Пояснительная записка: рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана мбоу «Покровская оош»





Скачать 187.89 Kb.
НазваниеПояснительная записка: рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана мбоу «Покровская оош»
Дата публикации04.09.2014
Размер187.89 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
Пояснительная записка:

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана МБОУ «Покровская ООШ», программы общеобразовательных учреждений: авторы Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, М.: Просвещение, 2011 г., инструктивно-методического письма на 2013-2014 учебный год. Учебник «Обществознание» 7 класс М.: Издательство «Просвещение», 2011 г. Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).

Назначение обществоведческого курса в основной школе — содействие выработке системы жизненных ценностей, социальной компетентности человека в период его личностного становления.

Данная программа учитывает тот факт, что учащиеся к началу обучения в основной школе владеют пропедевтическими представлениями о Родине (России, своем крае: районе, городе, селе), гражданстве и гражданских правах, правах ребенка, правилах и нормах жизни в обществе, поведении на улице, в школе, в общественном месте, правилах взаимоотношений между людьми, об уважении к старшим, о составе семьи, родословной, взаимоотношениях с природой, об образцах позитивного поведения. Задача данной программы — закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся.

В 6—9 классах основной школы при изучении обществознания прежде всего даются знания граждановедческого характера, основу которых составляют наиболее актуальные для учащихся подросткового возраста проблемы жизни личности и общества, жизненные ценности, нравственные и правовые нормы, правила поведения, в том числе взаимоотношения ребенка с семьей, ученическим коллективом, взрослыми; обобщение опыта общения с социальной и природной средой; знания о правах человека и способах их защиты, этические нормы, первичные знания о государстве и законах, социальных институтах и процессах. Изучение данного материала направлено на содействие первичной социализации подростков.

Важным основанием для построения программы курса обществознания для 6—9 классов основной школы являются особенности подросткового возраста.

      Курс учитывает актуальные задачи развития в подростковом возрасте:

  • освоение «нового тела», физиологическая и психологическая полоидентичность;

  • развитие абстрактного мышления;

  • приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;

  • становление новых, более независимых отношений в семье: уменьшение эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке;

  • выработка жизненной философии, системы ценностей;

  • постановка задач будущего (семья, карьера, образование) в связи с решением вопроса «В чем мое призвание?».

      Курс строится с учетом того, что в подростковом возрасте именно общение, сознательное экспериментирование в собственных отношениях с другими людьми (поиск друзей, конфликты, выяснение отношений, смена компании) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Дети в отроческом возрасте обладают высокой степенью самостоятельности и инициативности при недостаточной критичности и отсутствии привычки просчитывать отдаленные последствия своих поступков.

      Предлагаемая программа ориентирована на развитие моральных суждений, которое, по данным психологов, в это время осуществляется на конвенциональном уровне. Ребенок принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса, компании. Моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются некритично, как истина. Норма выполняется ради того, чтобы получить одобрение или избежать наказания, а не в силу ценности нормы как таковой. Действия на основе узаконенных группой правил поведения дают ребенку основания считать себя хорошим. Эти правила могут быть достаточно общими, но не выработанными самим ребенком. Они не являются итогом его свободного выбора, а принимаются как норма той человеческой общности, к которой ребенок себя причисляет. Задача обществоведческого курса — содействовать становлению позитивных моральных установок.

      Еще одной особенностью данной программы является ориентация на современные представления о развитии личности в возрасте 11—14 лет, которое предполагает развитие субъектности. В этом процессе партнером ребенка становится взрослый, воплощенный в системе социальных ролей и частично персонифицированный в учителе, наставнике. Вместе с ним растущий человек осваивает правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах общественного сознания: в науке, искусстве, религии, праве, морали. Именно на этой ступени человек впервые осознает себя автором собственной биографии. Для этой ступени становления субъектности характерен совместный поиск общих способов решения задач, которые ставит учитель. Ведущим новообразованием является чувство взрослости. Через него подросток сравнивает и отождествляет себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Инициатива общества в этом процессе проявляется в предъявлении социальных ожиданий взросления (ценностей, самоопределенности). Инициатива отроков в постановке задач самоопределения требует совместного поиска способов решения социальных и личностных задач. В результате происходит разрушение отношений зависимости, возникает возможность построения отношений равенства. Вот почему в содержание курса включены значимые для актуальной и перспективной жизни подростков объекты и явления, ситуации, рассмотрение которых в процессе индивидуальной и групповой работы призвано помочь становлению субъектности.

      Особая роль принадлежит 6 классу в становлении эмоциональной сферы подростков, необходимом условии развития человека как личности.

      Программа строится с учетом того, что в онтогенезе чувства появляются позже, чем ситуативные эмоции. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы и других общественных институтов искусства. Предметами чувств становятся прежде всего те явления и условия, от которых зависит развитие событий, значимых для личности. Именно чувства, открывая личности окружающий мир и побуждая к деятельности, представляют собой конкретно-субъективную форму существования потребностей.

      В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни чувства занимают ведущее положение, другие же остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих чувств определяет одну из важнейших характеристик направленности личности.

      В структуре программы учитывается особая значимость так называемых высших чувств, в которых заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности.

      К области нравственных чувств относится все то, что определяет отношение человека к социальным учреждениям: к государству, к определенной общественной группе, к другим людям, к самому себе.

      Познавательная деятельность порождает у человека познавательные или интеллектуальные чувства. Их предметом является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине.

      Среди высших чувств важное место занимают практические чувства, связанные с деятельностью: трудом, учением, спортом.

      К высшим чувствам относятся также эстетические чувства, предполагающие осознанную или неосознанную способность при восприятии явлений окружающей действительности руководствоваться понятиями прекрасного.

      Интеллектуальные, практические, эстетические чувства возникают в единстве с нравственными чувствами и обогащаются в связи с ними.

      С учетом специфики подросткового эмоционального мира курс преимущественно ориентирован на создание позитивных образцов поведения, т. е. позитивных норм, которые становятся предметом осмысления и практического освоения.

      Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:

  • создать содержательные и организационно-педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

  • способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

  • помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

  • содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся основной школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

  • обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

  • предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

  • помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

  • предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

      Учебный план отводит на обществознание в 6 классе 1 ч в неделю, всего 35 ч. Примерно 60% времени отводится на изучение нового материала. Остальное время предназначается для активного освоения курса в разнообразной индивидуальной и групповой деятельности (работа с учебным текстом и внетекстовыми компонентами учебной книги: рисунками, иллюстрациями, различными рубриками, познавательными заданиями, уроками-практикумами по каждой содержательной теме и т. п.).

      Программа раскрывает содержание начального курса «Человек и общество» в следующей последовательности:

  • В 6 классе программа является вводно-пропедевтической по отношению к основной школе. С одной стороны, содержание ее во многом строится на тех же дидактических единицах, что и в начальной школе, с другой — вводит новые единицы содержания. Логика программы в 6 классе предполагает использование принципа от частного к общему.

  • Первая тема «Человек» вводит ученика в проблематику, связанную с социальными проявлениями человека, раскрывает отношение человека к себе и к своему ближайшему окружению. В теме освещаются особенности подросткового возраста, важного для становления личности, значение и назначение самопознания. Тема ориентирует на осмысление необходимости быть толерантным в своем микромире. Она позволяет ввести школьников в мир отношений между людьми, раскрывает такие качества человека, как альтруизм — готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своим личным интересом; великодушие и снисходительность к другим; деликатность, вежливость, мягкость в обращении; доброжелательность к людям; отзывчивость на чужие горе и радость.

      Последующие темы курса «Семья», «Школа», «Труд», «Родина» вводят ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (семьи) через наиболее актуальный учебный институт (школа) до самого общественно значимого (Родина и государство). Учащиеся расширяют круг сведений не только о самих этих институтах и об их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. К ним относятся: верность, стойкость в своих чувствах, отношениях, в исполнении обязанностей, долга; патриотизм —любовь к Родине; свободолюбие; стремление к независимости.

  • Тема «Труд» включает, помимо этого, азы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и качеств, связанных с отношением к труду и его результатам. К таким качествам прежде всего относятся: бережливость, расчетливость, экономность, бескорыстие, предполагающие цель жизни не в приобретении, а в желании помогать людям; умеренность, готовность довольствоваться немногими благами в сочетании с умением ценить результаты труда; трудолюбие, инициативность; душевная щедрость; добросовестность, усердие.

  • Заключительная тема «Добродетели» посвящена нравственным качествам человека, тесно связанным с важнейшими понятиями морали: добро как благо, доброта и благородство как качества человека; зло и способность человека противостоять ему.

      Каждая тема программы 6 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.

Курс 6 класса является продолжением курса «Окружающий мир», который учащиеся изучали в начальной школе. При разработке содержания и основ методики курса для шестиклассников учитывались не только особенности психологии младших подростков, но и уровень знаний и умений, достигнутый ими в начальной школе. Преемственность обеспечивается сохранением в структуре учебника основных рубрик, имеющихся в учебниках по предмету «Окружающий мир»; характером заданий для организации активной познавательной деятельности учащихся, а также непосредственным участием в авторском коллективе члена-корреспондента РАО Н. Ф. Виноградовой, возглавлявшей разработку курса для начальной школы.

Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.

Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Цели курса:

  • создание условий для социализации личности;

  • формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;

  • формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;

  • содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.



Содержание курса обществознания программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для 6 класса:


класс

Объем учебного времени

Человек

Семья

Школа

Труд

Родина

Добродетели

Резерв

6 класс

35часов

7 ч.

4 ч.

4 ч.

4 ч.

5 ч.

4 ч.

7


В рабочей программе предусматривается следующая система распределения учебного материала:


класс

Объем учебного времени

Человек

Семья

Школа

Труд

Родина

Добродетели

Обобщение

6 класс

35 часов

7 ч.

4 ч.

5 ч.

4 ч.

5 ч.

4 ч.

6 час

Требования к уровню подготовки учащихся.


  • извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рационал0ьности;

  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

  • совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ урока

Название раздела и тема

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

Тема I. Человек 7ч



Урок «Человек родился»

1



§ 1 с10-15



Урок «Человек — личность»

1




§ 2 с16-25



Урок «Особый возраст: отрочество»

1




§ 3 с26-56



Урок «Познай самого себя»

1




§ 4 с37-47



Урок «Человек и его деятельность»

1




§ 5 с48-55



Урок «Что человек чувствует, о чем размышляет»

1




§ 6 с55-66



Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек». Контроль знаний.

1




Повторить

§§ 1-6.

Прочитать после уроков с. 65

Тема II. Семья 4ч.



Урок «Семья — ячейка общества»

1




§ 7 с68-75



Урок «Семейное хозяйство»

1




§ 8 с75-85

10.

Урок «Делу время — потехе час»

1




§ 9 с86-98



Повторительно-обобщающий урок по теме: «Семья». Контроль знаний.

1




Повторить

§§ 7-9.

Прочитать после уроков с. 96

Тема III. Школа 5 ч.

12-13.

Урок «Профессия — ученик»

2




§ 10 с100-106,с106-112

14-15.

Урок «Одноклассники, сверстники, друзья»

2




§ 11 с112-117,с117-122



Повторительно-обобщающий урок по теме: «Школа». Контроль знаний.

1




Повторить

§§ 10-11.

Прочитать после уроков с. 120

Тема VI. Труд 4 ч.



Урок «Труд — основа жизни»

1




§ 12 с124-132



Урок «Труд и творчество»

1




§ 13 с132-144



Урок «На пути к жизненному успеху»

1



§ 14 с144-154



Повторительно-обобщающий урок по теме: «Труд». Контроль знаний.

1




Повторить

§§ 12-14.

Прочитать после уроков с.153

Тема V. Родина 5 ч.



Урок «Что значит быть патриотом»

1




§ 15 с156-163



Урок «Символика России»

1




§ 16 с164-173



Урок «Гражданин — Отечества достойный сын»

1




§ 17 с174-180



Урок «Мы — многонациональный народ»

1




§ 18 с180-190



Повторительно-обобщающий урок по теме: «Родина». Контроль знаний.

1




Повторить

§§ 15-18

Прочитать после уроков с.190



Тема VI. Добродетели 4 ч.



Урок «Человек славен добрыми делами»

1




§ 19 с192-199



Урок «Будь смелым»

1




§ 20 с199-207



Урок «Что такое человечность»

1




§ 21 с208-215



Повторительно-обобщающий урок по теме: «Добродетели». Контроль знаний.

1




Повторить

§§ 19-21

Прочитать после уроков с.214



Итоговое повторение: «Обществознание в 6 классе».

6





Повторить

§§1-21



Содержание программы




Человек

Цели и ценности человеческой жизни. Человек – биологическое существо. Отрочество – особая пора. Познание мира. Потребности человека – биологические, социальные, духовные.

Семья.

Семья – ячейка общества. Семейное хозяйство. Свободное время.

Школа.


Значение образования в жизни общества. Подросток в школе. Проблемы общения. Дружба. Дружный класс.

Труд.


Труд основа жизни. Результаты труда. Труд и творчество. На пути к жизненному успеху.

Родина.

Наша Родина Россия. Субъекты Российской Федерации. Государственная символика России. Россия – федеральное государство.

Добродетели.

Человек славен добрыми делами. Доброе значит хорошее. Быть смелым. Человечность. Гуманизм.
Формы и средства контроля.
1. Индивидуальные форма работы.

Работа с картиной, рассказ учащихся по тексту учебника, самостоятельно подготовленное сообщение, составление самостоятельных рассказов (по источникам: текст и иллюстрации учебника, рассказ-объяснение учителя, сведения из прочитанных книг, фильмов).

2.Групповая.

Парная работа, работа с иллюстрацией.

3.Фронтальная.

Работа с книгой, беседа по теме, дискуссия.
УМК.

  • Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2011.

  • Городецкая и др. Обществознание. Поурочные разработки 6 класс.: М. – Просвещение, 2012.

  • Поздеев А. В. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 класс. М.- ВАКО, 2011.

Е. Н. Сорокина. Рабочие программы по обществознанию.-М:ВАКО, 2012 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка: рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана мбоу «Покровская оош» iconПояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на...
Учебного плана мбоу «Бухарайская средняя общеобразовательная школа» на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка: рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана мбоу «Покровская оош» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального...
Федерального компонента федерального базисного учебного плана (фк фбупа) для основного общего и для среднего (полного) общего образования...
Пояснительная записка: рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана мбоу «Покровская оош» iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования...
Пояснительная записка: рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана мбоу «Покровская оош» iconПояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета...
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
Пояснительная записка: рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана мбоу «Покровская оош» iconРабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса мбоу «Покровская оош»
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне
Пояснительная записка: рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана мбоу «Покровская оош» iconПояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Пояснительная записка: рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана мбоу «Покровская оош» iconРабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе федерального...
Рф от 05. 03. 2004 №1089; Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного...
Пояснительная записка: рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана мбоу «Покровская оош» iconРабочая программа по физике для 10 а класса составлена на основе...
Рф от 05. 03. 2004 №1089; Рабочая программа по физике для 10 а класса составлена на основе федерального компонента государственного...
Пояснительная записка: рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана мбоу «Покровская оош» iconРабочая программа курса химии (разработана на основе Примерной программы...
Вания по химии для 9 класса общеобразовательных учреждений составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта...
Пояснительная записка: рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана мбоу «Покровская оош» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Учебного плана оу на 2013-2014 уч год (для 4-9 классов оу рт с русским языком обучения с изучением родного (чувашского языка), Примерной...
Пояснительная записка: рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана мбоу «Покровская оош» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Технология»
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного...
Пояснительная записка: рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана мбоу «Покровская оош» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Технология»
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного...
Пояснительная записка: рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана мбоу «Покровская оош» iconРабочая программа по русскому языку (4 класс) составлена на основе...
Пояснительная записка к рабочей программе 4- класса мбоу хансверская оош бавлинского муниципального района рт на 2012-2013 учебный...
Пояснительная записка: рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана мбоу «Покровская оош» iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе
Министерством образования РФ и в соответствие с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего образования,...
Пояснительная записка: рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана мбоу «Покровская оош» iconРабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (5-9 кл.)...
Пояснительная записка: рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана мбоу «Покровская оош» iconРабочая программа по информатике и икт в 8 классе составлена на основе...
Стандарта основного общего образования, Примерной программы, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск