Скачать 491.88 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ» Автор: Попинова Т.Г. учитель начальных классов прогимназии № 18 «Родничок» г. Шарья 2009г. Введение Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии. А.С.Выготский «Окружающий мир» – это, прежде всего, мировоззренческий курс, который формирует основы мировоззрения ребёнка. Он способствует осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, воспитанию экологической культуры, безопасного поведения, этических норм поведения, предоставляет возможность каждому ребёнку найти сферу своих интересов. Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания». (Л.В.Занков. Обучение и развитие. С.101). В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Изучая курс, младшие школьники получают научные знания, у них формируется научный взгляд на окружающий мир; активизируется эмоционально-чувственная сфера, пробуждается интерес к изучению своей Земли и родного края, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме. Изучение курса «Окружающий мир» учащимися начальной школы обогащает их пока ещё небогатый социальный опыт. Главная цель курса – формирование целостной широкой картины мира у школьников с её внутренними взаимосвязями между различными областями знаний, что является ключевым требованием системы общеразвивающего обучения Л.В.Занкова. Учебный курс «Окружающий мир» создаёт условия для общего развития школьников и призван решать следующие задачи:
Основная часть Методологические и методические основы преподавания. Методологической основой курса «Окружающий мир» является принцип системного подхода, который заключается в том, что педагогический процесс рассматривается как сложная система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. Такой подход позволяет выявлять общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов. Методической основой курса «Окружающий мир» является концепция развивающего обучения. Сущность её заключена в следующем:
Дидактические принципы
Основные методические подходы
Особенности построения урока в системе развивающего обучения.
Основное содержание раздела. Окружающий мир 1 класс Раздел «Становление человека» – 8 часов. Содержание раздела определено рамками Стандарта общего начального образования и программы «Окружающий мир» авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков, конкретизировано представленной мною методической разработкой. В разделе «Становление человека» показываю учащимся, что изменения происходили и происходят в природе и с человеком. Даю общее представление об истории людей. Учащиеся получают понятия человек – охотник, человек – кочевник и знакомятся со способами охоты. Дети выясняют, что иногда с охоты люди приносили маленьких животных. Так постепенно происходило одомашнивание животных. На уроках знакомлю с этапами развития человека, и обязательно сравниваю его на разных этапах. Знакомлю с орудиями труда древнего человека в сравнении с современными. Впервые учащимся даю понятие «родовой строй», жизнь родовым строем, общиной. Учащиеся узнают, что начав оседлый образ жизни, древние люди становятся земледельцами и постепенно родовой строй сменяется государством. На последнем уроке по данной теме, обобщая знания о развитии Земли и жизни на ней, знакомлю детей с профессиями – археолога, палеонтолога, историка. Посещаем во внеурочное время городской краеведческий музей. Так постепенно от урока к уроку знакомлю учащихся с тем, как происходит становление человека. Тематическое планирование Раздел «Становление человека» - 8 часов.
Примечание: домашнее задание в 1 классе задавать не рекомендуется, поэтому предлагаю выполнить некоторые задания по желанию учащихся. Поурочные разработки. Раздел «Становление человека» (8 час.) Мы и окружающий мир 1 класс Урок 1.Тема: Становление человека. Предки человека. Цели урока: образовательная: показать учащимся, что изменения происходили и происходят в природе и с человеком; развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы, умение делиться своими знаниями; воспитательная: прививать умение работать в группах, активизировать внимание учащихся. Тип урока: объяснение нового материала. Оборудование: учебник, иллюстрации с животными, мультимедиопроектор, карточки с загадками, словарь Ожегова. Технологическая карта урока.
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных... | Статья Тема: Методика работы над коллективными проектами в начальной школе Автор: Фоминых Татьяна Алексеевна-учитель начальных классов гбоу прогимназии №1893 | ||
М. В. Борисова (учитель начальных классов), М. В. Рогозина (учитель начальных классов) Алгоритм организации преемственности между ступенями начального и основного образования, насчитывает восемь шагов | Тема: Россия- это многонациональное государство ... | ||
Конспект занятия по курсу «Речь и культура общения». Тема «Весёлые рассказы» ... | Сценарий мероприятия для учащихся начальной школы «Давайте будем... Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа" | ||
Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011 2012 учебный год Методическое объединение учителей начальных классов состоит из семи человек (5 учителей начальных классов, 1 – логопед, 1- учитель... | Конспект урока. Тема урока. Устное народное творчество. Предмет. Литературное чтение. Класс. 1 ... | ||
Модель 16 районного конкурса «учитель года 2014» номинации: «Учитель... «Учитель начальных классов», «Учитель основной и средней школы», «Классный | Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре | ||
Основная профессиональная образовательная программа Квалификация: учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования | Анализ работы мо учителей начальных классов за 2011 2012 учебный год Руководитель мо гумерова Р. Г. учитель начальных классов первой квалификационной категории | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кашапова Венера Ханифовна учитель начальных классов I квалификационной категории, Рахматуллина Римма Мирхатовна учитель начальных... | Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Васюкова Е. И., учитель начальных классов, руководитель мо учителей начальных классов | Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2010-2011 учебный год Руководитель мо – Брайденбихер Н. В. – учитель начальных классов, первая категория |