ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования по окружающему миру и программы общеобразовательных учреждений автора А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1 – 4 классы» (2012)
Цели курса
Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи курса:
Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.
Общеучебные умения и навыки:
I. Организация учебного труда
Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.
II. Работа с книгой и другими источниками информации
Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.
IV. Мыслительные умения
Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять основное в несложном практическом задании.
Сопоставлять на однотипном материале два предмета. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом.
Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.
Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
Период обучения
| Количество часов
| Диагностический и практический материал
| 1 триместр
| 24 часа
| Практических работ – 6; экскурсий – 1,тест-1
| 2 триместр
| 23 часа
| Практических работ – 2; экскурсий – 1; тест - 2
| 3 триместр
| 21 час
| Практических работ – 2;экскурсий-2 тестов - 2
| Итого:
| 68 часов
(2 часа в неделю)
| Практических работ – 10; экскурсий – 4; тестов - 5
|
№
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| 1
| Где мы живём?
| 3
| 2
| Природа
| 20
| 3
| Жизнь города и села
| 10
| 4
| Здоровье и безопасность
| 9
| 5
| Общение
| 7
| 6
| Путешествия
| 19
|
| Итого:
| 68
|
Где мы живём? (3 часа)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные- всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Природа (20 час)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце- источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья , кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе(осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных(сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.)Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными . Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями Жизнь города и села (10 часов)
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский .Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность. сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля- составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры , их охрана.
Профессии людей , занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природ: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений природе; знакомство с достопримечательностями посёлка. Здоровье и безопасность (9часов)
Строение тела человека. Здоровье человека- его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей(терапевт, стоматолог, отоларинголог)
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях( при обращении с бытовой техникой, острыми предметами).Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 часов)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости(дома, в школе, на улице).Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом..Культура поведения в общественных местах( в магазине, кинотеатре, транспорте)
Практическая работа: Отработка основных правил этикета. Путешествия (19 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля - общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В результате изучения окружающего мира учащиеся должны
знать:
сведения о природе; неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе;
основные сведения о своём городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
уметь:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИР
(2 часа в неделю, всего 68 часов.)
Программа: Плешакое А.А. Зеленый дом (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1—4). Издательство: Просвещение, 2012.)
Учебник: 1. Плешаков А.А. Окружающий мир: 2 класс. М.: Просвещение, 2011. ФГОС
2. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»: 2 класс. М.: Просвещение.
№
п/п
| Тема урока
| Практические работы
| Стр.
| Часы
| Дата
| 1 триместр – 24 часа
|
| Где мы живём? (3 часа)
|
| 1
| Родная страна
|
| Уч.: 4 - 7
| 1ч
| 02.09.13
| 2
| Город и село.Проект « Родной город».
|
| Уч.: 8-13
| 1ч
| 06.09.13
| 3
| Природа и рукотворный мир.
|
| Уч.: 14-17
| 1ч
| 09.09.13
| Природа (20 час)
|
| 4
| Живая и неживая природа.
|
| Уч.: 24-27
| 1ч
| 13.09.13
| 5
| Явления природы.
Как измеряют температуру?
| Практическая работа № 1 «Измерение температуры»
| Уч.: 28-31
| 1ч
| 16.09.13
| 6
| Что такое погода?
|
| Уч.: 32-35
| 1ч
| 20.09.13
| 7
| В гости к осени.
| Экскурсия № 1
|
| 1ч
| 23.09.13
| 8
| В гости к осени
|
| Уч.: 36-39
| 1ч
| 27.09.13
| 9
| Звёздное небо.
|
| Уч.:40-43
| 1ч
| 30.09.13
| 10
| Заглянем в кладовые Земли.
| Практическая работа № 2 «Знакомство с горными породами и минералами»
| Уч.: 44-47
| 1ч
| 04.10.13
| 11
| Про воздух
|
| Уч.: 48-51
| 1ч
| 07.10.13
| 12
| Вода в жизни человека
|
| Уч.52-55
| 1ч
|
| 13
| Какие бывают растения?
| Практическая работа № 3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав»
| Уч.: 56-59
| 1ч
| 11.10.13
| 14
| Какие бывают животные?
|
| Уч.: 60-63
| 1ч
| 14.10.13
| 15
| Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира.
|
| Уч.: 64-67
| 1ч
| 18.10.13
| 16
| Дикорастущие и культурные растения
| Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений»
| Уч.: 68-71
| 1ч
| 21.10.13
| 17
| Дикие и домашние животные.
|
| Уч.: 72-75
| 1ч
| 25.10.13
| 18
| Комнатные растения
| Практическая работа № 5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями»
| Уч.: 76-79
| 1ч
| 28.10.13
| 19
| Животные живого уголка.
| Практическая № 6 «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка»
| Уч.: 80-83
| 1ч
| 01.11.13
| 20
| Про кошек и собак.
|
| Уч.84-87
|
| 11.11.13
| 21
| Красная книга.
|
| Уч.88-91
| 1ч
| 15.11.13
| 22
| Будь природе другом. Проект «Красная книга».
|
| Уч.: 92-95
| 1ч
| 18.11.13
| 23
| Обобщающий урок по теме «Природа». Тест № 1
|
| Уч.: 98-102
| 1ч
| 22.11.13
| Жизнь города и села (10 часов)
|
| 24
| Что такое экономика?
|
| Уч.: 104-107
| 1ч
| 25.11.13
|
| 25
| Из чего что сделано?
|
| Уч.: 108-111
| 1ч
| 29.11.13
| 26
| Как построить дом?
|
| Уч.112-115
|
| 02.12.13
| 27
| Виды транспорта.
|
| Уч.:116-119
| 1ч
| 06.12.13
| 28
| Культура и образование.
|
| Уч.: 120-123
| 1ч
| 09.12.13
| 29
| Все профессии важны.
|
| Уч.: 124-127
| 1ч
| 13.12.13
| 30
| В гости к зиме. Сезонные изменения в природе.
| Экскурсия № 2
|
| 1ч
| 16.12.13
| 31
| Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц.
|
| Уч.:130-133
| 1ч
| 20.12.13
| 32
| Проект « Профессии»
| Презентация
|
| 1ч
| 23.12.13
| 33
| Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села». Тест № 2
|
| Уч.: 134-139
| 1ч
| 27.12.13
| Здоровье и безопасность (9 часов)
|
| 34
| Строение тела человека.
|
| Уч.: 4-7
| 1ч
| 30.12.13
| 35
| Если хочешь быть здоров
|
| Уч. :8-11
| 1ч
|
| 36
| Правила дорожного движения. Берегись автомобиля!
|
| Уч.: 12-13
| 1ч
|
| 37
| Школа пешехода
| Практическая работа № 7 «Отработка правил перехода улиц»
| Уч.: 14-17
| 1ч
|
| 38
| Домашние опасности
|
| Уч.: 18-21
| 1ч
|
| 39
| Пожар
|
| Уч.: 22-25
| 1ч
|
| 40
| На воде и в лесу
|
| Уч.: 26-29
| 1ч
|
| 41
| Опасные незнакомцы
|
| Уч.: 30-35
| 1ч
|
| 42
| Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». Тест № 3
|
| Уч.: 36-40
| 1ч
|
| Общение (7 часов)
|
| 43
| Наша дружная семья
|
| Уч.: 42-45
| 1ч
|
| 44
| Проект «Родословная»
|
|
|
|
| 45
| В школе
|
| Уч.: 48-51
| 1ч
|
|
| 46
| Правила вежливости
|
| Уч.: 52-55
| 1ч
|
| 47
| Ты и твои друзья
| Практическая работа № 8 «Отработка основных правил этикета»
| Уч.: 56-59
| 1ч
|
| 48
| Мы – зрители и пассажиры.
|
| Уч.: 60-63
| 1ч
|
| 49
| Обобщающий урок по теме «Общение». Тест № 4
|
| Уч.: 64-68
| 1ч
|
| Путешествия (19 часов)
|
| 50
| Посмотрите вокруг
|
| Уч.: 70-73
| 1ч
|
| 51
| Для чего нужен компас?
|
| Уч.: 74-75
| 1ч
|
| 52
| Ориентирование на местности
| Практическая работа № 9 «Определение сторон горизонта по компасу»
| Уч.76-77
|
|
| 53
| Формы земной поверхности.
|
| Уч.: 78-81
| 1ч
|
| 54
| Водные богатства
|
| Уч.: 82,84-85
| 1ч
|
| 55
| Части реки
|
| Уч.83
| 1ч
|
| 56
| В гости к весне.
| Экскурсия № 3
|
| 1ч
|
| 57
| В гости к весне
|
| Уч.85-89
| 1ч
|
| 58
| Что такое карта и как её читать?Россия на карте
| Практическая работа № 10 «Освоение основных приёмов чтения карты»
| Уч.: 90-95
| 1ч
|
| 59
| Проект «Города России»
|
|
| 1ч
|
| 60
| Путешествие по Москве
|
| Уч.: 98-101
| 1ч
|
| 61
| Московский Кремль
|
| Уч.: 102-107
| 1ч
|
| 62
| Город на Неве
|
| Уч.: 108-113
| 1ч
|
| 63
| Путешествие по планете
|
| Уч.: 114-117
| 1ч
|
| 64
| Путешествие по материкам
|
| Уч.: 118-123
| 1ч
|
| 65
| Страны мира
|
| Уч.:124-127
| 1ч
|
| 66
| Впереди лето
| Экскурсия № 4
| Уч.: 130-133
| 1ч
|
| 67
| Обобщающий урок по теме «Путешествия». Тест № 5
|
| Уч.: 134-139
| 1ч
|
| 68
| Презентации проектов
Проект «Страны мира»
|
|
| 1ч
|
|
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
№ урока
| Вид работы
| По теме
| 23
| Тест № 1
| Природа
| 33
| Тест № 2
| Жизнь города и села
| 42
| Тест № 3
| Здоровье и безопасность
| 49
| Тест № 4
| Общение
| 67
| Тест № 5
| Путешествия
| |