Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей школы 11 класс социально-экономического профиля





Скачать 348.07 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей школы 11 класс социально-экономического профиля
страница1/3
Дата публикации27.07.2013
Размер348.07 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > География > Рабочая учебная программа
  1   2   3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №6

им. академика – кораблестроителя А.Н. Крылова»

г. Алатырь Чувашской Республики


429820, Чувашская Республика, г. Алатырь,

ул. Жуковского, 63,

тел. 2-02-69, 2-39-22

факс: (83531) 2-35-26

sosh6@galatr.cap.ru


«Согласовано»

Руководитель МО

________/_______________/

ФИО

Протокол № ___

от « 30» августа 2012г.



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________ /Дмитриева Т.В./

ФИО

«30» августа 2012г.



«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Гимназия №6»_____________/_Федоров В.А./

ФИО

Приказ №

От « 31»августа 2012г.



Рабочая учебная программа

по географии

за курс средней (полной) общей школы

11 класс

социально-экономического профиля.

Программу составил:

учитель географии

Чередниченко Н.Е.


2012- 2013 учебный год.

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2004г. на профильном уровне, Программы среднего (полного) общего образования по географии В. П. Максаковского, и авторской программы В.Н. Холиной на профильном уровне. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа предусматривает выделение двух самостоятельных, но связанных между собой этапов: 10 класс и 11 класс.

Структура документа

Рабочая программа по своей структуре соответствует Положению о рабочей программе учителя МБОУ «Гимназия №6 им. академика-кораблестроителя А.Н.Крылова»

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» в 11 классе на ступени среднего (полного) общего образования из расчета 2 учебных часа в неделю.

Основные задачи курса

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Роль географии в формировании всесторонне развитой личности незаменима. Географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их профессиональной и бытовой деятельности - от выбора места жительства (в городе, в стране, в мире), продуктов питания (произведенных в разных районах земного шара) до выборов руководителей страны. В значительной степени ответы на эти вопросы пытается дать предлагаемый курс, лежащий на стыке географии и региональной экономики. Актуальность его изучения диктуется логикой развития общества и потребностями современного образования. В данном курсе география выходит за рамки только хозяйственной сферы в более глобальную - экономическую сферу, отвечая в большей степени на вопрос «почему?», а не «где?» (все предшествующие географические курсы акцентировали внимание именно на выяснении вопроса «где?»). Курс интегрирует знания о природе, человеке, хозяйстве, способствуя формированию целостной картины мира, становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. В основу курса положен деятельностный подход к формированию аналитического взгляда учащихся на окружающий мир. Учитель выступает в большей степени как организатор процесса познания и консультант, нежели передатчик информации, изложенной в тексте учебника. Продолжая закреплять ранее приобретенные навыки, учащиеся развивают новые. Размещение и развитие отраслей экономики и общества в современном мире показывается как результат человеческой деятельности, преобразующей неоднородное в природном отношении пространство в соответствии с объективными экономическими законами. Такой подход можно считать гуманизационным, в котором главное внимание уделено человеку; он помогает выстроить знания о современном мире в стройную схему, понять пространственную логику развития экономики, прогнозировать реальные экономические результаты политических решений.

Курс непосредственно связан не только с предшествующими курсами географии, он также привлекает знания, полученные на занятиях по экономике, истории, информатике, культурологии, при этом не дублирует их; дает мотивацию к изучению иностранных языков, углублению знаний.

Одним из блоков федерального компонента стандарта для изучения географии на профильном уровне является блок «Введение в социально-экономическую географию». Этот блок, без сомнения, главный в классах социально-экономического профиля. Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения географии.

Изучение географии в средней (полной) общей школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, размещения хозяйства и общества, о пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно-культурном отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании;

  • овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;

  • развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач;

  • воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;

приобретение компетентности в сфере: элементарного метеорологического, геологического, гидрологического, ландшафтного, геоэкологического моделирования и прогнозирования; использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды

Программа реализуется в условиях классно-урочной системы обучения и предусматривает проведение традиционных уроков с использованием разнообразных форм организации учебного процесса и внедрением современных педагогических технологий и методов обучения.

В программу были внесены изменения. Авторская программа В.Н. Холиной рассчитана на 105 часов. Данная программа рассчитана на 68 часов. Следовательно, количество часов по каждой из тем сокращено. В данную программу включен ряд тем из программы В.П. Максаковского с целью более глубокого изучения населения и хозяйства стран мира.

Тема «Городские и сельские поселения» вместо 20 часов содержит 14 часов.

Тема «Мировое хозяйство» вместо 65 часов содержит 24 часа. В данную тему включен раздел «Закономерности размещения промышленности» из программы В.П. Максаковского.

Тема «Региональная характеристика мира» вместо 36 часов у В.П. Максаковского содержит 17 часов.

Тема «Устойчивое развитие» вместо 20 часов содержит 10 часов.

Тема «Глобальные проблемы человечества» вместо 2 часов содержит 3 часов. Добавлен 1 час на повторение и обобщение.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА

(XI класс)

(68 часов)

Учебно-тематический план.

Учебная

четверть

Наименование

дидактической единицы (раздел и тема)

Всего часов

1

Городские и сельские поселения.

14

Мировое хозяйство.

2

2

Мировое хозяйство.

16

3

Мировое хозяйство.

6

Региональная характеристика мира.

14

4

Региональная характеристика мира.

3

Устойчивое развитие.

10

Глобальные проблемы человечества.

3




Всего:

68

Содержание учебного курса.

Городские и сельские поселения. (14 часов).

Урбанизация.

Чем город отличается от деревни? Почему, где и когда появились города? Почему одни города растут, а другие - нет? Где проходит граница города? Как растет городское население в развитых и развивающихся странах? Как города влияют на окружающую среду?

Системы расселения.

Как определить количество городов, необходимое для устойчивого развития территории? Как формируются системы расселения? Каким закономерностям они подчиняются? Почему и где возникают периодические центральные места – ярмарки и рынки? Как управлять системами расселения?

Экономическая и территориальная структура города.

Что представляет собой экономическая структура города? Как работает рынок городских земель? Почему стоимость земли в центре города выше, чем на окраине? Как размещаются в городах жилые кварталы разного качества? Кто и как размещает в городе предприятия сферы услуг? Как управлять территориальной структурой города?

Практические работы.

Размещение и рост городов. Анализ сформированности систем расселения стран различных социально-экономических типов.

Мировое хозяйство. (24 часа.)

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

Какова динамика отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства? Существует ли оптимальная территориальная структура экономики? Как проявляется глобализация мирового хозяйства? Киотский протокол: кто заплатит за развитие экономики и загрязнение окружающей среды?

География сельского хозяйства.

Чем определяется размещение и эффективность сельскохозяйственного производства? Где и когда появилось сельское хозяйство как отрасль экономики? Какие существуют системы земледелия и животноводства? Какие взаимосвязи устанавливают модели в географии сельского хозяйства? Какие статистические показатели используют при изучении географии сельского хозяйства? Каковы основные тенденции развития и размещения сельского хозяйства мира?

Закономерности размещения промышленности.

Чем определяется размещение промышленных предприятий? Какие факторы учитываются в моделях размещения промышленности? Каковы современные тенденции развития и размещения промышленности мира? Топливно - энергетический комплекс мира. Топливная промышленность. Электроэнергетика. Горнодобывающая промышленность. Металлургия. Машиностроение. Химическая промышленность. Лесная, легкая, пищевая отрасли.

География сферы услуг.

Как менялось место сферы услуг в мировой экономике? Каковы особенности развития транспортной системы мира? Где размещены мировые центры телекоммуникаций, рекламы, финансов? Каковы региональные особенности развития туризма?

Географическое разделение труда, мировая торговля и региональная интеграция.

Какие выгоды получает страна от специализации, международного разделения труда и мировой торговли? Теории мировой торговли: почему страны торгуют между собой? Как менялась географическая и товарная структура мировой торговли? Каковы особенности участия в мировой торговле стран различных социально-экономических типов? Почему страны вступают в экономические и торговые союзы?

Практические работы.

Определение стран - лидеров по производству сельскохозяйственных культур и промышленной продукции.

Региональная характеристика мира. (17 часов).

Зарубежная Европа.

Мы даем общую характеристику зарубежной Европы. Мы изучаем географический рисунок расселения и хозяйства. Мы знакомимся с субрегионами и странами зарубежной Европы.

Зарубежная Азия. Австралия.

Мы даем общую характеристику зарубежной Азии. Мы изучаем Китай. Мы познаем Японию. Мы «открываем» Индию. Мы знакомимся с Австралией.

Африка.

Мы даем общую характеристику Африки. Мы сопоставляем субрегионы Северной и Тропической Африки. ЮАР.

Северная Америка.

Мы даем общую характеристику Соединенных Штатов Америки. Мы рассматриваем макрорайоны США. Мы знакомимся с Канадой.

Латинская Америка.

Мы даем общую характеристику Латинской Америки. Мы знакомимся с Бразилией.

Практические работы.
Сравнительная характеристика Канады и Австралии.

Устойчивое развитие. (10 часов).

Районирование и административно-территориальное деление.

Зачем нужно районировать территорию? Какие существуют виды районов и принципы районирования? Чем различаются районирование и административно-территориальное деление?

Основы электоральной географии.

Какие принципы нарезки округов для голосования обеспечивают избирательное право? Как нарезать округа для голосования? Какие показатели используются при географическом анализе выборов? Как распределяются места в парламенте между регионами в странах различных социально-экономических типов?

Региональное неравенство и территориальная справедливость.

Каковы принципы территориальной и социальной справедливости? Как измерить региональное неравенство? Какие методы региональной политики использует государство? Как взаимодействуют различные типы экономических районов?

Глобальные проблемы человечества. (3 часа).

Мы обосновываем глобальные проблемы человечества. Мы узнаем о глобальных прогнозах, гипотезах, проектах.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. На профильном уровне ученик должен:

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

Курс направлен на формирование следующих компетентностей:

— осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенно-природных, техногенных процессов, объектов;

— умелое применение знаний и навыков в субъективно-объективной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в геопространственной реальности;

- осознание взаимозависимости макроэкономических показателей, уровня и качества жизни;

- умение оценивать степень взаимовлияния экономики, политики, культуры;

— умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки личностной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности;

- умение сравнивать уровень социально-экономического развития стран и территорий и выбирать наиболее значимые показатели для классификаций и типологий;

- умение составлять диаграммы, графики, картосхемы и картодиаграммы;

- - умение картографировать социально-экономические показатели;

- умение пользоваться (искать и анализировать) статистической информацией;

- умение пользоваться современными методами пространственного анализа;

— определение собственного отношения к явлениям современной жизни, отстаивание своей гражданской позиции, формулирование своих мировоззренческих взглядов;

— выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований, оценивание и корректировка своей деятельности в окружающей среде;

— осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности;

— конструктивное восприятие определенных явлений современной жизни, объемное определение своих возможностей и своего вклада в общий результат;

— владение навыками организации и проведения индивидуальной и коллективной деятельности;

- умение представлять результаты собственных исследований в виде мультимедиапрезентации и защищать свою точку зрения;

- умение критически осмысливать публикации в СМИ и Интернете.

Средства контроля.

Предполагается проведение тестирования; письменные проверочные работы (от 10 до 20 минут урока), рефераты, практические работы. Подобные формы контроля позволяют проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, уровень усвоения материала и умение пользоваться полученными знаниями, что и является основными целями данного курса.

Система оценки достижений учащихся при устных ответах:

Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.

Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.

Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.

Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.

Самостоятельные и практические работы, выполняемые учащимися.

Программа предусматривает самостоятельную урочную и внеурочную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.

Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей школы 11 класс социально-экономического профиля iconРабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей...
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных...
Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей школы 11 класс социально-экономического профиля iconРабочая учебная программа по географии за курс средней (полной)общей...
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных...
Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей школы 11 класс социально-экономического профиля iconРабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей...
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных...
Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей школы 11 класс социально-экономического профиля iconРабочая учебная программа по географии за курс основной (общей)школы...
В. П. Дронова, В. Я. Рома. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта,...
Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей школы 11 класс социально-экономического профиля iconРабочая программа по предмету экономика (Профильный уровень) на 2012-2013 учебный год 10 класс
Примерная программа предназначена для учащихся старшей школы социально-экономического профиля
Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей школы 11 класс социально-экономического профиля icon1. Эффективность реализации образовательной программы
Все выпускники 2012-2013 учебного года успешно сдали основные экзамены по русскому языку и математике и получили аттестат за курс...
Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей школы 11 класс социально-экономического профиля iconРабочая программа по географии, 6 класс, «Начальный курс географии»
Рабочая программа по географии, 6 класс, «Начальный курс географии» составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного...
Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей школы 11 класс социально-экономического профиля iconПрограмма интегрированного (география, информатика) профильного курса...
России, обладающей значительным рекреационным потенциалом. В связи с этим возникает необходимость подготовки кадров организаторов...
Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей школы 11 класс социально-экономического профиля iconРабочая учебная программа по природоведению 5а,б класс (базовый уровень)
Программа составлена на основе программы по биологии для общеобразовательного обучения в средней (полной) школе 5 класс «Природоведение»...
Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей школы 11 класс социально-экономического профиля iconРабочая программа по географии за курс средней школы (базовый уровень)...
Автор: Евсеева Ирина Васильевна, учитель географии первой квалификационной категории
Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей школы 11 класс социально-экономического профиля iconРабочая программа по географии 7 класс
Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной...
Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей школы 11 класс социально-экономического профиля iconПротоко л итоговой аттестации и итоговой оценки за курс полной средней школы
Протоко л итоговой аттестации и итоговой оценки за курс полной средней школы по защите рефератов в 11 "С"
Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей школы 11 класс социально-экономического профиля iconРабочая программа разработана учителем географии Галутво Т. В. для...
Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной...
Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей школы 11 класс социально-экономического профиля iconПояснительная записка рабочая программа разработана для работы в...
Рабочая программа разработана для работы в классе социально – экономического профиля и рассчитана на 2 часа в неделю
Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей школы 11 класс социально-экономического профиля iconРабочая учебная программа по курсу географии 9 класс
Данная программа по курсу географии разработана в соответствии со ст. 14 п. 5, ст. 15 п. 1, ст. 32 п. 6,7 Закона «Об образовании»...
Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей школы 11 класс социально-экономического профиля icon1. Гражданин. Государство. Право. (7ч)
Как самостоятельный курс право изучается сравнительно недавно в рамках социально-экономического профиля. Кроме того, раздел «Право»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск