Скачать 301.78 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по «Основам Безопасности жизнедеятельности» 8 класс. Тематическое планирование разработано на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по ОБЖ 2009г. и программой курса ОБЖ 2004г. под редакцией А.Т. Смирнова. Программа рассчитана на 35 часов(1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ – 5 часов. Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2009г.. Уровень программы: базовый УМК учителя: Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002; Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2006; Основы безопасности жизнедеятельности: сб.заданий для проведения экзамена в 9 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова. М: Просвещение, 2006. Методика обучения ОБЖ / Л.В.Байгородова, Ю.В.Индюков-2003г. Основы безопасности жизнедеятельности/ Дидактические материалы 5-9 класс-2001г. УМК обучающегося: Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 5-9 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М:Просвещение, 2007; Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2007; Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника/ Москва 1997/ Характеристика особенностей программы: В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов: – «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; – «Об охране окружающей природной среды»; – «О пожарной безопасности»; – «О гражданской обороне»; – «О безопасности дорожного движения» и др. Содержание программы выстроено по четырем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни; основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. основы здорового образа жизни; оказание первой медицинской помощи; В содержание рабочей программы включен региональный компонент в количестве 9 часов, взаимосвязанных с основной тематикой занятий. Цели и задачи курса:
• овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей. Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс
Tема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни – (13 ч) 1.1. Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре в доме Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре Профилактика пожаров в повседневной жизни. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании. 1.2 Правила безопасного поведения при пожаре на транспорте. Возникновение пожара на транспорте и его причины. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте. 1.3 Правила обеспечения безопасности дорожного движения Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль «человеческого фактора» в возникновении ДТП. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Уровень культуры водителя и безопасность на дорогах. 1.4 Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте. 1.5 Правила безопасного поведения на воде. Правила безопасного поведения на воде. Особенности состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Опасность водоемов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи, терпящим бедствие на воде. 1.6 Нарушение экологического равновесия в местах проживания. Влияние деятельности человека на окружающую среду. Экология и экологическая безопасность. Загрязнение атмосферы, вод, почв. Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания. Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах. 1.7 Правила безопасного поведения в быту. Правила использования электрических и электронных приборов. Компьютер и здоровье. Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах. Правила безопасного использования различных инструментов при выполнении хозяйственных работ дома. 1.8 Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях. Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью. 1.9 Терроризм. Поведение человека при захвате его террористами . Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке. 2.0 Правила безопасного поведения в толпе Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе. 2.1 Автономное существование человека в природе. Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Причины, приводящие человека к автономному существованию в природе. Способы подготовки человека к автономному существованию в природной среде. Практическая подготовка к автономному пребыванию в природной среде. 2.2 Правила ориентирования на местности. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, приготовление пищи на костре, меры пожарной безопасности. Тема 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (17 ч) 2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения. Землетрясения Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясений. Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера: геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения. 2.2 Вулканы Вулканы и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при извержении вулканов. 2.3 Оползнии, сели, обвалы, лавины. Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия. 2.4 Ураганы, бури, смерчи Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после ураганов, бури, смерча. 2.5 Наводнения Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений. 2.6 Цунами Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами. 2.7 Природные пожары Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров. 2.8 Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения. Промышленные аварии и катастроф Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению по безопасному поведению в случае возникновения аварии на радиационно опасном, на химически опасном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах. 2.9 Аварии на радиационно опасных объектах Аварии на радиационно опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях 3.0 Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно-химические опасные вещества (АХОВ), их характеристика и поражающие факторы 3.1 Защита населения от АХОВ Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества. 3.2 Пожары и взрывы Пожары и взрывы, их характеристика, пожара и взрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. 3.3 Гидродинамические аварии Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии. 3.4 Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Речевая информация, передаваемая по радио, приемнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях. 3.5 Инженерная, радиационная и химическая защита населения. Инженерная, радиационная и химическая защита населения. 3.6 Эвакуация. Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации. 3.7 Объектовая тренировка по теме «Эвакуация». План эвакуации из здания (учебного заведения), порядок действий при эвакуации, марш рут следования, транспортировка пострадавших. Тема 3. «Основы здорового образа жизни» (2 час) 4..1 Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества. Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности. Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия. 4.2 Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя — разновидность наркомании. Наркомания — это заболевание, возникающее в результате употребления наркотиков и психотропных веществ. Профилактика наркомании. Тема Оказание первой медицинской помощи (3 ч) 5.1 Средства для оказание первой медицинской помощи Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарственные средства. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-5, детский противогаз ПДФ-Ш) и их использование. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни. 5.2 Первая медицинская помощь при травмах и переломах Первая медицинская помощь при травмах. Способы остановки кровотечений. Первая медицинская помощь при переломах. Правила и способы транспортировки пострадавших. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи 5.3 Первая медицинская помощь при утоплении и удушении; при тепловом и солнечном ударе, обморожении Первая медицинская помощь при утоплении и удушении. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожении. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи 5.Перечень учебно-методического обеспечения Для обучения используется учебно-методический комплект, который включает в себя:
Учебные пособия:
Федеральный центр науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС МЧС России, 2005;
6. Список литературы (основной)
(дополнительной) 1. Андрейчук В.И. Как себя защитить. – Л.: ГДОИФК. 1990. 2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. – М.: Провящение,1985. 3. Витренко Н.С., Костров А.М., Подготовка учащихся общеобразовательных школ по гражданской обороне: Учебное пособие по гражданской обороне. –М.: Энергоатомиздат,1986. 4. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М. Мысль, 1983. 5. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М: Зеркало, 1994. 6. На службе Отечеству: Кн. для чтения по общественно государственной подготовке солдат(матросов), сержантов(старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Русь РКБ, 1998. 7. Никифоров Ю.Б. Аутотренинг + физкультура. – М.: Советский спорт, 1989. 8. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М: Воениздат 1994. 9. Орлов Б.Н. и др. Ядовитые животные и растения СССР.-М.: Высшая школа, 1990. 10. Основы медицинских знаний учащихся: Пробный учебник для средних учебных заведений / Под редакцией М.И. Гоголева. – М.: Просвещение,1991. 11. Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. –М.: Медицина, 1989. 12. Сорокин Ю.К. Атлетическая подготовка допризывника. –М.: Советский спорт, 1990. 13. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для преподавателей. СПб., 1992. 14. Топоров И.К. Окружающий мир и Основы безопасности жизнедеятельности. Учеб для учащихся 10-11 кл. –М.: Просвящение, 1999. 15. Цивилюк Г.Е. Азы личной безопасности. –М: Просвящение, 1997. 16. Чеурин Г.С. Школа экологического выживания: Пособие по курсу ОБЖ. – Алматы. Рауан. 1994. 7. Приложения к программе
- основные понятия курса: Автономное существование — нахождение человека в сложных природных условиях, когда исключена или ограничена помощь от людей и отсутствует возможность использования привычных достижений, обслуживающих систему жизнеобеспечения человека. Действия по выживанию — преодоление психических стрессов, проявление изобретательности, находчивости, умелое использование аварийного снаряжения и подручных средств природной среды, обеспечение потребностей организма в пище и воде. Чрезвычайная ситуация (ЧС) — крупномасштабная опасная или экстремальная ситуация, в результате которой на объекте (территории) нарушаются условия нормальной жизнедеятельности большого количества людей или создается угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей среде. Чрезвычайные ситуации криминогенного характера Жертва преступления — человек, пострадавший от рук преступника. Информационная безопасность — комплекс действий, направленных на сохранение в тайне сведений о человеке, его образе жизни и действиях, имуществе и доходах, которые могут представлять интерес для преступников, мошенников, религиозных сект. Криминальный — преступный, относящийся к преступлениям, уголовный. Преступник — человек, совершающий преступление. Преступление — действие, нарушающее закон (Уголовный кодекс). Толпа — массовое скопление людей, наиболее опасное явление городской жизни. Сигналы оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) «Внимание всем!» — сигнал органов управления ГОЧС при оповещении населения о возникновении или угрозе возникновения чрезвычайной ситуации или нападения вероятного противника. По сигналу «Внимание всем!» надо немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение местных органов власти и органов ГОЧС о случившемся и порядке действий. «Воздушная тревога!» — сигнал штаба противовоздушной обороны, применявшийся в годы Великой Отечественной войны и позже до создания РСЧС. ВПХР (войсковой прибор химической разведки) — прибор для обнаружения и определения примерной концентрации активных химических отравляющих веществ в воздухе, на местности, на сооружениях, в пище и воде. Дозиметр — прибор для определения индивидуальных доз облучения (ДП-70МП, ИД-11). Рентгенометр-радиометр — прибор для определения уровня радиации на местности и зараженности различных объектов и поверхностей (ДП-5В, ИМД-5, ДП-ЗБ). Средства индивидуальной защиты кожных покровов — средства, предназначенные для защиты поверхности кожи от попадания на нее опасных для жизни и здоровья человека веществ. Средства индивидуальной защиты органов дыхания — средства, предназначенные для очистки или регенерации вдыхаемого человеком воздуха от вредных примесей. Средства коллективной защиты — убежища, противорадиационные укрытия и простейшие укрытия. Убежища — стационарные защитные сооружения, оборудованные прочными и герметичными стенами и перекрытиями, фильтровентиляционными устройствами и обеспечивающие жизнедеятельность человека на срок более 3 суток. списки тем рефератов: Тема 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Тема 2. Условия и история создания гражданской обороны. Задачи гражданской обороны по защите населения. Тема 3. Общая характеристика современных средств поражения (ядерное, химическое, бактериологическое оружие, обычные средства вооруженной борьбы). Тема 4. Мероприятия личной и общественной гигиены. Значение соблюдения гигиенических требований в повседневной жизни для здоровья человека. Тема 5. Основные составляющие режима дня человека. Значение двигательной активности, питания и сна в режиме дня для здоровья человека. Тема 6. Биологическая необходимость двигательной активности человека в процессе жизнедеятельности. Тема 7. Вредные привычки, основные причины, способствующие их появлению. Меры профилактики вредных привычек. - темы творческих работ: Тема 1. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний. Тема 2. Основы здорового образа жизни. методические рекомендации: Единые требования к ТДЗ к оформлению: 1. Оформление титульного листа по образцу: • ТемаТДЗ; • Вид работы (сообщение, доклад...); • Учебный предмет («Сообщение по ОБЖ»); • Ф.И., класс, автор; • г. Ртищево, год; • Наличие иллюстрации по желанию автора или учителя. 2. Функциональность (прочность материала). 3. Аккуратность выполнения. к содержанию: 1. Терминология, сложность информации должна соответствовать возрасту учащегося. 2. Лаконичность и интересность информации. 3. Наличие списка использованной литературы. Алгоритм работы над ТДЗ учащихся: 1. Поиск литературы (в школьной, районной, или сельской библиотеках, читальном зале, у соседей, учителей, в компьютере... 2. Работа с книгой: поиск статей по оглавлению. 3. Работа со статьёй: прочитать, выбрать главную и интересную информацию, составить конспект, или сделать ксерокопию, подчеркнуть основные моменты карандашом. 4. Свести всю найденную информацию в общий последовательный текст. 5. Оформить работу в соответствии с требованиями. 6. Подготовить устное выступление (краткий пересказ). Оценка ТДЗ: 1. Содержание, оформление и устное выступление оцениваются отдельно. 2. Отметка выставляется только за устное выступление (общая). Формы подведения итогов, практическое применение ТДЗ: 1. Письменная рецензия учителя. 2. Устное выступление учащегося на уроке, семинаре, конференции. 3. Выставка лучших по оформлению работ. 4. Создание библиотечки из лучших по содержанию работ. 5. Публикация в школьной печати. 6. Участие в конкурсах различного уровня. 7. Использование ТДЗ в качестве учебного пособия. Титульный лист: Министерство образования Российской Федерации. Муниципальное образовательное учреждение: МОУ Большеталмазская ООШ" Тема:«___» Учебно-исследовательская работа по Основам Безопасности Жизнедеятельности Выполнил: фамилия имя учащийся___класса Научный руководитель: ФИО преподавателя МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАД ТВОРЧЕСКИМ ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ Классификация ТДЗ:
Основная цель ТДЗ: 1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой. 2. Научить выделять главное из общей информации. 3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию. 4. Сформировать ораторские навыки. 5. Воспитание эстетической культуры. 6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету. |
Рабочая программа по Новой истории 1500-1800 гг разработана на основе... Государственного образовательного стандарта (основного) общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории... | Тематическое планирование по математике Класс Планирование разработано в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального... | ||
Рабочая программа По обж 5-9 Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, основного общего образования,... | Рабочая программа по обж 8 класс Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, основного общего образования,... | ||
Рабочая программа по обж 6 класс Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, основного общего образования,... | Рабочая программа по истории для 5 класса составлена на основе Федерального... Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки... | ||
Рабочая программа по «Основе безопасности жизнедеятельности» в 11... Данная программа реализует положения государственного образовательного стандарта второго поколения | Тематическое планирование по обществознанию 6 класс Данное тематическое планирование составлено на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного... | ||
Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе Федерального... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования... | Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Примерной... Примерной программы основного общего образования по русскому языку, федерального компонента государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая программа по информатике и икт в 8 классе составлена на основе... Стандарта основного общего образования, Примерной программы, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая программа Учебного курса история древнего мира в 5 классе... Разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Федеральной примерной программы основного... | ||
Пояснительная записка. Нормативно-правовые документы, на основе которых... Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, основного общего образования,... | Пояснительная записка. Нормативно-правовые документы, на основе которых... Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, основного общего образования,... | ||
Пояснительная записка. Нормативно-правовые документы, на основе которых... Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, основного общего образования,... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Учебного плана оу на 2013-2014 уч год (для 4-9 классов оу рт с русским языком обучения с изучением родного (чувашского языка), Примерной... |