Организация обучения с использованием ркт (рабочая карточка по теме) на уроках





Скачать 147.38 Kb.
НазваниеОрганизация обучения с использованием ркт (рабочая карточка по теме) на уроках
Дата публикации24.09.2014
Размер147.38 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Общественные дисциплины
Комиссарова Галина Юрьевна,

заместитель директора по УВР МОУ средняя школа № 20

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РКТ

(РАБОЧАЯ КАРТОЧКА ПО ТЕМЕ) НА УРОКАХ

ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, БИОЛОГИИ, ГЕОГРАФИИ



В настоящее время обозначилась проблемная ситуация в обучении «устным» предметам учащихся общеобразовательной школы. Противоречие первое: государством предъявлено новое требование к результату общего образования – сформированность компетентностей учащихся, то есть, заявлено о приоритете его умениевой составляющей. Содержание ГОСов по истории, обществознанию, биологии, географии предполагает, прежде всего, получение системы предметных знаний (сведений). Учащимся сначала необходимо принять объемную информацию, потом осваивать алгоритмы ее переработки (сравнения, анализа, классификации, оценки и т. д.). Противоречие второе: в соответствии с принципом научности в обучении дисциплины: «История», «Обществознание», «Биология», «География» - осваиваются через предметный язык, тогда как современные школьники в большей части обладают слабым речевым развитием – осознанная переработка текстовой информации, понимание устного изложения предметной информации вызывает у них существенные затруднения.

На протяжении ряда лет в МОУ № 20 апробировалось обучение с помощью РКТ на уроках истории и обществознания. Анализ полученного опыта позволил выдвинуть гипотезу об универсальности дидактического средства (РКТ) для «устных» предметов.

Для организации проверки данной гипотезы в МОУ была проведена серия открытых уроков, занятия по освоению алгоритмов составления РКТ для учителей биологии и географии. Это позволило педагогам приступить к разработке и апробации собственных дидактических материалов. Полученный опыт подтвердил наличие универсальных свойств РКТ как дидактического средства реализации компетентностного подхода в обучении по «устным» предметам.

Материалы апробации были предъявлены педагогическому коллективу МОУ № 20 через проведение мастер-класса, городскому сообществу – на городской выставке–ярмарке педагогических идей, семинаре для учителей истории и обществознания. Представленный опыт, инструктивные материалы вызвали интерес у коллег.

Таким образом, освоение принципиальных характеристик РКТ, алгоритмов ее технического исполнения, использование рекомендаций по применению РКТ на уроках в устной и письменной работе позволят широкому кругу педагогов «устных» дисциплин оптимизировать учебную деятельность учащихся, реализовать следующие подходы в обучении: деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный.

Бурлакова Татьяна Владимировна

Симдянова Наталья Владимировна

МОУ СШ №88
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на благо, приумножает ее богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на ее защиту, в том числе с оружием в руках. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека.

В наши дни идеи патриотического воспитания определяется стратегией государственной политики в выборе ценностных установок жизнедеятельности общества.

Условия, в которых сегодня находится российское общество, в целом неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы.

Основательно дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости, в значительной степени утрачено представление о связи прав с общественными обязанностями и гражданским долгом, личной свободы с общественными интересами.

Актуальность гражданско-патриотического воспитания имеет и более широкий социокультурный аспект непосредственно связанный с ключевым вопросом существования российского общества и государства: куда и с какими ценностями идет современная Россия?

Для реализации задач патриотического воспитания можно использовать несколько форм организации уроков истории. Одной из них является воспитание патриотизма средствами краеведения («Мой город», «Моя семья», «Моя школа»). В процессе работы по изучению истории семьи и школы школьники приходят к выводу о том, что эти социальные структуры являются неотъемлемой составляющей истории города, начинают ощущать собственную сопричастность истории малой родины.

Другой формой патриотического воспитания являются уроки Мужества. Тематические уроки Мужества – это учебная деятельность, направленная на воспитание патриотического отношения школьников через театральные постановки, литературно – художественные композиции, используя при этом исторические факты. На подобных уроках заостряется внимание школьников на тех поступках, где проявляется осознание долга перед Родиной.

Изучение истории своей семьи важный элемент в воспитание чувств патриотизма. Для этого учащиеся получают задание при прохождении определенной темы описать историю своей семьи, родственников, или отдельные воспоминания об исторических событиях. Эта работа по личностной идентификации семейной истории и истории Отечества позволяет учащимся почувствовать себя в мире истории, приблизить теоретические основы учебника к личному «Я».

Другим направлением исследовательской деятельности школьников может быть история родного города. Например, изучение истории улиц и памятных мест микрорайона школы. Учащиеся, работая в группе, составляют «паспорта» улиц, куда заносятся их топонимическая схема, сведения о происхождения названия и памятниках.

Такие формы работы способствует развитию научного и художественного восприятия мира, приобретению навыков самостоятельного научного поиска. Забота о поддержании традиций школы, познание культурно-исторического наследия края, своих исторических корней приобщает ученика к понятию Родина. Эта деятельность позволяет уйти от умозрительности в восприятии родной истории.

Иванюк Ирина Вячеславовна

МОУ СШ №10
Воспитательные возможности изучения основ религии на уроках обществознания
Изучения основ религии на уроках обществоведческого цикла, позволяет активно использовать воспитательный потенциал религиоведческих знаний. Он оказывается значимым, в том числе и для реализации принципов толерантности в современном обществе. Воспитательный потенциал знаний о религии в современной школе обусловлен двумя основными факторами: местом и значением религии в общественном сознании в данный исторический период, а также местом и значением религии в истории человечества в целом. Без освоения определенного минимума этих знаний учащимися, вне зависимости от их личного отношения к религии, реализация принципов толерантности в обществе будет затруднена. На уроках обществознания не ставится задача обязательного и всеобщего воспитания детей в духе определенного религиозного мировоззрения. Школьники осваивают общие социально-гуманитарные знания о религии. Такое ознакомление предполагает сообщение сведений о происхождении религий, основных особенностях вероучений, религиозной символике, основных элементах культа, священных книгах и принятых в них этических нормах, а также о численности последователей, географии распространения, и т.п. Все это расширяет кругозор школьников, помогает учащимся осознанно строить взаимоотношения со сверстниками из разных этнокультурных сред. Но в тоже время воспитательный потенциал изучения религиозной культуры в курсе обществознания не сводится к просвещению только и исключительно в области информативного знания. Он гораздо шире и задается, прежде всего, самим содержанием религиозной культуры, ее ценностными установками. Воспитательные возможности ценностей религиозной культуры состоят в том, что ими поддерживаются определенные аспекты общезначимого гражданского воспитания и развития личности ребенка, в частности:

  • воспитание веротерпимости, уважения прав и свобод сограждан в области отношения к религии, прав личности в духовной сфере жизни общества в целом;

  • развитие национального самосознания, приобщение к ценностям национальных и мировых культуры;

  • развитие нравственных начал личности, этической культуры, моральных принципов поведения, социально значимых и общепринятых в нашем обществе;

  • актуализация мировоззренческих позиций у школьников, направленность личностного развития на духовные образцы в противовес усилившейся пропаганде безнравственности, цинизма и приспособленчества.

Ключевым аспектом воспитания учащихся при изучении религиозной культуры, значимым для реализации принципов толерантности в российском обществе, является воспитание веротерпимости, уважения свободы и самоопределения личности. Общеизвестно, что Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство. Но в настоящее время, наблюдаются попытки подорвать целостность России, в том числе и по религиозным основаниям. Православие, ислам, буддизм, иудаизм, языческие формы религии и т.д. составляют основу многонациональной российской культуры. Поэтому важно, чтобы традиции веротерпимости, уважительного отношения к традиционным религиям, выработанные народами России, были сохранены и воспроизводились в новых поколениях, в том числе через изучение основ религии в обществоведческом курсе. Содержательная часть воспитания веротерпимости у школьников на данном этапе в современной школе может включать два взаимодополняющих направления. Первое направление, которое предполагает знакомство с основами религий, уже существует в рамках обществоведческого курса. Второе направление может подразумевать углубленное изучение религии своего народа, воспитание к ней чувства уважения, как к религии предков, основы духовной культуры и традиционного образа жизни своего этноса.

Курненкова Светлана Геннадьевна

МОУ лицей №51
ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ
«Лучшее, что даёт нам история,

это возбуждаемый ею энтузиазм»

И. Гёте.
Наверное, каждый учитель мечтает, чтобы именно его предмет дети любили, понимали и с удовольствием шли на урок.

Как же сделать так, чтобы не оставалось на уроках равнодушных, не вовлечённых в учебный процесс детей?

За время работы в школе я поняла, например, как важно именно в пятом классе привить интерес ребёнка к истории – одному из важных, стержневых, гуманитарных предметов, где формируются необходимые школьнику интеллектуальные умения.

Дети любят рисовать, воображать, придумывать, а почему бы на уроках истории в пятом классе не создать рисованный фильм из жизни первобытных людей?

Ученики этого возраста любят играть. Так почему бы с ними не поиграть в ролевые игры? Например, на уроке о зарождении демократии в Афинах, на котором они с удовольствием «примерят маски» знати, ремесленников, купцов, свободных земледельцев, рабов. Можно слетать на машине времени в Древний Рим и провести репортаж с гладиаторских боев или с Олимпийских игр. За некоторое время до урока можно подготовить проект «Машина времени»: как она будет выглядеть, чем оснащена, какие костюмы подойдут для полета, что из современных вещей можно взять в Древний Рим и т.п.

Наши пятиклассники обожают конкурсы, а их так много. Например, конкурс – разминка «Историческая цепочка», в котором нужно сообщить сведения о каком-либо деятеле, его биографические данные. Ученик проговаривает информацию и передаёт эстафету другому. Конкурс «Чьи слова?». В нем учащиеся определяют, кем, когда и при каких обстоятельствах были произнесены или написаны воспроизведённые на карточках слова. Конкурс мудрецов с решением кроссвордов, «Историк должен грамотно писать», «Узнай историческое лицо», «Найди ошибку в тексте» и многие другие вызывают живой интерес у юных историков.

Пятиклассники любят проводить взаимопроверку. Этот методический приём хорош при заполнении таблиц, тестов, решении хронологических задач и т.д.

Не менее важна наглядность в обучении для обогащения представлений учащихся, для конкретизации того, о чём говорится. Необходимо прибегать к показу изображений исторических памятников, картин, портретов и т.д., словом всего того, что создаёт яркий наглядный образ прошлого. Актуальным в этой работе будет посещение музеев, выставок. Можно организовать просмотр исторических художественных фильмов, например, в каникулярное время.

Основной формой учебного процесса всё же остаётся традиционный урок, в который вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это, прежде всего, шестиуровневое развитие познавательных способностей: знания, понимания, применения, анализ, синтез, оценка. Исходя из этого более тщательно отбирается фактический материал к уроку, тексты документов по теме, задания, тесты. На таких уроках используются разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов; заполнение карточек; дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовки сообщений и т.д.

Использую и такой прием: к концу урока учащимся предлагается придумать заглавие темы урока или же выделить главные ключевые слова изучаемого материала. Правильно выбранная формулировка нацеливает на анализ конкретного явления или создает проблемную ситуацию, например: «Жители Египта – подданные фараона», «Греция или Македония?». Как правило, учащиеся проявляют заинтересованность в выполнении таких заданий. Они не столько запоминают, сколько размышляют, оказываются в ситуации выбора, принятия решений. Данные формы и приемы работы помогают в формировании базовых понятий курса истории, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся.

Выполнение домашнего задания не может лежать на учениках тяжёлым бременем, оно должно приносить им радость получения новых знаний, не должно быть громоздким. Другими словами, центр тяжести подготовки ученика должен быть перенесён на урок.

Заканчивая свои заметки, я хочу сказать, что труд учителя таит в себе неисчерпаемые возможности, но он должен быть неустанным и самоотверженным и только тогда даст радость подлинного созидания, а дети полюбят наш предмет и с удовольствием будут заниматься историей.
Прокопченко Ирина Витальевна,

МОУ СШ №47
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ КАК РЕСУРС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ПРАВОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ И ПОТРЕБНОСТЬ

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ
Изменения, направленные на создание Новой школы, соответствующей новым социально-экономическим и социально-политическим запросам общества, требуют изменения отношений, сложившихся между основными субъектами образовательного процесса – педагогами, детьми и их родителями. Расширяется понятие образовательной среды, как части социокультурного пространства, обеспечивающей множественность воздействий на личность, определяющих её воспитание, обучение и развитие. Результативность формирования правовой грамотности и потребности здорового образа жизни на уроках обществознания становится высокой в том случае, когда используются все ресурсы образовательной среды и, прежде всего, тесное взаимодействие учителя – предметника с родителями. Чем выше правовая культура родителей, тем выше она будет и у ребёнка. И основные поведенческие привычки формируют у ребёнка сами родители или другие члены семьи, воспитывающие ребенка.

Учитывая огромное влияние семьи, и, прежде всего, родителей на образ жизни и образование ребёнка, перед учителем встаёт задача повышения заинтересованности родителей в успешном усвоении их детьми материала, обеспечивающего правовую грамотность и формирование потребности здорового образа жизни. То есть сотрудничество с родителями должно обеспечивать на практике закрепление того, что изучается в курсе «Обществознание» по темам, связанным с формированием правовой культуры и потребности здорового образа жизни. Мною разработана система мероприятий обеспечивающая такое сотрудничество. Она включает в себя два аспекта:

  • педагогическое просвещение родителей;

  • участие родителей во внеурочной деятельности учащихся по курсу «Обществознание» по направлениям «Правовая культура» и «Здоровый образ жизни».

Организованное в системе педагогическое просвещение превращает родителей в соратников, способных руководствоваться в воспитании своих детей теми же идеями, что и учитель. Педагогическое просвещение начинается с диагностики, в ходе которой выявляется уровень компетентности родителей в области правовой культуры и здорового образа жизни. Далее составляется программа педагогического просвещения на учебный год, включающая следующие формы работы:

  • Индивидуальное консультирование.

  • Тематическое консультирование.

  • Родительский лекторий.

  • Педагогическое просвещение через Интернет.

  • Буклет для родителей, посвященный конкретным темам из области правовых знаний или здорового образа жизни является еще одной возможностью передачи им информации.

Совместная с родителями внеурочная деятельность детей может осуществляться в следующих формах:

  • Привлечение родителей к участию в совместных с детьми тренингах по правовым вопросам.

  • Проведение тематических конференций.

  • Познавательные игровые программы.

  • Семейное проектирование.

Использование взаимодействия с родителями в качестве ресурса образовательной среды, обеспечивает высокую результативность образовательного процесса в предметной области «Обществознание», а также повышение грамотности родителей в области права и здорового образа жизни, ориентирует их на ведение здорового образа жизни, активное решение правовых вопросов своей семьи.
Сосяк Таисья Григорьевна

МОУ лицей №19
НЕТРАДИЦИОННОЕ ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

Многим кажется, что популяризация экономики – это чрезвычайно амбициозный проект. Я считаю, что непопулярность экономики абсолютно безосновательна. Цель изучения экономики состоит в том, чтобы расширить спектр возможностей и выбора, доступных каждому человеку в повседневной жизни, а также в том, чтобы помочь, как можно большему числу людей достичь благополучия. Экономика в своей основе является особым подходом к пониманию мира, который можно использовать практически в любой ситуации, затрагивающей отдельных людей, компании, отрасли промышленности и государства. Ни одна другая наука не способна достичь подобного прагматизма.

По радио и телевидению, в газетах и журналах много рассказывают про экономику. Сложно выдавать себя за эксперта по медицине или по землетрясениям, чтобы поделиться недавно прочитанными интересными фактами, но, по-видимому, подобная неуверенность не свойственна большей части так называемых «экспертов по экономическим вопросам». Но, им все сходит с рук из-за плохой репутации экономики, ведь считается, что она оторвана от реальности. Экономистов критикуют за то, что они слишком полагаются на абстрактные расчеты. Эта критика несправедлива. Знаменитый экономист Лионель Роббинс сказал, что экономика – это изучение того, как люди пытались достичь поставленных целей с помощью скудных ресурсов, которые могли иметь различное применение. К сожалению, интеллектуальная аудитория недооценивает значение экономики. Существует глубокая пропасть между экономистами и представителями других общественных наук и интеллигенции. И актуальность проблем школьного экономического образования обусловлена как радикальными изменениями в политической и экономической жизни России, так и возрастанием значения экономики как учебной дисциплины в школьном образовании.

Если вы не представляете себе реальные масштабы экономики (существующий уровень ВВП), то вы не сможете определить, насколько важны происходящие события. Тем, не менее в основе этой науки лежит глубокое уважение к открытию истины мира. Я стараюсь представить, учащимся, экономику состоящую из миллионов и миллионов людей и компаний, где все они связаны между собой торговлей, инвестициями и миграцией. Поэтому, на уроках используется групповая работа, круглые столы, интерактивные игры и интер-тесты, методика активного чтения (маркировка текста «+», «-», «?») сохраняя при этом, интерес к теме и тексту учебника. С целью профориентации на уроках вводятся минутки «В мире профессий», составление бизнес-планов, выработка навыков уверенного поведения в различных ситуациях при общении с работодателем, ведется исследовательская проектная деятельность.

При изучении курса изучаются не только значения экономических терминов, но и решаются такие задачи, как развитие экономического мышления учащихся, технологии саморазвития, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Мы познаем экономическую теорию на основе реальных сюжетов из российской практики пользуясь опытом, материалом Финансовой академии при правительстве РФ (кейсы из российской практики).

Мы не привыкли, и нам не нравится, когда говорят, что неизвестно, как экономика будет выглядеть через год или два. Как говорилось в «Макбете» (Уильям Шекспир «Макбет»),

Коль вам дано провидеть сев времен

И знать, чье семя всхоже, чье не всхоже,

Вещайте также мне.

Предмет исследования макроэкономики более чем актуален в настоящее время, особенно в условиях глобализации, финансовых кризисов и взлетов, и падений Новой экономики.

Со стороны микроэкономики (изучение экономического поведения на уровне отдельного человека, семьи, компании и отрасли) уже на протяжении десятилетия или двух находится на необычайном подъеме.

Были найдены ответы на многочисленные вопросы, лучше понимается поведение людей. Начиная с 1960-х годов, накапливалось все больше исследований, в результате которых образовался большой объем информации о тысячах и тысячах черт и предпочтений отдельных людей, произошло значительное усовершенствование компьютерных технологий и снижение цен на них, что сделало возможным анализ всей этой информации. Люди часто уделяют слишком много внимания сиюминутным обстоятельствам. Мы придаем слишком много значения простым совпадениям.

Нетрадиционный подход учителя к преподаванию экономики заключается в том, что он формирует экономическое мышление учащихся так, чтобы оно позволяло разобраться в самых разноплановых явлениях, будь то рынок услуг, инфляция, демография, иммиграция и т.д. Работа учителя должна быть увлекательной и вместе с тем очень информативной, содержать обширный материал, который поможет ориентироваться в современной жизни.

На практике, как и в теории, смешение методик и идей разных дисциплин восстанавливает экономику и делает ее одной из самых интересных тем для изучения. В результате многие участвуют в чемпионатах городского клуба

«МЭКОМ», олимпиадах, городских и всероссийских конференциях, а некоторые выбирают экономику своей профессией, Нельзя обвинять хороших экономистов во всех плохих экономических мерах, которые встречаются во Вселенной.

Главное – это понять мир, в котором мы живем.

И знание этого позволит в будущем каждому человеку ощущать себя органической составляющей окружающего мира.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация обучения с использованием ркт (рабочая карточка по теме) на уроках iconОткрытый урок по мхк в 11 классе. Учитель I категории Василенко Л. П
«Возрождение. Флоренция- колыбель Итальянского Возрождения», карточка- минутка по теме «Художественная культура Китая», карточка-минутка...
Организация обучения с использованием ркт (рабочая карточка по теме) на уроках iconГ. В. Жадейко Организация коллективного способа обучения на уроках...
Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах/авт сост. Г. В. Жадейко – Дятлово, 2009. 47с
Организация обучения с использованием ркт (рабочая карточка по теме) на уроках iconОрганизация рефлексивной деятельности обучающихся на уроках химии
Смысл для меня, как учителя – не просто поиск новых форм и новых технологий обучения химии, а осознание и организация помощи развития...
Организация обучения с использованием ркт (рабочая карточка по теме) на уроках iconРасписание занятий стажировочной площадки по теме: «Формирование...
Наша новая школа в условиях последовательного введения фгос II поколения (визитная карточка)
Организация обучения с использованием ркт (рабочая карточка по теме) на уроках iconОтчет по теме самообразования «Использование алгоритма на уроках русского языка»
Тема: «Организация работы с учащимися в соответствии с их способностями и возможностями»
Организация обучения с использованием ркт (рабочая карточка по теме) на уроках iconУрок это итоговый урок по теме «parts of body»
На предыдущих занятиях был введен и отработан лексический материал, в том числе с использованием компьютерных технологий, осуществлялась...
Организация обучения с использованием ркт (рабочая карточка по теме) на уроках iconКонспект проведения занятия по теме: «организация обучения населения...
Цель урока: выяснить прочность и глубину усвоения знаний учащимися по данной теме
Организация обучения с использованием ркт (рабочая карточка по теме) на уроках iconПрезентация раздел электронного учебника. Достаточно простые средства...
...
Организация обучения с использованием ркт (рабочая карточка по теме) на уроках iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Реализация гендерного подхода на уроках иностранного языка с использованием интерактивных методов обучения
Организация обучения с использованием ркт (рабочая карточка по теме) на уроках iconУроки по окружающему миру по теме: Формирование ууд на уроках окружающего мира в начальной школе
Проблема, над которой работает учитель«Формирование учебно– познавательных компетенции через активные методы обучения на уроках в...
Организация обучения с использованием ркт (рабочая карточка по теме) на уроках iconНа уроках немецкого языка
...
Организация обучения с использованием ркт (рабочая карточка по теме) на уроках iconПрограмма о бластного практико-ориентированного семинара по теме:...
Участники: педагоги, обучающие детей – инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий
Организация обучения с использованием ркт (рабочая карточка по теме) на уроках iconДоклад по теме Проектная деятельность на уроках информатики и информационных технологий
И эти цели требуют современных средств обучения, разнообразных методических и педагогических систем и решений. Методе проектов занимает...
Организация обучения с использованием ркт (рабочая карточка по теме) на уроках iconКонспект урока по окружающему миру по теме: «Организация развивающей...
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03....
Организация обучения с использованием ркт (рабочая карточка по теме) на уроках iconУроках математики с использованием икт (описание проведения методического объединения)
...
Организация обучения с использованием ркт (рабочая карточка по теме) на уроках iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск