Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса мбоу «Покровская оош»





НазваниеРабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса мбоу «Покровская оош»
страница1/3
Дата публикации17.02.2015
Размер0.64 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса МБОУ «Покровская ООШ». Настоящая рабочая программа по географии создана на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

  • программы по географии «География России (VIII – IXклассы) И.И. Баринова, В.П. Дронов/ .Овсянникова Е.В. - М.: Дрофа, 2010.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены стандартом.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит рекомендуемый перечень практических работ по каждому разделу.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Используемый УМК:

  1. В.П. Дронов,И.И.Баринова,В.Я.Ром. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс – М.: Дрофа, 2006.


Изменения, внесённые в программу: рабочая программа рассчитана на 68 часов.

1 час резервного времени отвожу на введение и знакомство с учебным курсом.

На раздел «География Белгородской области» отводится 10 часов учебного времени, в связи с чем были сокращены часы раздела «Хозяйство России» с 22 до16 часов и раздел «География крупных регионов России» - с 44 до 41 часов, отводится 1 час резервного времени.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно – ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

Образ России, формируемый у школьников, должен быть,  с одной стороны, целостным, а с другой – территориально–дифференцированным,разнообразным.Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний и всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, почувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие  ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство о разнообразии.

Осознание своей включенности в жизнь своей страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно – ориентированные вопросы и задания, связь, казалось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района или города.

Данный курс готовит учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению ориентироваться в окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени – экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориетироваться в ней, получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по – другому организовывать свою жизнь и т.д. Поэтому,с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии России, а с другой – подводит учащихся к пониманию необходимости перемен. Последнее достигается за счет подачи материала в историко – географическом ключе (как население России реагировало на изменение условий жизни) и характеристики современной ситуации в различных отраслях хозяйства и регионах России.

Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На нем замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязи с ним. Это позволяет учащимся по – другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Хозяйство и географические районы», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 2 часа.

Практических работ- 7

Требования к уровню подготовки

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.


Содержание программы учебного предмета
Часть V

Введение (1 час)

Что изучает экономическая география России?
Хозяйство России (16 ч )

Тема 1

ВТОРИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ - ОТРАСЛИ, ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ СЫРЬЕ

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы и развитие ТЭК. Охрана окружающей среды.

Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.

Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности.

Угольная промышленность. Виды угля и способы его добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологиче­ские проблемы угледобывающих регионов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных видов электростанций на окружающую среду.

Практические работы. 1. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Тема 2

ОТРАСЛИ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

Классификация конструкционных материалов, проблемы производящих их отраслей.

Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству продукции металлургии.

Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности, особенности их географии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.

Практические работы. 1. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. 2. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.

Практическая работа. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, геогра­фия важнейших отраслей. Проблемы пищевой промышленности в России.

Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности.

Тема 3

ТРЕТИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ - ОТРАСЛИ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ РАЗНООБРАЗНЫЕ УСЛУГИ

Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда.

Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инфраструктура: ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рыночной экономике. Перспективы развития комплекса.

Наука, ее значение, состав, роль в жизни современного общества. География российской науки. Наукограды.

Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье — одна из главных потребностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низкие показатели его

благоустроенности в России. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Часть VI

География крупных регионов России (41 ч)

Тема 1 РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ

Районирование — важнейший метод изучения в географии. Как можно районировать территорию: физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, эколого-экономическое и др. Виды районирования: сплошное и узловое, частное и комплексное и т. д. Соподчиненность различных видов районирования России.

Практическая работа. Моделирование вариантов нового районирования России.

Тема 2

ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН)

Особенности природы, истории и географии хозяйства. Запад России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Европейская Россия — основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны. Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.

Европейский Север. Состав района. Географическое положение на севере Восточно-Европейской равнины с выходом к Северному Ледовитому океану. Особенности экономико-географического, геополитического и эколого-географического положения. Влияние географического положения и природных усло­вий на освоение территории и жизнь людей.

Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное увлажнение территории, богатство озерами, реками, болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, се­верная и средняя тайга. Природные ресурсы: минеральные, топливные, лесные и водные. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.

Историко-географические особенности формирования. Население: национальный состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины.

Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышлен­ности. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двинско-Печорского подрайонов.

Роль морского транспорта. Мурманский и Архангельский порты. Северный морской путь. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Проблема охраны природы Севера. Северный военно-морской флот. Космодром в городе Мирном.

Практические работы. 1. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района. 2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

Северо-Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу», современные особенности географического положения.

Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменностей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербур­га. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург — северная столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы. Свободная экономическая зона «Янтарь».

Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Факторы фор­мирования района. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Полезные ископаемые. Дефицит большинства видов природных ресурсов. Климатические условия Центральной России, их благоприятность для жизни и хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие реки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Центральная Россия — очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Высокая численность и плотность населения. Количество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Городские агломерации. Высокий уровень развития и концентрации науки. Города науки.

Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс черная металлургия, химическая промышленность Роль конверсии предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) в хозяйстве. Агропромышленные комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства Относительно высокий уровень развития социальной сферы. Топливно-энергетические и природоохранным проблемы. Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Возникновение и развитие Москвы. Москва — столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Москвы. Московский столичный регион.

Нижний Новгород, его географическое положение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Очаги старинных промыслов.

Современность и проблемы древних русских городов — Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленск.

Практические работы. 1. Сравнение географического положения и планировки двух столиц — Москвы и Санкт- Петербурга. 2. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России. 3.Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

Европейский Юг. Состав района. Особенности географического положения: самый южный регион России, ограниченный с трех сторон природными рубежами. Геополитическое положение района. Природный амфитеатр. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы. Многонациональность и межнациональные проблемы.

Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая региона в производстве сельскохозяйственной продукции.. Неравномерность обеспеченности водными ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса (АПК). Сельскохозяйственное и импортное и энергетическое машиностроение.

Рекреационное хозяйство Северного Кавказа. Сложности проблем республик Северного Кавказа.

Практические работы 1. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга — великая русская река. Ее роль в территориальной организации населения и хозяйства. Гидро­энергетические, минеральные и почвенные ресурсы. Поволжье — место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Русское заселение территории. Территориальная организация расселения и хозяйства.

Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов.. АПК — ведущая позиция Поволжья и производстве многих видов сельскохозяйственном продукции. Мощная пищевая промышленность.

Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Научные центры. Столицы республики крупнейшие города.

Практические работы. . 1. Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья. 2. Изучение влияния истории и селения и развития территории на сложный этническими религиозный состав. 3. Экологические и водные проблемы Волги — оценка и пути решения.

Урал. Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географическое положение Урала — на стыке разнообразных границ. Разделяющая и свя­зующая роль Урала в природе и хозяйстве.

Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Разнообразные минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале. Недостаточная геологическая изученность Урала.

Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Две меридиональные полосы расселения, влияние речных систем и рельефа на их формирование.

Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем. Особенности климата Урала. Освоение и изучение Урала в связи со сменой пред­ставлений о значимости его ресурсов.

География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отставание развития социальной сферы. Крупнейшие города Урала.

Практические работы. 1. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала в виде картосхемы. 2. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.

Тема 3

АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН)

Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.

Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.

Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем.

Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Ее положение на молодой эпипалеозойской плите и особенности формирования рельефа. Карское море. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Зона Севера и ее значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Контрастность кли­матических условий. Высотная поясность.

Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека.

Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади и в численности населения Западной Сибири. Научные центры.

Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комплекс — основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта. Транссибирская магистраль, река Обь, железная дорога Тюмень — Сургут — Ямбург. Современные проблемы и перспективы развития ведущий отраслей хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем Западной Сибири.

Практические работы. 1. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.2. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса (значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива экологические проблемы).

Север Восточной Сибири. Состав района. Географическое положение к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Русские исследователи северных морей.

Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Среднесибирского плоскогорья. Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, алмазы, каменный и бурый уголь, химическое сырье. Резко континентальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота. Влияние климата и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-растительный покров. Лесные ресурсы.

Великие сибирские реки: их питание, режим, энергетические и водные ресурсы. Тайга — основная природная зона. Высотная поясность; степи котло­вин. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Крупнейшие заповедники. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Коренные народы, особенности их жизни и быта, проблемы.

Исторические особенности заселения русскими. Остроги. Открытие медно-никелево-кобальтовой провинции. Основание Норильска.

Топливно-энергетический комплекс — основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития промышленности.

Особенности строительства в условиях многолетней мерзлоты. Экологические проблемы района.

Якутские алмазы, город Мирный.

Перспективы транспортного освоения района. Амуро-Якутская магистраль. Водный и авиационный транспорт. Влияние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры.

Природно-хозяйственные районы: плато Путорана и Среднесибирское плоскогорье. Основные экономические, социальные и экологические проблемы.

Практические работы. 1. Составление характеристики Норильского промышленного узла (географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры). 2. Оценка особенностей природы региона с позиции условий жизни челове­ка в сельской местности и городе.

Южная Сибирь. Состав района. Географическое положение: в полосе гор Южной Сибири, вдоль Транссибирской магистрали. Транспортные связи с приграничными государствами — Китаем, Монголией и Казахстаном. Связь с Севером по Енисею и Лене. Байкало-Амурская магистраль (БАМ).

Горные системы Южной Сибири. Складчато- глыбовые горы: Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Саяны. Горы Прибайкалья и Забайкалья.

Верхние течения крупных сибирских рек — Оби, Енисея, Лены, Амура. Гидроэнергетическое значение рек. Особенности и проблемы Байкала.

Резко континентальный климат. «Полюс холода» Северного полушария. Температурные инверсии. Многолетняя мерзлота.

Природные ресурсы: минеральные, лесные.

Внутренние различия: Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны.

Кузнецко-Алтайский подрайон. Этапы заселения и освоения. Создание Транссибирской магистрали. Кузбасс, его проблемы. Новосибирск — научный центр.

Ангаро-Енисейский подрайон. Канско-Ачинский бассейн. Гидроресурсы. Формирование Ангаро-Енисейских ТЭС и ТПК. Заселение территории. Миграции и проблемы трудовых ресурсов. Красноярск, Иркутск, закрытые оборонные центры. Проблемы развития подрайона.

Забайкальский подрайон. Горные системы, землетрясения, байкальская рифтовая зона. Природные ресурсы: цветные и редкоземельные металлы, уголь. Бурятия (Улан-Удэ), Читинская область. Перспективы освоения зоны БАМа.

Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы. 1. Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири. 2. Выявление одной из проблем региона. Предложение путей ее решения.

Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и островной частей.

Этапы освоения территории, русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.

Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Тектоническая подвижность территории: частые землетрясения и извержения вулканов, моретрясения, цунами. Долина Гейзеров, термальные источники. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Отрасль специализации района — добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе.

Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.

Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу.Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс.

Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.

Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транспортная сеть Дальнего Востока.

Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. Агропромышленный комплекс. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Интеграция со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток — торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные , экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы. 1. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока. 2. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока проблемы и перспективы развития.

Тема 4 РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира.


РАЗДЕЛ VII. ГЕОГРАФИЯ СВОЕЙ РЕСПУБЛИКИ (КРАЯ, ОБЛАСТИ) (10 часов)

Территория, границы, экономико-географическое положение, административно-территориальное деление Белгородской области.

Природные ресурсы. История их освоения. Изменение численности, естественное и механическое движение населения. Половозрастная структура населения и трудовые ресурсы. Размещение населения. Общая характеристика промышленности. Ведущие отрасли промышленности. Другие отрасли промышленности. Сельское хозяйство. Инфраструктурный комплекс. Транспорт. Социальная инфраструктура. Историко – культурный потенциал. Территориальная организация хозяйства и внешние экономические связи Белгородской области.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

Подготовка к ГИА



1


Введение – 1 час

Что изучает экономическая география России?



1











2

Часть 5 . Хозяйство России 16 часов

Тема 1. Вторичный сектор экономики- отрасли, перерабатывающие сырье

Топливно – энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами.


1










3

Нефтяная, газовая и угольная промышленность.

Практическая работа№1

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам










повторить§48, 8 кл

Разбор заданий ГИА на воспроизведение знаний о размещении топливно-энергетической промышленности

4

Электроэнергетика.

1










5

Тема 2. Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества
Классификация конструкционных материалов, проблемы производящих их отраслей.

1










6

Металлургия. Черная металлургия.

Практическая работа №2

Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам

1







Разбор заданий ГИА на воспроизведение знаний о размещении черной металлургии

7

Цветная металлургия.

Обучающая. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия

1







Разбор заданий ГИА на воспроизведение знаний о размещении цветной металлургии

8

Химическая промышленность.

Обучающая. «Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам»


1







Разбор заданий ГИА на воспроизведение знаний о размещении химической промышленности

9

Лесная промышленность.

1







Повторить §53, 8 кл

Разбор заданий ГИА на воспроизведение знаний о размещении лесной промышленности

10

Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий.

1







Разбор заданий ГИА на воспроизведение знаний о размещении машиностроения

11

География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Особенности географии военно-промышленного комплекса и конверсии.

Практическая работа №3

Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам



1










12

Пищевая промышленность. Легкая промышленность.

1







Повторить §50-54, 8 кл. 232-238


13


Тема 3. Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги

Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России.

1







Разбор заданий ГИА на воспроизведение знаний об основных чертах географии транспорта

14

Коммуникационная система. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Связь.

1










15

Социальная инфраструктура. Наука.

1










16

Жилищное и рекреационное хозяйство.

1










17

Обобщение знаний по теме: «Хозяйство России».

1







Тестирование по материалам ГИА

18



Часть 6.


География крупных регионов России 41 час

Тема 1. Районирование России
Районирование – важнейший метод изучения в географии. Виды районирования. Обучающая.

Моделирование вариантов нового районирования России



1










19

Тема2 Европейская Россия(Западный макрорегион)
Особенности природы, истории и географии хозяйства. Запад России.


1










20

Европейский Север. Состав района. Географическое положение.

1










21

Природа Европейского Севера. Природные ресурсы.

1










22

Население: национальный состав, традиции и культура.

1







Разбор заданий ГИА по определению субъекта РФ по его краткому описанию

23

Хозяйство Европейского Севера.

Практическая работа

(обучающая)

Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско – Печорского района

1










24

Северо-Западный район. Состав района. Географическое положение.

1










25

Природная специфика. Район древнего заселения.

1







Разбор заданий ГИА по определению субъекта РФ по его краткому описанию

26

Экономические, социальные и экологические проблемы.

1










27

Санкт-Петербург – северная столица России.

1










28

Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Природа Центральной России.

1










29

Центральная Россия – очаг русской культуры.
Практическая работа (обучающая)

Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России

1










30

Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях.














31

Возникновение и развитие Москвы. Москова – столица России.

Практическая работа №4

Сравнение географического положения и планировки двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга.

1







Разбор заданий ГИА по определению субъекта РФ по его краткому описанию

32

Европейский Юг. Состав района. Географическое положение.

1










33

Природный амфитеатр. Природа Европейского Юга.

1










34

Многонациональность и межнациональные проблемы. Очаги концентрации населения.
Обучающая.

Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав.

1










35

Агропромышленный комплекс. Хозяйство Европейского Юга.

Обучающая. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

1







Разбор заданий ГИА по определению субъекта РФ по его краткому описанию

36

Поволжье. Состав района.

Географическое положение. Природа.

1










37

Многонациональный состав населения.

1










38

Хозяйство Европейского комплексов.

Практическая работа №5

Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья

1










39

Урал. Географическое положение Урала – на стыке разнообразных границ.

1










40

Природа Урала. Практическая работа (обучающая)

Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы представить в виде картосхемы


1










41

Современная этническая пестрота.

1







Разбор заданий ГИА по определению субъекта РФ по его краткому описанию

42

География и проблемы современного хозяйства.

Практическая работа № 6

Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем

1










43


Тема 3. Азиатская Россия (Восточный макрорегион)
Географическое положение. Разнообразие природных условий.

1










44

Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение.

1










45

Западно-Сибирская равнина.

1










46

Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов.

Практическая работа

(обучающая)
Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса.

1







Разбор заданий ГИА по определению субъекта РФ по его краткому описанию

47

Север Восточной Сибири. Состав района. Географическое положение к востоку от Енисея.

1










48

Природа. Исторические особенности заселения русскими.
Обучающая. Оценка особенностей природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе.













49

Хозяйство Севера Восточной Сибири. Экологические проблемы района. Практическая работа № 7

Составление характеристики Норильского промышленного узла

1







Разбор заданий ГИА по определению субъекта РФ по его краткому описанию

50

Южная Сибирь. Состав района. Географическое положение.

1










51

Кузнецко-Алтайский подрайон..

1










52

Ангаро-Енисейский подрайон. Забайкальский подрайон.
Обучающая. Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири

.1










53

Дальний Восток. Состав района. Географическое положение.

1










54

Природа Дальнего Востока. Неравномерность размещения населения.

1







Разбор заданий ГИА по определению субъекта РФ по его краткому описанию

55

Хозяйство Дальнего Востока

Обучающая. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных центров Дальнего востока

1










56

Обобщение знаний по теме «География крупных регионов России».

1







Разбор заданий ГИА по определению субъекта РФ по его краткому описанию


57


Тема 4. Россия в современном мире

Россия и страны СНГ.



1










58

Взаимосвязи России с другими странами мира.














59

География Белгородской области 10 часов
Территория, границы, экономико-географическое положение, административно-территориальное деление Белгородской области.


1










60

Природные ресурсы.

История их освоения.

1










61

Изменение численности, естественное и механическое движение населения. Размещение населения.

1










62

Общая характеристика промышленности. Ведущие отрасли промышленности. Другие отрасли промышленности.

1










63

Сельское хозяйство.

1










64

Инфраструктурный комплекс. Транспорт. Социальная инфраструктура.

1










65

Историко-культурный потенциал.

1










66

Территориальная организация хозяйства и внешние экономические связи Белгородской области..

1










67

Обобщение по теме «География Белгородской области»

1










68

Обобщение знаний по теме: «География Белгородской области»

1









  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса мбоу «Покровская оош» iconРабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса мбоу «Покровская оош»
Н. И. Сонина Биология. 5-11 классы. М., Дрофа, 2010 год и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая...
Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса мбоу «Покровская оош» iconРабочая программа разработана для обучения в 9 классе мбоу «Покровская оош»
«Покровская оош» на основе программы элективного курса «Культура речи» по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11...
Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса мбоу «Покровская оош» iconО подведении итогов районного этапа регионального конкурса
Мбоу сош №1 г. Спасска (директор Денисова О. А.), Мбоу оош г. Спасска (директор Герасина Г. М.), Мбоу оош с. Липлейка (директор Филина...
Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса мбоу «Покровская оош» iconРабочая программа по физической культуре 1-4 классы
Рабочая программа предназначена для учащихся 1-4 классов мбоу оош с. Отрадное. Сроки реализации программы 2013-2017 гг. Предмет «Физическая...
Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса мбоу «Покровская оош» iconРабочая программа по русскому языку разработана для обучения в 5...
Данная рабочая программа по русскому языку разработана для обучения в 5 классе мбоу «Покровская основная общеобразовательная школа»...
Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса мбоу «Покровская оош» iconПояснительная записка: рабочая программа составлена на основе Федерального...
Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, М.: Просвещение, 2011 г., инструктивно-методического письма на 2013-2014 учебный год. Учебник...
Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса мбоу «Покровская оош» iconАнализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников...
На 1 сентября 2011 г в Мбоу оош №36 обучалось 20 девятиклассников, в течение учебного года 4 учащихся выбыло (Киданов А., Дрянушкин...
Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса мбоу «Покровская оош» iconОбразовательная программа по литературе 10 класс мбоу «Юхмачинская...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса мбоу «Покровская оош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 2-го класса мбоу «оош №1»
Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса мбоу «Покровская оош» iconРабочая программа по географии 9 класс Пояснительная записка Данная...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и составлена на основании
Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса мбоу «Покровская оош» iconРабочая программа по литературному чтению составлена для обучающихся...
«Сырцевская оош» в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования, на основе:...
Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса мбоу «Покровская оош» iconРабочая программа основного общего образования по физике 7-9 класс
Программа основного курса физики для 7-9 класса мбоу оош ст. Елюзань составлена на основе образовательной программы по физике основного...
Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса мбоу «Покровская оош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 2-го класса мбоу «оош №1». Темы уроков сформулированы согласно авторским методическим...
Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса мбоу «Покровская оош» iconУчебному плану для 4 класса
Учебный план начального общего образования для учащихся 4 класса мбоу «Вортчинская оош» на 2013 – 2014 учебный год разработан на...
Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса мбоу «Покровская оош» iconРасписание занятий по внеурочной деятельности обучающихся 2 класса...
Расписание занятий по внеурочной деятельности обучающихся 2 класса мбоу «Белбажская оош»
Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса мбоу «Покровская оош» iconРабочая программа по иностранному (английскому) языку для 9 класса
Мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск