Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению.





Скачать 107.03 Kb.
НазваниеПримерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению.
Дата публикации13.08.2014
Размер107.03 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > География > Примерная программа
5 класс
Природа (34 ч, 1 ч в неделю)
Пояснительная записка



Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает примерное распределение учебных часов, рекомендует минимальный набор демонстраций, лабораторных и практических работ. В рамках программы «Природоведение» составлена программа по биологии «Природа», которая сочетает в себе элементы биологии, химии и экологии.

Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов природы; связи мира живой и неживой природы; об изменении природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Программа соответствует учебнику В.М.Пакуловой и Н.В.Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс». Программа рассчитана на преподавание курса в объёме учебного времени 34 часа (1 час в неделю). В планировании указаны названия тем курса, объём учебного времени в каждой теме, с указанием практических и лабораторных работ, и примерным домашним заданием.

Основное содержание (34 ч)
Введение (2 часа)
Природа. Живая и неживая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.

Демонстрации:

- тела живой и неживой природы;

- картины и таблицы с изображением различных тел природы;

- приборы и измерительные инструменты для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов;
Организмы (6 часов)
Организм. Свойства живых организмов, биологические явления. Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Экология- наука о взаимоотношениях организмов с условиями среды и между собой.

Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения количества видов организмов.
Демонстрации:

- микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.

Наблюдения за растениями, животными, факторами живой и неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

Лабораторная работа «Строение растительной клетки»
Растения (8 часов)
Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые.

Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.

Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др.

Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

Наблюдения за растениями в природе, на учебно-опытном участке, за приспособлениями к различным способам размножения.

Лабораторная работа

Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах. Определение названия растений с помощью атласа – определителя.

Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.
Грибы (2 часа)
Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и муляжей.

Лабораторная работа

Узнавание наиболее распространенных в нашей местности съедобных и ядовитых грибов.
Животные (5 часов)
Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.

Дикие животные и условия их жизни. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Животные Красной книги. Охрана диких животных.

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.

Наблюдения за жизнью животных в водяной, почвенной, воздушной, наземной среде обитания.

Лабораторная работа

Узнавание наиболее распространенных животных своей местности с использованием коллекций, тушек, рисунков, муляжей.
Комнатные растения и домашние животные (3 часа)
Растения и животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни его обитателей. Уход за ними.

Демонстрация комнатных растений, животных-любимцев.

Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.

Лабораторная работа

Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными.
Человек. Его здоровье и безопасность жизни. (3 часа)
Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливня, под градом и др.).

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной нагрузки.

Лабораторная работа

Овладение простейшими способами первой доврачебной помощи при травмах.

Измерение роста, температуры, массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
Природа едина (3 ч)
Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.

Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.
Резервное время-2 часа.

Основные требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс
В результате изучения биологии обучающийся должен

Знать/понимать:

  • о многообразии тел, веществ и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

  • основные факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

  • место и роль человека в природе;

  • меры по охране неживой и живой природы.



Уметь:

  • вести фенологические наблюдения,

  • выращивать растения, животных и ухаживать за ними;

  • ставить простейшие опыты с растениями и животными на учебно-опытном участке;

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

  • ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;

  • следования нормам экологического и безопасного поведения в природе;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой медицинской помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.


Календарно-тематическое планирование курса «Биология» 5 класс (34 часа)


Название темы

Кол-во часов

Тема урока

Основные понятия темы

Наглядные и практические методы

Введение

2

1.Природа живая и неживая.

Природа, природа живая и неживая, тела природы, явления природы

Демонстрация тел живой и неживой природы, картин и таблиц с изображением различных тел природы

2.Человек и природа.

Разнообразие природы, воздействие человека на природу, метод, наблюдение,

эксперимент, измерение

Демонстрация приборов, измерительных инструментов.

Тема1.Организмы

6

1. Организм и его свойства.

Организм, среда обитания, факторы среды, экология, приспособленности организмов, относительный характер приспособленности, лупа, микроскоп, оболочка, цитоплазма, ядро, одноклеточные организмы, неклеточные организмы, ткань, орган, многоклеточные организмы

Демонстрация изображений растений, грибов, животных своей местности. Демонстрация гербарного материала. Демонстрация лупы и микроскопа. Лабораторная работа «Строение растительной клетки»

2.Среда обитания организмов. Экология.

3.Увеличительные приборы.

4.Клеточное строение организмов. Ткани.

5.Одноклеточние и многоклеточные организмы.

6.Обобщающий урок по теме «Организмы»

Тема 2. Растения

8

1. Признаки растений.

Признаки растений, пигмент, хлорофилл, фотосинтез, растения цветковые и нецветковые, органы цветкового растения, ядовитые растения, культурные растения, центры происхождения культурных растений

Демонстрация комнатных растений, гербарных образцов растений.

Демонстрация образцов дикорастущих и культурных растений.

Лабораторная работа «Распознавание органов цветкового растения»

Лабораторная работа «Влияние температуры и влажности на прорастание семян» (опыты в домашних условиях)

Демонстрация гербариев дикорастущих лекарственных растений.

Лабораторная работа «Определение названий растений»

2.Разнообразие растительного мира.

3-4. Строение цветковых растений.

5.Дикорастущие растения. «Зеленая аптека»

6-7.Красная книга растений.

8. Многообразие культурных растений.

Тема 3. Грибы

2

1. Разнообразие грибов.

Одноклеточные и многоклеточные грибы, шляпочные, плесневые грибы, грибы-паразиты, ядовитые грибы

Демонстрация белой и зеленой плесени на продуктах.

Демонстрация свежих, консервированных грибов. Лабораторная работа «Узнавание съедобных и ядовитых грибов»

2.Шляпочные грибы.

Тема 4. Животные.

5

1.Признаки животных.

Животные одноклеточные и многоклеточные, позвоночные и беспозвоночные, среды обитания, сельскохозяйственные животные, животноводство.

Демонстрация животных, коллекций, влажных препаратов животных.

Лабораторная работа «Узнавание животных своей местности»

Демонстрация диких и домашних животных.

2.Условия жизни и многообразия диких животных.

3. значение диких животных и их охрана.

4. Многообразие диких животных.

5. Домашние животные.

Тема 5. Комнатные растения и домашние животные

3

1. Растения в вашем доме.

Комнатные растения, экологические группы растений, домашние животные, породы собак, аквариум.

Практическая работа: уход за комнатными растениями.

Демонстрация собак различных пород (служебных, декоративных). Демонстрация кошек. Лабораторная работа

«Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными»

Демонстрация аквариума, аквариумных растений и животных.

2.Животные в вашем доме.

3. Растения и животные. Обобщающий урок.

Тема 6. Человек. Его

здоровье и безопасность жизни.

3

1. Человек и окружающая среда.

Система органов, среда обитания человека, физические, биологические, химические факторы среды обитания человека, травмы, функция, вредные привычки человека

Лабораторная работа «Определение показателей развития своего организма». Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной нагрузки.

Лабораторная работа «Овладение простейшими способами оказания первой медицинской помощи при травмах: ушибах, растяжении связок, кровотечениях»

2.Как беречь свое здоровье и жизнь.

3. Вредные привычки и их предупреждение

Тема 7. Природа едина.

3

1.Связь живого и неживого.

Пищевые связи, цепи питания.

Практическая работа (игра) «Построй невидимую цепь»

2. Мы в ответе за природой.

3.Обобщающий урок по курсу «Природа»

Резервное время

2










Итого:

34












Список литературы:
1.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089)

2.Требования к минимуму содержания начального общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98. № 1235)

3.Временные требования к минимуму содержания основного общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98. № 1236)

4.Примерные программы по природоведению (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263)

5.Оценка качества подготовки выпускников основной школы (по биологии)- «Дрофа», Москва,2000 г.

6.Пакулова В.М., Иванова Н.В.Природа. Неживая и живая. 5класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс»-Москва: «Дрофа», 2007.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению. iconОсновного общего образования по природоведению
...
Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению. iconПримерная программа по биологии основного общего образования пояснительная записка
...
Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению. iconРабочая программа по природоведению составлена на основе федерального...

Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению. iconПояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена...
Примерной программы основного общего образования по природоведению мо РФ 2004 г
Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению. iconРабочая программа составлена на основе : -федерального компонента...
Примерной программы по природоведению основного общего образования. Использована авторская программа основного общего образования...
Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению. iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы по биологии авторов. В соответствии...
Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению. iconПояснительная записка к учебной программе по природоведению 5 класс. Цели курса
...
Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению. iconПрограмма систематического курса биологии для основной школы (6-9...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению. iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования...
Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению. iconРабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного...
Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению. iconПрограмма по окружающему миру пояснительная записка
...
Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению. iconРабочая программа Природоведение 5 класс Учитель: Кубасова М. А....
...
Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению. iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об...
Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению. iconПояснительная записка
...
Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению. iconРабочая программа по природоведению составлена на основе федерального...
Программа курса природоведения для 5 класса рассчитана на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю)
Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по биологии,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск