«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр полуаршинова Н. Г





Название«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр полуаршинова Н. Г
страница1/4
Дата публикации23.09.2014
Размер0.54 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3   4

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

Биология

Соловьева Е. Ю.

« 30 » августа 2013 года

СОГЛАСОВАНА

зам. директора по УВР

Полуаршинова Н. Г.
« 30 » августа 2013 года

УТВЕРЖДЕНА

директор ГБОУ лицей №533 Кунц М. Ю.

« 31 » августа 2013 года

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

по ________географии_____________________________
класс ____9 (базовый уровень)_____________________

учитель Ковалева Татьяна Алексеевна ввк

Тимофеева Ольга Петровна пкк

учебный год _2013-2014__________
Пояснительная записка

Количество часов -68 ,2 часа в неделю.

Учебник Дронов В,П,, Ром В.Я. География России. Население и хозяйство., М. «Дрофа» 2006

География в основной школе- учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное ,системное и социально- ориентированное представление о Земле как планете людей ,о закономерностях природных процессов , об особенностях населения и хозяйства , о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человек как географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий .

Задачами изучения\ географии в основной школе являются :

  • Формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира ;

  • Познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях (от локального до глобального), что позволяет школьникам ориентироваться в мире и представлять его географическую картину ;

  • Познание характера и динамики главных природных , экологических, экономических ,социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира ;

  • Понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития ,значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира ;

  • Понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современной политической , экономической и социальной жизни России и мира;

  • Понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответствии с природными ,социально- экономическими и экологическими факторами ;

  • Глубокое и всестороннее изучение географии России, включая её геополитическое положение ,природу, население, хозяйство, регионы ,особенности природопользования и их взаимозависимости ;

  • Понимание потребности общества в географических знаниях, а также формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация их на профессии ,связанные с этой наукой ;

  • Формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде ;

Требования к результатам обучения географии

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной , инициативной и успешной личности ,обладающей системой современных мировоззренческих взглядов ,ценностных ориентаций ,идейно- нравственных ,культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития :

1) воспитание российской гражданской идентичности : патриотизма, уважения к Отечеству ,прошлое и настоящее многонационального народа России ; осознание свей этнической принадлежности ,знание истории ,языка, культуры своего народа ,своего края, основ культурного наследия народов России и человечества ; усвоение гуманистических ,демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества ; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной ;

2) формирование ответственного отношения к учению ,готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию ,осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе предпочтений , с учётом устойчивых познавательных интересов , а также на основе формирования уважительного отношения к труду , развития опыта участия в социально значимом труде ;

3) формирование целостного мировоззрения , соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики ,учитывающего социальное ,культурное ,языковое ,духовное многообразие современного мира ;

4) формирование осознанного ,уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку , его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции ,к истории ,религии ,традициям, языкам ,ценностям народов России и народов мира ; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания ;

5)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками ,детьми старшего и младшего возраста ,взрослыми в процессе образовательной ,общественно полезной ,учебно- исследовательской , творческой и других видов деятельности ;

6)формирование основ экологической культуры ,соответствующей современному уровню экологического мышления ,развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях ;

Метапредметные результаты

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения ,ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности ,развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей ,в том числе альтернативные ,осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач ;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами ,осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата ,определять способы действий в рамках предложенных условий и требований ,корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией ;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи , собственные возможности её решения ;

5) владение основами самоконтроля ,самооценки ,принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности ;

6) умение определять понятия ,создавать обобщения, устанавливать аналоги ,классифицировать ,самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации ,устанавливать причинно- следственные связи ,строить логическое рассуждение ,умозаключение ( индуктивное ,дедуктивное и по аналогии ) и делать выводы ;

7) умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы , модели и схемы для решения учебных и познавательных задач ;

8) смысловое чтение ;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками ; работать индивидуально и в группе : находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов ; формулировать ,аргументировать и отстаивать своё мнение ;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения свой чувств ,мыслей и потребностей ; планирование и регуляция своей деятельности ; владение устной и письменной речью ,монологической контекстной речью ;

11)формирование и развитие компетентности ив области использования информационно- коммуникационных технологий ( далее ИКТ- компетенции) ;

12) формирование и развитие экологического мышления ,умение применять его в познавательной коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации ;

Предметные результаты

1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком ,о географических знаниях как компоненте научной картины мира ,их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны ,в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования ;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном ,многообразном и быстро меняющемся мире и адекватной ориентации в нём ;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени ,основных этапах её географического освоения ,особенностях природы ,жизни ,культуры и хозяйственной деятельности людей ,экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах ;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды ,в том числе её экологических параметров ;

5) овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из языков международного общения ;

6) овладение основными навыками нахождения , использования и презентации географической информации ;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов ,самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания ,соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф ;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей ,ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях ,умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде ;
Тематическое планирование

Тема 1 .Введение. (5 часов)
Роль географической информации в жизни общества, в решении социально-экономических и экологических проблем страны. Методы её получения и анализа.

Границы России. Государственная граница и государственная территория России. Морские и сухопутные границы России. Территориальные воды. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона России. Соседи России. Размеры и конфигурация территории ,их влияние на жизнь и деятельность людей.

Раздел 1 (27 часов)

Тема 1. Население РФ (6 часов)

Человеческий потенциал России. Качество населения .География трудоспособного населения ,территориальные различия в уровне его занятости. Численность населения .Изменения численности , воспроизводства и механического прироста российского населения на разных исторических этапах .Факторы , влияющие на динамику численности населения. Прогнозы изменения численности населения России и демографические проблемы страны .Половой и возрастной состав населения страны. Соотношение мужчин и женщин. Возрастно- половая пирамида, причины её своеобразия в России. Продолжительность жизни россиян. Возрастная структура населения. Народы и религии России. Многонациональность- важнейший фактор формирования и развития России. Национальный и языковой состав России. Территориальные аспекты межнациональных отношений. География основных религий.

Плотность населения. Особенности расселения . Две зоны расселения и их характеристики.

Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны. Роль миграции в условиях сокращения численности населения. Основные направления миграций на разных этапах развития страны. Расселение и его формы.

Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации.

Городское и сельское население.

Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России

Тема 3. Хозяйство России (28 часов)
Национальная экономика. Особенности хозяйства России. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы. Экономико–географическое положение России как фактор развития её хозяйства. Природно-ресурсный потенциал России. Оценка и проблемы рационального природопользования.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.


Раздел 2. ( 22 часа )
Тема 1 :География крупных регионов РФ (22 часов)
Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север – самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны.

Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад – транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение – главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург – многофункциональный центр района.

Калининградская область – самая западная территория России.

Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.

Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.

Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района.

Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.
Раздел 3. (5 часов +2 часа резерв)
Тема 1: Россия и страны нового зарубежья (5 часа + 2 часа резерв)
Страны Европейского Запада. Страны Балтии – Эстония, Латвия и Литва – небольшие государства с ограниченными природными ресурсами. Ключевая роль отраслей неметаллоемкого машиностроения. Белоруссия. Ее транзитное положение между Россией и зарубежной Европой. Специализации на транспортном машиностроении и химической промышленности. Общие для стран Европейского Запада черты экономики: легкая и пищевая промышленность, животноводческая специализация сельского хозяйства.

Страны Европейского Юга. Богатые природные ресурсы и благоприятные условия – основа экономики Украины. Многоотраслевая промышленность Украины. Ведущая роль металлургии, машиностроения и химической промышленности. Украина – крупнейший производитель зерна в ближнем зарубежье. Агроклиматические ресурсы – основа сельскохозяйственной специализации Молдовы.

Страны Закавказья. Южное положение и преобладание горного рельефа. Ограниченный набор минеральных ресурсов. Сельское хозяйство – основа экономики Грузии. Точное машиностроение и цветная металлургия – хозяйственная специализация Армении. Нефтегазовый комплекс Азербайджана.

Страны Азиатского Юга. Казахстан – страна-гигант. Рудные и топливные ресурсы – база для металлургии и нефтегазовой промышленности. Доминирующая роль черной и цветной металлургии. Природные условия, определяющие сельскохозяйственную специфику разных частей страны. Четыре среднеазиатские республики: черты сходства и различия. Преобладание сельского хозяйства: хлопководства, шелководства, садоводства и виноградарства.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
www.pogoda.ru

www.nationalgeographic.ru

www.geography.about.com

www.nature.com

www.krugosvet.ru

www.ocean.ru

www.google.com

www.geo.ru

http://www.ndce.ru/

http://www.ufomistery.com

http://astromet.narod.ru/clouds/atlas.htm http://students.russianplanet.ru/geography/atmosphere/06.htm

http://nauka.relis.ru/04/0105/04105000.htm

http://egornature.by.ru/

http://www.abratsev.narod.ru/hydrosphere/hydrosphere.html

http://www.vitiaz.ru/

www.videodive.ru/scl/ocean.shtml

www.rgo.ru/geo.php?k=slovar/fizgeo&f=podvzvo1

www.geo-tur.narod.ru/moria.htm

100 дорог http://100dorog.ru/

http://www.flags.ru/





дата

Наименование тем и разделов

Тип урока

Основные вопросы

Наглядные пособия

Д/з

Вид деятельности

Планируемый результат




1



Введение (5 часов)

Роль географической науки в решении практических задач страны. Источники географической информации.

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний

Особенности изучения географии в 9 классе, карта как источник географической информации, разнообразие источников географической информации

Различные географические карты

Стр 3-5

Словесный , беседа, работа с картами атласа

Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения , знать особенности карты как источника географической информации




2



Географическое положение РФ.

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового ма­териала.

Россия на карте мира, уникальность положения России

Политическая карта мира

§1

Словесный , беседа, работа с картами атласа

сформировать целостный географический образ своей Родины; дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;




3



Государственные границы России.

Практическая работа № 1: Нанесение на контурную карту субъектов РФ (республики, края, АО) и их столиц.

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового ма­териала.

Характеристика географического положения России

Политическая карта России

§2

Словесный , беседа, практический , работа с к/к, картами атласа

Называть и показывать на карте субъекты АТД России ,сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;





4



Территория РФ.

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового ма­териала.

Географическое райониро­вание. Его виды (по одно­родности и по связям). При­родное и экономическое районирование России. Гео­графические районы России. Административно-террито­риальное деление (АТД) как один из видов районирова­ния


Политическая карта России

повт§1-2

Словесный , беседа, работа с текстом учебника

Знать/понимать особенности административно-территориального деления РФ ,




5



Физическое и экономико-географическое положение страны

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового ма­териала.

Особенности физического и экономико-географического положения, отрицательные и положительные аспекты

Политическая карта России

§

Словесный , беседа, работа с текстом учебника

сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;





6



Раздел №1 :Общая экономико- географическая характеристика Российской Федерации (27 часов)

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр полуаршинова Н. Г icon«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр орехова Т. А
Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263), за основу рабочей программы взята...
«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр полуаршинова Н. Г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составители программы: директор Т. С. Шамшина, зам директора по увр о. О. Обухова, зам директора по нмр т. Н. Бельтюкова, зам директора...
«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр полуаршинова Н. Г iconСправка №216 по результатам сдачи экзаменов государственной итоговой...
Фио, должность проверяющего: Шиянова Т. А., зам директора по увр, Меховская И. А., зам директора по увр
«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр полуаршинова Н. Г iconПрограмма рассмотрена Программа согласована на Методическом Совете Зам директора по увр
Я– исследователь”. Программа курса рассчитана на 4 года: 1 класс – 66 часов, 2–4 классы по 68 часов год в каждом классе, на 2 час...
«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр полуаршинова Н. Г iconПротокол №1 От «30» августа 2012 г. «Согласовано» Зам директора по...
Р. з. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле
«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр полуаршинова Н. Г iconЗам директора по увр
Зам директора по увр: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы проводим второй плановый единый методический день в этом учебном...
«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр полуаршинова Н. Г iconПротокол №1 От «30» августа 2012 г. «Согласовано» Зам директора по...
Электронное облако и орбиталь, их формы. Электронные и электронно-графические формулы в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная...
«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр полуаршинова Н. Г icon19 декабря 2014 года в школе прошел школьный этап Городского конкурса рефератов
Участники показали высокий уровень работы над своими рефератами, и публичная защита прошла успешно. Жюри в составе Федотовой И. А....
«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр полуаршинова Н. Г iconИ. о директора школы №242 Зам директора по увр на заседании мо

«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр полуаршинова Н. Г iconРабочая учебная программа по литературному чтению для 3 класса на 2013/2014 учебный год
Директор мбоу зам директора по увр на заседании мо
«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр полуаршинова Н. Г iconРабочая учебная программа по окружающему миру для 3 класса на 2013/2014 учебный год
Директор мбоу зам директора по увр на заседании мо
«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр полуаршинова Н. Г iconПрограмма элективного курса на 2012 2013 учебный год
Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт
«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр полуаршинова Н. Г iconПлан воспитательной работы На 2013-2014 учебный год Основные направления
Зам директора по увр,соцпедагог,психолог,зав библиотекой,худ руководители групп
«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр полуаршинова Н. Г iconПротокол №1 от августа 2013 г. «Согласовано» Заместитель директора по увр: Маркелова И. И
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Колено
«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр полуаршинова Н. Г icon7 классе "Б" (кл рук-ль: Короткова Т. В.) Тема урока: "Музыка "легкая"...
Чепуштанова Ольга Сергеевна, Короткова Татьяна Викторовна, зам директора по увр ткаченко Ирина Александровна, зам директора по дополнительному...
«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр полуаршинова Н. Г iconПротокол №1 От «30» августа 2012 г. «Согласовано» Зам директора по...
Программа «История. История России и мира 10-11 класс», Москва, «Русское слово» 2007 год. 2 С. И. Козленко, Н. В. Загладин, Х. Т....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск