Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05.





Скачать 223.81 Kb.
НазваниеПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05.
Дата публикации28.07.2014
Размер223.81 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. № 1089), Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2007 г.(Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2007 г. составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев), учебного плана МБОУ «СОШ им. Х.В. Вагапова с.Березняк», Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2012-2013 учебный год (приказ №145 от 25 августа 2012 г.)
Количество часов

Всего 70 часов; в неделю 2 часа.
Цель:  Заложить основы географического образования учащихся по разделу физической географии России.

Задачи курса:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы Росси; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


Учебно – методический комплект

1. География России.Природа.8 класс: Учеб.для общеобразоват. учреждений / Баринова И.И..- М.: Дрофа,2008.

2.В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Природа.“. 8 класс – М.: Дрофа, 2009.

3.Атлас. География России. Природа. 8 класс.

4.Мультимедийная программа: География 6-11 класс.


Содержание

Введение. (1 час)

Что изучает в курс «Природа России». Источники географической информации.

Р А 3 Д Е Л 1. Особенности географического положения России (5 часов)

Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Моря, омывающие территорию России. История освоения и изучения территории России. Россия на карте часовых поясов

Практические работы:

Пр.раб.№1. Характеристика географического положения России.

Пр.раб.№2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

РАЗДЕЛ 2. Природа России ( 24 часа )

Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые (6 часов)

Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности рель­ефа России. Особенности геологического строения террито­рии России. Минеральные ресурсы страны. Особенности распространения крупных форм рельефа. Развитие форм рельефа.

Практические работы:

Пр.раб.№3 «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых»
Климат и климатические ресурсы России (5 часов)

От чего зависит климат нашей страны. Закономерности распределения теп­ла и влаги. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей.

Практические работы:

Пр. раб. №4 «Определение по картам закономерностей распределения радиационного баланса, распределения средних температур января и июля, годового количества осадков».

Пр.раб.№5. «Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям».
Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов)

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Реки: речные системы, водоразделы, бассейны, падение и уклон. Влияние климата на реки: питание, режим, годовой сток и ледовый режим. Озера. Болота. Под­земные воды. Лед­ники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы. Охрана водных ресурсов России. Стихийные природные явления на территории страны связанные с водами.

Практические работы:

Пр.раб.№6. «Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом»
Почва и почвенные ресурсы (4 часа)

Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов. Закономерности распространения почв. Размещение основных типов почв. Почвы и почвенные ресурсы России. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Меры по сохранению плодородия почв.

Практические работы:

Пр.раб.№7. “Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте»
Растительный и животный мир (4 часа)

Растительный мир России. Видовое разнообразие растений, особенности их распространения, факторы его определяющие. Животный мир России. Видовое разнообразие, особенности их распространения , факторы его определяющие. Биологические ресурсы. Меры по охране. Особо охраняемые природные территории. Природно-ресурсный потенци­ал России.
РАЗДЕЛ III.

Природно-хозяйственное районирование. Природные комплексы России 26 часов

Тема: Природное районирование (7 часов)

Природно- территориальный комплекс. Разнообразие природных комплексов России. Моря как крупные природные комплексы. Природно-хозяйственные различия морей России. Природные зоны. Арктиче­ские пустыни, тунд­ра, лесотундра. Разнообразие лесов России. Безлесные зоны на юге России. Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места. Анализ физической карты и карт компонентов природы.

Практические работы:

Пр. раб. №8 «Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)»
Природа регионов России (19 часов)

Русская (Восточно-Европейская) равнина – общая характеристика. ФГП. Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые. Природные комплексы Русской равнины. Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины. Северный Кавказ. Своеобразие природы. Природные комплексы Северного Кавказа. Урал. Особенности географического положения и его влияния на природу. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. Западно-Сибирская равнина: особенности природы. Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения. Восточная Сибирь. Величие и суровость природы. Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири – Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. Дальний Восток – край контрастов. Особенности природы. Природные комплексы Дальнего Востока: Приморье, Приамурье, Сахалин, Курильские острова. Природные уникумы. Камчатка. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

Практические работы:

Пр. раб. №9 «Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России».

Пр.раб. № 10 «Оценка природных условий и ресурсов Урала»
РАЗДЕЛ IV. География своей республики (9 часов)

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности Татарстана. Топонимика. Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые Татарстана. Особенности климата Татарстана. Природные комплексы и зоны Татарстана. Проблемы взаимодействия природы и человека на территории Татарстана. Охраняемые объекты Республики Татарстан.

Практические работы:

Пр.раб.№11. «Оценка природных ресурсов и их использования»

Пр. раб.№12. «Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание».
РАЗДЕЛ V. Человек и природа (5 часов)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Экологическая си­туация в России.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Тема

Дата

по календарю

Дата

фактическая

Примечание

Введение 1 ч

1

Что изучает география России. Источники географической информации.

03.09.12.







Раздел 1. Особенности географического положения России 5 ч.

2

Географическое положение России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Пр.р.№1«Характеристика географического положения России»

06.09.12.







3

Моря, омывающие территорию России

10.09.12.







4

Россия на карте часовых поясов

Пр.р.№2. «Определение поясного времени для разных пунктов России»

13.09.12.







5

История освоения и изучения территории России.

17.09.12.







6

Обобщающий урок

20.09.12.







Раздел II. Природа России -24 часа

Тема: Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые – 6 часов

7

Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России.

24.09.12.







8

Особенности рель­ефа России

27.09.12.







9

Особенности геологического строения террито­рии России

01.10.12.







10

Минеральные ресурсы страны.

04.1012.







11

Особенности распространения крупных форм рельефа. Развитие форм рельефа.

Пр.раб.№3 «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых»

08.10.12.







12

Итоговый урок по теме «Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые». Тестирование

11.10.12.







Тема: Климат и климатические ресурсы России – 5 часов

13

От чего зависит климат нашей страны

15.10.12.







14

Закономерности распределения теп­ла и влаги. Пр. раб. №4

«Определение по картам закономерностей распределения радиационного баланса, распределения средних температур января и июля, годового количества осадков».

18.10.12.







15

Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса.

22.10.12.







16

Климат и хозяйственная деятельность людей. Пр.раб.№5. «Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям».

25.10.12.







17

Обобщающий урок по теме «Климат и агроклиматические ресурсы России»

29.10.12.







Тема: Внутренние воды и водные ресурсы 5 часов

18

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Реки: речные системы, водоразделы, бассейны, падение и уклон.

01.11.12.







19

Влияние климата на реки: питание, режим, годовой сток и ледовый режим. Пр.раб.№6. «Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом»

12.11.12.







20

Озера. Болота. Под­земные воды. Лед­ники. Многолетняя мерзлота

15.11.12.







21

Водные ресурсы. Охрана водных ресурсов России. Стихийные природные явления на территории страны связанные с водами.

19.11.12.







22

Обобщающий урок по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»

22.11.12.







Тема: Почва и почвенные ресурсы 4 часа

23

Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов.

26.11.12.







24

Закономерности распространения почв. Размещение основных типов почв.

29.11.12.







25

Почвы и почвенные ресурсы России. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Меры по сохранению плодородия почв.

03.12.12.







26

Пр.раб.№7. “Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте»

06.12.12.







Тема: Растительный и животный мир 4 часа

27

Растительный мир России. Видовое разнообразие растений, особенности их распространения, факторы его определяющие.

10.12.12.







28

Животный мир России. Видовое разнообразие, особенности их распространения , факторы его определяющие

13.12.12.







29

Биологические ресурсы. Меры по охране. Особо охраняемые природные территории.

17.12.12.







30

Природно-ресурсный потенци­ал России.

20.12.12.




.

РАЗДЕЛ III. Природно-хозяйственное районирование. Природные комплексы России 26 часов

Тема: Природное районирование 7 часов

31

Природно- территориальный комплекс. Разнообразие природных комплексов России.

24.12.12.







32

Моря как крупные природные комплексы. Природно-хозяйственные различия морей России.

27.12.12.







33

Природные зоны. Арктиче­ские пустыни, тунд­ра, лесотундра

14.01.13.







34

Разнообразие лесов России.

17.01.13.







35

Безлесные зоны на юге России

21.01.13.







36

Пр. раб. №8

«Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)»

24.01.13.







37

Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места. Анализ физической карты и карт компонентов природы.

28.01.13.







Тема: Природа регионов России 19 часов

38

Русская (Восточно-Европейская) равнина – общая характеристика. ФГП. Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые.

31.01.13.







39

Природные комплексы Русской равнины.

04.02.13.







40

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.

07.02.13.







41

Пр. раб. №9 «Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России».

11.02.13.







42

Северный Кавказ. Своеобразие природы.

14.02.13.







43

Природные комплексы Северного Кавказа.

18.02.13.







44

Урал. Особенности географического положения и его влияния на природу.

21.02.13.







45

Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

25.02.13.







46

Пр.раб. № 10

«Оценка природных условий и ресурсов Урала»

28.02.13.







47

Западно-Сибирская равнина: особенности природы.

04.03.13.







48

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения.

07.03.13.







49

Восточная Сибирь. Величие и суровость природы.

11.03.13.







50

Природные районы Восточной Сибири.

14.03.13.







51

Жемчужина Сибири – Байкал.

18.03.13.







52

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

21.03.13.







53

Дальний Восток – край контрастов. Особенности природы.

04.04.13.







54

Природные комплексы Дальнего Востока: Приморье, Приамурье, Сахалин, Курильские острова. Природные уникумы. Камчатка.

08.04.13.







55

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

11.04.13.







56

Природа регионов России (обобщение). Контрольное тестирование.

15.04.13.







РАЗДЕЛ IV. География своей республики 9 ч

57

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения.

18.04.13.







58

Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства.

22.04.13.







59

Характеристика внутренних различий районов и городов.

25.04.13.







60

Достопримечательности Татарстана. Топонимика.

29.04.13.







61

Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые Татарстана.

Пр.раб.№11. «Оценка природных ресурсов и их использования»

02.05.13.







62

Особенности климата Татарстана

06.05.13.







63

Природные комплексы и зоны Татарстана. Пр. раб.№12. «Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание».

09.05.13.







64

Проблемы взаимодействия природы и человека на территории Татарстана. Охраняемые объекты Республики Татарстан

13.05.13.







65

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Физическая география Татарстана»

16.05.13.







РАЗДЕЛ V. Человек и природа 5 ч.

66

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

20.05.13.







67

Антропогенное воздействие на природу.

23.05.13.







68

Рациональное природопользование

27.05.13.







69

Экологическая си­туация в России

30.05.13.







70

Обобщение темы. Зачет №2

30.05.13.








Дополнительная литература


  1. - Приложение к газете «Первое сентября» - география.

  2. - За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.

  3. - Методические разработки для контрольных и проверочных работ. Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии. 5 -10 класс», М.: Дрофа, 2009.

  4. - Сиротин В.И. Практические работы по географии 6-10 классы. Пособия для учителя. М.: Дрофа, 2008.

  5. - Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05. iconПояснительная записка данная рабочая программа разработана на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования и науки РФ «Об утверждении...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования(утверждён приказом Минобразования и науки РФ «Об утверждении...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05. iconРабочая программа по направлению «Твоя профессиональная карьера»...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05. 03. 2004г....
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05. iconРабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд.»...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05. 03. 2004г....
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05. iconРабочая программа по направлению «Технология» составлена на основе...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05. 03. 2004г....
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05. iconПояснительная записка Статус предмета Данная рабочая программа составлена...
Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по информатике и икт, утвержденного приказом Минобразования...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05. iconПояснительная записка «рабочая программа по Мировой художественной...
Ного компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утверждён приказом Минобразования...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05. iconПояснительная записка рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне ( утвержден Приказом...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05. iconПояснительная записка статус документа рабочая программа основного...
Бований федерального компонента государственного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05. iconПояснительная записка данная рабочая программа по физической культуре...
Данная рабочая программа по физической культуре в 5 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05. iconПояснительная записка данная рабочая программа по физической культуре...
Данная рабочая программа по физической культуре в 6 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05. iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе для...
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Минобразования России...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05. iconПояснительная записка. Данная рабочая программа ориентирована на...
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05. iconРабочая программа по мировой художественной культуре составлена на...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержден приказом Минобразования...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05. iconРабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых...
Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23. 12. 2003 г. №21/12, утвержден приказом Минобразования...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05. iconРабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых...
Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23. 12. 2003 г. №21/12, утвержден приказом Минобразования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск