Определение запыленности воздуха в районе мбоу «сош №29»





Скачать 123.16 Kb.
НазваниеОпределение запыленности воздуха в районе мбоу «сош №29»
Дата публикации05.11.2014
Размер123.16 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > География > Реферат
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП XI ВСЕРОССИЙСКОГО ДЕТСКОГО
КОНКУРСА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ
РАБОТ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»
СЕКЦИЯ: ГЕОГРАФИЯ
ТЕМА: Определение запыленности воздуха в районе МБОУ «СОШ №29»

г. Белгорода им. Д. Б. Мурачева

Автор: Манойленко Марина Андреевна,

ученица муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа

№ 29» г. Белгорода им. Д. Б. Мурачева, 6 класс
Научный руководитель:

Кулабухова Марина Александровна,

учитель географии муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа

№ 29» г. Белгорода им. Д. Б. Мурачева
Место выполнения работы: город Белгород

2013

Содержание


Введение


3

Глава 1. Влияние пыли на атмосферный воздух и здоровье человека


5

Глава 2. Экологическая характеристика воздуха в районе МОУ СОШ № 29 имени Д. Б. Мурачева г. Белгорода


7

Глава 3. Методика проведения исследований


9

Глава 4. Результаты проведенных исследований


10

Заключение


11

Библиографический список


12

Приложение






Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что атмосферный воздух является самой важной жизнеобеспечивающей природной средой для человека, животных и растений.

Атмосферные загрязнения оказывают отрицательное влияние на живые организмы, что приводит к сокращению численности, видового разнообразия животных и растений, заболеваемости человека. Источников антропогенного характера, вызывающих загрязнение атмосферного воздуха, множество, Однако самыми значительными из них являются индустрия и транспорт.

Вопрос о воздействии человека на атмосферу находится в центре внимания специалистов и экологов всего мира, поэтому охрана атмосферного воздуха является наиболее приоритетной проблемой человечества и ей уделяется пристальное внимание во всех регионах мира. Не лишен этих проблем и город Белгород, где большая часть загрязняющих веществ приходится на взвешенные твердые частицы – пыль. [6]

Цель: определить запыленность воздуха как следствие загрязненности воздуха.

Задачи: - изучить влияние пыли на качество атмосферного воздуха и здоровье человека;

- на основе изучения работ ученых БелГУ, справочной краеведческой литературы составить экологическую характеристику воздуха в районе МБОУ СОШ № 29 г. Белгорода им. Д. Б. Мурачева;

- изучить методику определения запыленности воздуха;

- провести исследование запыленности воздуха;

- обработать полученные данные, обобщить и сделать вывод.

Гипотеза: содержание пыли в воздухе – показатель загрязненности воздуха в результате антропогенного воздействия.

Объект исследования: воздух в районе школы.

Предмет исследования: твердые частицы, содержащиеся в воздухе.

Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, физические методы исследования.

При написании работы использовали учебную, справочную и методическую литературу. Из числа библиографических источников следует выделить работы ученых Национального Исследовательского Университета «БелГУ» Григорьева Г.Н., Крымской О.В., Лебедевой М.Г. «Метеорологические аспекты загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах ЦЧР и в особенности в Белгороде», Ляхова И. Р. «Содержание взвешенных веществ в атмосфере города Белгорода».

Новизна исследования состоит в том, что учащимися 6 классов в микрорайоне МБОУ СОШ № 29 изучение данной проблемы не проводилось.

Практическая ценность исследования: результаты выполненного исследования позволяют оценить степень влияния антропогенного загрязнения на состояние атмосферного воздуха в районе МБОУ СОШ № 29 г. Белгорода им. Д. Б. Мурачева. Данный материал может быть использован при проведении уроков по географии, биологии, химии, экологии, краеведения, а также при подготовке и проведении внеклассных мероприятий по экологической тематике.

Глава 1. Влияние пыли на атмосферный воздух и здоровье человека
Количество пыли, образуемой промышленностью, очень велико. Она состоит из крошечных твердых частичек, находящихся в воздухе во взвешенном состоянии. Пыль, как правило, поднимается с земли ветром, затем носится в воздухе под воздействием воздушных течений, пока вновь не осядет на поверхность под влиянием земного притяжения или вместе с дождем и снегом. [4]

Установлено, что пылевые частицы являются конденсационными зародышами водяного пара. Поэтому затуманивание в промышленных городах значительно сильнее, чем в городах, не имеющих промышленных предприятий. Это доказано также сравнением количества туманных дней в больших городах и сельскохозяйственных районах.

Частицы пыли в верхних частях тумана задерживают значительное количество солнечных лучей, что вызывает повышение температуры этих слоев. В некоторых районах поглощение световых лучей атмосферными загрязнениями очень высоко. В промышленных городах из-за загрязненности атмосферы лишь 60% солнечных лучей доходят до земли.

Выявлено также влияние запыления на частоту и интенсивность дождей. Исследование дождевых осадков, показало, что средняя интенсивность дождей и средняя продолжительность их в воскресенье меньше, чем в любой другой день недели и это объясняется тем, что в воскресенье выбрасывается в атмосферу меньшее количество пыли. [5]

Пыль оказывает вредное воздействие на организм человека. Характер ее воздействия зависит от ряда факторов: формы пылинок, ее дисперсности, химического состава.

Пыль обладает способностью удерживаться долгое время во взвешенном состоянии. Пылинки вместе с вдыхаемым воздухом попадают на слизистую оболочку дыхательных путей и частично оседают там, накапливаются в легких, приводя их к поражению.

В развитии патологических изменений в организме человека большое значение имеет как химический состав пыли, так и количество, содержащееся в воздухе. При попадании пыли в легкие развивается заболевание, носящее общее название — пневмокониоз. Сущность данного заболевания заключается в развитии фиброза, то есть в замещении легочной ткани соединительной тканью. В зависимости от характера вдыхаемой пыли различают следующие виды пневмокониоза: силикоз, вызываемый воздействием пыли, содер­жащей двуокись кремния; антракоз — при вдыхании угольных пылей, асбестоз (пыль асбеста); талькоз (пыль талька) и т.п. Наиболее распространенное и тяжелое заболевание — силикоз. Проявляется он не сразу, а через 5−10, порой через 15 лет работы, связанной с вдыханием пыли кремнезема. Тяжесть заболевания еще усугубляется тем, что оно оказывает влияние на организм в целом (нарушение сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы и др.). При длительном вдыхании пыли может наблюдаться также поражение верхних дыхательных путей (катар, бронхит, бронхиальная астма).

Пыль, оседая на коже и слизистых оболочках глаз, может вызвать их раздражение и воспалительные процессы (экземы и т.п.). При попадании на кожу пылинки могут вызвать закупорку сальных и потовых желез, а следовательно, нарушить нормальную деятельность кожи. Твердые пылинки с острыми краями могут вызвать травмы глаз, кожи и верхних дыхательных путей. [5]

Исходя из вышеизложенного, на основе изучения библиографических источников было установлено влияние пыли на атмосферный воздух и здоровье человека.

Глава 2. Экологическая характеристика воздуха в районе

МБОУ «СОШ № 29» г. Белгорода им. Д. Б. Мурачева
На качественное состояние атмосферного воздуха оказывают влияние природные факторы (пыльные бури, лесные пожары, процессы гниения, трансграничные переносы), но в большей степени — техногенные. К резкому возрастанию концентраций вредных веществ в приземном слое атмосферы приводят неблагоприятные метеорологические условия. На степень и интенсивность загрязнения воздушного бассейна влияют рельеф местности, направление и скорость ветра, влажность, количество, интенсивность и продолжительность осадков, циркуляция воздушных потоков и т.п. [2]

Микрорайон МОУ СОШ № 29 имени Д. Б. Мурачева расположен в северо-восточной части города Белгорода. Как отмечают ученые, экологическое состояние воздуха в области и областном центре, по сравнению с другими регионами РФ, можно оценить как удовлетворительное. Так, Белгородская область находится по массе выбросов на 45—60 местах в РФ, экологическая ситуация в целом благоприятная. Основное влияние на загрязнение атмосферного воздуха области оказывают предприятия горнодобывающего, металлургического, строительного и топливно-энергетического комплексов, химической промышленности и транспорт. [9]. Наиболее остро проблема чистоты атмосферного воздуха проявляется вокруг промышленных объектов и вдоль автомобильных дорог.[8]

МОУ СОШ № 29 имени Д. Б. Мурачева находится в спальном районе областного центра. В непосредственной близости нет больших промышленных объектов. Однако расположены транспортные магистрали улиц Некрасова, Садовая, Железнякова, где проходит значительный транспортный поток автомобилей. В связи с преобладанием в нашей местности западного переноса воздуха, загрязняющие вещества могут попадать в район из западной промышленной зоны города Белгорода, где расположены крупные промышленные предприятия города: ОАО «Белгородский цемент», комбинат асбестоцементных изделий. (Приложение 1)

За состоянием воздуха в Белгороде наблюдения ведет лаборатория по мониторингу загрязнения атмосферы (ЛМЗА). В ее состав входят также 4 стационарных поста: на перекрестке проспектов Б. Хмельницкого и Славы (это один из самых загрязненных участков в городе); пост в районе телевышки на ул. Мокроусова (следит за состоянием атмосферы на Харьковской горе), пост возле кинотеатра «Радуга» (изучает состав воздуха в жилых массивах), пост на Крейде (исследует воздух в промышленном районе города).

Мониторинг ведется по 10 ингредиентам: взвешенные вещества, то есть пыль, а также диоксид серы, оксид углерода, диоксид и оксид азота, фенол, аммиак, формальдегид, хлористый водород, серная кислота. Запыленность воздуха определяется с помощью проб на бумажных фильтрах.

Экологически грязные зоны Белгорода: перекрестки Б. Хмельницкого и ул. Пребраженской; Б. Хмельницкого и проспекта Славы; Б. Хмельницкого и Белгородского проспекта; ул. Попова и ул. Белгородский проспект; ул. Щорса и ул. 5-го Августа; ул. Щорса и ул. Костюкова; ул. Студенческой и ул. Садовой; ул. Попова и ул. Мичурина.

Экологически чистые участки: Центральный парк, парк Победы, другие парки.[3]

Как видно из вышеизложенного территория, где расположен микрорайон МБОУ СОШ № 29, к зоне неблагоприятной экологической обстановки не относится.

Таким образом, на основе изучения справочной краеведческой литературы, материалов работ ученых Национального Исследовательского Университета «БелГУ» составлена экологическая характеристика атмосферного воздуха в районе МБОУ «СОШ №29» г. Белгорода им. Д. Б. Мурачева.


Глава 3. Методика проведения исследований
Присутствие в воздухе твердых частиц является важной характеристикой чистоты воздуха. [7]

Для определения запыленности воздуха использовалась следующая методика: вблизи дороги (пешеходный тротуар, автомагистраль по улице Некрасова) и для контроля в удалении от нее выбирали по 5 деревьев одной породы (в нашем случае это была береза). На высоте 1-1,5 м со стороны дороги с каждого дерева срывали по 10 листьев и помещали в чистую стеклянную банку с крышкой. В другую банку таким же образом собирали листья с контрольных деревьев, растущих вдали от дороги.

Листья в банках заливали дистиллированной водой, затем тщательно смывали пыль с поверхности каждого листа. Воду фильтровали и взвешивали массу осадку после сушки. Полученный результат давал массу пыли на обмытой поверхности.

Для определения поверхности обмытых листьев брали 5 листочков разных по размеру, протирали их от воды и обводили каждый из них на бумаге. Затем вырезали по контуру и взвешивали вырезанные проекции листа. Из той же бумаги вырезали квадрат 10х10 см и взвешивали его. Рассчитывали поверхность обмытых листьев по формуле:

S =М1∙П1/(5∙М2) (дм2), где М1 – масса бумаги, вырезанной по контурам 5 листьев, М2 – масса 1 дм2 бумаги, П1 – количество обмытых листьев.

После этого определяли, сколько пыли осаждается на 1 м2 поверхности листвы, и зная точное время накопления пыли (от последнего дождя до момента исследований), подсчитывали среднюю скорость осаждения пыли за сутки (г/м2∙сут):V=m∙100/(S∙t), где m- масса пыли, г; S – поверхность обмытых листьев, дм2; t- время осаждения пыли, сут. [1]. Полученные данные заносились в дневник наблюдений.

Исследования проводились один раз в месяц с июня по сентябрь 2012 года в микрорайоне МБОУ СОШ № 29 г. Белгорода им. Д. Б. Мурачева.

Глава 4. Результаты проведенных исследований
По результатам проведенных исследований составлена сводная таблица полученных результатов:


Сроки наблюдения

Осаждение пыли, г/м2

с антропогенной нагрузкой

природный ландшафт

Июнь

1,9

1,7

Июль

2,0

1,7

Август

2,0

1,8

Сентябрь

1,9

1,6


Как видно из представленной, таблицы осаждение пыли на территории с антропогенной нагрузкой больше, чем на территории с природным ландшафтом. Это объясняется тем, что движение автотранспортных средств, пешеходов, способствует поднятию большего количества пылеватых частиц в атмосферный воздух и их оседанию на растительность.

Заключение
Исследовательская работа позволила нам приобрести навык подбора необходимого теоретического материала, накопления знаний по проблеме. Мы научились ставить цель работы, выдвигать гипотезу по решению проблемы и обосновывать её, предлагать план решения, познакомились с методиками исследования, научились проводить эксперимент доступными средствами с соблюдением правил техники безопасности и охраны труда, углубили свои знания по предмету.

На основе изучения источников информации установили влияние пыли на атмосферный воздух и здоровье человека. Анализ работ ученых БелГУ, справочной краеведческой литературы позволил составить экологическую характеристику воздуха в микрорайоне МБОУ СОШ № 29 г. Белгорода им. Д. Б. Мурачева.

Освоенная методика подтвердила выдвинутую гипотезу о том, что содержание пыли в воздухе является показателем загрязненности воздуха вследствие человеческой деятельности.

Полученные результаты можно использовать для прогноза концентрации взвешенных частиц. Наработанный материал может послужить отправной точкой для дальнейших исследований по мониторингу качества атмосферного воздуха.

Библиографический список


  1. Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие/ Т. Я Ашихмина.-М.: АГАР, 2000.

  2. Григорьев Г.Н., Крымская О.В., Лебедева М.Г.. Метеорологические аспекты загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах ЦЧР и в особенности в Белгороде [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://conf.bstu.ru/conf/docs/0011/0237.doc(27.07.11г).

  3. Грозит ли Белгороду смог? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gazeta.aif.ru/_/online/belgorod/677/01_01(15.09.12г).

  4. Домашняя пыль и ее влияние на организм человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cendomzn.ucoz.ru/index/0-2681 (16.02.13г).

  5. Зуева С. В. Защита атмосферного воздуха от загрязнения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bio.1september.ru/articles/2009/21/04 (17.02.13г).

  6. Ляхов И. Р. «Содержание взвешенных веществ в атмосфере города Белгорода» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ggf.bsu.edu.ru/Conf/Materials/Lyahov.htm (15.09.12г).

  7. Мансурова С. Е., Кокуева Г. Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9-11 кл.: Школьный практикум.-М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-112с.

  8. Основные экологические проблемы на современном этапе. Экологическое состояние атмосферного воздуха в Белгородской области. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-62038.html (05.07.11г).

  9. Природные ресурсы и окружающая среда Белгородской области / П. М. Авраменко, П. Г. Акулов, Ю. Г. Атанов и др.; под ред. С. В. Лукина. – Белгород, 2007. – 556.



Приложение 1




Карта г. Белгорода с указанием местоположения МБОУ «СОШ № 29» г. Белгорода

им. Д. Б. Мурачева и промышленных предприятий


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Определение запыленности воздуха в районе мбоу «сош №29» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока Свойства поверхностного слоя жидкости. Смачиваемость. Капиллярность. Влажность воздуха. Психрометр и гигрометр. Лабораторная...
Определение запыленности воздуха в районе мбоу «сош №29» iconОтдел образования администрации Дубровского района Брянской области...
«Звездные дали» среди учащихся образовательных учреждений в возрастных группах 2-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы. В конкурсную...
Определение запыленности воздуха в районе мбоу «сош №29» iconКонкурс «Цветы. Творчество. Красота» август 2 место мбоу «Сыбайкасиснкая оош»
Мбоу «Юнгинская сош», 1 место – Романов Лев «Коробчатые змеи» мбоу «Юнгинская сош», 3 место – Романов Иван «Демонстрационная модель»...
Определение запыленности воздуха в районе мбоу «сош №29» iconКараульский филиал мбоу «Инжавинская сош» Доклад на тему
План мероприятий по модернизации школьного питания в Алексеевском районе на 2012-2014 годы
Определение запыленности воздуха в районе мбоу «сош №29» iconПрограмма Intel® Обучение для будущего
Мбоу «Янтиковская сош» (дирекутор Кириллова В. М.), мбоу «Алдиаровская сош» (директор Кабакова Л. А.), мбоу «Шимкусская сош» (директор...
Определение запыленности воздуха в районе мбоу «сош №29» iconКонспект урока «Влажность воздуха. Способы определения влажности...
Цель урока: ввести понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы и ознакомить с приборами для измерения влажности...
Определение запыленности воздуха в районе мбоу «сош №29» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мо учителей Заместитель директора Директор мбоу разинской сош мбоу разинской сош мбоу разинской сош протокол 1 Кузнецова В. Ф. Буяров...
Определение запыленности воздуха в районе мбоу «сош №29» iconМоу «Северная средняя общеобразовательная школа» Открытый урок в...
Цель: определять температуру воздуха по термометру: описать систему нагревания воздуха; объяснять причину изменения температуры воздуха;...
Определение запыленности воздуха в районе мбоу «сош №29» iconРеспублики Татарстан «Согласовано»
Руководитель мо заместитель директора по увр директор мбоу учителей естественно-математического цикла мбоу «Рудницкая сош» «Рудницкая...
Определение запыленности воздуха в районе мбоу «сош №29» iconВетер
Сформировать понятие «насыщенный и ненасыщенный воздух», «абсолютная и относительная влажность воздуха»; выявить зависимость количества...
Определение запыленности воздуха в районе мбоу «сош №29» iconПриказ №97 от «30» августа 2013г образовательная программа основного...
Характеристика мбоу "сош №93" и принципов её образовательной политики. Описание «модели» выпускника мбоу "сош №93"
Определение запыленности воздуха в районе мбоу «сош №29» iconКонспект урока Тема урока «Движение воздуха» Ф. И. О.: Рыбанчук Надежда...
Место работы: Краснодарский край Крымский район мбоу сош №56 Муниципального среднего общеобразовательного учреждения
Определение запыленности воздуха в районе мбоу «сош №29» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Щение воздуха. Нормы чистоты воздуха. Способы защиты чистоты атмосферы (ландшафтные, биологические, технические, архитектур­ные)....
Определение запыленности воздуха в районе мбоу «сош №29» iconОтчёт о проделанной работе в рамках проведения акции «Молодёжь за...
Выдающийся философ 20 века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…»
Определение запыленности воздуха в районе мбоу «сош №29» iconИнформация о фестивале 1 февраля 2013 г прошел II республиканский...
Мбоу «Янтиковская сош» (дирекутор Кириллова В. М.), мбоу «Алдиаровская сош» (директор Кабакова Л. А.), мбоу «Шимкусская сош» (директор...
Определение запыленности воздуха в районе мбоу «сош №29» iconПроект модульного урока г. Северодвинск, мбоу «сош№30»
Северодвинск, мбоу «сош№30» Жук В. В., мбоу «Общеобразовательный лицей №17» Коренев А. Е


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск