Скачать 60.95 Kb.
|
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей эколого-биологический центр Конспект открытого занятия педагога дополнительного образования Ромашовой Светланы Михайловны по программе «Юный фенолог» Тема: Фенология, её цели и задачи, практическое применение. возраст воспитанников: 9- 10 лет Николаевск – на –Амуре 2012 Тема: Фенология, её цели и задачи, практическое применение. Цель: воспитанники научатся отличать фенологию от других естественнонаучных дисциплин Предметный результат: усвоение понятий фенология и фенологические наблюдения, выявление взаимосвязи между сменой времён года и изменениями в живой и неживой природе. Метапредметный результат: развитие умения определять понятия, делать обобщение, строить логические умозаключения. Личностный результат: развитие мировоззрения воспитанников. Оборудование: видеофрагмент «Осень», презентация по занятия, дневники наблюдений, книга «Времена года», народные приметы по осени. Ход занятия:
Унылая пора…. А.С. Пушкина - Какому времени года посвящено это стихотворение? - Посмотрите, ребята, на это дерево. -Что вы можете о нём рассказать? - Что вы можете сказать про его листочки? - Посмотрите, какие они красивые, дружные – просто, как мы с вами. - Я думаю, что мы сегодня хорошо, дружно поработаем на занятии. - Сегодня я вам предлагаю отправиться в увлекательное путешествие в природу и по стране Знаний. - Скажите, а вы любите путешествовать? - А для чего люди отправляются в путешествие? ( чтобы узнать, что-то новое) - Сейчас мы отправимся путешествовать в природу, а вы будьте внимательны, на всё обращайте внимание, всё примечайте, в общем, ведите наблюдения. ( просмотр видеофрагмента о осени) - Куда мы совершили путешествие? (природу) - А в какое время года? (осень) - По каким признакам догадались? - Про какие месяцы шёл рассказ? - Как описывает автор месяц сентябрь? - Какие прилагательные использованы для описания? - Что говорится про октябрь? - Каким перед нами предстал месяц ноябрь? - А что вам больше всего запомнилось? - Мы увидели одно и тоже время года, но в разные периоды. - Скажите, а как называется ваш школьный предмет, на котором вы говорите о природе и обо всём, что с ней связано? - А вы знаете, ребята, есть такая наука, которая занимается наблюдением за изменениями в живой и неживой природе по сезонам года, а называется она ФЕНОЛОГИЯ. III. Фенология –это наука которая изучает изменения в живой и неживой природе по сезонам. - Фенология в переводе с греческого – наука о явлениях. - Так, что же изучает наука фенология? - Давайте вспомним, что мы с вами называем живой природой? - А, что значит неживая природа? Игра- физминутка: Называю объекты живой природы – руки вверх Объекты неживой природы – присели. 1.Солнце 2. Берёза 3. Лютик 4. Хомячок 5. Камень 6. Вода 7. Звёзды 8. Хорёк 9. Речка 10. Рыба 11. Картофель 12. Лёд - В России впервые на фенологию, как на науку обратил внимание Царь – Пётр – I - А фенологические наблюдения ведутся по следующим направлениям: 1. Метеорологические наблюдения Метеорологические (температура воздуха, атмосферное давление, осадки, направление и сила ветра и др.) - Кто знает, что это такое? - Что такое погода? Погода – это состояние атмосферы в данном месте за определенный период времени. - Чем характеризуется погода? Погода характеризуется:
- Вот ребята которые занимаются у меня в объединении ведут вот такие дневники наблюдений ( показ дневников ) Следующее направление фенологических наблюдений: 2. Наблюдения за явлениями природы (ледоход, половодье, установление снежного покрова, и др.); 3. Наблюдения за животными (прилёт и отлёт птиц, гнездование, линька, нерест и др.) 4. Наблюдения за растениями ( сокодвижение, набухание посек, цветение, плодоношение, созревание семян и др.) - Давайте ещё раз повторим по каким направления ведутся фенологические наблюдения.
- Ребята, посмотрите на экран, подумайте и скажите, что бы могли обозначать эти слова? ( слайд. Златоцвет, листобой, предзимье) Рассуждения детей. Слайд. Златоцвет- сентябрь Листобой- октябрь Предзимье – ноябрь - Как вы думаете кто мог дать месяцам такие названия? ( народ) - Да, это народ. Ведь фенологические наблюдения впервые начал вести народ. Вот откуда и появились народные приметы. Слайд. Плачет октябрь холодными слезами. - Как вы понимаете эту примету? IV. - А сейчас мы вами поработаем в группах. - Вы должны, объяснить предложенную вам примету. -( при наличии времени!) Мы с вами сегодня много говорили о науке фенологии и фенологических наблюдениях, скажите, а кому и для чего необходимы эти наблюдения? (если воспитанники затрудняются, помогаю слайдами) Слайд. Растениевод или работники с/х. Слайд. Лесничий. Слайд. Охотник. Слайд. Рыбак. Слайд. Лётчик, моряк. V. Итог: - Скажите, по какой науке мы сегодня путешествовали? - Что она изучает? - По каким направлениям ведутся наблюдения? - Кто в России впервые обратил внимание на фенологию? - Посмотрите на наше дерево. Оно все в листочках. Скажите, какое явление происходит с деревьями осенью? - Если вам понравилось занятие, то я предлагаю вам снять с него листочки, себе на память. - Посмотрите, на нашем дереве осталось совсем не много листочков, как вы думаете, в каком месяце бывают такие деревья? - Спасибо вам за работу. Я думаю, что мы с вами ещё встретимся на моих занятиях по фенологии. Задания для групп Объясните значение народных примет. Октябрь – грязник ни колеса, ни полоза не любит. В октябре на одном часу и дождь и снег. В октябре до обеда – осень, после обеда зима. В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся Сентябрь пахнет яблоками, октябрь капустой. Холоден батюшка октябрь, а ноябрь его перехолодит Ноябрь – ворота зимы. В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается. Ноябрьские ночи до снега темны. В сентябре лист на дереве не держится. Холоден сентябрь, да сыт Ноябрь сумерки года. Октябрь – грязник ни колеса, ни полоза не любит. В октябре на одном часу и дождь и снег. В октябре до обеда – осень, после обеда зима. В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся Сентябрь пахнет яблоками, октябрь капустой. Холоден батюшка октябрь, а ноябрь его перехолодит Ноябрь – ворота зимы. В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается. Ноябрьские ночи до снега темны. В сентябре лист на дереве не держится. Холоден сентябрь, да сыт Ноябрь сумерки года. |
Конспект открытого занятия Ф. И. О. педагога Место в учебном курсе: занятие №1 в теме «Программирование» На данную тему отводится 3 занятия | Игра как способ обучения английскому языку в учреждениях дополнительного... Который рекомендован преподавателям английского языка, работающим в сфере школьного и дополнительного образования детей. В нём приведены... | ||
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение центр дополнительного... Цель занятия: Обучающиеся должны выполнить эскиз перекидного календаря по месяцам | Конспект открытого занятия педагога-психолога мдоу црр д/с №3 Розовой... Кафедра профессионального образования (умк технологии, профессионального образования) | ||
Департамент образования города москвы северо-восточное окружное управление... ... | Конспект открытого занятия танцевально-спортивного клуба «intro».... Организационный – создать у воспитанников психологический настрой на активную и творческую, работу | ||
Конспект занятия по теме «Прошивание угла» Конспект занятия по теме... Методические разработки к программе дополнительного образования «Играем в экологию» | Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный... План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе | ||
Конспект открытого занятия. Педагог дополнительного образования Панфилова... Для учащихся: цветной картон, карандаш, ножницы, клей, кисточка, набор цветных вязаных косичек, заготовки вязаных листочков, 2-3... | Конспект занятия по внеурочной деятельности «Музыкальная азбука»... План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе | ||
Конспект открытого занятия моделирование архитектурного сооружения... В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... | Методическая разработка открытого занятия на тему: «Порядок перевозки... Открытого учебного занятия по (пм 03) мдк 03. 01 Транспортно-экспедиционная деятельность | ||
План-конспект открытого итогового занятия 1-го года обучения «Город... Педагог. Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня у нас необычный день, мы заканчиваем с вами программу 1-го года... | Конспект открытого занятия по нетрадиционной изобразительной деятельности «Новогодняя сказка» План-конспект урока на тему «Бумагопластика – квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок» | ||
Конспект открытого урока по математике в 6-м классе по теме: "Умножение обыкновенных дробей" Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей | Конспект открытого занятия в старшей группе «А» План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада |