Согласовано:
Зам.директора по УМР
___________О.Б. Семенова
«____»___________2013г.
| Утверждаю:
Директор НОЧУ «СОШ «Феникс»
__________Т.И.Зверева
«____»____________2013 г.
|
Негосударственное образовательное частное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Феникс»»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ
НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик программы
Учитель биологии
Дренина Татьяна Николаевна
Москва, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Природоведение. Природа живая и неживая» для учащихся 5 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования. Базовый уровень. (Сборник нормативных документов, Федеральный компонент государственного стандарта. - М.: Дрофа, 2004).
Цели и задачи изучения курса:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.
В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.
Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам.
Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д.
Нормативно-правовая база курса:
Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. Биология. (приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089) 2
Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника (автор-составитель Г.М. Пальдяева - М: Дрофа,2010 г.);
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. (приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 09.03.2004 г. № 1312)
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального компонента Государственного стандарта общего образования;
Примерной программы среднего (полного) общего образования. Базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2004).
Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В.Пасечника (автор-составитель Г. М. Пальдяева - М: Дрофа,2010 г.); Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Биология 5-11 кл. - М: Дрофа, 2001(автор В.В. Пасечник) полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся. Обоснование выбора программ для разработки учебной программы:
В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.
Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам. Изменения, внесенные в примерную и авторскую программы нацелены на формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д. Место и роль учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Программа рассчитана на 68 уч. часов, по 2 часа в неделю. Формы организации образовательного процесса:
- фронтальные;
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально – групповые. Технологии обучения:
Обучение по данной программе ведется с использованием здоровьесберегающих технологий, личностно – ориентированных технологий и технологий проблемного обучения.
Формирование ключевых компетенций обучающихся.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Виды и формы контроля.
- устный опрос;
- письменный опрос;
- фронтальный опрос;
- самостоятельная работа;
- самоконтроль;
- контрольная тестирование;
-защита своего проекта.
- лабораторные и практические работы. В результате изучения природоведения ученик должен
знать/понимать:
о многообразии тел, веществ и явлений живой природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
строение живой клетки (главные части);
царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры представителей);
изменения в природе, вызванные деятельностью человека ( на уровне представлений);
важнейшие экологические проблемы (перечислить и кратко характеризовать);
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
уметь:
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
В учебно-тематическом планировании конкретизируется содержание предметных разделов с распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых и ученических лабораторных и практических работ.
Количество часов по учебно-тематическому плану – 68
Количество лабораторных работ
| Количество
практических работ
| Количество экскурсий
| Количество
итоговых тестирований
| 5
| 2
| 3
| 3
Защита
проектов – 2.
|
Название раздела и темы
| Количество часов по программе
| Количество часов по календарно- тематическому планированию
| ВВЕДЕНИЕ
| 2
| 2
| ВСЕЛЕННАЯ
| 6
| 6
| СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА
| 11
| 11
| Электрические явления
| 4
| 4
| Воздух
| 9
| 9
| Вода
| 4
| 4
| Горные породы
| 4
| 4
| Почва
| 4
| 4
| Организмы
| 6
| 6
| Растения
| 6
| 6
| Грибы
| 2
| 2
| Животные
| 4
| 4
| Ваши любимые растения и животные
| 3
| 3
| Природа едина
| 3
| 3
|
|
|
| ИТОГО:
| 68
| 68
|
Образовательные технологии:
Проблемно – развивающее обучение.
Технология игрового обучения.
Исследовательская деятельность.
Технология проектирования.
Коллективный способ изучения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРИРОДОВЕДЕНИЯ
68часов
Введение
Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.
Вселенная
Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.
Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.
Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли.
Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.
Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца. Экскурсия №1. Наблюдения тел живой и неживой природы, явлений природы по сезонам года.
Строение и свойства вещества. Явления.
Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.
Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.
Вещества чистые и смеси, простые и сложные.
Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.
Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.
| |