«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр орехова Т. А





Название«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр орехова Т. А
страница1/4
Дата публикации28.06.2014
Размер0.51 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

Биология

Соловьева Е. Ю.

« 30» августа 2013 года

СОГЛАСОВАНА

зам. директора по УВР

Орехова Т. А.
« 30» августа 2013 года

УТВЕРЖДЕНА

директор ГБОУ лицей№533 Кунц М. Ю.

« 31» августа 2013 года

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

по ________биологии______________________________
класс ____7 (базовый уровень)_____________________

учитель Битюкова Марина Николаевна ввк

учебный год _2013-2014__________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания животных;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс – М.: Дрофа, 2005. - 304 с. (Гриф: Допущено МО РФ)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; растений, животных и грибов;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;


уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за растениями и домашними животными.



Критерии и нормы устного ответа по биологии

 

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ и выводы, обобщать. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи.

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне.

 

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи.

  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

 

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

  2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки..

  3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

  4. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

  2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

  3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

  5. Полностью не усвоил материал.

 

 

Общая классификация ошибок

 

Грубыми считаются следующие ошибки:

  1. незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

  2. незнание наименований единиц измерения (физика, химия, математика, биология, география, черчение, трудовое обучение, ОБЖ);

  3. неумение выделить в ответе главное;

  4. неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;

  5. неумение делать выводы и обобщения;

  6. неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;

  7. неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

  8. нарушение техники безопасности;

  9. небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам. 

К негрубым ошибкам следует отнести:

1. неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-2 из этих признаков второстепенными;

2. ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);

3. ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

4. ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;

5. неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Содержание программы

7 класс

Животные

(68- 70 часов,2 часа в неделю)

Введение.

Общие сведения о животном мире (2 часа)

Роль зоологии в формировании естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения животных. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Основные систематические категории: царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид; их соподчинённость.

Правила работы в биологической лаборатории.
РАЗДЕЛ 1

Многообразие животных – результат эволюции (34 часа)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Простейшие – возбудители заболеваний. Профилактика заболеваний.

Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Многоклеточные животные.

Тип Губки. Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Паразитические черви – возбудители заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний.

Демонстрация. Строение и многообразие червей.

  • Лабораторная работа.

Изучение внешнего строения дождевого червя.

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

  • Лабораторная работа

Изучение внешнего строения ракообразных.

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний. Меры профилактики заболеваний.

Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Насекомые – переносчики возбудителей заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний.

Демонстрация. Строение и многообразие насекомых.

  • Лабораторная работа.

Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация. Строение и многообразие рыб.

  • Лабораторная работа.

Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация. Строение и многообразие земноводных.

  • Лабораторная работа.

Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация. Строение и многообразие пресмыкающихся.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация. Строение и многообразие птиц.

  • Лабораторная работа.

Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

  • Экскурсия.

В зоологический музей

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих.

Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация. Строение и многообразие млекопитающих.
РАЗДЕЛ 2

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

(14 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Регуляция жизнедеятельности организма животного.

Демонстрация скелетов, моделей и муляжей.

  • Лабораторная работа.

Изучение особенностей различных покровов тела.
РАЗДЕЛ 3
Индивидуальное развитие животных (3 часа)

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

  • Лабораторная работа.

Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
РАЗДЕЛ 4

Развитие животного мира на Земле (3часа)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
РАЗДЕЛ 5

Биоценозы (4 часа)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на организмы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

  • Экскурсии.

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
РАЗДЕЛ 6

Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)

Последствия воздействия деятельности человека на животных. Одомашнивание. Искусственный отбор и селекция сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

  • Экскурсия.

Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.

Резерв времени – 3 - 5 часов.
Примечание:
Текст, выделенный

зелёным цветом взято из стандарта;

синим цветом – присутствует в примерной программе по предмету, но скорректировано согласно стандарту;

красным цветом – добавлено из стандарта, но в примерной программе по предмету отсутствует.

Учебно - методическая литература для учителя
1. Л.А. Гребенник, М.А. Солодилова, Н.В. Иванова, В.Н. Рыжаева. Тесты по биологии: пособие для учащихся и абитуриентов; под ред. В.П. Иванова.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 190 с.: ил.

2. Дидактические карточки- задания по биологии: животные/ Е. Т. Бровкина, В.И. Белых.- М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. - 56 с.

3. Т.А. Дмитриева, С.В. Суматохин. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6 -7 кл.: Вопросы. Задания. Задачи.- М.: Дрофа, 2002.- 128 с.: ил.

4. Е.Л. Жеребцова. ЕГЭ. Биология: Теоретические материалы.- СПб.: Тригон, 2009. – 336 с.

5. А.А. Кириленко, С.И. Колесников. Биология. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации- 2009: учебно - методическое пособие - Ростов н/Д: Легион, 2009.- 176 с.

6. В.В. Латюшин, Г.А. Уфинцева. Биология. Животные. 7класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В Латюшина и В.А. Шапкина « Биология. Животные»: пособие для учителя.- М.: Дрофа 2003.- 192 с.

7. В.В. Латюшин. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь для учителя.- М.: Дрофа, 2004.- 160 с.

8. А.И. Никишов. Как обучать биологии: Животные: 7 кл.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 200 с.

9. А.И. Никишов, Р.А. Петросова и др. Биология в таблицах.- М.: «ИЛЕКСА», 1998.- 104 с.

10. А.И. Никишов, А.В. Теремов. Дидактический материал по зоологии. – М.: РАУБ «Цитадель», 1996. - 174 с.

11. А. Теремов, В. Рохлов. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ - ПРЕСС, 1999.- 258 с.: ил. («Занимательные уроки»)

12. В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. Готовимся к единому государственному экзамену: биология. Животные. - М.: Дрофа, 2004 – 272 с.

Дополнительная литература для учащихся

  1. Животные/пер. с англ. М.Я. Беньковский и др.- М.: ООО « Издательство Астрель; ООО « Издательство АСТ», 2003.- 624 с.: ил.

  2. В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс.- М.: Дрофа, 2003. – 144 с.: ил.

  3. Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас.- М.: « Росмэн», 1998- 88 с.

  4. Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. 5-е изд., перераб. и доп./глав. ред. М. Д. Аксеонова - М.: Аванта+, 1998.-704 с.: ил.

  5. Я познаю мир: детская энциклопедия: миграция животных / автор А. Х. Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.

  6. Я познаю мир: детская энциклопедия: развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.

  7. Я познаю мир: детская энциклопедия: амфибии / автор Б. Ф. Сергеев. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 1999. – 480 с.: ил.


Учебно – тематическое планирование уроков биологии

Биология: животные, 7 класс

№ п/п


Название разделов

Рабочая программа

(количество часов)

Кол.

уроков

практическая часть

л/р

обобщение

1.

Введение. Общие сведения о животном мире

2







2.

Раздел 1. Многообразие животных – результат эволюции

36

7




3.

Простейшие

2







4.

Многоклеточные животные

34




3

5.

Раздел 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

12

1

1

6.

Раздел 3. Индивидуальное развитие животных

3

1




7.

Раздел 4. Развитие животного мира на Земле

3




1

8.

Раздел 5. Биоценозы

4




9.

Раздел 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека

5







10.

Резерв времени

3-5







11.

Всего: практическая часть




9




12.

Итого: уроков

68-70





















  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр орехова Т. А icon«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр полуаршинова Н. Г
Учебник Дронов В,П,, Ром В. Я. География России. Население и хозяйство., М. «Дрофа» 2006
«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр орехова Т. А iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составители программы: директор Т. С. Шамшина, зам директора по увр о. О. Обухова, зам директора по нмр т. Н. Бельтюкова, зам директора...
«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр орехова Т. А iconСправка №216 по результатам сдачи экзаменов государственной итоговой...
Фио, должность проверяющего: Шиянова Т. А., зам директора по увр, Меховская И. А., зам директора по увр
«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр орехова Т. А iconПрограмма рассмотрена Программа согласована на Методическом Совете Зам директора по увр
Я– исследователь”. Программа курса рассчитана на 4 года: 1 класс – 66 часов, 2–4 классы по 68 часов год в каждом классе, на 2 час...
«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр орехова Т. А iconПротокол №1 От «30» августа 2012 г. «Согласовано» Зам директора по...
Р. з. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле
«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр орехова Т. А iconЗам директора по увр
Зам директора по увр: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы проводим второй плановый единый методический день в этом учебном...
«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр орехова Т. А iconПротокол №1 От «30» августа 2012 г. «Согласовано» Зам директора по...
Электронное облако и орбиталь, их формы. Электронные и электронно-графические формулы в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная...
«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр орехова Т. А icon19 декабря 2014 года в школе прошел школьный этап Городского конкурса рефератов
Участники показали высокий уровень работы над своими рефератами, и публичная защита прошла успешно. Жюри в составе Федотовой И. А....
«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр орехова Т. А iconИ. о директора школы №242 Зам директора по увр на заседании мо

«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр орехова Т. А iconПрограмма элективного курса на 2012 2013 учебный год
Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт
«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр орехова Т. А iconРабочая учебная программа по окружающему миру для 3 класса на 2013/2014 учебный год
Директор мбоу зам директора по увр на заседании мо
«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр орехова Т. А iconРабочая учебная программа по литературному чтению для 3 класса на 2013/2014 учебный год
Директор мбоу зам директора по увр на заседании мо
«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр орехова Т. А iconПлан воспитательной работы На 2013-2014 учебный год Основные направления
Зам директора по увр,соцпедагог,психолог,зав библиотекой,худ руководители групп
«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр орехова Т. А iconПротокол №1 от августа 2013 г. «Согласовано» Заместитель директора по увр: Маркелова И. И
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Колено
«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр орехова Т. А icon7 классе "Б" (кл рук-ль: Короткова Т. В.) Тема урока: "Музыка "легкая"...
Чепуштанова Ольга Сергеевна, Короткова Татьяна Викторовна, зам директора по увр ткаченко Ирина Александровна, зам директора по дополнительному...
«30» августа 2013 года согласована зам директора по увр орехова Т. А iconПротокол №1 От «30» августа 2012 г. «Согласовано» Зам директора по...
Программа «История. История России и мира 10-11 класс», Москва, «Русское слово» 2007 год. 2 С. И. Козленко, Н. В. Загладин, Х. Т....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск