Учитель начальных классов прогимназии №18 «Родничок»





Скачать 491.88 Kb.
НазваниеУчитель начальных классов прогимназии №18 «Родничок»
страница1/5
Дата публикации15.08.2014
Размер491.88 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2   3   4   5
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»







Автор: Попинова Т.Г.

учитель начальных классов прогимназии № 18 «Родничок»
г. Шарья

2009г.

Введение

Один шаг в обучении может означать

сто шагов в развитии.

А.С.Выготский
«Окружающий мир» – это, прежде всего, мировоззренческий курс, который формирует основы мировоззрения ребёнка. Он способствует осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, воспитанию экологической культуры, безопасного поведения, этических норм поведения, предоставляет возможность каждому ребёнку найти сферу своих интересов.

Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания». (Л.В.Занков. Обучение и развитие. С.101).

В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии.

Изучая курс, младшие школьники получают научные знания, у них формируется научный взгляд на окружающий мир; активизируется эмоционально-чувственная сфера, пробуждается интерес к изучению своей Земли и родного края, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Изучение курса «Окружающий мир» учащимися начальной школы обогащает их пока ещё небогатый социальный опыт.

Главная цель курса – формирование целостной широкой картины мира у школьников с её внутренними взаимосвязями между различными областями знаний, что является ключевым требованием системы общеразвивающего обучения Л.В.Занкова.

Учебный курс «Окружающий мир» создаёт условия для общего развития школьников и призван решать следующие задачи:

  • подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;

  • развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность; обучать безопасному поведению в природе и обществе;

  • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;

  • воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности.


Основная часть

Методологические и методические основы преподавания.
Методологической основой курса «Окружающий мир» является принцип системного подхода, который заключается в том, что педагогический процесс рассматривается как сложная система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. Такой подход позволяет выявлять общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов.

Методической основой курса «Окружающий мир» является концепция развивающего обучения. Сущность её заключена в следующем:

  • решающая роль в развитии ребёнка принадлежит обучению, которое происходит в «зоне ближайшего развития» личности

  • педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности, развивая целостную совокупность личностных качеств: знания, умения и навыки; способы умственных действий; самоуправляющиеся механизмы личности; эмоционально-нравственную и деятельностно-практическую сферы.

  • ребёнок является полноценным субъектом деятельности и своего развития.

Дидактические принципы

  • Осознание школьником процесса учения

  • Целенаправленная и систематическая работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого

  • Быстрый темп прохождения учебного материала

  • Воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов

Основные методические подходы

  • гибкая структура урока

  • урок проходит в форме дискуссии по прочитанному и увиденному, создаются проблемные ситуации

  • на уроке следует отметить самостоятельную деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировке выводов, использование дидактических игр

  • создаются педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность

  • делается акцент внимания учащихся на развитие умения мыслить, наблюдать, действовать практически

Особенности построения урока в системе развивающего обучения.

  1. Активная познавательная деятельность ребенка может состояться, если в классе установились добрые доверительные отношения между учителем и учениками и между самими учениками.

  2. Ученик добывает знания самостоятельно, а учитель только помогает ему, направляя на нужный путь. Урок ведется в форме дискуссии.

  3. Качественная оценка достижения школьника, которая позволяет ребенку видеть свои сильные и слабые стороны, а учителю и родителям оценить динамику продвижения каждого ученика по отношению к самому себе.

  4. Разнообразие форм обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.



Основное содержание раздела.

Окружающий мир 1 класс

Раздел «Становление человека» – 8 часов.
Содержание раздела определено рамками Стандарта общего начального образования и программы «Окружающий мир» авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков, конкретизировано представленной мною методической разработкой.

В разделе «Становление человека» показываю учащимся, что изменения происходили и происходят в природе и с человеком. Даю общее представление об истории людей. Учащиеся получают понятия человек – охотник, человек – кочевник и знакомятся со способами охоты. Дети выясняют, что иногда с охоты люди приносили маленьких животных. Так постепенно происходило одомашнивание животных. На уроках знакомлю с этапами развития человека, и обязательно сравниваю его на разных этапах. Знакомлю с орудиями труда древнего человека в сравнении с современными. Впервые учащимся даю понятие «родовой строй», жизнь родовым строем, общиной. Учащиеся узнают, что начав оседлый образ жизни, древние люди становятся земледельцами и постепенно родовой строй сменяется государством. На последнем уроке по данной теме, обобщая знания о развитии Земли и жизни на ней, знакомлю детей с профессиями – археолога, палеонтолога, историка. Посещаем во внеурочное время городской краеведческий музей. Так постепенно от урока к уроку знакомлю учащихся с тем, как происходит становление человека.

Тематическое планирование

Раздел «Становление человека» - 8 часов.



п/п

Тема урока

Цель урока

Результаты повышенного уровня

Основные понятия и термины

Домашнее задание

1

Становление человека. Предки человека.

Показать учащимся, что изменения происходили и происходят в природе и с человеком.

Самостоятельно подготовленные рассказы к уроку по теме

Становление, предки

Нарисуй пищу первых людей (по желанию)

2

Человек – охотник и кочевник.

Продолжить знакомить учащихся с изменениями человека; выяснить способы охоты, виды их деятельности; учить самостоятельно получать новую информацию, формировать умение ставить вопросы по изучаемому предмету.

Работа в группах, отчёт работы групп, работа со словарём в группах

Охотник, кочевник.




3

Человек прямоходящий.

Продолжить изучение этапов развития человека; сравнить его на разных этапах.

Работа в группах, работа с фразеологизмами

Человек прямоходящий




4

Орудия труда.

Познакомить учащихся с орудиями труда древнего человека, сравнить их с современными.

Чтение текста «со стопами», сравнения, выводы

Орудия труда,




5

Родовой строй.

Познакомить учащихся с понятием «родовой строй», жизнь родовым строем, общиной.

Анализ, сравнения, обобщения, выводы, работа в группах

Род, родня, родной, родители, родовой строй, жизнь родовым строем




6

Одомашнивание животных. Домашние животные и их предки.

Познакомить учащихся с тем, как происходило одомашнивание животных; расширить и углубить знания учащихся о диких и домашних животных.

Задание творческого характера в группах

Дикое животное, домашнее, одомашнивание

Рассказ о своём

любимом

домашнем животном (по желанию)

7

Начало оседлой жизни.

Познакомить учащихся с тем, как древние люди стали земледельцами.

Работа с трудными словами

Сено, сенаж, солома, силос, зерно, оседлая жизнь, земледелие, земледельцы




8

Земля рассказывает о себе.

Обобщить знания учащихся о развитии Земли и жизни на ней, познакомить с профессиями – археологи, палеонтологи, историки.

Составление кластера

Археолог, историк, палеонтолог






Примечание: домашнее задание в 1 классе задавать не рекомендуется, поэтому предлагаю выполнить некоторые задания по желанию учащихся.

Поурочные разработки. Раздел «Становление человека» (8 час.)

Мы и окружающий мир 1 класс
Урок 1.Тема: Становление человека. Предки человека.

Цели урока:

образовательная: показать учащимся, что изменения происходили и происходят в природе и с человеком;

развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы, умение делиться своими знаниями;

воспитательная: прививать умение работать в группах, активизировать внимание учащихся.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: учебник, иллюстрации с животными, мультимедиопроектор, карточки с загадками, словарь Ожегова.

Технологическая карта урока.

Этап урока

Время

Шаг

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организаци-онный момент.

1-2

мин.

1 Поддержание

дисциплины

2. Мотивация.

Приветствие со словами: я очень рада вас видеть. Улыбнитесь мне, друг другу.

-Как вы настроены на работу?

- Что вы ожидаете от урока?

Я надеюсь, что у нас с вами сегодня всё получится.

Приветствуют стоя, улыбаются.
Ответы учащихся.

Наблюдаю мир вокруг меня

3-5 мин.

Рассказы об интересном в природе

Кто сегодня хочет поделиться своими необычными, удивительными наблюдениями? Мы послушаем с большим интересом.

Учащиеся составляют рассказы.

Изучение нового материала

30мин.

1 Актуализация знаний

- игра (работа в группах)


-продолжите цепь питания

(использую мультимедиопроектор)
2 Постановка цели урока.

- работа по учебнику

беседа

Самостоятельное чтение текста

Задача на следующий урок

Физкульминутка.
Рассказ учащихся с показом иллюстраций

(использую мультимедиопроектор)

Возьмите иллюстрации с животными, я загадаю вам загадки, а вы распределите их на 2 группы по способу питания (на хищников и растительноядных).

Какие группы получились? Чем они отличаются друг от друга?

Покажите всех отгаданных птиц. А теперь млекопитающих. Покажите тех, кто остался. К каким группам вы их отнесёте? Чем они отличаются друг от друга? (дикие и домашние животные)
Предлагаю продолжить цепь питания.
А как вы думаете, предки человека были растительноядные или они ели мясо?

Мы с вами уже говорили, что наша планета постоянно изменяется и всё живое тоже меняется. На сегодняшнем и следующих уроках мы проследим, как в течение многих миллионов лет человек изменялся, изменялся его образ жизни, способы питания.

Посмотрите на иллюстрации в учебник и скажите:

В каком поясе жили древние люди? Чем питались?

Рассмотрите внимательно строение рук, ног, головы. Как вы думаете, где они жили? А вы строили когда-нибудь во дворе шалаши? Из какого материала могли первобытные люди строить примитивные укрытия? Какие предметы могли использовать древние люди, чтобы добывать себе пропитание?

Прочитайте текст учебника и ответьте на вопрос: почему человеку пришлось стать охотником?

О человеке-охотнике мы поговорим на следующем уроке.


А сейчас «ребята-почемучки», которые всегда хотят знать больше других и интересуются историей, поделятся с вами своими знаниями о древнем человеке. Об этом вы не только услышите, но и увидите на экране.

Работают с иллюстрациями в группах.

Выводы учащихся в группах.
Ответы учащихся.

Ответы учащихся с обоснованием

Ответы учащихся
Слушают.

Рассматривают иллюстрации в учебнике, делают выводы.
Ответы учащихся.

Читают текст учебника, отвечают на вопрос.


Подготовленные дети рассказывают, остальные слушают.

Итог урока

2мин.

Рефлексия
Домашнее задание

Какая информация вам больше всего понравилась и запомнилась? Почему?

Были ли похожи первые люди на современных людей?

Отчего у них не такое строение зубов, челюсти?

Почему их осанка другая?

Почему у них не было одежды?

Во вторую половину дня нарисуйте пищу первых людей и принесите на следующий урок (по желанию).

Выслушиваются ответы, обоснования.

Слушают задание и запоминают.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учитель начальных классов прогимназии №18 «Родничок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных...
Учитель начальных классов прогимназии №18 «Родничок» iconСтатья Тема: Методика работы над коллективными проектами в начальной школе
Автор: Фоминых Татьяна Алексеевна-учитель начальных классов гбоу прогимназии №1893
Учитель начальных классов прогимназии №18 «Родничок» iconМ. В. Борисова (учитель начальных классов), М. В. Рогозина (учитель начальных классов)
Алгоритм организации преемственности между ступенями начального и основного образования, насчитывает восемь шагов
Учитель начальных классов прогимназии №18 «Родничок» iconТема: Россия- это многонациональное государство
...
Учитель начальных классов прогимназии №18 «Родничок» iconКонспект занятия по курсу «Речь и культура общения». Тема «Весёлые рассказы»
...
Учитель начальных классов прогимназии №18 «Родничок» iconСценарий мероприятия для учащихся начальной школы «Давайте будем...
Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа"
Учитель начальных классов прогимназии №18 «Родничок» iconАнализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011 2012 учебный год
Методическое объединение учителей начальных классов состоит из семи человек (5 учителей начальных классов, 1 – логопед, 1- учитель...
Учитель начальных классов прогимназии №18 «Родничок» iconКонспект урока. Тема урока. Устное народное творчество. Предмет. Литературное чтение. Класс. 1
...
Учитель начальных классов прогимназии №18 «Родничок» iconМодель 16 районного конкурса «учитель года 2014» номинации: «Учитель...
«Учитель начальных классов», «Учитель основной и средней школы», «Классный
Учитель начальных классов прогимназии №18 «Родничок» iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре
Учитель начальных классов прогимназии №18 «Родничок» iconОсновная профессиональная образовательная программа
Квалификация: учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
Учитель начальных классов прогимназии №18 «Родничок» iconАнализ работы мо учителей начальных классов за 2011 2012 учебный год
Руководитель мо гумерова Р. Г. учитель начальных классов первой квалификационной категории
Учитель начальных классов прогимназии №18 «Родничок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кашапова Венера Ханифовна учитель начальных классов I квалификационной категории, Рахматуллина Римма Мирхатовна учитель начальных...
Учитель начальных классов прогимназии №18 «Родничок» iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству
Учитель начальных классов прогимназии №18 «Родничок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Васюкова Е. И., учитель начальных классов, руководитель мо учителей начальных классов
Учитель начальных классов прогимназии №18 «Родничок» iconАнализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2010-2011 учебный год
Руководитель мо – Брайденбихер Н. В. – учитель начальных классов, первая категория


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск