Глобальный эволюционизм и эволюционная глобалистика Учебно-методическое пособие





НазваниеГлобальный эволюционизм и эволюционная глобалистика Учебно-методическое пособие
страница1/6
Дата публикации30.10.2014
Размер0.83 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > География > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6





А.Д. Урсул, Т.А. Урсул



глобальный эволюционизм и эволюционная глобалистика
Учебно-методическое пособие
М., 2013

А.Д. Урсул,Т.А.Урсул

Глобальный эволюционизм и эволюционная глобалистика: Учебно-методическое пособие.

В учебно-методическом пособии представлена интегративно-общенаучная концепция глобальной (универсальной) эволюции как перманентной самоорганизации материальных систем, в процессе которой идет прогрессивное развитие неорганической, органической природы и затем социальной ступени. Дальнейшее продолжение глобальной эволюции рассматривается в социоприродном ракурсе как коэволюция социальной ступени и окружающей ее природной среды на планете и во Вселенной. Эволюционная глобалистика рассматривается как междисциплинарный концептуальный подход к исследованию глобальных процессов и систем в эволюционном ракурсе и, прежде всего, с позиций глобального эволюционизма.
Пособие включает в себя введение (в котором рассматриваются особенности, цель и предмет курса), программу курса «Глобальный эволюционизм и эволюционная глобалистика»; примерную тематику рефератов; вопросы для подготовки к итоговой аттестации; список рекомендуемой литературы, основные понятия и термины (глоссарий).

© Урсул А.Д.,

© Урсул Т.А.

ВВЕДЕНИЕ

(предмет, цель и особенности курса)
Это издание программы курса «Глобальный эволюционизм и эволюционная глобалистика» подготовлено с учетом опыта преподавания одного из авторов пособия для студентов факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова в 2010-2013 учебных годах. Учебный курс ставит своей задачей познакомить обучающихся с предметом, подходами, проблемами, историей становления и различными течениями нового интегративно-общенаучного направления, сформировавшегося в области исследования глобальной (универсальной) эволюции, тесно связанной с глобалистикой и особенно эволюционной глобалистикой.

В последнее время на предметном поле глобальных исследований появились такие термины как эволюционная глобалистика и глобальный эволюционизм. Их появление оказалось не случайным и эти направления будут все сильнее влиять на глобальные исследования и особенно на глобалистику. Глобалистика представляет основную предметную область, своего рода «ядро» того направления глобальных исследований, которое обычно, особенно в англоязычной литературе, именуется «global studies». Стоит ли отождествлять глобалистику и глобальные исследования, покажет время, но пока будем считать, что глобальные исследования в некотором смысле шире понятия «глобалистика», по крайней мере, по той причине, что ряд направлений этих исследований пока не включены в глобалистику, хотя в их глобальном характере вряд ли можно сомневаться. Хотя смысл понятия «глобальный» может существенно меняться в зависимости от типа глобальных исследований.

В качестве примера можно привести астрономию и особенно такую дисциплину как космология. Понятие «глобальный» имеет в этих отраслях научного знания вовсе не те значения, которые используются в глобалистике, они относятся к космосу, причем понятие «глобальный» применимо ко всей Вселенной, а отнюдь не только к Земному шару. В настоящем курсе это понятие используется и широком и в более узком смысле. Глобалистика тем самым включается в глобальные исследования в широком смысле, выступая как их составная часть.

Концепция глобальной эволюции (глобальный эволюционизм) стала результатом синтеза и обобщения знаний многих, а потенциально всех отраслей и направлений современной науки. И эта общенаучная концепция стала играть важную роль не только дальнейшего парадигмального интегратора научного знания, но и проводника эволюционных взглядов в науке, особенно при становлении новых областей научного поиска, к которым относится и формирующаяся глобалистика. Рано или поздно на эволюционный путь становится любое научное направление и этого этапа не могут избежать глобальные исследования и их современное «ядро» - глобалистика, еще не успевшая выйти из своего «инвентаризационно-энциклопедического» состояния. Поэтому, наряду с освоением студентами различных дисциплин и курсов, имеющих отношение к глобальному знанию, важно осознаиие ими идеи развития, эволюции в самом широком ее понимании и, прежде всего, в плане эволюции глобальных процессов.

Эволюционные идеи в глобалистику проникают различными путями, но одним из главных можно считать распространение представлений глобального эволюционизма, мощный интегративный поток которого захватывает все растущее число научных направлений и областей исследования, формируя в них все большую «плотность» эволюционных идей.

Цель настоящего учебного курса заключается в том, чтобы создать у студентов целостное представление о глобальном эволюционизме и эволюционной глобалистике как интегративно-общенаучной системе знаний и способов освоения мира, расширить научную картину мироздания за счет привлечения современных эволюционных концепций, подходов, принципов и методов, а также способствовать превращению этих глобальных концепций в эффективное средство теоретического анализа и практического позитивного решения актуальных проблем, связанных с глобальными исследованиями.

Один из предметов учебного курса - глобальный эволюционизм, представляющий собой общенаучную концепцию глобальной (универсальной) эволюции, в которой самоорганизация материальных систем предстает в качестве единого и основного перманентного процесса прогрессивного развития в видимой Вселенной. Глобальная эволюция – это непрерывная самоорганизация материальных систем в неживой природе, живом веществе и обществе, и продолжающаяся далее в социоприродной форме и охватывающая материальные системы вещественного фрагмента Вселенной.

Этот основной тип эволюционных процессов имеет место как в космосе, так и на планете, причем в первую очередь студентов будут интересовать именно планетарные процессы эволюции, которые оказываются предметом исследования не только соответствующих наук о Земле, но и в определенных (антропоцетрическом и эволюционном) аспектах – глобалистики как интегративно-медисциплинарной области научного поиска, которая уже в ближайшей перспективе станет важной областью общенаучного знания и займет подобающее ей место в научной картине мира XXI века.

Одна из приритетных задач предлагаемого учебного курса заключается в формировании у студентов современной, т.е. соответствующей началу третьего тысячелетия научной картины мира. Эта картина мира в ее наиболее общем виде должна давать системно-целостный образ неживой и живой природы, человека и человечества, полученный на основе синтеза и обобщения всего научного знания. Со второй половины XX в. общенаучная картина мира начинает базироваться и развиваться на фундаменте идей глобального эволюционизма, что свидетельствует о системном воздействии общенаучных форм и средств познания (системного подхода, синергетики, кибернетики, информатики, экологиии и т.д.). Но время от времени та или иная наука (дисциплина) неожиданно вносит вклад, который оказываются кардинальным для понимания мироздания и роли в нем человека. Глобалистика уже сейчас претендует на то, чтобы стать одним из лидеров формирования общенаучной картины мира XXI века.

В учебном курсе также обращается внимание студентов на то, что глобальное знание связано со своего рода антропоцентрической ориентацией глобалистики: эта область научного знания призвана осмыслить и осознать роль глобальных процессов в нашей жизнедеятельности, оценить отношение человека и глобальных процессов и, на основе полученного фундаментального знания, выработать рекомендации для глобальной практической деятельности по оптимальной стратегии выживания цивилизации и сохранения окружающей природной среды, прежде всего биосферы. Вместе с тем обращается внимание на то, что антропоцентрический аспект глобалистики тесно связан с эволюционным, поскольку речь идет об эволюции в широком смысле, особенно если в глобальные исследования включаются и природные процессы.

При самостоятельной подготовке к занятиям студенты обратят внимание на то, что понятия «глобальный эвлюционизм» и «универсальный эволюционизм» оказываются близкими по смыслу, о чем свидетельствует их почти равноправное употребление в научной литературе по соответствующей проблематике. В курсе разъясняются причины такого равнозначного употребления упомянутых терминов, включая этимологический экскурс. Одни ученые предпочитают термин «универсальный» латинского происхождения (от лат. universalis), другие используют «французское» или «английское» значение (global).

Понятие «глобальный эволюционизм», по праву занимая «планетарную территорию» в форме эволюционной глобалистики, распространяет свое «вселенское значение» на все мироздание. Хотя в предлагаемом учебном курсе речь идет об общих эволюционных представлениях, тем не менее, особый интерес для глобалистики имеет планетарное значение этого понятия.

В учебном курсе акцентируется внимание студентов на том, что применение эволюционных представлений в глобалистике должно ее трансформировать в «эволюционную глобалистику», что связано, прежде всего, с планетарной экспликацией термина «глобальный эволюционизм». Применение глобально-эволюционных представлений к глобальному знанию ведет к его видению в качестве интегративно-общенаучного знания, получаемого в результате исследования глобальных процессов и глобальной эволюции, которое в перспективе окажется фундаментальным основанием всей науки и образования XXI века. Это знание может быть использовано в глобальной практической деятельности, направленной на выживание цивилизации и сохранение биосферы и других геосфер. Предметом эволюционной глобалистики становится эволюция и коэволюция глобальных процессов, т.е. процессы глобального развития в их антропо- и социоцентрическом ракурсе. При этом в учебном курсе обращается внимание, что эволюционная глобалистика выступает органическим синтезом двух мировоззренческих установок – глобализма и эволюционизма.

При осознании эволюционного подхода студенты в дальнейшем будут ориентированы на представление глобальных процессов и систем, прежде всего глобальных проблем и глобализации в их развитии и отношении к человеку и человечеству. Глобальный процесс – это, пожалуй, самый главный предмет исследования глобального знания. В учебном курсе подчеркивается, что процессуальность оказывается наиболее фундаментальной характеристикой бытия материи в видимом фрагменте Вселенной. Развитие выступает как направленное и, как правило, необратимое изменение содержания объекта; а различные направления развития – это прогресс, регресс, нейтральное (одноплоскостное) развитие и другие. Развитие представляется в учебном курсе в качестве синонима эволюции в широком смысле (и именно в этом смысле эти понятия здесь употребляются, кроме ряда специальных случаев).

Отмечается, что широко употребляемый в науках о неживой природе энергетический подход более употребим для описания процессов, тогда как информационный подход – для эволюционных трансформаций. А поскольку эволюционные процессы более быстро и масштабно совершаются в социальной ступени в сфере культуры, то здесь более адекватным оказался информационный подход и критерий, которому посвящена специальная лекция.

Под глобальными процессами понимается природные, социальные и социоприродные процессы, развертывающися на планете Земля и имеющие значение для дальнейшего глобального развития, в числе которых такие социоприродные процессы как глобализация, глобальные проблемы, устойчивое развитие, ноосферогенез и ряд других.

Уже исследуемые и пока не включенные в познание глобальные процессы (и глобальные системы) разделяются на три основные группы: социальные, социоприродные и природные, существующие и проявляющиеся в общепланетарном масштабе. В эволюционном ракурсе планетарная эволюция начинается с природных глобальных процессов, а на определенном этапе, после появления социальной ступени эволюции она уже обретает социоприродный характер и может при определенных условиях продолжаться в этом качестве неопределенно долго.

Не ограничиваясь происходящим в последнее время, выходя в более широкие пространственно-временные диапазоны и сферы, студентам предлагается по-новому видеть глобальные процессы и формирующиеся на их основе глобальные структуры и системы. Речь идет об эволюционном видении происходящего в глобальном ракурсе, где можно обнаружить как определенные направленные изменения глобальных процессов и даже появление новых в основном в результате глобальной деятельности и развертывания социоприродного этапа эволюции. С точки зрения развиваемого в учебном курсе эволюционного подхода в глобалистике у студентов должно сформироваться представление, что все без исключения глобальные процессы могут участвовать в процессах развития, имеющих прогрессивную, регрессивную либо иную направленность. Эта направленность эволюции глобальных процессов и представляет возможность их более глубокого изучения и экспертной оценки, в том числе в количественном плане и в различных способах глобального моделирования. С позиции здравого смысла это позволит студентам в той или иной степени сопоставить позитивные и прогрессивные изменения, а также негативные и регрессивные тенденции в глобальных процессах эволюции. А такой аксиологический и вместе с тем эволюционный подход приведет к «личностной расстановке» приоритетов и ценностных ориентаций в осмыслении глобальных феноменов и пониманию такого системного феномена как глобальное развитие.

Одной из важных особенностей предлагаемого учебного курса является акцент на переходе к новой форме глобально-цивилизационного развития (кото­рая пока существует в основном в виде политических деклараций и ре­комендательных документов ООН) и вызвана в основном причи­нами, связанными с экологией и обеспечением безопасности в самом широком смысле. И, понятно, почему такой акцент уместен: ведь если мировому сообществу не удастся реализовать переход к устойчивому развитию (УР), то уже в текущем столетии может разразиться социально-экологическая катастрофа планетарного масштаба либо иная, скажем, связанная с пока умножающимися и усиливающимися глобальными угрозами и опасностями. XXI век может стать веком перехода миро­вого сообщества к УР и тем самым выжива­ния цивилизации и сохранения биосферы как естественного фун­дамента человеческой жизни либо самым трагическим столетием в истории цивилизации, приблизившим «конец света» в его гло­бальном варианте.

Студенты должны осознать, что для того, чтобы человечество смогло выжить, необходимо коренным образом трансформировать процесс глобального развития, изменив общечеловеческие ценности и ориентиры дальнейшего поступательного дви­жения, поскольку они сформировались в модели неустойчивого развития (так на Конференции ООН по окружающей среде и раз­витию в 1992 г. – ЮНСЕД в Рио-де-Жанейро была названа та форма развития, по которой продолжает пока развиваться наша цивилизация). Ни одна даже самая высокоразвитая страна (а тем более развивающийся мир) не сможет перейти на путь УР, не изменив кардинальным образом механизмы развития, не выбрав новые цели (своего национального развития и обеспечения безопасности, которые были намечены в «Повестке дня на XXI век» (1992 г.), Плане выполнения решений Всемирного саммита по устойчивому развитию (ВСУР) в Йоханнесбурге в 2002 г. и других официальных доку­ментах ООН. И это уже требует от всех или пока большинства стран мирового сообщества перехода на новую стратегию развития – уже не модернизационно-догоняющую, а трансфор­мационно-опе­ре­жа­ю­щую, только благодаря которой и можно бу­дет обеспечить выживание и безопасность всего человечества.

Осмысление студентами глобальных процессов с точки зрения «устойчивого эволюционизма» позволит им не просто увидеть эти процессы в предметной области исследований глобалистики, но и соответствующим образом ранжировать их по степени приоритетности. Ведь концепция УР кардинальным образом отличается от всех предыдущих идей развития цивилизации тем, что она впервые выдвинула глобально-экологические императивы и обеспечение глобальной безопасности на приоритетное место. Все остальные концепции будущего переустройства мира не затрагивали коренным образом область взаимоотношений природы и общества и вопросы глобальной безопасности. В учебном курсе все же проводится мысль, что, наряду с приоритетными направлениями в понимании УР, важно видеть этот путь развития в системно-целостном ракурсе как важнейший глобально-эволюционный процесс.

Не менее важно понять, что возможный переход к такому глобально-системному социоприродному процессу как УР в XXI веке будет означать возвращение к коэволюционному развитию глобальной социоприродной системы. Вряд ли стоит ограничиться указанием студентам на то, что эта будущая модель развития может гарантировать выживание человечества и его неопределенно долгое нерегрессивное развитие в условиях сохранения окружающей природной среды. Это не просто продление на длительную перспективу глобального социоприродного развития, но и дальнейшее продолжение универсально-эволюционного ряда, который будет развиваться в форме планетарно-космической системы «общество-природа», причем не исключено, что не только в форме «человечество-природа». Именно эта идея выхода через УР на основную магистраль (супермагистраль) глобальной эволюции представляется одним из наиболее значимых положений данного курса.

В свое время (60-е годы ХХ века) для обоснования выхода человечества в космос приводился аргумент с позиций универсального эволюционизма (хотя этот термин не употреблялся, но смысл обоснования был аналогичным). Речь шла о своеобразной ориентации выхода человеческой деятельности за пределы планеты с «целью» вписаться в супермагистраль глобальной эволюции. Сейчас можно к этому «космическому» аргументу добавить и «глобальный» (который, естественно, не отменяет ранее упомянутый и рассматриваемые в учебном курсе синергетический и другие аргументы).

Особенность социальной ступени глобальной эволюции заключается в экзогенном (экстрокорпоральном, внегенетическом) накоплении социокультурной инфорации. Передача культурной информации также требует использования пространства и материальных объектов вне организма составляющих общество людей и активного участия в этом процессе их сознания. Это также означает, что в отличие от предыдуших ступеней развития человечество начинает расширять сферу своего распространения как на Земле, так и в космосе не только для получения вещественно-энергетических ресурсов, но, прежде всего, для получения негэнтропии из окружающей среды, продолжения своих информационных процессов.

Решение глобальных проблем и предотвращение опасностей стихийного и «вестернизационного» направлений глобализации должно будет происходить через УР, что также необходимо для продолжения супермагистрали как главной магистрали непрерывного прогрессивного развития уже в ее социоприродной форме. Начало этого социоприродного развития в эволюционном «коридоре безопасности» начинается с перехода к УР, а его продолжение мыслится уже в форме коэволюции глобальной системы «общество-природа» на пути становления ноосферы вначале на планете – колыбели, а затем и за ее пределами.

Обращается внимание обучающихся на необходимость правильно ориентировать глобальную деятельность в безопасном и ноосферном направлении. В то же время важно уменьшать и даже устранять негативные факторы и предвидимые последствия, предотвращать опасности и угрозы и особенно уменьшить риск возникновения омницида.. Важно обеспечить безопасность развертыванию этого процесса в прогрессивном направлении, т.е. обеспечить становление ноосферы через глобальный переход к УР, что возможно только в случае гарантии предотвращения и защиты от реальных и потенциальных опасностей и угроз.

Для будущей глобальной ноосферной цивилизации необходимо обеспечить устойчивый способ ее бытия, сохранение ее природы в условиях внутренних и внешних негативных воздействий и изменений. Обеспечение глобальной безопасности выражает возможность и способность человечества к самосохранению и дальнейшей эволюционной самоорганизации при негативных воздействиях, угрозах и опасностях. Студенты должны усвоить, что глобальная безопасность предстает как безопасность мирового сообщества, реализующаяся в условиях коэволюции систем «человек–общество» и «человек–общество–природа».

В учебном курсе подчеркивается, что и переход к УР и становление ноосферы – это процессы глобального развития, причем новые и будущие процессы, которые благодаря уже не стихийной, а целенаправленной и рациональной глобальной деятельности будут переведены на путь безопасного прогрессивного развития, т.е. на траекторию ноосферогенеза, которая уже вписывается в упомянутую супермагистраль.

Если процесс глобализации студентами обычно воспринимается как системное объединение человечества в процессе пространственного расширения по земному шару, то переход к УР и становление сферы разума должен также оознаваться как глобальный процесс темпорального продолжения существования цивилизации. Т. е. глобализация и развертывание других глобальных процессов через УР и их дальнейшая ноосферная ориентация предстает как единый пространственно-временной процесс дальнейшего безопасного бытия человеческого рода.

Программа учебного курса рассчитана на один семестр в объеме 32 лекционных часов и включает в себя тематический план, темы и основной план каждой лекции, краткие методические рекомендации, примерные темы рефератов, вопросы для подготовки к итоговой аттестации и глоссарий (словарь наиболее важных для этого учебного курса глобального эволюционизма терминов и понятий).

Студентам предлагается список учебной, а также специальной основной и дополнительной литературы, которую можно использовать во время самостоятельной работы при подготовке к занятиям и зачету, при написании рефератов (объемом до 15 страниц текста).

В помощь обучающимся для лучшего понимания учебного материала новой интегративно-общенаучной сферы научного знания в учебно-методическом пособии предложены основные термины и понятия глобального эволюционизма, причем большая часть из них здесь представлена впервые.

По завершении курса учебным планом предусмотрен зачет, при подготовке к которому следует руководствоваться программой и вопросами для итоговой аттестации.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Глобальный эволюционизм и эволюционная глобалистика Учебно-методическое пособие iconМеждународные отношения и глобалистика
Международные отношения и глобалистика. Олимпиадные задания 2011 года, ответы и комментарии, методические рекомендации. Учебно-методическое...
Глобальный эволюционизм и эволюционная глобалистика Учебно-методическое пособие iconПрограмма курса Планы семинарских занятий
Понятия "глобальный мир", "глобализация", "глобалистика". Особенности "нового журнализма". Окинавская хартия глобального информационного...
Глобальный эволюционизм и эволюционная глобалистика Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика»....
Глобальный эволюционизм и эволюционная глобалистика Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму
Глобальный эволюционизм и эволюционная глобалистика Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию»
Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит»
Глобальный эволюционизм и эволюционная глобалистика Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию»
Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит»
Глобальный эволюционизм и эволюционная глобалистика Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Управление взаимоотношениями с клиентами»
Учебно-методическое пособие разработано на основании гос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент» от 20. 05. 2010 №544
Глобальный эволюционизм и эволюционная глобалистика Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов лечебного факультета кгму
Глобальный эволюционизм и эволюционная глобалистика Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «формирование здорового образа жизни у детей»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-3 курсов педиатрического факультета кгму
Глобальный эволюционизм и эволюционная глобалистика Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму
Глобальный эволюционизм и эволюционная глобалистика Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения
Глобальный эволюционизм и эволюционная глобалистика Учебно-методическое пособие iconУчебно-методический комплекс по «экономической теории» Часть3 «макроэкономика»...
«Макроэкономика»: учебно методическое пособие. – Иркутск: Изд-во бгуэп, 2010. – с
Глобальный эволюционизм и эволюционная глобалистика Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «финансовые рынки»
Учебно-методическое пособие содержит программу курса, методические указания по структуре и содержанию контрольной работы, список...
Глобальный эволюционизм и эволюционная глобалистика Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие по Новой истории стран Азии и Африки Брянск, 2008
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения Исторического факультета, обучающихся по специальности...
Глобальный эволюционизм и эволюционная глобалистика Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для студентов всех специальностей технического вуза
Краткий курс лекций по философии: Учебно-методическое пособие / А. С. Балакшин, А. А. Владимиров. – Н. Новгород: Изд-во фгоу впо...
Глобальный эволюционизм и эволюционная глобалистика Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Этика: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Е. В. Жижко, Н. В. Мыльникова. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011. 25 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск