Скачать 248.14 Kb.
|
Тема урока: Правила слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными. Закрепление изученного материала. Цель урока: совершенствовать умения применять правила слитного и раздельного написания НЕ с существительными. Задачи урока: Предметно - содержательная: формировать навыки правописания НЕ по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с существительными и прилагательными». Деятельностно - коммуникативная: развивать навыки монологический речи (умение логически излагать свои мысли, умение аргументировать и доказывать); развивать навыки самоконтроля; формировать умения совместной деятельности. Ценностно - ориентационная: воспитывать положительную мотивацию к предмету. Тип урока: обобщение изученного материала Оборудование урока: мультимедийное оборудование. Ход урока
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами урок закрепления пройденного материала. Какого? Об этом скажем чуть позже. А урок мы начнём с проговаривания слов. Будьте внимательны, слова проговаривайте чётко, чтобы не осталось после работы сомнений в их написании. Баскетбол, рюкзак, кабинет, герой, директор (как зовут директора нашей школы), фонарик (какой суффикс напишем? Почему), облако, грузчик (какой суффикс? Почему?), природа (как вы понимаете значение этого слова? ПРИРОДА, -ы, ж. 1. Все существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мертвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир). 2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы. 3. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.). 4. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания. * По природе - по характеру, по натуре. По природе он добр. От природы - от рождения, от начала существования. Он уж от природы такой странный. В природе вещей (книжн.) - о чем-н. обычном: так и бывает. II прил. природный, -ая, -ое (ко 2,3 и 4 знач.). Природные богатства Севера. Природныересурсы. Природные условия. Приро́да — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком). Мир, который нас окружает. -Как мы должны относиться к природе? Об этом в своём стихотворении «Ты береги нас» проникновенно горит Ефим Шкловский. Послушаем стихотворение в исполнении Конончук Кирилла Смотрю на глобус – шар земной, И вдруг вздохнул он как живой. И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги!» Грустит глубокая река, Свои теряя берега. И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги!» Остановил олень свой бег: «Будь человеком, человек. В тебя мы верим – не солги, «Ты береги нас, береги!» Смотрю на глобус – шар земной, Такой прекрасный и родной, И шепчут губы: «Не солгу, Я сберегу вас, сберегу». 2.Подготовка учащихся к активному усвоению знаний. 1)Учитель: Послушайте ещё одно, пожалуйста, стихотворение С.Бондаренко и подумайте над темой нашего урока. Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не. Посмотрел я вокруг с доумением. Что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо, И во всём была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная. И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шёл умытый, причёсанный ряха. А за ряхой по травке свежей Шёл суразный дотёпа и вежа. И навстречу всем утром рано Улыбалась Царевна смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы не. 2.Учитель: Ребята, что вы заметили необычного в этом стихотворении? Попробуйте сформулировать тему (Слитное и раздельное написание не с сущ-ми) Исходя из темы, назовите цель нашего урока. (Над чем мы должны сегодня поработать? Что мы должны знать и уметь? ) Учитель: Цель нашего урока: совершенствовать умения применять правила слитного и раздельного написания НЕ с существительными. 2.Проверка домашнего задания (1 ученик у доски выполняет дом. пражнение №694. (Не цвесть цветку, не петь пташечке, ягодке не зреть, в небе не сиять, дней не видать - отрицание; Ненастье, несчастье - частью слова) 2 ученик у доски работает по карточке (Домик, ночь, из-за туч, гардеробщик, невежа, камешек, смазчик, морфология.) 3.С классом: Орфографическая минутка: - Я читаю вам загадки, вы пишете только отгадки, выделяя графически орфограммы в словах. (Солнце, свёкла, сахар, циркуль, петух, часы, снег) 1)Ну–ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжёт, Не фонарь, а ярко светит, Не пекарь, а печёт. (Солнце) 2) Сладкая, а (не)сахар, с хвостом, а (не)мышь (Свёкла) 3)Белый, да не снег, Мелкий, да не песок, Сладкий, да не торт. (Сахар). 4)Он не ёжик и не ёлка, У него одна иголка, Не танцор, а танцует И окружности рисует. (Циркуль) 5)Не царь, а в короне, Не всадник, а со шпорами. (Петух) 6)Не сердятся, А усами ворочают, Не молчат, А слова не скажут, Идут, а с места Не сдвинутся. (Часы) 7)Бел, да не сахар, Ног нет, да идёт, На всех садится, Никого не боится. (Снег) !!! Домашнее задание №1 Составить самим или найти загадки, подобные прочитанным с отрицанием и подготовить для след. урока (5-6 примеров) Учитель: Ребята, сегодня у нас не простой урок. Закрепляя пройденную тему, мы поговорим еще об одной очень важной проблеме, касающейся всего человечества. Что это за проблема, мы узнаем, разгадав кроссворд. Кроме того, повторим другие разделы языка, кроме морфологии. 1). Разгадывание кроссворда. Кроссворд «Экология» На доске 1.Раздел лингвистики, изучающий произношение слов 2.Раздел лингвистики, изучающий знаки препинания и правила их постановки 3.Раздел лингвистики, изучающий звуки речи 4.Раздел лингвистики, изучающий слова и их лексические значения 5.Раздел лингвистики, изучающий строение слова 6.Раздел лингвистики, изучающий правила написания слов 7.Раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения 8.Раздел лингвистики, изучающий части речи О о р ф о э п и я п у н к т я т ф о н и ц а е и у к а с е к к а е и м ф о р м к р ф и я а и ф о о р а т н и с с к с а о м р ф о л о г и я э твет на слайде л г и -- Молодцы, все изученные разделы лингвистики повторили. Какое ключевое слово у нас получилось? (экология ) -- Ребята, а кто из вас знает, что такое экология? (ответы детей) 2. Работа со словарями. Слайд 3 (чистая доска) -- А теперь обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова. Прочитайте словарную статью «Экология» (1) Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. 2) Состояние организмов, населяющих общую территорию, их отношения друг к другу и к окружающей среде.) -- Сколько значений имеет это слово? -- Какое это слово – однозначное или многозначное? -Учитель: Продолжим Заглянем в этимологический словарь и узнаем о происхождении этого слова. В тетради записи (Слово экология произошло от греческих слов ЭЙКОС – дом, ЛОГОС – учение. Значит экология – учение о доме. Природа – это общий дом для растений, животных и людей. Наука экология помогает нам не только понять природу, но и учит, как ее беречь.) Резерв: разобрать выделенное пр-ние. Проверка домашнего задания (сверили) Тетради передали Запись даты, темы урока 2.Работа с текстом у всех на руках Бычки среди цветовМарк Львовский Кто на природе раз бывал, Тот видел грустные следы, От непогашенных костров, И до пакетов от еды. Поел, и сразу убери, Не оставляй в траве лежать, Иначе скоро лес и луг В отходах будет не узнать! Среди цветов лежат бычки, Но не телят, а сигарет, Вам это нравится, друзья? В ответ мы слышим громко, нет! 3. Беседа по прочитанному. 1) О чём это стихотворение? 2)Какова его основная мысль? 3)Свой призыв об охране окружающей природы автор выражает больше через слова какой части речи? (Через глаголы) 3)Назовите их (Убери, не оставляй) 4) В каком наклонении они употреблены? (В повелит) 5) С каким словом к нам обращается поэт? (Друзья) 6) О чём это говорит? (Он видит в нас своих сподвижников, читателей, которые отзовутся на его призыв-пожелание) 4.Учитель: У нас есть ребята, которые будут участвовать в конкурсе чтецов «Мир вокруг нас». В качестве репетиции для них давайте их послушаем. (Анненкова и Пащенко) Стихи…… -Понравились стихи? - К чему они нас призывают? - Надеюсь, что среди вас нет равнодушных к данной проблеме!!! 5.Вернёмся к нашему стихотворению 1)Найдите среди многих орфограмм, представленных в словах, сегодняшнюю, над которой мы будем работать, правописание которой будем закреплять. («не телят, а сигарет») 2) Почему в этом случае не с существительным пишется раздельно? (Есть противопоставление с союзом а!) 6.Этап обобщения изученного материала. 1)Учитель: Вспомним правило объяснения слитного и раздельного написания не с именами сущ-ми) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ЗАКРЕПЛЕНИЕ И обобщение изученного материала 1.Учитель: Давайте покажем, как мы умеем пользоваться новым правилом. Самые внимательные сделают задание без ошибок. Графический диктант. (Напишите цифры от одного до десяти. Если слитно НЕ с существительным ставим плюс ниже цифры, если раздельно – минус. 1.Оля - маленькая неряха. 2.Ты мне не друг, а попутчик. 3.Рассказать небылицу товарищу. 4.Я люблю голубые незабудки. 5.Выразить недоверие собранию. 6.Ты большая неженка. 7.Нерешительность вратаря подвела команду. 8.Это дерево совсем не ель. 9.Видна небрежность в одежде. 10.На улице разыгралась непогода. Ответы: 1+ , 2- , 3+ , 4+ , 5+ , 6+ , 7+ , 8- , 9+ , 10+
Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (1) не лепость и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево - символ тропической Африки и источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (4) не доверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы. Ответ: 1,2,4,5. (Рисунок баобаба) Учитель: А какое у вас любимое растение? Почему? 4.Осложнённое списывание (у всех на руках) Большие (не)взгоды, (не)точность в ответе, оставаться (не)учем, (не)барсук вырыл яму, (не)правда, а ложь, осеннее (не)настье, рассказывать (не)былицы, чувствовать (не)уверенность, чувствовать (не)приязнь, Заколдован (не)видимкой, старый (не)вежа. - Кого мы называем невежей? НА ДОСКЕ! Домашнее задание №2 Поработать со словами из упр.№697, подобными слову невежа. (стр. 236) 4. Рефлексия. Подведение итогов урока. Учитель: По итогам нашего урока нам надо написать отзыв о сегодняшнем уроке. Сегодня на уроке мы закрепляли тему__________________________________________. Особенно мне понравилось________________________________________________. Мы выполняли _____________________________________________задания. Я усвоил(а)____________ материал. Тест показался мне вовсе_________________________. Сегодняшний урок помог мне___________________________________________. Резерв: Тест и упр 698
(творческого характера) найти указанные сочетания слов во фразеологическом словаре или попытаться самим объяснить их значение, составив с ними предложения: не в ладах, не по сердцу, не под силу, не по душе, не на шутку, не в меру, не с руки, не по нутру, не в духе. Задание: В каких предложениях неверное написание не с существительными? Исправьте ошибки, как учитель, только стержнем зелёного цвета.
VI Текущий тест: первичная проверка усвоения материала по теме "Не" с существительными". I Найдите неверное утверждение. Не с существительными пишется слитно:
II Выберите слова, которые без "не" не употребляются:
III Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без "не":
IV Выберите примеры раздельного написания "не" с существительными:
б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.
б) (Не)друг не посочувствует.
б) (Не)счастье спутало все наши планы. V Выберите из текста примеры неправильного написания "не" с существительными, указав их номера. Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (1) не лепость и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево - символ тропической Африки и источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (4) недоверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями Самоконтроль. Критерии оценивания (на доске): 0 ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» Более 4 ошибок - «2» Учитель: Кто получил оценку «5», «4», «3»? А остальным есть еще к чему стремиться. 4. Рефлексия. Подведение итогов урока. Учитель: По итогам нашего урока нам надо написать отзыв в газету о нашей сегодняшней встрече, используя слова на изученную орфограмму ((Не)легкие, но интересные задания; вовсе не трудное; ). Для этого журналисты помогут вам. Задание №3. Написать отзыв. Сегодня на уроке мы обобщали тему__________________________________________. Особенно мне понравилось________________________________________________. Мы выполняли _____________________________________________задания. Я усвоила____________ материал. Тест показался мне вовсе_________________________. Сегодняшний урок помог мне___________________________________________. Проверка творческого задания.
Получают все д/з дифференцированное. Учащиеся на выбор выполняют д/з. 1 задание* Запишите синонимы с НЕ: горе, ложь, плохое знание чего-либо, беспорядок, болезнь, отсутствие образования. 2 задание** Спишите, раскрыв скобки. Расставьте пропущенные знаки препинания. Кругла а (не) мес..ц зелена а (не) дубрава с хвостиком не мыш(?). 2. Друг познаё..ся в(не)счастье. 3. (Не)топор тешет а плотник. 4. (Не)воин а со шпорами (не)караульщик а кричит. 5. Люди пишут (не)пером а умом. 6. Ученье в счасть.. украшает а при (не)счасть.. – утешает. 7. (Не)ножа бойся а языка. 8. (Не) куст а с листочками (не)рубашка а сшита (не)человек а рассказывает. 3 задание*** Придумайте сказку на лингвистическую тему «В царстве НЕ»
Выберите из текста примеры неправильного написания "не" с существительными, указав их номера. Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (1) не лепость и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево - символ тропической Африки и источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (4) не доверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы. ………………………………………………………………………………………………………………………. Выберите из текста примеры неправильного написания "не" с существительными, указав их номера Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (1) не лепость и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево - символ тропической Африки и источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (4) не доверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы. …………………………………………………………………………………………………………………………. Выберите из текста примеры неправильного написания "не" с существительными, указав их номера. Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (1) не лепость и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево - символ тропической Африки и источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (4) не доверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы. ………………………………………………………………………………………………………………………….. Выберите из текста примеры неправильного написания "не" с существительными, указав их номера. Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (1) не лепость и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево - символ тропической Африки и источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (4) не доверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы. ………………………………………………………………………………………………………………… Выберите из текста примеры неправильного написания "не" с существительными, указав их номера. Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (1) не лепость и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево - символ тропической Африки и источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (4) не доверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы. Большие (не)взгоды, (не)точность в ответе, оставаться (не)учем, (не)барсук вырыл яму, (не)правда, а ложь, осеннее (не)настье, старый (не)вежа, рассказывать (не)былицы, чувствовать (не)уверенность, чувствовать (не)приязнь, Заколдован (не)видимкой, Кого мы называем невежей? (Не)буря будит рассказывать (не)былицы Заколдован (не)видимкой Он (не)гусь Самоконтроль. Критерии оценивания (на доске): 0 ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» Более 4 ошибок - «2» Учитель: Кто получил оценку «5», «4», «3»? А остальным есть еще к чему стремиться. Написать отзыв. Сегодня на уроке мы закрепляли тему___________________________________________________________________________________________________. Особенно мне понравилось______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Мы выполняли __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________задания. Я усвоил(а)_____________________________________________________________________ материал. Тест показался мне ___________________________________________________________________. Сегодняшний урок помог мне_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Написать отзыв. Сегодня на уроке мы закрепляли тему___________________________________________________________________________________________________. Особенно мне понравилось______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Мы выполняли __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________задания. Я усвоил(а)_____________________________________________________________________ материал. Тест показался мне ___________________________________________________________________. Сегодняшний урок помог мне_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Написать отзыв. Сегодня на уроке мы закрепляли тему___________________________________________________________________________________________________. Особенно мне понравилось______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Мы выполняли __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________задания. Я усвоил(а)_____________________________________________________________________ материал. Тест показался мне ___________________________________________________________________. Сегодняшний урок помог мне_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Дом…к, ноч(?), из-за туч(?), гардероб…к, (не) вежа, камеш…к, смаз…к, увид…шь, м…рфология |
Урок-путешествие "не с причастиями" Цель: Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными, глаголами | Урока в 6 классе. Тема урока Цели урока: Познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Выяснить условия слитного и раздельного написания не с наречиями на о и Е, сформировать навык написания не с наречиями | План-конспект урока по теме «не с деепричастиями» Цель урока: познакомить учащихся с правилами написания не с деепричастиями и сопоставить его с изученными правилами слитного и раздельного... | ||
Лобова Ирина Александровна Предмет русский язык Класс 6 Тема урок Цель урока: познакомить с условиями выбора слитного или раздельного написания не с прилагательными | Урок русского языка тема Цели: познакомить с правилом слитного и раздельного написания производных предлогов, формировать умение отличать их от частей речи,... | ||
Урока Предмет : русский язык Класс 7 Базовый учебник Цель урока: привести учащихся к осознанию условий выбора слитного и раздельного написания не с причастиями | Конспект открытого урока по русскому языку на тему: «Правописание не с именами прилагательными» ... | ||
Пояснительная записка Цель : выявить уровень освоения учащимися системы... Цель урока: познакомить с условиями выбора слитного или раздельного написания не с прилагательными | Закрепление и углубление изученного в 5 классе Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными | ||
Тема: Написание не- с наречиями Познавательная: усвоить общие правила слитного и раздельного написание не- с наречиями на -о и -е | Урока: Образовательные Учитель: Лингвисты-учёные составляют словарь «Слитное и раздельное написание наречий» и прислали нам, знатокам, письмо со списком... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов; формирование умения разграничивать... | Тема: Слитное и раздельное написание не с причастиями. 7 класс Учитель... Цель: подвести обучающихся к пониманию условий слитного или раздельного написания не с причастиями, формировать на уроке ууд направленные... | ||
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Цели урока: закрепление... Цели урока: закрепление и повторение изученного материала; упражнять учащихся в сокращении дробей; проверить усвоение учащимися материала... | Конспект отрытого урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Правописание... Цель работы: повторение правила написания пре- и при-, переход к правописанию не с существительными |