Скачать 145.45 Kb.
|
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ ____________ В.В. Ченохов «08» сентября 2011 г. Педсовет от «30» августа 2011 г. №1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВЕРХНЕВИЛЮЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМ. И. БАРАХОВА» ПРОГРАММА КУРСА «Я И ЭКОЛОГИЯ» Направление: нравственно-экологическое Вид деятельности: беседы об экологии, экологические исследования, игры, олимпиады, викторины Возраст школьников: 6-7 классы Разработчик: Семёнова Н.М., учитель русского языка и литературы Срок реализации программы: 2011-12 уч. год Верхневилюйск, 2011 Пояснительная записка Нравственно-экологическое воспитание школьников - приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование нравственно-экологической культуры. Теоретические основы нравственно-экологического воспитания школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе. Несмотря на оживление работы по нравственно-экологическому воспитанию в школах, ее уровень, как правило, остается достаточно низким. Для систематизации работы и разработан этот проект нравственно-экологического воспитания школьников, обеспечивающий организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм, активных методов и приемов работы. Программа ориентирована на учащихся 6-7 классов (13-14 лет) и рассчитана на 34 часа. Данная программа разработана на 1 учебный год. Занятие проводится 1 раз в неделю. Цель: - воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); - формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие); - развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее); Она достигается по мере решения в единстве следующих задач:
Актуальность проблемы: Данная проблема является актуальной для наших обучающихся, т.к. школа является агропрофилированной, проводит профессиональную подготовку по программам «Овощеводство», «Цветоводство». В связи с этим современное экологическое образование необходимо для работы с детьми в этой области. Единственный и надёжный помощник – культура, духовность. Вне духовного содержания любое дело – это полдела. Вся нравственная направленность ребёнка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними, бережно относиться к ним. Ожидаемые результаты: - развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса; - формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; - развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; - приходит понимание в необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека. Учебно-тематический план
Содержание программы Тема № 1. Экология – как наука. Вводное занятие. Знакомство с планом работы проекта. Понятие науки – экологии. Значение экологии для человека. Влияние человека на окружающую среду. Взаимосвязи в природе. Установление причинно – следственных связей влияния на окружающую среду. Практическая работа: Диагностика сформированности нравственно-экологических качеств школьников в учебной деятельности (анкета). Тема № 2. Лес - наше богатство. Видовой состав лесов Якутии. Лекарственные растения. Промысловые звери и птицы, их использование человеком. Значение леса в жизни человека. Практическая работа: сбор осенних листьев, выполнение поделок из природного материала, подготовка к школьному мероприятию «Дары осени», викторина «Лесные богатства». Тема № 3. Жизнь животных осенью. Сезонные изменения в жизни животных осенью: насекомые, земноводные, пресмыкающиеся. Как дикие звери к зиме готовятся. Практическая работа: Выполнение рисунков животных, оформление выставки. Экологическая игра «Животный мир Якутии». Тема № 4. Экологические проблемы Якутии. Основные экологические проблемы. Экология реки Вилюй. Пути решения экологических проблем. Практическая работа: совместный проект «Экология реки Вилюй. Пути решения экологических проблем». Тема № 5. Красная книга. Международная Красная книга. Красная книга Российской Федерации. Списки редких и исчезающих растений и животных Якутии. Цель создания Красной книги. История создания Красной книги. Практическая работа: Игра – викторина «Их надо охранять». Тема № 6. Грибы. Виды грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Правила и сроки сбора грибов. Практическая работа: Определение грибов по цветным фотографиям и рисункам. Экологическая игра «Лесная угадай-ка» - определение грибов по описанию. Тема № 7. Экология и человек. Живая и неживая природа. Человек как часть природы. Использование природной среды человеком. Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства и ростом народонаселения. Практическая работа: сочинение на выбор. Тема № 8. Домашние животные. История одомашнивания животных. Копытные домашние животные. Породы собак, кошек. Болезни и лечение домашних животных. Практическая работа: Защита презентации «Мой питомец». Тема № 9. Животные живого уголка. Аквариум и его обитатели. Кряква обыкновенная. Практическая работа: Кормление и уход за животными живого уголка. Определение аквариумных рыб. Просмотр презентации «Животные живого уголка». Тема № 10. Мой край родной. Заповедные территории. Заповедные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Влияние человека на окружающую среду и возможность её сохранения. Значение заповедных территорий для сохранения биосферы. Охраняемые территории Якутии. Богатства родного края. Практическая работа: подготовка докладов и сообщений по теме: «Заповедные места и их охрана». Определение редких и исчезающих растений и животных по дидактическим карточкам. Тема № 11. Экологическая программа «Береги леса – они земли краса». Лес. Охрана леса. Значение леса в жизни человека. Практическая работа: подготовка сообщений о деревьях леса. Определение названий деревьев по листьям. Тема № 12. «Лекарственные» животные. Знакомство с «лекарственными» животными: кошками, собаками, змеями, пчёлами… Использование людьми «лекарственных» животных в своих интересах. Практическая работа: Кормление животных живого уголка, выполнение памяток по правилам ухода за животными. Тема № 13-14. Экологическая программа «Удивительный мир птиц». Подготовительный этап: Птицы нашей местности: перелётные, зимующие. Их многообразие, внешний вид, питание, образ жизни. Чтение литературы о птицах. Практическая работа: Викторина «Птицы нашей местности». Викторина о птицах по литературным произведениям, песням, пословицам. Тема № 15. Экологическая игра «Времена года». Выставка рисунков. Подготовительный этап: чтение литературы о временах года, сезонных явлениях, приметах. Игра «Времена года»: вопросы и ответы. Практическая работа: выполнение рисунков. Оформление выставки. Подведение итогов. Тема № 16-17. Подготовка к Новому году. Практическая работа: подготовка к празднику: оформление стенгазет, запись видеороликов-поздравлений. Тема № 18. Лекарственные растения Якутии. Лекарственные деревья, кустарники, травы Якутии. Условия и сроки хранения лекарственных растений. Народный целитель Никон. Практическая работа: Самостоятельная подготовка и чтение докладов о лекарственных растениях учащимися, чтение стихов, народные приметы и поговорки о лекарственных растениях. Тема № 19-20. Комнатные растения. Виды комнатных растений и уход за ними. Практическая работа: уход за растениями (полив, опрыскивание) в классах, рекреациях. Тема № 21. Экологические катастрофы. Чернобыльская АЭС. Ядерный удар по Хиросиме. Последствия экологической катастрофы. Международная общественная природоохранная организация Greenpeace. Практическая работа: выбор темы, сбор материалов для реферата. Тема № 22. Экология души. Доброта и гуманность сегодня. «Единство тела, души и духа - главный принцип воспитания». Проблемы духовности и нравственности. Практическая работа: Тема № 23. Экология здоровья. Как сберечь здоровье? Как не навредить себе? Значение биоритма в жизнедеятельности человеческого организма. Спорт. Практическая работа: подвижные экологические игры. Тема № 24. Книги о животных. Подготовительный этап: чтение книг следующих авторов: Е.И. Чарушин, Б.Житков, Р.Киплинг, В.Бианки, Н. Сладков, Дж.Даррелл.Практическая работа: викторина.Тема № 25. Безопасность в лесу. Правила поведения в лесу.Практическая работа: составление памятки поведения в лесу.Тема № 26. Экологическая игра «Хочу всё знать». Подготовительный этап: чтение литературы о временах года, сезонных явлениях, приметах, животных, растениях. Игра «Хочу всё знать»: вопросы и ответы. Практическая работа: выполнение рисунков на весеннюю тему. Оформление выставки. Подведение итогов. Тема № 27. Сезонные изменения в жизни животных. Перелётные птицы. Жизнь животных весной. Звери в лесу. Многообразие насекомых. Жизнь насекомых весной. Экологические игры: Игра – викторина «Их надо охранять». Практическая работа: выполнение рисунков зверей в лесу, изготовление поделок, рамок для рисунков о животных. Просмотр презентации: «По страницам Красной книги». Тема № 28. Биологическая олимпиада «Биологический экспресс». Подготовительный этап: чтение литературы и выбор темы для игры. Олимпиада может проводиться по темам: «Птицы», «Деревья и кустарники», «Насекомые», «Цветы и травы», «Грибы и ягоды». Подвижные игры: Изобрази цаплю, сову, медведя, кузнечика, зайца… Подведение итогов игры, награждение победителей. Практическая работа: уход за животными живого уголка. Тема № 29.Экологическая программа «Это интересно». Экологическая игровая программа об интересных сведениях и фактах о жизни животных и растений. Экологическая викторина: «Самые, самые…». Экологический тест: «Угадай животное» - о фантастических животных. Практическая работа: выполнение рисунков на дидактических карточках. Подбор материалов для стенда. Тема № 30. Весна в природе. Приметы весны. Периоды весны. Их характеристика. Приметы весны. Весенние явления: капель, ледоход, половодье. Практическая работа: Экологическая викторина «Весна». Выполнение рисунков на тему «Периоды весны». Тема № 31. Весна в жизни растений. Первоцветы. Первоцветы. Экологическая игра: «Хочу всё знать: раннецветущие растения». Практическая работа: Наблюдение за поведением животных живого уголка. Кормление животных. Тема № 32. Экологическая игровая программа «Жалобная книга природы». Охрана природы. Планета Земля – наш общий дом. Что из себя представляет «Жалобная книга природы»? Кто создатель. Кто жалуется и на кого. Практическая работа: разбор жалоб. Разгадывание кроссворда. Чтение стихов о природе. Просмотр презентации: «Жалобная книга природы». Тема № 33. Экологическая программа «Лесная угадай-ка». Подготовительный этап: чтение литературы и выбор темы для игры. Игра может проводиться по темам: «Птицы», «Деревья и кустарники», «Насекомые», «Цветы и травы», «Грибы и ягоды» Подведение итогов игры, награждение победителей. Тема № 34. Итоговое занятие. Экологическая викторина «Наша природа». Подвижные экологические игры. Подведение итогов года. Награждение знатоков-экологов. Использованная литература:
Интернет-ресурсы:
|
Рабочая программа элективного курса по биологии «экология человека» Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает... | Рабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по... Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций | ||
Рабочая программа учебного курса «Экология» Рабочая программа учебного курса «Экология» для обучающихся 5-х классов по фгос второго поколения | Программа курса "глобальная экология" для студентов, обучающихся... Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | ||
Программа прикладного курса «Электромагнитная экология» Тематическое планирование прикладного курса «Электромагнитная экология» | Социальная экология Социальная экология : программа курса, планы практических занятий и методические рекомендации / сост. Т. Г. Горская; Восточная экономико-юридическая... | ||
Содержание Введение (1 ч) Занятие Вводное занятие. Что изучает экология человека ... | Рабочая программа педагога поповой Любови Михайловны учителя биологии... Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений среднего (полного образования) Экология 10-11 классы.... | ||
Рабочая программа курса «Экология и здоровье человека» Программа данного курса рассчитана на 34 академических часа, предназначена для учащихся 10-х классов (16-17 лет) | Пояснительная записка 1 Задачи курса: 1 Цели курса: 2 Три основных... Элективный курс «Физика и природа» является межпредметным. Он связан с предметами: физика, биология, география, химия, экология | ||
Человек. Экология. Здоровье Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | Экология и природопользование В. А. Ермолаева. Социальная экология: Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения Эколого – географического факультета... | ||
Рабочая программа по экологии Вологодской области (Далее рабочая... Вологда: издательский центр виро, 2008. – 60с.) и Региональным образовательным стандартом дисциплины «Экология Вологодской области»... | Рабочая программа по учебному предмету «Экология животных» «Экология животных» для учащихся 7 класса составлена на основе программы И. М. Швец, опубликованной в сборнике Природоведение. Биология.... | ||
Тема: Экология как наука о взаимодействии организмов друг с другом Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | «Экология» По дисциплине «Экология» Для специальности 270102. 65 «Промышленное и гражданское строительство» Форма подготовки очная/заочная |