Скачать 348.07 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №6 им. академика – кораблестроителя А.Н. Крылова» г. Алатырь Чувашской Республики
Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей школы 11 класс социально-экономического профиля. Программу составил: учитель географии Чередниченко Н.Е. 2012- 2013 учебный год. Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2004г. на профильном уровне, Программы среднего (полного) общего образования по географии В. П. Максаковского, и авторской программы В.Н. Холиной на профильном уровне. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа предусматривает выделение двух самостоятельных, но связанных между собой этапов: 10 класс и 11 класс. Структура документа Рабочая программа по своей структуре соответствует Положению о рабочей программе учителя МБОУ «Гимназия №6 им. академика-кораблестроителя А.Н.Крылова» Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» в 11 классе на ступени среднего (полного) общего образования из расчета 2 учебных часа в неделю. Основные задачи курса Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Роль географии в формировании всесторонне развитой личности незаменима. Географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их профессиональной и бытовой деятельности - от выбора места жительства (в городе, в стране, в мире), продуктов питания (произведенных в разных районах земного шара) до выборов руководителей страны. В значительной степени ответы на эти вопросы пытается дать предлагаемый курс, лежащий на стыке географии и региональной экономики. Актуальность его изучения диктуется логикой развития общества и потребностями современного образования. В данном курсе география выходит за рамки только хозяйственной сферы в более глобальную - экономическую сферу, отвечая в большей степени на вопрос «почему?», а не «где?» (все предшествующие географические курсы акцентировали внимание именно на выяснении вопроса «где?»). Курс интегрирует знания о природе, человеке, хозяйстве, способствуя формированию целостной картины мира, становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. В основу курса положен деятельностный подход к формированию аналитического взгляда учащихся на окружающий мир. Учитель выступает в большей степени как организатор процесса познания и консультант, нежели передатчик информации, изложенной в тексте учебника. Продолжая закреплять ранее приобретенные навыки, учащиеся развивают новые. Размещение и развитие отраслей экономики и общества в современном мире показывается как результат человеческой деятельности, преобразующей неоднородное в природном отношении пространство в соответствии с объективными экономическими законами. Такой подход можно считать гуманизационным, в котором главное внимание уделено человеку; он помогает выстроить знания о современном мире в стройную схему, понять пространственную логику развития экономики, прогнозировать реальные экономические результаты политических решений. Курс непосредственно связан не только с предшествующими курсами географии, он также привлекает знания, полученные на занятиях по экономике, истории, информатике, культурологии, при этом не дублирует их; дает мотивацию к изучению иностранных языков, углублению знаний. Одним из блоков федерального компонента стандарта для изучения географии на профильном уровне является блок «Введение в социально-экономическую географию». Этот блок, без сомнения, главный в классах социально-экономического профиля. Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения географии. Изучение географии в средней (полной) общей школе направлено на достижение следующих целей:
• приобретение компетентности в сфере: элементарного метеорологического, геологического, гидрологического, ландшафтного, геоэкологического моделирования и прогнозирования; использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды Программа реализуется в условиях классно-урочной системы обучения и предусматривает проведение традиционных уроков с использованием разнообразных форм организации учебного процесса и внедрением современных педагогических технологий и методов обучения. В программу были внесены изменения. Авторская программа В.Н. Холиной рассчитана на 105 часов. Данная программа рассчитана на 68 часов. Следовательно, количество часов по каждой из тем сокращено. В данную программу включен ряд тем из программы В.П. Максаковского с целью более глубокого изучения населения и хозяйства стран мира. Тема «Городские и сельские поселения» вместо 20 часов содержит 14 часов. Тема «Мировое хозяйство» вместо 65 часов содержит 24 часа. В данную тему включен раздел «Закономерности размещения промышленности» из программы В.П. Максаковского. Тема «Региональная характеристика мира» вместо 36 часов у В.П. Максаковского содержит 17 часов. Тема «Устойчивое развитие» вместо 20 часов содержит 10 часов. Тема «Глобальные проблемы человечества» вместо 2 часов содержит 3 часов. Добавлен 1 час на повторение и обобщение. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА (XI класс) (68 часов) Учебно-тематический план.
Содержание учебного курса. Городские и сельские поселения. (14 часов). Урбанизация. Чем город отличается от деревни? Почему, где и когда появились города? Почему одни города растут, а другие - нет? Где проходит граница города? Как растет городское население в развитых и развивающихся странах? Как города влияют на окружающую среду? Системы расселения. Как определить количество городов, необходимое для устойчивого развития территории? Как формируются системы расселения? Каким закономерностям они подчиняются? Почему и где возникают периодические центральные места – ярмарки и рынки? Как управлять системами расселения? Экономическая и территориальная структура города. Что представляет собой экономическая структура города? Как работает рынок городских земель? Почему стоимость земли в центре города выше, чем на окраине? Как размещаются в городах жилые кварталы разного качества? Кто и как размещает в городе предприятия сферы услуг? Как управлять территориальной структурой города? Практические работы. Размещение и рост городов. Анализ сформированности систем расселения стран различных социально-экономических типов. Мировое хозяйство. (24 часа.) Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Какова динамика отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства? Существует ли оптимальная территориальная структура экономики? Как проявляется глобализация мирового хозяйства? Киотский протокол: кто заплатит за развитие экономики и загрязнение окружающей среды? География сельского хозяйства. Чем определяется размещение и эффективность сельскохозяйственного производства? Где и когда появилось сельское хозяйство как отрасль экономики? Какие существуют системы земледелия и животноводства? Какие взаимосвязи устанавливают модели в географии сельского хозяйства? Какие статистические показатели используют при изучении географии сельского хозяйства? Каковы основные тенденции развития и размещения сельского хозяйства мира? Закономерности размещения промышленности. Чем определяется размещение промышленных предприятий? Какие факторы учитываются в моделях размещения промышленности? Каковы современные тенденции развития и размещения промышленности мира? Топливно - энергетический комплекс мира. Топливная промышленность. Электроэнергетика. Горнодобывающая промышленность. Металлургия. Машиностроение. Химическая промышленность. Лесная, легкая, пищевая отрасли. География сферы услуг. Как менялось место сферы услуг в мировой экономике? Каковы особенности развития транспортной системы мира? Где размещены мировые центры телекоммуникаций, рекламы, финансов? Каковы региональные особенности развития туризма? Географическое разделение труда, мировая торговля и региональная интеграция. Какие выгоды получает страна от специализации, международного разделения труда и мировой торговли? Теории мировой торговли: почему страны торгуют между собой? Как менялась географическая и товарная структура мировой торговли? Каковы особенности участия в мировой торговле стран различных социально-экономических типов? Почему страны вступают в экономические и торговые союзы? Практические работы. Определение стран - лидеров по производству сельскохозяйственных культур и промышленной продукции. Региональная характеристика мира. (17 часов). Зарубежная Европа. Мы даем общую характеристику зарубежной Европы. Мы изучаем географический рисунок расселения и хозяйства. Мы знакомимся с субрегионами и странами зарубежной Европы. Зарубежная Азия. Австралия. Мы даем общую характеристику зарубежной Азии. Мы изучаем Китай. Мы познаем Японию. Мы «открываем» Индию. Мы знакомимся с Австралией. Африка. Мы даем общую характеристику Африки. Мы сопоставляем субрегионы Северной и Тропической Африки. ЮАР. Северная Америка. Мы даем общую характеристику Соединенных Штатов Америки. Мы рассматриваем макрорайоны США. Мы знакомимся с Канадой. Латинская Америка. Мы даем общую характеристику Латинской Америки. Мы знакомимся с Бразилией. Практические работы. Сравнительная характеристика Канады и Австралии. Устойчивое развитие. (10 часов). Районирование и административно-территориальное деление. Зачем нужно районировать территорию? Какие существуют виды районов и принципы районирования? Чем различаются районирование и административно-территориальное деление? Основы электоральной географии. Какие принципы нарезки округов для голосования обеспечивают избирательное право? Как нарезать округа для голосования? Какие показатели используются при географическом анализе выборов? Как распределяются места в парламенте между регионами в странах различных социально-экономических типов? Региональное неравенство и территориальная справедливость. Каковы принципы территориальной и социальной справедливости? Как измерить региональное неравенство? Какие методы региональной политики использует государство? Как взаимодействуют различные типы экономических районов? Глобальные проблемы человечества. (3 часа). Мы обосновываем глобальные проблемы человечества. Мы узнаем о глобальных прогнозах, гипотезах, проектах. Требования к уровню подготовки учащихся. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. На профильном уровне ученик должен: знать/понимать
Курс направлен на формирование следующих компетентностей: — осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенно-природных, техногенных процессов, объектов; — умелое применение знаний и навыков в субъективно-объективной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в геопространственной реальности; - осознание взаимозависимости макроэкономических показателей, уровня и качества жизни; - умение оценивать степень взаимовлияния экономики, политики, культуры; — умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки личностной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности; - умение сравнивать уровень социально-экономического развития стран и территорий и выбирать наиболее значимые показатели для классификаций и типологий; - умение составлять диаграммы, графики, картосхемы и картодиаграммы; - - умение картографировать социально-экономические показатели; - умение пользоваться (искать и анализировать) статистической информацией; - умение пользоваться современными методами пространственного анализа; — определение собственного отношения к явлениям современной жизни, отстаивание своей гражданской позиции, формулирование своих мировоззренческих взглядов; — выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований, оценивание и корректировка своей деятельности в окружающей среде; — осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности; — конструктивное восприятие определенных явлений современной жизни, объемное определение своих возможностей и своего вклада в общий результат; — владение навыками организации и проведения индивидуальной и коллективной деятельности; - умение представлять результаты собственных исследований в виде мультимедиапрезентации и защищать свою точку зрения; - умение критически осмысливать публикации в СМИ и Интернете. Средства контроля. Предполагается проведение тестирования; письменные проверочные работы (от 10 до 20 минут урока), рефераты, практические работы. Подобные формы контроля позволяют проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, уровень усвоения материала и умение пользоваться полученными знаниями, что и является основными целями данного курса. Система оценки достижений учащихся при устных ответах: Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали. Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная. Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует. Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу. Самостоятельные и практические работы, выполняемые учащимися. Программа предусматривает самостоятельную урочную и внеурочную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя: — умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами; — определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов; — поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах; — обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов; — владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности; - участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ. |
Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей... Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных... | Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной)общей... Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных... | ||
Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей... Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных... | Рабочая учебная программа по географии за курс основной (общей)школы... В. П. Дронова, В. Я. Рома. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта,... | ||
Рабочая программа по предмету экономика (Профильный уровень) на 2012-2013 учебный год 10 класс Примерная программа предназначена для учащихся старшей школы социально-экономического профиля | 1. Эффективность реализации образовательной программы Все выпускники 2012-2013 учебного года успешно сдали основные экзамены по русскому языку и математике и получили аттестат за курс... | ||
Рабочая программа по географии, 6 класс, «Начальный курс географии» Рабочая программа по географии, 6 класс, «Начальный курс географии» составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного... | Программа интегрированного (география, информатика) профильного курса... России, обладающей значительным рекреационным потенциалом. В связи с этим возникает необходимость подготовки кадров организаторов... | ||
Рабочая учебная программа по природоведению 5а,б класс (базовый уровень) Программа составлена на основе программы по биологии для общеобразовательного обучения в средней (полной) школе 5 класс «Природоведение»... | Рабочая программа по географии за курс средней школы (базовый уровень)... Автор: Евсеева Ирина Васильевна, учитель географии первой квалификационной категории | ||
Рабочая программа по географии 7 класс Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной... | Протоко л итоговой аттестации и итоговой оценки за курс полной средней школы Протоко л итоговой аттестации и итоговой оценки за курс полной средней школы по защите рефератов в 11 "С" | ||
Рабочая программа разработана учителем географии Галутво Т. В. для... Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной... | Пояснительная записка рабочая программа разработана для работы в... Рабочая программа разработана для работы в классе социально – экономического профиля и рассчитана на 2 часа в неделю | ||
Рабочая учебная программа по курсу географии 9 класс Данная программа по курсу географии разработана в соответствии со ст. 14 п. 5, ст. 15 п. 1, ст. 32 п. 6,7 Закона «Об образовании»... | 1. Гражданин. Государство. Право. (7ч) Как самостоятельный курс право изучается сравнительно недавно в рамках социально-экономического профиля. Кроме того, раздел «Право»... |