Программа курса «я и экология»





Скачать 145.45 Kb.
НазваниеПрограмма курса «я и экология»
Дата публикации13.01.2015
Размер145.45 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > География > Программа курса
«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ ____________ В.В. Ченохов

«08» сентября 2011 г.

Педсовет от «30» августа 2011 г. №1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕРХНЕВИЛЮЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №1 ИМ. И. БАРАХОВА»

ПРОГРАММА КУРСА
«Я И ЭКОЛОГИЯ»


Направление: нравственно-экологическое

Вид деятельности: беседы об экологии, экологические исследования,

игры, олимпиады, викторины

Возраст школьников: 6-7 классы

Разработчик: Семёнова Н.М., учитель русского языка и литературы

Срок реализации программы: 2011-12 уч. год


Верхневилюйск, 2011

Пояснительная записка
Нравственно-экологическое воспитание школьников - приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование нравственно-экологической культуры. Теоретические основы нравственно-экологического воспитания школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе. Несмотря на оживление работы по нравственно-экологическому воспитанию в школах, ее уровень, как правило, остается достаточно низким.

Для систематизации работы и разработан этот проект нравственно-экологического воспитания школьников, обеспечивающий организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм, активных методов и приемов работы.

Программа ориентирована на учащихся 6-7 классов (13-14 лет) и рассчитана на 34 часа. Данная программа разработана на 1 учебный год. Занятие проводится 1 раз в неделю.
Цель:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
Она достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  • Формировать систему знаний о природе и взаимосвязях человека и природы.

  • Разработать  наиболее приемлемые средства, формы и методы, обеспечивающие познавательную, творческую и деятельностную активность школьников.

  • Создать условия для практической и исследовательской деятельности учащихся.

  • Сформировать чувство бережного отношения к природе.


Актуальность проблемы:
Данная проблема является актуальной для наших обучающихся, т.к. школа является агропрофилированной, проводит профессиональную подготовку по программам «Овощеводство», «Цветоводство». В связи с этим современное экологическое образование необходимо для работы с детьми в этой области. Единственный и надёжный помощник – культура, духовность. Вне духовного содержания любое дело – это полдела. Вся нравственная направленность ребёнка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними, бережно относиться к ним.
Ожидаемые результаты:
- развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса;
- формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- приходит понимание в необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

Учебно-тематический план



Название темы

Кол-во часов

Теор-кая

часть

Прак-кая часть

1.

Организационное занятие. Экология как наука.

2

1

1

2.

Лес – наше богатство.

2

1

1

3.

Жизнь животных осенью.

2

1

1

4.

Экологические проблемы Якутии.

2

1

1

5.

Красная книга.

2

1

1

6.

Грибы.

2

1

1

7.

Экология и человек.

2

1

1

8.

Домашние животные.

2

1

1

9.

Животные живого уголка.

2

1

1

10.

Мой край родной. Заповедные территории.

2

1

1

11.

Экологическая программа «Береги леса – они земли краса»

2

1

1

12.

«Лекарственные» животные

2

1

1

13-14.

Экологическая программа «Удивительный мир птиц»

4

2

2

15.

Экологическая игра «Времена года». Выставка рисунков

2

1

1

16-17.

Праздник Нового года

4




4

18.

Лекарственные растения Якутии.

2

1

1

19-20.

Комнатные растения

4

2

2

21.

Экологические катастрофы

2

1

1

22.

Экология души

2

1

1

23.

Экология здоровья

2

1

1

24.

Книги о животных

2

1

1

25.

Безопасность в лесу.

2

1

1

26.

Экологическая игра «Хочу всё знать».

2

1

1

27.

Сезонные изменения в жизни животных.

2

1

1

28.

Биологическая олимпиада «Биологический экспресс».

2

1

1

29.

Экологическая программа «Это интересно».

2

1

1

30.

Весна в природе. Приметы весны.

2

1

1

31.

Весна в жизни растений. Первоцветы.

2

1

1

32.

Экологическая игровая программа «Жалобная книга природы».

2

1

1

33.

Экологическая программа «Лесная угадай-ка».

2

1

1

34.

Итоговое занятие.

2

1

1


Содержание программы

Тема № 1. Экология – как наука.

Вводное занятие. Знакомство с планом работы проекта. Понятие науки – экологии. Значение экологии для человека. Влияние человека на окружающую среду. Взаимосвязи в природе. Установление причинно – следственных связей влияния на окружающую среду.

Практическая работа: Диагностика сформированности нравственно-экологических качеств школьников в учебной деятельности (анкета).
Тема № 2. Лес - наше богатство.

Видовой состав лесов Якутии. Лекарственные растения. Промысловые звери и птицы, их использование человеком. Значение леса в жизни человека.

Практическая работа: сбор осенних листьев, выполнение поделок из природного материала, подготовка к школьному мероприятию «Дары осени», викторина «Лесные богатства».
Тема № 3. Жизнь животных осенью. Сезонные изменения в жизни животных осенью: насекомые, земноводные, пресмыкающиеся. Как дикие звери к зиме готовятся.

Практическая работа: Выполнение рисунков животных, оформление выставки. Экологическая игра «Животный мир Якутии».
Тема № 4. Экологические проблемы Якутии.

Основные экологические проблемы. Экология реки Вилюй. Пути решения экологических проблем.

Практическая работа: совместный проект «Экология реки Вилюй. Пути решения экологических проблем».
Тема № 5. Красная книга.

Международная Красная книга. Красная книга Российской Федерации. Списки редких и исчезающих растений и животных Якутии. Цель создания Красной книги. История создания Красной книги.

Практическая работа: Игра – викторина «Их надо охранять».
Тема № 6. Грибы.

Виды грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Правила и сроки сбора грибов.

Практическая работа: Определение грибов по цветным фотографиям и рисункам. Экологическая игра «Лесная угадай-ка» - определение грибов по описанию.
Тема № 7. Экология и человек.

Живая и неживая природа. Человек как часть природы. Использование природной среды человеком. Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства и ростом народонаселения.

Практическая работа: сочинение на выбор.
Тема № 8. Домашние животные.

История одомашнивания животных. Копытные домашние животные. Породы собак, кошек. Болезни и лечение домашних животных.

Практическая работа: Защита презентации «Мой питомец».
Тема № 9. Животные живого уголка.

Аквариум и его обитатели. Кряква обыкновенная.

Практическая работа: Кормление и уход за животными живого уголка. Определение аквариумных рыб.

Просмотр презентации «Животные живого уголка».
Тема № 10. Мой край родной. Заповедные территории.

Заповедные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Влияние человека на окружающую среду и возможность её сохранения. Значение заповедных территорий для сохранения биосферы. Охраняемые территории Якутии. Богатства родного края.

Практическая работа: подготовка докладов и сообщений по теме: «Заповедные места и их охрана». Определение редких и исчезающих растений и животных по дидактическим карточкам.
Тема № 11. Экологическая программа «Береги леса – они земли краса».

Лес. Охрана леса. Значение леса в жизни человека.

Практическая работа: подготовка сообщений о деревьях леса. Определение названий деревьев по листьям.
Тема № 12. «Лекарственные» животные.

Знакомство с «лекарственными» животными: кошками, собаками, змеями, пчёлами… Использование людьми «лекарственных» животных в своих интересах.

Практическая работа: Кормление животных живого уголка, выполнение памяток по правилам ухода за животными.
Тема № 13-14. Экологическая программа «Удивительный мир птиц».

Подготовительный этап: Птицы нашей местности: перелётные, зимующие. Их многообразие, внешний вид, питание, образ жизни. Чтение литературы о птицах.

Практическая работа: Викторина «Птицы нашей местности».

Викторина о птицах по литературным произведениям, песням, пословицам.
Тема № 15. Экологическая игра «Времена года». Выставка рисунков.

Подготовительный этап: чтение литературы о временах года, сезонных явлениях, приметах. Игра «Времена года»: вопросы и ответы.

Практическая работа: выполнение рисунков. Оформление выставки. Подведение итогов.
Тема № 16-17. Подготовка к Новому году.

Практическая работа: подготовка к празднику: оформление стенгазет, запись видеороликов-поздравлений.
Тема № 18. Лекарственные растения Якутии.

Лекарственные деревья, кустарники, травы Якутии. Условия и сроки хранения лекарственных растений. Народный целитель Никон.

Практическая работа: Самостоятельная подготовка и чтение докладов о лекарственных растениях учащимися, чтение стихов, народные приметы и поговорки о лекарственных растениях.
Тема № 19-20. Комнатные растения.

Виды комнатных растений и уход за ними.

Практическая работа: уход за растениями (полив, опрыскивание) в классах, рекреациях.
Тема № 21. Экологические катастрофы.

Чернобыльская АЭС. Ядерный удар по Хиросиме. Последствия экологической катастрофы. Международная общественная природоохранная организация Greenpeace.

Практическая работа: выбор темы, сбор материалов для реферата.
Тема № 22. Экология души. Доброта и гуманность сегодня. «Единство тела, души и духа - главный принцип воспитания». Проблемы духовности и нравственности.

Практическая работа:
Тема № 23. Экология здоровья. Как сберечь здоровье? Как не навредить себе? Значение биоритма в жизнедеятельности человеческого организма. Спорт.

Практическая работа: подвижные экологические игры.

Тема № 24. Книги о животных. Подготовительный этап: чтение книг следующих авторов: Е.И. Чарушин, Б.Житков, Р.Киплинг, В.Бианки, Н. Сладков, Дж.Даррелл.

Практическая работа: викторина.

Тема № 25. Безопасность в лесу. Правила поведения в лесу.

Практическая работа: составление памятки поведения в лесу.


Тема № 26. Экологическая игра «Хочу всё знать».

Подготовительный этап: чтение литературы о временах года, сезонных явлениях, приметах, животных, растениях. Игра «Хочу всё знать»: вопросы и ответы.

Практическая работа: выполнение рисунков на весеннюю тему. Оформление выставки. Подведение итогов.
Тема № 27. Сезонные изменения в жизни животных.

Перелётные птицы. Жизнь животных весной. Звери в лесу. Многообразие насекомых. Жизнь насекомых весной.

Экологические игры: Игра – викторина «Их надо охранять».

Практическая работа: выполнение рисунков зверей в лесу, изготовление поделок, рамок для рисунков о животных.

Просмотр презентации: «По страницам Красной книги».


Тема № 28. Биологическая олимпиада «Биологический экспресс».

Подготовительный этап: чтение литературы и выбор темы для игры. Олимпиада может проводиться по темам: «Птицы», «Деревья и кустарники», «Насекомые», «Цветы и травы», «Грибы и ягоды».

Подвижные игры: Изобрази цаплю, сову, медведя, кузнечика, зайца…

Подведение итогов игры, награждение победителей.

Практическая работа: уход за животными живого уголка.
Тема № 29.Экологическая программа «Это интересно».

Экологическая игровая программа об интересных сведениях и фактах о жизни животных и растений.

Экологическая викторина: «Самые, самые…».

Экологический тест: «Угадай животное» - о фантастических животных.

Практическая работа: выполнение рисунков на дидактических карточках. Подбор материалов для стенда.
Тема № 30. Весна в природе. Приметы весны.

Периоды весны. Их характеристика. Приметы весны. Весенние явления: капель, ледоход, половодье.

Практическая работа: Экологическая викторина «Весна». Выполнение рисунков на тему «Периоды весны».
Тема № 31. Весна в жизни растений. Первоцветы.

Первоцветы. Экологическая игра: «Хочу всё знать: раннецветущие растения».

Практическая работа: Наблюдение за поведением животных живого уголка. Кормление животных.
Тема № 32. Экологическая игровая программа «Жалобная книга природы».

Охрана природы. Планета Земля – наш общий дом. Что из себя представляет «Жалобная книга природы»? Кто создатель. Кто жалуется и на кого.

Практическая работа: разбор жалоб. Разгадывание кроссворда. Чтение стихов о природе.

Просмотр презентации: «Жалобная книга природы».
Тема № 33. Экологическая программа «Лесная угадай-ка».

Подготовительный этап: чтение литературы и выбор темы для игры. Игра может проводиться по темам: «Птицы», «Деревья и кустарники», «Насекомые», «Цветы и травы», «Грибы и ягоды»

Подведение итогов игры, награждение победителей.
Тема № 34. Итоговое занятие.

Экологическая викторина «Наша природа».

Подвижные экологические игры.

Подведение итогов года. Награждение знатоков-экологов.
Использованная литература:


  1. Сидоров Б.И. Знаете ли вы птиц Якутии?: справочник-определитель – Якутск: Бичик, 2005.

  2. Каймук Е.Л. и др. Насекомые Якутии. Бабочки. – Якутск: Бичик, 2005.

  3. Аверенский А.И. Насекомые Якутии. Жуки: крат. справ. – Якутск: Бичик, 2008.

  4. Реки и озёра Якутии: крат. справ. – Якутск: Бичик, 2007.

  5. Красная книга Республики Саха (Якутия). Т.1.:Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов – Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат», 2000.

  6. Андреев Б.Н. Птицы Вилюйского бассейна. – Якутск, 1987.

  7. Брем А. Птицы: В 2 томах. – М.: АСТ, 1999.

  8. Жизнь животных: В 7 томах. Т. 6: Птицы. – М.: Просвещение, 1986.

  9.  Энциклопедия для детей. Т.2 Биология. – М.: Аванта+, 2003.

  10. Энциклопедия для детей. Птицы и звери. - М.: Аванта+, 2003.

  11. Энциклопедия для детей. Т.19. Экология. - М.: Аванта+, 2003.

  12. Шитиков Д.А. Загадки животных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.

  13. Энциклопедия «Я познаю мир». Статья «Мир растений».


Интернет-ресурсы:


  1. http://www.google.ru/. Экология Якутии - рефераты

  2. http://bio.1september.ru/ Наблюдение за поведением и размножением кряквы обыкновенной в домашних условиях.

  3. http://chkola-suerka.ru/ «Жизнь леса и судьбы людей»

  4. http://in1.com.ua/ Разведение и содержание аквариумных рыб с элементами исследования

  5. http://trimundes.hourb.com/ Реферат: аквариумные рыбки.

  6. http://ref.a.ua/ Экологические катастрофы.

  7. http://www.google.ru/. Экологические катастрофы и их последствия.

  8. http://www.google.ru/. Дом, в котором мы живем.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса «я и экология» iconРабочая программа элективного курса по биологии «экология человека»
Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает...
Программа курса «я и экология» iconРабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по...
Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций
Программа курса «я и экология» iconРабочая программа учебного курса «Экология»
Рабочая программа учебного курса «Экология» для обучающихся 5-х классов по фгос второго поколения
Программа курса «я и экология» iconПрограмма курса "глобальная экология" для студентов, обучающихся...
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Программа курса «я и экология» iconПрограмма прикладного курса «Электромагнитная экология»
Тематическое планирование прикладного курса «Электромагнитная экология»
Программа курса «я и экология» iconСоциальная экология
Социальная экология : программа курса, планы практических занятий и методические рекомендации / сост. Т. Г. Горская; Восточная экономико-юридическая...
Программа курса «я и экология» iconСодержание Введение (1 ч) Занятие Вводное занятие. Что изучает экология человека
...
Программа курса «я и экология» iconРабочая программа педагога поповой Любови Михайловны учителя биологии...
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений среднего (полного образования) Экология 10-11 классы....
Программа курса «я и экология» iconРабочая программа курса «Экология и здоровье человека»
Программа данного курса рассчитана на 34 академических часа, предназначена для учащихся 10-х классов (16-17 лет)
Программа курса «я и экология» iconПояснительная записка 1 Задачи курса: 1 Цели курса: 2 Три основных...
Элективный курс «Физика и природа» является межпредметным. Он связан с предметами: физика, биология, география, химия, экология
Программа курса «я и экология» iconЧеловек. Экология. Здоровье
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Программа курса «я и экология» iconЭкология и природопользование
В. А. Ермолаева. Социальная экология: Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения Эколого – географического факультета...
Программа курса «я и экология» iconРабочая программа по экологии Вологодской области (Далее рабочая...
Вологда: издательский центр виро, 2008. – 60с.) и Региональным образовательным стандартом дисциплины «Экология Вологодской области»...
Программа курса «я и экология» iconРабочая программа по учебному предмету «Экология животных»
«Экология животных» для учащихся 7 класса составлена на основе программы И. М. Швец, опубликованной в сборнике Природоведение. Биология....
Программа курса «я и экология» iconТема: Экология как наука о взаимодействии организмов друг с другом
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Программа курса «я и экология» icon«Экология»
По дисциплине «Экология» Для специальности 270102. 65 «Промышленное и гражданское строительство» Форма подготовки очная/заочная


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск