Скачать 79.96 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ МОУ «Гришенская муниципальная общеобразовательная средняя школа Мамонтовского района Алтайского края» ПРОГРАММА предпрофильного курса " МЕТАЛЛЫ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА" Автор: Бирюкова Л.В.- учитель химии и биологии МОУ «Гришенская средняя общеобразовательная школа Мамонтовского района Алтайского края» ГРИШЕНСКОЕ Пояснительная записка Элективный курс рассчитан на 17 часов. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторного практикума, практикума по решению задач др. Цель предпрофильного курса – углубление экологической подготовки учащихся основной школы. Основные задачи курса: Закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся о металлах, их строении, общих свойствах; Сформировать представление о специфических свойствах металлов, их двойственной роли в природной среде, последствиях воздействия металлов или их соединений на биологические системы; Раскрыть причины и основные источники загрязнения окружающей среды металлами; Продолжить формирование умений анализировать ситуацию и делать прогнозы, решать расчетные задачи, выполнять опыты в соответствии с требованиями правил безопасности; Продолжить формирование навыков исследовательской деятельности; Развивать учебно-коммуникативные умения. Формы контроля: домашняя контрольная работа, рефераты, итоговая конференция. Требования к знаниям и умениям учащихся После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь: проводить качественные реакции на ионы металлов;
информации и её обработки;
Содержание курса Введение (2 ч). Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Особенности строения атомов металлов, обусловливающие их физические, химические и биологические свойства. Закономерности, проявляющиеся в ряду металлов (в группах и периодах). Тема 1. Металлы в живых организмах (4 ч). Понятие о металлах-биогенах. Биологическая роль металлов. Токсическое действие металлов. Биологическая взаимозаменяемость. Классификация химических элементов: макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Жизненно необходимые, условно жизненно необходимые металлы. Токсичные металлы. Лабораторный практикум (1 ч). Практическая работа 1. «Качественные реакции на ионы железа(II, III). Тема 2. Загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами (4 ч). Понятие «тяжелые металлы». Антропогенные источники поступления металлов в окружающую среду: промышленность, автотранспорт, коррозия, сельское хозяйство. Последствия загрязнения природной среды металлами. Миграция тяжелых металлов в биогеоценозах. Пищевые цепи. Заболевания человека, вызванные воздействием металлов на организм. Тема 3. Способы предупреждения загрязнения окружающей среды (2 ч). Пути выхода из экологических ситуаций, обусловленных техногенными выбросами, содержащими металлы: комплексное использование руд, улавливание и использование газообразных выбросов, переработка твердых отходов, повторное вовлечение в технологический процесс очищенных стоков, разработка и внедрение малоотходных технологий, использование новых видов топлива и способов получения энергии. Практикум по решению расчетных задач (2 ч). Тема 4. Экологическая обстановка в Алтайском крае(1 ч). Основные источники загрязнения природной среды Алтайского края тяжелыми металлами. Направления деятельности по предупреждению загрязнения окружающей среды области, района, села. Итоговая конференция (1ч). Тематическое планирование учебного материала Занятие 1-2. Введение. Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Особенности строения атомов металлов, обусловливающие их физические, химические и биологические свойства. Закономерности, проявляющиеся в ряду металлов (в группах и периодах). Форма занятия: игра «Путешествие по Периодической системе». Образовательный продукт: структурно-логическая схема «Строение и свойства металлов». Занятие 3. Понятие о металлах-биогенах. Роль металлов в живых организмах. Занятие 4. Токсичность. Токсическое действие металлов. Биологическая взаимозаменяемость. Форма занятия: лекция. Образовательный продукт: опорный конспект. Занятие 5. Классификация химических элементов: макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Жизненно необходимые, условно жизненно необходимые металлы. Форма занятия: групповая работа Образовательный продукт: таблица с классификацией химических элементов. Занятие 6. Токсическое действие металлов. Биологическая взаимозаменяемость. Форма занятия: семинар. Образовательный продукт: сообщения, таблица. Занятие 7. Практическая работа 1. «Качественные реакции на ионы железа(II, III)». Образовательный продукт: отчет. Занятия 8. Понятие «тяжелые металлы». Антропогенные источники поступления металлов в окружающую среду. Последствия загрязнения природной среды металлами. Форма занятий: семинар, групповая работа. Образовательный продукт, структурно-логическая схема «Загрязнение среды тяжелыми металлами». Занятие 9. Миграция тяжелых металлов в биогеоценозах. Пищевые цепи. Форма занятия: практикум. Образовательный продукт: схемы пищевых цепей. Занятие 10. Заболевания человека, вызванные воздействием металлов на организм. Форма занятия: семинар. Образовательный продукт: сообщения, таблица. Занятие 11. Пути выхода из экологических ситуаций, обусловленных техногенными выбросами, содержащими металлы. Форма занятия: лекция. Образовательный продукт: опорный конспект, тезисы. Занятие 12. Использование новых видов топлива и источников энергии. Форма занятия: семинар-практикум, работа в группах. Образовательный продукт: решенные проблемные задачи, структурно-логические схемы, доклады. Занятие 13-14. Решение расчетных задач с экологическим содержанием. Форма занятия: практикум, работа в группах. Образовательный продукт: решенные задачи, домашняя контрольная работа. Занятие 15. Основные источники загрязнения села и прилежащих биогеоценозов. Форма занятия: экскурсия. Образовательный продукт: отчет об экскурсии. Занятие 16. Направления деятельности по предупреждению загрязнения окружающей среды региона. Форма занятия: практикум, работа в группах. Образовательный продукт: решенные проблемные задачи. Занятие 17. Металлы в окружающей среде и здоровье человека. Форма занятия: конференция. Образовательный продукт: доклады. Темы докладов: 1. Железо и процессы дыхания в живых организмах. 2. Микроэлементы и их значение в организме человека. 3. Физиологическое действие тяжелых металлов на организм человека 4. «Металлические» болезни. 5. Водород — экологически чистое топливо. 6. Содержание ионов металлов в окружающей среде Алтайского края. 7. Металлизация природной среды (почв) Алтайского края. 8. Пути защиты организма от радионуклидов. 9. Коррозия металлов как источник антропогенного загрязнения окружающей среды. 10. Болезни цивилизации. 11. Железо и медь в организмах; их роль в энергетике клетки. 12. Биоаккумуляция металлов в телах живых организмов. 13. Экологические болезни. Литература Абрамов С. И. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. - М., 1987. Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. - М.,1996.-192 с. Артеменко А. И. Справочное руководство по химии. — М.: Высшая школа, 2003. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг.-М.,2000.-388 с. Величковский Б. Т. Здоровье человека и окружающая среда. — М.: Новая школа, 1997. Евстигнеев В.В., Тушков Б.П. и др. Жителям Алтайского края о ядерных взрывах и радиации.-Барнаул, 1994 Кукушкин Ю. Н, Химия вокруг нас. — М.: Высшая школа, 1992. Макаров К. А. Химия и медицина: Книга для чтения. -М.: Просвещение, 1981. Николаев Л. А. Металлы в живых организмах: Книга для внеклассного чтения. — М.: Просвещение, 1986. Новиков Ю. В. Природа и человек. — М.: Просвещение, 1991. Состояние окружающей среды Алтайского края.-Барнаул,1996 Экология России. Хрестоматия. /Сост. Кузнецов В.Н./. – М., 1995 |
Диалоги с деепричастием Полное название образовательного учреждения: мбоу «Мамонтовская средняя общеобразовательная школа» Мамонтовского района Алтайского... | Согласовано Алексеевская муниципальная средняя общеобразовательная школа Благовещенского района Алтайского края | ||
Публичный отчёт моу «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная... Моу «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная школа» Целинного района Алтайского края | Комплексная программа развития ... | ||
Презентация: Microsoft PowerPoint 2010 Рекомендации в свободной форме Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): мбоу «Крестьянская средняя общеобразовательная... | Публичный отчёт моу «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная... Моу «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная школа» Целинного района Алтайского края за 2009-2010 уч год | ||
Уроках математики (реферат) Моу «Марушинская средняя (полная) общеобразовательная школа» Целинного района Алтайского края | Публичный отчет мбоу «Берёзовская средняя общеобразовательная школа» Моу «Березовская средняя общеобразовательная школа» функционирует с 1968 года. Находится по адресу с. Березовка, ул. Зеленая, 30,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Моу «Заводская средняя общеобразовательная школа» Троицкого района Алтайского края | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Б класса моу «Ребрихинская средняя общеобразовательная школа» Ребрихинского района Алтайского края | ||
Министерство образования Республики Марий Эл моу «Азановская средняя... «Городищенская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» | Проблемное обучение в преподавании химии Муниципальное общеобразовательное учреждение Октябрьская средняя общеобразовательная школа Кытмановского района Алтайского края | ||
Рабочая программа по предмету «География. Россия.» ... | Рабочая программа по предмету «География. Россия» ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «светловская средняя общеобразовательная школа завьяловского района» алтайского края | Рабочая программа по предмету «География. Страны и континенты» ... |