Скачать 352.48 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №6 им. академика – кораблестроителя А.Н. Крылова» г. Алатырь Чувашской Республики
Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей школы 10 класс социально-экономического профиля. Программу составил: учитель географии Чередниченко Н.Е. 2012- 2013 учебный год. Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2004г. на профильном уровне, Программы среднего (полного) общего образования по географии В. П. Максаковского, и авторской программы В.Н. Холиной на профильном уровне. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа предусматривает выделение двух самостоятельных, но связанных между собой этапов: 10 класс и 11 класс. Структура документа Рабочая программа по своей структуре соответствует Положению о рабочей программе учителя МБОУ «Гимназия №6 им. академика-кораблестроителя А.Н.Крылова» Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» в 10 классе на ступени среднего (полного) общего образования из расчета 2 учебных часа в неделю. Основные задачи курса Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Роль географии в формировании всесторонне развитой личности незаменима. Географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их профессиональной и бытовой деятельности - от выбора места жительства (в городе, в стране, в мире), продуктов питания (произведенных в разных районах земного шара) до выборов руководителей страны. В значительной степени ответы на эти вопросы пытается дать предлагаемый курс, лежащий на стыке географии и региональной экономики. Актуальность его изучения диктуется логикой развития общества и потребностями современного образования. В данном курсе география выходит за рамки только хозяйственной сферы в более глобальную - экономическую сферу, отвечая в большей степени на вопрос «почему?», а не «где?» (все предшествующие географические курсы акцентировали внимание именно на выяснении вопроса «где?»). Курс интегрирует знания о природе, человеке, хозяйстве, способствуя формированию целостной картины мира, становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. В основу курса положен деятельностный подход к формированию аналитического взгляда учащихся на окружающий мир. Учитель выступает в большей степени как организатор процесса познания и консультант, нежели передатчик информации, изложенной в тексте учебника. Продолжая закреплять ранее приобретенные навыки, учащиеся развивают новые. Размещение и развитие отраслей экономики и общества в современном мире показывается как результат человеческой деятельности, преобразующей неоднородное в природном отношении пространство в соответствии с объективными экономическими законами. Такой подход можно считать гуманизационным, в котором главное внимание уделено человеку; он помогает выстроить знания о современном мире в стройную схему, понять пространственную логику развития экономики, прогнозировать реальные экономические результаты политических решений. Курс непосредственно связан не только с предшествующими курсами географии, он также привлекает знания, полученные на занятиях по экономике, истории, информатике, культурологии, при этом не дублирует их; дает мотивацию к изучению иностранных языков, углублению знаний. Одним из блоков федерального компонента стандарта для изучения географии на профильном уровне является блок «Введение в социально-экономическую географию». Этот блок, без сомнения, главный в классах социально-экономического профиля. Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения географии. Изучение географии в средней (полной) общей школе направлено на достижение следующих целей:
• приобретение компетентности в сфере: элементарного метеорологического, геологического, гидрологического, ландшафтного, геоэкологического моделирования и прогнозирования; использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды Программа реализуется в условиях классно-урочной системы обучения и предусматривает проведение традиционных уроков с использованием разнообразных форм организации учебного процесса и внедрением современных педагогических технологий и методов обучения. В программу были внесены изменения. Авторская программа В.Н. Холиной рассчитана на 105 часов. Данная программа рассчитана на 68 часов. Следовательно, количество часов по каждой из тем сокращено. В данную программу включен ряд тем из программы В.П. Максаковского с целью более глубокого изучения населения и хозяйства стран мира. Тема «Введение. География в современном мире» вместо 13 часов содержит 7 часов. Тема «Политическая карта мира: государства и границы» вместо 35 часов содержит 19 часов. Тема «Богатство и бедность: типы стран» вместо 26 часов содержит 14 часов Тема «Население и культура» вместо 31 часов содержит 17 часов. Тема «География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды» вместо 5 часов содержит 6 часов. Добавлен 1 час на повторение и обобщение. Тема «Научно-техническая революция и мировое хозяйство» вместо 3 часов содержит 4 часа. Добавлен 1 час на повторение и обобщение. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА (X класс) (68часов) Учебно-тематический план.
Содержание учебного курса. Введение. География в современном мире. (7 часов). География как наука. Почему география – самостоятельная наука? Что изучает география? Методы географических исследований. Какими были первые методы географических исследований? Что такое географические законы и модели? Каковы новейшие методы географических исследований? Практические работы. Выбор места для строительства города. Политическая карта мира: государства и границы. (19 часов). Объекты политической карты мира. Каковы основные черты независимых государств? Какие формы правления имеют независимые государства? Почему на политической карте мира появляются непризнанные и самопровозглашенные государства? Что такое международные территории и каков их статус? Где и почему расположены территории с неопределенным статусом? Когда и почему появились на политической карте мира несамоуправляющиеся территории? Какие функции выполняют межгосударственные политические организации? Территория и границы государств. Какие объекты входят в состав территории государства? Где проходят государственные границы? Чем вызваны территориальные споры между государствами? Формирование политической карты регионов мира. Какие события повлияли на формирование современной политической карты мира? Как формировалась политическая карта Европы? Как формировалась политическая карта Азии? Как формировалась политическая карта Африки? Как формировалась политическая карта Америки? Как формировалась политическая карта Океании? Политическая география и геополитика. Каковы основные положения традиционных геополитических теорий? Какие принципы лежат в основе современных геополитических моделей? Практические работы. Определение форм государственного правления и устройства государств. Определение роли естественных рубежей в формировании государственных границ. Богатство и бедность: типы стран. (14 часов.) Показатели уровня социально-экономического развития стран мира. Как оценить уровень развития и тип страны? Где найти статистические показатели об уровне и качестве жизни? Почему валовой национальный доход является основой для классификации стран? Как самому составить классификацию стран? Типы стран современного мира. Как различить более развитые и менее развитые страны? Какую роль в мировой экономике играют экономически развитые страны, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны? Какие типы стран выделяют географы? Какова модель формирования колониальной структуры экономики? Практические работы. Составление многопризнаковой классификации стран (Европы, Азии, Африки, Америки). Составление сравнительного анализа типологий и классификаций стран мира. Население и культура. (17 часов). Размещение населения. Где и когда появились на Земле первые люди? Как узнать точную численность людей? Какие факторы определяют расселение людей? Почему люди переезжают из одной страны в другую? Какие показатели используют для оценки количества и качества населения? Как изменялась численность населения по регионам мира? Грозит ли Земле перенаселение? Как государство может регулировать число своих граждан? Культурные районы мира. Что такое культура и из каких элементов она состоит? Как и где формируются этносы как главные носители культуры? Как формируются языки и как они влияют на образование этносов и государств? Как религии влияют на культуру и хозяйство регионов мира? Какие историко-культурные районы выделяют в мире? Практические работы. Характеристика миграции. Характеристика половозрастной структуры населения. Определение страны по ее этническому составу. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды. (6 часов). Мы изучаем взаимодействие общества и природы. Мы оцениваем мировые природные ресурсы. Мы рассматриваем загрязнение и охрану окружающей среды. Мы узнаем о географическом ресурсоведении и геоэкологии. Практические работы. Определение показателя ресурсообеспеченности топливными ресурсами стран мира. Определение обеспеченности земельными, водными, лесными, минеральными, агроклиматическими, рекреационными ресурсами стран мира. Научно-техническая революция и мировое хозяйство. (4 часа). Мы характеризуем научно-техническую революцию. Мы изучаем мировое хозяйство. Мы рассматриваем отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства. Мы знакомимся с факторами размещения. Итоговые занятия. (1 час). Обобщающее повторение по курсу «Экономическая и социальная география мира». Требования к уровню подготовки учащихся. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. На профильном уровне ученик должен: знать/понимать
Курс направлен на формирование следующих компетентностей: — осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенно-природных, техногенных процессов, объектов; — умелое применение знаний и навыков в субъективно-объективной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в геопространственной реальности; - осознание взаимозависимости макроэкономических показателей, уровня и качества жизни; - умение оценивать степень взаимовлияния экономики, политики, культуры; — умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки личностной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности; - умение сравнивать уровень социально-экономического развития стран и территорий и выбирать наиболее значимые показатели для классификаций и типологий; - умение составлять диаграммы, графики, картосхемы и картодиаграммы; - - умение картографировать социально-экономические показатели; - умение пользоваться (искать и анализировать) статистической информацией; - умение пользоваться современными методами пространственного анализа; — определение собственного отношения к явлениям современной жизни, отстаивание своей гражданской позиции, формулирование своих мировоззренческих взглядов; — выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований, оценивание и корректировка своей деятельности в окружающей среде; — осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности; — конструктивное восприятие определенных явлений современной жизни, объемное определение своих возможностей и своего вклада в общий результат; — владение навыками организации и проведения индивидуальной и коллективной деятельности; - умение представлять результаты собственных исследований в виде мультимедиапрезентации и защищать свою точку зрения; - умение критически осмысливать публикации в СМИ и Интернете. Средства контроля. Предполагается проведение тестирования; письменные проверочные работы (от 10 до 20 минут урока), рефераты, практические работы. Подобные формы контроля позволяют проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, уровень усвоения материала и умение пользоваться полученными знаниями, что и является основными целями данного курса. Система оценки достижений учащихся при устных ответах: Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали. Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная. Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует. Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу. Самостоятельные и практические работы, выполняемые учащимися. Программа предусматривает самостоятельную урочную и внеурочную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя: — умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами; — определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов; — поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах; — обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов; — владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности; - участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ. |
Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей... Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных... | Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной)общей... Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных... | ||
Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей... Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных... | Рабочая учебная программа по географии за курс основной (общей)школы... В. П. Дронова, В. Я. Рома. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта,... | ||
Рабочая программа по предмету экономика (Профильный уровень) на 2012-2013 учебный год 10 класс Примерная программа предназначена для учащихся старшей школы социально-экономического профиля | 1. Эффективность реализации образовательной программы Все выпускники 2012-2013 учебного года успешно сдали основные экзамены по русскому языку и математике и получили аттестат за курс... | ||
Рабочая программа по географии, 6 класс, «Начальный курс географии» Рабочая программа по географии, 6 класс, «Начальный курс географии» составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного... | Программа интегрированного (география, информатика) профильного курса... России, обладающей значительным рекреационным потенциалом. В связи с этим возникает необходимость подготовки кадров организаторов... | ||
Рабочая учебная программа по природоведению 5а,б класс (базовый уровень) Программа составлена на основе программы по биологии для общеобразовательного обучения в средней (полной) школе 5 класс «Природоведение»... | Рабочая программа по географии за курс средней школы (базовый уровень)... Автор: Евсеева Ирина Васильевна, учитель географии первой квалификационной категории | ||
Рабочая программа по географии 7 класс Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной... | Протоко л итоговой аттестации и итоговой оценки за курс полной средней школы Протоко л итоговой аттестации и итоговой оценки за курс полной средней школы по защите рефератов в 11 "С" | ||
Рабочая программа разработана учителем географии Галутво Т. В. для... Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной... | Пояснительная записка рабочая программа разработана для работы в... Рабочая программа разработана для работы в классе социально – экономического профиля и рассчитана на 2 часа в неделю | ||
Рабочая учебная программа по курсу географии 9 класс Данная программа по курсу географии разработана в соответствии со ст. 14 п. 5, ст. 15 п. 1, ст. 32 п. 6,7 Закона «Об образовании»... | 1. Гражданин. Государство. Право. (7ч) Как самостоятельный курс право изучается сравнительно недавно в рамках социально-экономического профиля. Кроме того, раздел «Право»... |