Рабочая программа по предмету «Биология» для 8 класса составитель





Скачать 90.42 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «Биология» для 8 класса составитель
Дата публикации19.12.2014
Размер90.42 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Починковский муниципальный район

Филиал МБ ОУ Наруксовской СОШ – Азрапинская ОШ

«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДЕНО»

на заседании педагогического совета приказом директора

МБ ОУ Наруксовской СОШ МБ ОУ Наруксовской СОШ

Протокол № 9 от 31.08.2013 от 31.08.2013 № 236

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «Биология»

ДЛЯ 8 КЛАССА


Составитель:

Н.В. Дружкова

2013 год

Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно. Темы 1, 2 и 3 подлежат изучению, но не включены в Требования к уровню подготовки выпускников. Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.
Цели и задачи:

освоение знаний о месте человека в системе органического мира; происхождении и эволюции человека; внешнем и внутреннем строение организма человека;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за природой с целью описания естественных процессов и явлений ; находить и анализировать информацию о живых объектах и их свойствах; проводить наблюдения, ставить учебные опыты, классифицировать биологические объекты, выполнять практические работы; фиксировать результаты своей деятельности в виде описаний, схем, таблиц, учебных рисунков, выводов и обобщений;

развитие активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы­ками и психологическими установками, самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; высоконравственной личности; человеколюбия;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения правил гигиены.

Содержание курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы является логическим продолжением программ предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах А. А. Плешакова и Н. И. Сонина «Живой организм» и «Биология. Многообразие живых организмов». Курс построен по блочному типу. на первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приво­дится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дает­ся обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности;
Данная рабочая программа полностью соответствует авторской программе по биологии в 8 классе Н. И. Сонина, В. Б. Захарова, Е. Т. Захаровой.

В соответствие с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии в 8 классе складывается из расчета 68 часов из федерального компонента.

В основе методики преподавания курса «Биология. Человек и его здоровье» лежит проблемно-поисковый эвристический подход, обеспечивающий реа­лизацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Курс предусматривает разнообразные практи­ческие работы и лабораторные опыты, в том числе исследовательского ха­рактера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, Оценка знаний осуществляется через проверочные и контрольные работы, тестирование, практические работы.
Содержание программы

Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Тема 2. Происхождение человека (2 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

■ Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей.

Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Тема 5. Координация и регуляция (12 часов)

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

  • Лабораторные и практические работы

Изучение головного мозга человека (по муляжам).

Изучение изменения размера зрачка.
Тема 6. Опора и движение (8 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

■ Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения костей.

Измерение массы и роста своего организма.

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц

Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

■ Лабораторнаяработа

Изучение микроскопического строения крови.

Тема 8. Транспорт веществ (5 часа)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

■ Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

Тема 9. Дыхание (5 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

■ Практическая работа

Определение частоты дыхания.

Тема 10. Пищеварение (6 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

■ Лабораторные и практические работы
Воздействие слюны на крахмал

Определение норм рационального питания.

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12. Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Тема 13. Покровы тела (4 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 15. Высшая нервная деятельность (6 часов)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 16. Человек и его здоровье. Повторение (2 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

■ Лабораторные и практические работы

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

В результате изучения предмета обучающиеся 8 класса должны:
знать/понимать

- особенности жизни как формы существования материи;

- фундаментальные понятия биологии;

- о существовании эволюционной теории;

- происхождение и развитие человека;

- основы анатомии и физиологии человеческого организма;

- основные области применения биологических знаний при охране окружающей среды и здоровья человека.


уметь

- пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития человека на Земле;

- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; владеть языком предмета.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Биология» для 8 класса составитель iconРабочая программа по предмету «биология» мбоу «Черемшанская кадетская школа-интернат»
Рабочая программа по биологии для 6 класса Биология – 6 (Раздел Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники) разработана на основе
Рабочая программа по предмету «Биология» для 8 класса составитель iconРабочая программа по предмету «Биология Человека» для 8 класса
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Человек»,...
Рабочая программа по предмету «Биология» для 8 класса составитель iconРабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд»...

Рабочая программа по предмету «Биология» для 8 класса составитель iconПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету...
Программа вступительных испытаний для абитуриента Академии вэгу по предмету «Биология» составлена на основе федерального компонента...
Рабочая программа по предмету «Биология» для 8 класса составитель iconРабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень...
Программы основного общего образования по биологии для 10 11 класса «Общая биология» авторов И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов
Рабочая программа по предмету «Биология» для 8 класса составитель iconУчебному предмету «Мировая художественная культура» для 8- 9 класса
Программа предназначена для 8- 9 класса. Составитель Г. И. Данилова, Министерство образования рф, 2011
Рабочая программа по предмету «Биология» для 8 класса составитель iconРабочая программа основного общего образования по биологии для 7...
Программа курса «Биология. Животные.» предназначена для работы с учащимися 7-х классов
Рабочая программа по предмету «Биология» для 8 класса составитель iconУчебному предмету «биология» для обучающихся 6 класса
Программа по биологии государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «гбоу гимназия №1587» г. Москвы для 7 класса
Рабочая программа по предмету «Биология» для 8 класса составитель iconРабочая программа по биологии для 7 а, б класса на 2014-2015 учебный год Составитель программы
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной...
Рабочая программа по предмету «Биология» для 8 класса составитель iconРабочая программа по предмету английский язык для 10-11 класса составитель: Абрамова Н. В
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по темам...
Рабочая программа по предмету «Биология» для 8 класса составитель iconРабочая программа по предмету «биология» для 7 класса
Мет совете зам директора Директор мкоу «светловская протокол № школы по увр сош завьяловского района»
Рабочая программа по предмету «Биология» для 8 класса составитель iconРабочая программа по (предмету) биология Класс 9 Всего часов на учебный...
Программы основного общего образо­вания по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой...
Рабочая программа по предмету «Биология» для 8 класса составитель iconРабочая учебная программа по предмету «Геометрия» на 2011 2012 учебный...
При разработки рабочей учебной программы по геометрии для 8 класса учитель руководствовался
Рабочая программа по предмету «Биология» для 8 класса составитель iconПояснительная записка рабочая программа «Биология»
Рабочая программа «Биология» для 7 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по предмету «Биология» для 8 класса составитель iconПояснительная записка рабочая программа «Биология»
Рабочая программа «Биология» для 9 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по предмету «Биология» для 8 класса составитель iconРабочая программа по предмету «Мир растений» для 7 класса уровень:...
Рабочая программа по предмету «Мир растений» для 7 класса составлена на основании


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск