Министерство образования и науки РФ моу «Гришенская муниципальная общеобразовательная средняя школа Мамонтовского района Алтайского края» программа





Скачать 79.96 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки РФ моу «Гришенская муниципальная общеобразовательная средняя школа Мамонтовского района Алтайского края» программа
Дата публикации21.04.2015
Размер79.96 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа



Министерство образования и науки РФ

МОУ «Гришенская муниципальная общеобразовательная

средняя школа

Мамонтовского района Алтайского края»

ПРОГРАММА

предпрофильного курса

" МЕТАЛЛЫ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ И

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА"


Автор:

Бирюкова Л.В.-

учитель химии и биологии

МОУ «Гришенская средняя

общеобразовательная школа

Мамонтовского района

Алтайского края»
ГРИШЕНСКОЕ

Пояснительная записка
Элективный курс рассчитан на 17 часов. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторного практикума, практикума по решению задач др.

Цель предпрофильного курса – углубление экологической подготовки учащихся основной школы.
Основные задачи курса:

Закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся о металлах, их строении, общих свойствах;

Сформировать представление о специфических свойствах металлов, их двойственной роли в природной среде, последствиях воздействия металлов или их соединений на биологические системы;

Раскрыть причины и основные источ­ники загрязнения окружающей среды ме­таллами;

Продолжить формирование умений ана­лизировать ситуацию и делать прогнозы, решать расчетные задачи, выполнять опыты в соответствии с требованиями правил безо­пасности;

Продолжить формирование навыков ис­следовательской деятельности;

Развивать учебно-коммуникативные уме­ния.
Формы контроля: домашняя контрольная работа, рефераты, итоговая конференция.

Требования к знаниям и умениям учащихся

После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

  • понятия «биогенный металл», «биологиче­ская взаимозаменяемость»;

  • двойственную роль металлов в природе;

  • причины, источники и основные спосо­бы предупреждения загрязнения окружаю­щей среды тяжелыми металлами;

  • влияние гипо- и гиперконцентрации ме­таллов на состояние здоровья человека;

  • состояние природной среды региона — наличие тяжелых металлов.

После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:

проводить качественные реакции на ионы металлов;

  • решать расчетные задачи с экологиче­ским содержанием;

  • работать в группе;

  • определять цель, выделять объект иссле­дования, способы регистрации полученной

информации и её обработки;

  • составлять схемы миграции тяжелых ме­таллов в пищевых цепях;

  • писать рефераты, придерживаясь опреде­ленной структуры.


Содержание курса

Введение (2 ч).

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Особенности строения атомов металлов, обусловливающие их фи­зические, химические и биологические свой­ства. Закономерности, проявляющиеся в ряду металлов (в группах и периодах).

Тема 1. Металлы в живых организмах (4 ч). Понятие о металлах-биогенах. Биоло­гическая роль металлов. Токсическое дейст­вие металлов. Биологическая взаимозаме­няемость. Классификация химических элементов: макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Жизненно необходимые, условно жизненно необходимые металлы. Токсичные металлы.

Лабораторный практикум (1 ч). Практи­ческая работа 1. «Качественные реакции на ионы железа(II, III).

Тема 2. Загрязнение окружающей сре­ды тяжелыми металлами (4 ч). Понятие «тя­желые металлы». Антропогенные источники поступления металлов в окружающую среду: промышленность, автотранспорт, коррозия, сельское хозяйство. Последствия загрязнения природной среды металлами. Миграция тяже­лых металлов в биогеоценозах. Пищевые цепи. Заболевания человека, вызванные воз­действием металлов на организм.

Тема 3. Способы предупреждения за­грязнения окружающей среды (2 ч). Пути выхода из экологических ситуаций, обуслов­ленных техногенными выбросами, содержа­щими металлы: комплексное использование руд, улавливание и использование газообраз­ных выбросов, переработка твердых отхо­дов, повторное вовлечение в технологиче­ский процесс очищенных стоков, разработ­ка и внедрение малоотходных технологий, использование новых видов топлива и спо­собов получения энергии.

Практикум по решению расчетных за­дач (2 ч).

Тема 4. Экологическая обстановка в Алтайском крае(1 ч). Основные ис­точники загрязнения природной среды Алтайского края тяжелыми металлами. Направления деятельности по предупреждению загрязне­ния окружающей среды области, района, села.

Итоговая конференция (1ч).


Тематическое планирование учебного материала

Занятие 1-2. Введение. Положение ме­таллов в Периодической системе химиче­ских элементов Д. И. Менделеева. Особенно­сти строения атомов металлов, обусловли­вающие их физические, химические и био­логические свойства. Закономерности, про­являющиеся в ряду металлов (в группах и периодах).

Форма занятия: игра «Путешествие по Периодической системе».

Образовательный продукт: структурно-логическая схема «Строение и свойства ме­таллов».

Занятие 3. Понятие о металлах-биоге­нах. Роль металлов в живых организмах.

Занятие 4. Токсичность. Токсическое дейст­вие металлов. Биологическая взаимозаме­няемость.

Форма занятия: лекция.

Образовательный продукт: опорный кон­спект.

Занятие 5. Классификация химических элементов: макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Жизненно необходимые, условно жизненно необходимые металлы.

Форма занятия: групповая ра­бота

Образовательный продукт: таблица с классификацией химических элементов.

Занятие 6. Токсическое действие ме­таллов. Биологическая взаимозаменяемость.

Форма занятия: семинар.

Образовательный продукт: сообщения, таблица.

Занятие 7. Практическая работа 1. «Ка­чественные реакции на ионы железа(II, III)».

Образовательный продукт: отчет.

Занятия 8. Понятие «тяжелые метал­лы». Антропогенные источники поступления металлов в окружающую среду. Последствия загрязнения природной среды металлами.

Форма занятий: семинар, групповая ра­бота.

Образовательный продукт, структурно-логическая схема «Загрязнение среды тяже­лыми металлами».

Занятие 9. Миграция тяжелых метал­лов в биогеоценозах. Пищевые цепи.

Форма занятия: практикум.

Образовательный продукт: схемы пище­вых цепей.

Занятие 10. Заболевания человека, вы­званные воздействием металлов на орга­низм.

Форма занятия: семинар.

Образовательный продукт: сообщения, таблица.

Занятие 11. Пути выхода из экологиче­ских ситуаций, обусловленных техногенны­ми выбросами, содержащими металлы.

Форма занятия: лекция.

Образовательный продукт: опорный кон­спект, тезисы.

Занятие 12. Использование новых ви­дов топлива и источников энергии.

Форма занятия: семинар-практикум, ра­бота в группах.

Образовательный продукт: решенные проблемные задачи, структурно-логические схемы, доклады.

Занятие 13-14. Решение расчетных задач с экологическим содержанием.

Форма занятия: практикум, работа в груп­пах.

Образовательный продукт: решенные задачи, домашняя контрольная работа.

Занятие 15. Основные источники за­грязнения села и прилежащих биогеоцено­зов.

Форма занятия: экскурсия.

Образовательный продукт: отчет об экс­курсии.

Занятие 16. Направления деятельности по предупреждению загрязнения окружаю­щей среды региона.

Форма занятия: практикум, работа в группах.

Образовательный продукт: решенные проблемные задачи.

Занятие 17. Металлы в окружающей среде и здоровье человека.

Форма занятия: конференция.

Образовательный продукт: доклады.

Темы докладов:

1. Железо и процессы дыхания в живых организмах.

2. Микроэлементы и их значение в организме человека.

3. Физиологическое действие тяжелых металлов на организм человека

4. «Металлические» болезни.

5. Водород — экологически чистое топ­ливо.

6. Содержание ионов металлов в окру­жающей среде Алтайского края.

7. Металлизация природной среды (почв) Алтайского края.

8. Пути защиты организма от радионуклидов.

9. Коррозия металлов как источник ан­тропогенного загрязнения окружающей среды.

10. Болезни цивилизации.

11. Железо и медь в организмах; их роль в энергетике клетки.

12. Биоаккумуляция металлов в телах живых организмов.

13. Экологические болезни.


Литература

Абрамов С. И. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных

ресур­сов. - М., 1987.

Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. - М.,1996.-192 с.

Артеменко А. И. Справочное руководство по химии. — М.: Высшая школа, 2003.

Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг.-М.,2000.-388 с.

Величковский Б. Т. Здоровье человека и окру­жающая среда. — М.: Новая школа, 1997.

Евстигнеев В.В., Тушков Б.П. и др. Жителям Алтайского края о ядерных взрывах и

радиации.-Барнаул, 1994

Кукушкин Ю. Н, Химия вокруг нас. — М.: Выс­шая школа, 1992.

Макаров К. А. Химия и медицина: Книга для чтения. -М.: Просвещение, 1981.

Николаев Л. А. Металлы в живых организмах: Книга для внеклассного чтения. — М.:

Просвеще­ние, 1986.

Новиков Ю. В. Природа и человек. — М.: Про­свещение, 1991.

Состояние окружающей среды Алтайского края.-Барнаул,1996

Экология России. Хрестоматия. /Сост. Кузнецов В.Н./. – М., 1995



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки РФ моу «Гришенская муниципальная общеобразовательная средняя школа Мамонтовского района Алтайского края» программа iconДиалоги с деепричастием
Полное название образовательного учреждения: мбоу «Мамонтовская средняя общеобразовательная школа» Мамонтовского района Алтайского...
Министерство образования и науки РФ моу «Гришенская муниципальная общеобразовательная средняя школа Мамонтовского района Алтайского края» программа iconСогласовано
Алексеевская муниципальная средняя общеобразовательная школа Благовещенского района Алтайского края
Министерство образования и науки РФ моу «Гришенская муниципальная общеобразовательная средняя школа Мамонтовского района Алтайского края» программа iconПубличный отчёт моу «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная...
Моу «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная школа» Целинного района Алтайского края
Министерство образования и науки РФ моу «Гришенская муниципальная общеобразовательная средняя школа Мамонтовского района Алтайского края» программа iconКомплексная программа развития
...
Министерство образования и науки РФ моу «Гришенская муниципальная общеобразовательная средняя школа Мамонтовского района Алтайского края» программа iconПрезентация: Microsoft PowerPoint 2010 Рекомендации в свободной форме
Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): мбоу «Крестьянская средняя общеобразовательная...
Министерство образования и науки РФ моу «Гришенская муниципальная общеобразовательная средняя школа Мамонтовского района Алтайского края» программа iconПубличный отчёт моу «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная...
Моу «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная школа» Целинного района Алтайского края за 2009-2010 уч год
Министерство образования и науки РФ моу «Гришенская муниципальная общеобразовательная средняя школа Мамонтовского района Алтайского края» программа iconУроках математики (реферат)
Моу «Марушинская средняя (полная) общеобразовательная школа» Целинного района Алтайского края
Министерство образования и науки РФ моу «Гришенская муниципальная общеобразовательная средняя школа Мамонтовского района Алтайского края» программа iconПубличный отчет мбоу «Берёзовская средняя общеобразовательная школа»
Моу «Березовская средняя общеобразовательная школа» функционирует с 1968 года. Находится по адресу с. Березовка, ул. Зеленая, 30,...
Министерство образования и науки РФ моу «Гришенская муниципальная общеобразовательная средняя школа Мамонтовского района Алтайского края» программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моу «Заводская средняя общеобразовательная школа» Троицкого района Алтайского края
Министерство образования и науки РФ моу «Гришенская муниципальная общеобразовательная средняя школа Мамонтовского района Алтайского края» программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Б класса моу «Ребрихинская средняя общеобразовательная школа» Ребрихинского района Алтайского края
Министерство образования и науки РФ моу «Гришенская муниципальная общеобразовательная средняя школа Мамонтовского района Алтайского края» программа iconМинистерство образования Республики Марий Эл моу «Азановская средняя...
«Городищенская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
Министерство образования и науки РФ моу «Гришенская муниципальная общеобразовательная средняя школа Мамонтовского района Алтайского края» программа iconПроблемное обучение в преподавании химии
Муниципальное общеобразовательное учреждение Октябрьская средняя общеобразовательная школа Кытмановского района Алтайского края
Министерство образования и науки РФ моу «Гришенская муниципальная общеобразовательная средняя школа Мамонтовского района Алтайского края» программа iconРабочая программа по предмету «География. Россия.»
...
Министерство образования и науки РФ моу «Гришенская муниципальная общеобразовательная средняя школа Мамонтовского района Алтайского края» программа iconРабочая программа по предмету «География. Россия»
...
Министерство образования и науки РФ моу «Гришенская муниципальная общеобразовательная средняя школа Мамонтовского района Алтайского края» программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«светловская средняя общеобразовательная школа завьяловского района» алтайского края
Министерство образования и науки РФ моу «Гришенская муниципальная общеобразовательная средняя школа Мамонтовского района Алтайского края» программа iconРабочая программа по предмету «География. Страны и континенты»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск