Трафимова Г. В., Трафимовой С. А., Федотовой О. Н. Окружающий мир. 3класс: Учебник





Скачать 170.05 Kb.
НазваниеТрафимова Г. В., Трафимовой С. А., Федотовой О. Н. Окружающий мир. 3класс: Учебник
Дата публикации31.03.2015
Размер170.05 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > География > Учебник
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной основной образовательной программы начального общего образования (2010) и авторской программы О.Н. Федотова Г.В. Трафимова, С. А. Трафимов УМК «Перспективная начальная школа» (М.: Академкнига/Учебник, 2012.)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Трафимова Г.В., Трафимовой С.А., Федотовой О.Н. Окружающий мир.3класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекта обусловлен тем, что Программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями стандарта второго поколения. А так же с учетом основной идеи УМК «Перспективная начальная школа» – оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности, отражая единство и целостность научной картины мира и образовательного процесса. Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования второго поколения.
Курс «Окружающий мир» изучается в 3 классе 2 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов.

Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

Программой предусмотрено проведение:

экскурсий –4

практических работ 14
Цели, решаемые при реализации рабочей программы, согласованы с целями образовательной программы ОУ: «Создание условий, благоприятствующих укреплению физического, нравственного и психологического здоровья школьников. Развитие способностей каждого ученика и воспитанника, формирование духовно богатой, творчески мыслящей личности, способной жить и созидать в современном мире». Формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом, являются:

сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта: опыта сельской жизни — с естественно-природным ритмом жизни и опыта городской жизни — с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;

  • последовательное формирование у школьников универсальных учебных действий, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений — работы с научно-популярной, справочной литературой;

  • проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;

  • изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), получение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно - научных и обществоведческих дисциплин;

  • воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологиче­ской культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;

  • охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.


Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их.

Еще одна содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка (правила гигиены, правила поведения на воде, безопасное поведение дома, на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми

и т. д.).

Важнейшая роль в развитии ребенка в течение всех четырех лет обучения предмету отводится социализации — усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике. Задача первых двух лет обучения — вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской Федерации», «Красная книга края», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина».

Одной из задач всех лет обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез.

При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: организация группового взаимодействия, самостоятельной работы, рефлексивного обучения, самоконтроля. Учебно-исследовательская деятельность, творческая деятельность, самообразовательная деятельность, информационно- коммуникативные, здоровьесберегающие, информационные, технология проблемного обучения, технология проектного обучения.

В контрольно-оценочной деятельности используются: текущий, тематический контроль.

Формы контрольно-оценочной деятельности на уроке - устный опрос, практическая работа, тест, самостоятельная работа, творческая работа (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал, изготовленный учащимися проект, презентация и т.д)

Формы и виды оценочной деятельности формирования УУД учащихся

Согласно программе формирования УУД учащихся МАОУ СОШ№2, используются материалы для диагностики УУД системы «Школа 2100» «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования». Авторы Р.Н. Бунеев, А.А. Вахрушев

Основные требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир»

3 класс

Учащиеся должны знать/понимать:

  • устройство и назначение термометра, фильтров, флюгера, компаса;

  • понятия «тела» и «вещества», неживые и живые тела (на уровне первичных представлений);

  • три состояния веществ в природе;

  • основные свойства воды и воздуха;

  • источники загрязнения и простейшие способы очистки воды;

  • некоторые свойства твердых веществ на примере твердых полезных ископаемых (мрамор, песок, глина);

  • полезные ископаемые родного края;

  • значение почв в жизни человека, называть мероприятия по охране почв;

  • положение России и своего края (города, примерное положение своего села, поселка) на карте;

  • особенности своего природного края: поверхность, водоемы, природные сообщества, использование и охранные меры родного края;

  • города Золотого кольца России (названия трех-четырех городов) и их достопримечательности;

  • достопримечательности Санкт-Петербурга.

Уметь:

  • соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;

  • пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупа, термометр, компас, флюгер, часы и др.);

  • ориентироваться на местности по Солнцу, местным признакам и по компасу;

  • проводить простейшие опыты при изучении свойств воды, воздуха, почвы;

  • измерять температуру воды и воздуха;

  • письменно фиксировать результаты наблюдений за погодой, другими природными явлениями;

  • узнавать в окружающем их мире изученные растения и животных;

  • показывать на карте, глобусе материки, океаны, моря, горы, равнины, реки (без названий); некоторые города России (город Санкт-Петербург, города Золотого кольца России, родной город, примерное положение своего поселка, села);

  • описывать историю возникновения и строительства Санкт-Петербурга;

  • делать небольшие сообщения (доклады) для учащихся вторых-третьих классов;

  • написать письмо в детский научный клуб «Мы и окружающий мир».

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • ориентироваться на местности по компасу;

  • принимать посильное участие в охране и защите природы;

  • использовать термометр для измерения температуры воздуха;

  • оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное);

  • выполнять правила поведения в природе;

  • рассказывать о родном крае, родной стране, Красной книге, правилах поведения в природе;

  • удовлетворять познавательные интересы с помощью поиска дополнительной информации в словарях, справочниках, литературных источниках.



В рабочей программе заложены возможности, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Предмет выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством. Осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.

В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:

• умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;

• формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях свое го народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;

• формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

• развитие морально этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий:

• овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;

• формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);

• формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
3 класс. (68 ч)
Способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов (2 ч)

Знакомство с устройством простейших приборов, их назначением, приемами использования: микроскоп (система увеличительных стекол), термометр, часы, флюгер, компас и др.

Примечание. Раздел программы раскрывается в процессе изучения тем, связанных с необходимостью использования тех или иных приборов.

Планета, на которой мы живем (12 ч)

Глобус — модель Земли. Экватор. Параллели и меридианы.

Географическая карта как еще один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий. Северное и Южное полушария. Западное и Восточное полушария. Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте.

Материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе).

План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Линия горизонта.

Ориентирование на местности: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Компас.

Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходство и различие.

Практикум

Практические работы: работа с физической и контурной картами России, с планом местности. Крупные равнины и горы (3–5 названий), моря, реки, озера (3–5 названий). Работа с компасом (знакомство и устройство), определение сторон. Определение горизонта по компасу. Сравнение карты и плана, элементарные приемы чтения плана и карты.

Экскурсия: знакомство с основными формами поверхности родного края.

Неживая природа (16 ч)

Первоначальные представления о веществе. Примеры твердых, жидких, газообразных веществ.

Вода. Свойства воды в жидком состоянии (ранее изученные и новые): текучесть, не имеет формы, запаха, цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается и др. Вода — растворитель.

Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда). Свойства воды в газообразном состоянии.

Три состояния воды. Вода в природе. Туман, облака, осадки.

Кругооборот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Охрана водоемов, бережное отношение к воде.

Воздух — смесь газообразных веществ (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха (ранее изученные и новые).

Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при расширении нагревается, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений.

Движение воздуха (ветер), температура воздуха. Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха.

Твердые вещества. Свойства твердых тел (на примере полезных ископаемых). Горные породы. Полезные ископаемые. Использование и охрана полезных ископаемых.

Практикум

Наблюдения за погодой: облачность, ветер, осадки, температура воздуха.

Практические работы. Изучение свойств воды в жидком и твердом состоянии. Измерение температуры воды и воздуха с помощью термометра. Изучение свойств полезных ископаемых (известняка, мрамора, песка, глины). Расширение твердых тел при нагревании.

Сравнение минералов по твердости. Изучение свойств воздуха (расширение при нагревании, сжатие при охлаждении и др.). Доклады для первоклассников и второклассников о безопасном поведении во время гололеда. Изготовление модели термометра, компаса.

Взаимосвязь неживой и живой природы (16 ч)

Разрушение твердых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха.

Почва — единство живого и неживого, ее примерный состав, свойства, значение для жизни. Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы, животные, микроорганизмы. Почвы родного края.

Разрушение почв под действием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной деятельности. Охрана почв.

Практикум

Экскурсия по родному краю: «Почвы родного края».

Практические работы: определение примерного состава почвы.

Природные сообщества (16 ч)

Лес, луг, водоем, поле, болото. Взаимосвязи в сообществах. Растения и животные природных сообществ. Развитие животных (на примере появления из яйца и развитие бабочки- капустницы).

Растения и животные природных сообществ родного края. Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества.

Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоема, в лесу, вблизи болот). Человек — защитник природы.

Практикум

Наблюдения за животными в ближайшем природном окружении.

Экскурсии по родному краю (лес, луг, водоем).

Практические работы. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка птиц, озеленение школьного двора и др.). Работа с гербариями растений природных сообществ: описание внешнего вида, условий произрастания. Работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями.

Наша страна Россия (6 ч)

Лента времени. Города России — Золотое кольцо России. Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности — памятники зодчества и живописи (межпредметные связи с уроками литературного чтения).

Санкт-Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт-Петербурга. План-карта Санкт-Петербурга XVIII века. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Памятник Петру I — Медный всадник, Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж).

Практикум

Практические работы: работа с картой — города Золотого кольца России, расположение Санкт-Петербурга. Определение последовательности исторических событий (раньше, позже), соотнесение века с годами по ленте времени.

Экскурсия в краеведческий, художественный музей.
Учебно-тематический план
3 класс. (68 ч)

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

практические работы, экскурсии

контрольные работы

1.

Способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов

2




2




2

Планета, на которой мы живем

12

8

3+1




3

Неживая природа

16

12

4




4

Взаимосвязь неживой и живой природы

16

13

2+1




5

Природные сообщества

16

14

1+1




6

Наша страна Россия

6

3

2+1







Итого:

68

50

18





Учебно-методическая литература для учителя

по окружающему миру

3 класс, 2013-2014уч.год



Автор,

год издания

Название пособия

Вид пособия

11.

Федотова О.Н, Трафимова Г.В., Трафимов С.А.,

М.: Академкнига/Учебник, 2013.

Окружающий мир.

3класс

Учебник

22.

Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н, Царева Л.А.

М.: Академкнига/Учебник, 2013.

Окружающий мир. 3класс

Методическое пособие для учителя

33.

Трафимова Г.В., Федотова О.Н Л.Г. Кудровой

М.: Академкнига/Учебник, 2013.

Окружающий мир.

Авторская программа по окружающему миру

44.

Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н

М.: Академкнига/Учебник, 2013.

Давай знакомиться, мир. 3класс

Хрестоматия


5.

Р.Г.Чуракова «Академкнига/Учебник» 2012.


Концептуальные основы учебно– методического комплекта «Перспективная начальная школа»





Учебная литература для учащихся

по окружающему миру

1-4класс, 2013-2014уч.год



Автор,

год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н

– М.: Академкнига/Учебник, 2013.

Окружающий мир.3 класс

Учебник

2.

Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н

– М.: Академкнига/Учебник, 2013.

Окружающий мир.3 класс

Тетрадь для самостоятельной работы

3.

Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н

– М.: Академкнига/Учебник, 2013.

Давай знакомиться, мир. 3класс

Учебник-Хрестоматия

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Трафимова Г. В., Трафимовой С. А., Федотовой О. Н. Окружающий мир. 3класс: Учебник iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Окружающий мир. 3 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, С. А. Трафимова, Л. А. Царевой /...
Трафимова Г. В., Трафимовой С. А., Федотовой О. Н. Окружающий мир. 3класс: Учебник iconРабочая программа по окружающему миру 1 класс умк "Перспективная начальная школа"
Программа «Окружающий мир» Федотовой О. Н., Трафимовой Г. В., Трафимова С. А. (образовательная программа «Перспективная начальная...
Трафимова Г. В., Трафимовой С. А., Федотовой О. Н. Окружающий мир. 3класс: Учебник icon5 окружающий мир авт. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая Пояснительная записка
Программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, Л. Г. Кудровой «Программы...
Трафимова Г. В., Трафимовой С. А., Федотовой О. Н. Окружающий мир. 3класс: Учебник iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой «Окружающий мир», утверждённой мо РФ в соответствии с требованиями фгос
Трафимова Г. В., Трафимовой С. А., Федотовой О. Н. Окружающий мир. 3класс: Учебник iconФио автора – Осипова Татьяна Владимировна Место работы, должность
Базовый учебник Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник
Трафимова Г. В., Трафимовой С. А., Федотовой О. Н. Окружающий мир. 3класс: Учебник iconКонспект урока «Домашние животные. Значение домашних животных в жизни...
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир, 2 класс, 2 часть. М.: Академкнига/учебник, 2007
Трафимова Г. В., Трафимовой С. А., Федотовой О. Н. Окружающий мир. 3класс: Учебник iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Окружающий мир: Учебник. М: Академкнига/ Учебник. 2012
Трафимова Г. В., Трафимовой С. А., Федотовой О. Н. Окружающий мир. 3класс: Учебник iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Окружающий мир: Учебник: 2 класс 1-2 ч– М: Академкнига/ Учебник. 2011
Трафимова Г. В., Трафимовой С. А., Федотовой О. Н. Окружающий мир. 3класс: Учебник iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов «Окружающий мир» 2 класс, учебник в двух частях, 1ч., Москва, Академкнига/учебник,...
Трафимова Г. В., Трафимовой С. А., Федотовой О. Н. Окружающий мир. 3класс: Учебник iconТрафимова Г. В., Трафимов С. А., Федотова О. Н. Окружающий мир. 1 класс: Учебник
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Хлеборобная средняя общеобразовательная школа №5
Трафимова Г. В., Трафимовой С. А., Федотовой О. Н. Окружающий мир. 3класс: Учебник iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
О. Н. Федотова, Окружающий мир. Учебник для 1 класса / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.: Академкнига/ Учебник,...
Трафимова Г. В., Трафимовой С. А., Федотовой О. Н. Окружающий мир. 3класс: Учебник iconКонспект занятия по развитию речи в средней группе
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир, 2 класс, 2 часть. М.: Академкнига/учебник, 2007
Трафимова Г. В., Трафимовой С. А., Федотовой О. Н. Окружающий мир. 3класс: Учебник iconКонспект занятий во 2 младшей группе. Тема: Дикие и домашние животные
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир, 2 класс, 2 часть. М.: Академкнига/учебник, 2007
Трафимова Г. В., Трафимовой С. А., Федотовой О. Н. Окружающий мир. 3класс: Учебник iconЗанятие по развитию речи с детьми раннего возраста "Животные и их детёныши"
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир, 2 класс, 2 часть. М.: Академкнига/учебник, 2007
Трафимова Г. В., Трафимовой С. А., Федотовой О. Н. Окружающий мир. 3класс: Учебник icon«использование мнемотехники в развитии детей младшего возраста». Актуальность проблемы
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир, 2 класс, 2 часть. М.: Академкнига/учебник, 2007
Трафимова Г. В., Трафимовой С. А., Федотовой О. Н. Окружающий мир. 3класс: Учебник iconКонспект занятия по ознакомлению с окружающим в младшей группе «Дикие домашние животные»
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир, 2 класс, 2 часть. М.: Академкнига/учебник, 2007


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск