Скачать 107.03 Kb.
|
5 класс Природа (34 ч, 1 ч в неделю) Пояснительная записка Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению. Примерная программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает примерное распределение учебных часов, рекомендует минимальный набор демонстраций, лабораторных и практических работ. В рамках программы «Природоведение» составлена программа по биологии «Природа», которая сочетает в себе элементы биологии, химии и экологии. Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:
Программа соответствует учебнику В.М.Пакуловой и Н.В.Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс». Программа рассчитана на преподавание курса в объёме учебного времени 34 часа (1 час в неделю). В планировании указаны названия тем курса, объём учебного времени в каждой теме, с указанием практических и лабораторных работ, и примерным домашним заданием. Основное содержание (34 ч) Введение (2 часа) Природа. Живая и неживая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу. Демонстрации: - тела живой и неживой природы; - картины и таблицы с изображением различных тел природы; - приборы и измерительные инструменты для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов; Организмы (6 часов) Организм. Свойства живых организмов, биологические явления. Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Экология- наука о взаимоотношениях организмов с условиями среды и между собой. Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами. Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения количества видов организмов. Демонстрации: - микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала. Наблюдения за растениями, животными, факторами живой и неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану. Лабораторная работа «Строение растительной клетки» Растения (8 часов) Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения. Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги. Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц. Наблюдения за растениями в природе, на учебно-опытном участке, за приспособлениями к различным способам размножения. Лабораторная работа Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах. Определение названия растений с помощью атласа – определителя. Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений. Грибы (2 часа) Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и муляжей. Лабораторная работа Узнавание наиболее распространенных в нашей местности съедобных и ядовитых грибов. Животные (5 часов) Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Животные Красной книги. Охрана диких животных. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни. Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных. Наблюдения за жизнью животных в водяной, почвенной, воздушной, наземной среде обитания. Лабораторная работа Узнавание наиболее распространенных животных своей местности с использованием коллекций, тушек, рисунков, муляжей. Комнатные растения и домашние животные (3 часа) Растения и животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни его обитателей. Уход за ними. Демонстрация комнатных растений, животных-любимцев. Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях. Лабораторная работа Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными. Человек. Его здоровье и безопасность жизни. (3 часа) Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.). Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливня, под градом и др.). Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной нагрузки. Лабораторная работа Овладение простейшими способами первой доврачебной помощи при травмах. Измерение роста, температуры, массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами. Природа едина (3 ч) Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети. Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе. Резервное время-2 часа. Основные требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс В результате изучения биологии обучающийся должен Знать/понимать:
Уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
Календарно-тематическое планирование курса «Биология» 5 класс (34 часа)
Список литературы: 1.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089) 2.Требования к минимуму содержания начального общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98. № 1235) 3.Временные требования к минимуму содержания основного общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98. № 1236) 4.Примерные программы по природоведению (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263) 5.Оценка качества подготовки выпускников основной школы (по биологии)- «Дрофа», Москва,2000 г. 6.Пакулова В.М., Иванова Н.В.Природа. Неживая и живая. 5класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс»-Москва: «Дрофа», 2007. |
Основного общего образования по природоведению ... | Примерная программа по биологии основного общего образования пояснительная записка ... | ||
Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального... | Пояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена... Примерной программы основного общего образования по природоведению мо РФ 2004 г | ||
Рабочая программа составлена на основе : -федерального компонента... Примерной программы по природоведению основного общего образования. Использована авторская программа основного общего образования... | Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы по биологии авторов. В соответствии... | ||
Пояснительная записка к учебной программе по природоведению 5 класс. Цели курса ... | Программа систематического курса биологии для основной школы (6-9... Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | ||
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования... | Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе... Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного... | ||
Программа по окружающему миру пояснительная записка ... | Рабочая программа Природоведение 5 класс Учитель: Кубасова М. А.... ... | ||
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об... | Пояснительная записка ... | ||
Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального... Программа курса природоведения для 5 класса рассчитана на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по биологии,... |