.

2.Выявить гигиенические требования к воздуху.

3. Рассмотреть меры профилактики заболеваний органов дыхания.

Носовая полость, гортань, надгортанник, трахея, бронхи, плевра, альвеолы, газообмен.

Таблицы «Органы дыхания», «Гигиена дыхания».

XII

45
46-47
48

49

50




Пищеварение.

Пищеварительные продукты, питательные вещества.

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости.

Пищеварение в желудке.Л.р.№10 «Воздействие желудочного сока на белок, слюны на крахмал»

Пищеварение в кишечнике.

Гигиена питания. Профилактика ж/к заболеваний.

6

1
2
1

1

1

1. Показать сущность и значение питания и пищеварения.

2.Рассмотреть строение и функции органов пищеварительной системы.

3. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.

Пищеварение, ферменты, желудок, двенадцатиперстная кишка, аппендикс, поджелудочная железа, диета.

Таблица «Органы пищеварения».

XIII

51

52




Обмен веществ и энергии.

Обмен веществ и энергии.Л.Р.№11 «Определение норм рационального питания»

Витамины.

2

1

1

1. Выявить суть и значение обмена веществ и энергии.

2.Показать роль витаминов.

Пластический и энергетический обмен, витамины, авитаминоз.

Таблица «Витамины»

XIV

53-54

55




Выделение.

Выделение. Строение и работа почек.

Заболевание почек и их предупреждение.

3

2

1

1. Выявить роль и значение мочевыделительной системы, особенности её строения.

2. Показать необходимость соблюдения гигиены этой системы.

Почка, мочеточник, лоханка, нефрон, капсула, извитой каналец, первичная и вторичная моча.

Таблица «Органы выделения»

XV

56

57

58




Покровы тела.

Строение и функции кожи. Гигиена кожи.

Роль кожи в терморегуляции.

Закаливание организма. Гигиена кожи.

3

1

1

1

1. Рассмотреть строение и функции кожи, её роль в терморегуляции.

2. Показать гигиенические требования к коже, одежде и обуви.

Эпидермис, жировая клетчатка, терморегуляция, обморожения.

Таблица «Кожа»

XVI

59

60




Размножение и развитие.

Половая система человека.

Возрастные процессы.

2

1

1

1. Показать сущность процесса оплодотворения и его значение.

2. Рассмотреть влияние вредных факторов на здоровье будущего ребёнка.


Семенники, сперматозоиды, яичники, яйцеклетка, матка, беременность, плацента, пупочный канатик.

Таблица «Система размножения»

XVII

61
62

63

64





Высшая нервная система.

Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности.

Биологические ритмы. Сон, его значение.

Особенности ВНД человека.

Типы нервной деятельности.

4

1
1

1

1

1. Показать особенности высшей нервной деятельности человека.

2. Выявит влияние алкоголя, никотина и наркотиков на нервную систему.

Рефлекс, инстинкт, депрессия, наркозависимость, сновидения, гипноз, летаргия, бессонница

Портреты Павлова и Сеченова

XVIII

65

66-67

68




Человек и его здоровье

Правила здорового образа жизни.

Доврачебная помощь.

Факторы риска. Вредные привычки.

4

1

2

1

1. Выявить роль здоровья для жизни человека.

2. Сформировать навыки оказания первой доврачебной помощи при различных повреждениях.

3. Прививать потребность в здоровом образе жизни.

Здоровье, здоровый образ жизни, факторы риска, наркотики, приёмы оказания доврачебной помощи.

Набор таблиц по гигиене человека







Резервное время

2









.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету биология класс 8 iconРабочая программа по предмету «Биология. Общие закономерности»
Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В....
Рабочая программа по предмету биология класс 8 iconРабочая программа по предмету «Биология» 6 9 класс
Настоящая рабочая программа разработана для преподавания биологии в основной школе (6-9 класс) в Муниципальном Общеобразовательном...
Рабочая программа по предмету биология класс 8 iconРабочая программа По предмету «Общая биология» 10 класс Базовый уровень 2012- 2013 год
Программа предназначена на изучение предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях
Рабочая программа по предмету биология класс 8 iconРабочая программа По предмету «Общая биология» 10 класс Базовый уровень на 2011 2012 год
Программа предназначена на изучение предмета «общая биология» об общеобразовательных учреждениях
Рабочая программа по предмету биология класс 8 iconРабочая программа По предмету «Общая биология» 10 класс Базовый уровень 2012- 2013 учебный год
Программа предназначена на изучение предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях
Рабочая программа по предмету биология класс 8 iconРабочая программа по предмету «Биология Человека» для 8 класса
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Человек»,...
Рабочая программа по предмету биология класс 8 iconРабочая программа педагога краснослободцевой Елены Григорьевны, учителя...
Сухорукова Л. Н, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. Биология. Разнообразие живых организмов 7 класс. / Издательство «Просвещение»....
Рабочая программа по предмету биология класс 8 iconРабочая программа по предмету «Биология»
Практикум для учащихся 10-11 кл общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Авторы : Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина, Л. В. Высоцкая,...
Рабочая программа по предмету биология класс 8 iconРабочая программа По предмету «Биология. Многообразие живых организмов»...
Программа предназначена на изучение предмета «Биология. Многообразие живых организмов» в образовательных учреждениях
Рабочая программа по предмету биология класс 8 iconКалендарно-тематическое планирование по предмету биология 8 класс
Учебно-методический комплект: Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. Биология. Человек: учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа по предмету биология класс 8 iconРабочая программа по предмету «биология» 10-11 класс составлена на...
Рабочая программа по предмету «биология» 10-11 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Рабочая программа по предмету биология класс 8 iconТематическое планирование по предмету «Биология» (базовый уровень) Класс 10
И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Т. Е. Лощилина «Биология 10 класс» (базовый уровень)
Рабочая программа по предмету биология класс 8 iconРабочая программа по предмету «Биология» 9 класс
...
Рабочая программа по предмету биология класс 8 iconРабочая программа по предмету «Биология» 8 класс
...
Рабочая программа по предмету биология класс 8 iconРабочая программа по предмету «биология» мбоу «Черемшанская кадетская школа-интернат»
Рабочая программа по биологии для 6 класса Биология – 6 (Раздел Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники) разработана на основе
Рабочая программа по предмету биология класс 8 iconРабочая программа по предмету «Биология» 6 класс
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск