Муниципальное казённое образовательное учреждение: «Ситниковская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»
-
«ПРИНЯТО» Руководитель ШМО
___________ Н.Г.Дрожанова
Протокол №____ от
« _____»____________ 2011
| «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы
_______________А.М.Теличко
Приказ №__________от
«____» ___________2011
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«География. Страны и континенты»
7 КЛАСС
НА 2011 – 2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
Базовый уровень
70 час. (2 час в неделю) Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений для 6-11 классов, которые
легли в основу действующих учебников линии «Полярная звезда». Авторы А.И.Алексеев, Е.К.Липкина,
В.В.Николина. М., Просвещение, 2008
Составитель:
Еременко Вера Константиновна, учитель географии,
I квалификационная категория
с.Ситниково
2011
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании:
стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2009г
География. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. М., «Дрофа», 2008 г.
Курс географии стран и континентов– это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География стран и континентов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека. Основные цели и задачи курса:
– создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
- раскрыть закономерности землеведческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определённый порядок, связь явлений, что будет воспитывать убеждения в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества, в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
Поурочное тематическое планирование (70 часов)
№
п/п
| Тема урока
| Пара
граф
| Виды деятельности обучающихся
| Планируемые образовательные результаты деятельности изучения темы
| Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке
|
| Введение (4 ч)
|
|
| Знать/понимать: основные источники информации, необходимые для изучения курса, различие географических карт по содержанию, масштабу, способы картографического изображения
Уметь: использовать различные источники географической информации для объяснения изучаемых явлений и процессов.
|
| 1
| Что нужно помнить, изучая географию?
| 1
|
| Лекция-беседа
| 2
| Учимся с «Полярной звездой»(1)
| 2
|
| Работа с учебником
| 3
| Географические карты
| 3
|
| Анализ карт
| 4
| ПР №1. Описание одного из видов особо охраняемых территорий
|
| практикум
| Выполнение практическ. работы
|
| Тема 1. Население Земли (5ч)
|
|
| Знать/понимать: основные языковые семьи, основные религии мира.
Уметь: обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты; показывать на картах географические объекты, названные в учебнике;
Оценивать: жизнь, быт, традиции народов разных стран
|
| 5
| Народы, языки и религии
| 4
|
| Лекция-беседа
| 6
| Города и сельские поселения
| 5
|
| Фронт.инд опрос
| 7
| Учимся с «Полярной звездой»(2)
| 6
|
| Анализ карт
| 8
| Страны мира
| 7
|
| Лекция-беседа
| 9
| ПР №2. Анализ карты «Народы и плотность населения мира»
|
| практикум
| Выполнение практическ. работы
|
| Тема 2. Природа Земли (15 ч.)
|
|
| Знать/понимать: основные типы воздушных масс и их свойства; закономерности распределения температур воздуха, поясов атмосферного давления и осадков на поверхности Земли; причины образования океанических течений; зависимость характера течения рек от рельефа; происхождение озёрных котловин; особенности размещения растительного и животного мира, почв Земли. Уметь: анализировать климатические диаграммы, таблицы; выявлять и описывать на основе карт и других источников информации характерные черты природы, населения, хозяйства отдельных территорий; показывать на картах географические объекты, названные в учебнике; Оценивать: изменение природы материков под воздействием хозяйственной деятельности человека
|
| 10
| Развитие земной коры
| 8
|
| Лекция-беседа
| 11
| Земная кора на карте
| 9
|
| Анализ карт
| 12
| Природные ресурсы земной коры
| 10
|
| Фронт.инд опрос
| 13
| Температура воздуха на разных широтах
| 11
|
| Фронт.инд опрос
| 14
| Давление воздуха и осадки на разных широтах
| 12
|
| Фронт.инд опрос
| 15
| Общая циркуляция атмосферы
| 13
|
| Фронт.инд опрос
| 16
| Климатические пояса и области
| 14
|
| Анализ карт
| 17
| Земли
ПР №3. Анализ карты «Среднегодовое количество осадков»
|
| практикум
| Выполнение практическ. работы
| 18
| ПР№4. Анализ карты «Климатические пояса и области Земли». Описание одного из климатических поясов.
|
| практикум
| Выполнение практическ. работы
|
19
| Океанические течения
| 15
|
|
| Фронт.инд опрос
| 20
| Реки и озёра Земли
| 16
|
|
| 21
| Учимся с «Полярной звездой»(3)
| 17
|
| Раб.с учебником
| 22
| ПР№5. Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озёр Земли
|
| практикум
| Выполнение практическ. работы
| 23
| Растительный и животный мир Земли
| 18
|
| Защита проектов
| 24
| Почвы
| 19
|
| Фронт.инд опрос
|
| Тема 3. Природные комплексы и регионы (8 ч)
|
|
| Знать/понимать: что такое природная зона, причины и закономерности смены природных зон на Земле; материки и океаны как крупные природные комплексы Земли; особенности природы Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого океанов; виды хозяйственной деятельности в океане, меры по охране океанов от загрязнений. Уметь: создавать продукты самостоятельной деятельности(доклады, рефераты), обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты; показывать на картах географические объекты, названные в учебнике; Оценивать: географическое положение материков и отдельных стран
| Лекция-беседа
| 25
| Природные зоны Земли
| 20
|
| Фронт.инд опрос
| 26
| ПР №6 Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли»
|
| практикум
| Выполнение практическ. работы
| 27
| Океаны (1)
| 21
| К/К
| Лекция-беседа
| 28
| Океаны (2)
| 22
| К/К
| Анализ карт
| 29
| ПР №7 Сравнение океанов (по выбору)
|
| практикум
| Выполнение практическ. работы
| 30
| Материки
| 23
|
| Анализ карт, рассказ
| 31
| Как мир делится на части и как объединяется
| 24
|
| Лекция-беседа
| 32
| ПР №8 Установление сходства и различия материков на основе карт и рисунков учебника
|
| практикум
| Выполнение практическ. работы
|
| Тема 4. Материки и страны (34 ч)
|
|
|
Знать/понимать: главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии; основные формы рельефа, особенности климата, крупнейшие реки и озёра, растительный и животный мир; природные зоны материков; население материков, его занятия и образ жизни; основные проблемы населения материка.
|
| 33
| Африка: образ материка
| 25
| К/К
| Лекция-беседа
| 34
| Африка в мире
| 26
|
| Анализ карт
| 35
| Африка: путешествие (1)
| 27
|
| Защита путешествий
| 36
| Африка: путешествие (2)
| 28
|
| Защита путешествий
| 37
| Египет
| 29
|
| Защита проектов
| 38
| Учимся с «Полярной звездой» (4)
| 30
|
| Раб.с учебником
| 39
| Австралия: образ материка
| 31
| К/К
| Анализ карт
| 40
| Австралия: путешествие
| 32
|
| Защита проектов
| 41
| Антарктида
| 33
| К/К
| Фронт.инд опрос
| 42
| Южная Америка: образ материка(1)
| 34
|
| Лекция-беседа
|
43
| Южная Америка: образ материка(2)
| 35
|
| Уметь: выбирать карты нужного содержания и устанавливать по ним особенности природы, населения, занятий и хозяйственной деятельности населения материков, отдельных стран; обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты; показывать на картах географические объекты, названные в учебнике; Оценивать: географическое положение материков и отдельных стран; жизнь, быт и традиции населения материков и отдельных стран; географические путешествия по материкам; современные проблемы отдельных стран и материков.
| Анализ карт
| 44
| Латинская Америка в мире
| 36
|
| Фронт.инд опрос
| 45
| Южная Америка: путешествие(1)
| 37
| К/К
| Защита путешествий
| 46
| Южная Америка: путешествие(2)
| 38
|
| Защита путешествий
| 47
| Бразилия
| 39
|
| Фронт.инд опрос
| 48
| Северная Америка: образ материка
| 40
| К/К
| Лекция-беседа
| 49
| Англо-Саксонская Америка
| 41
|
| Фронт.инд опрос
| 50
| Северная Америка: путешествие(1)
| 42
|
| Защита путешествий
| 51
| Северная Америка: путешествие (2)
| 43
|
| Защита путешествий
| 52
| Соединённые Штаты Америки
| 44
|
| Лекция-беседа
| 53
| Евразия: образ материка(1)
| 45
| К/К
| Защита путешествий
| 54
| Евразия: образ материка(2)
| 46
|
| Защита путешествий
| 55
| Европа в мире
| 47
|
| Анализ карт
| 56
| Европа: путешествие(1)
| 48
| К/К
| Защита путешествий
| 57
| Европа: путешествие(2)
| 49
|
| Защита путешествий
| 58
| Германия
| 50
|
| Проекты карт-путеш
| 59
| Франция
| 51
|
| Маршрутные карты
| 60
| Великобритания
| 52
|
| Маршрутные карты
| 61
| Азия в мире
| 53
| К/К
| Лекция-беседа
| 62
| Азия: путешествие(1)
| 54
|
| Защита путешествий
| 63
| Азия: путешествие(2)
| 55
|
| Защита путешествий
| 64
| Китай
| 56
|
| Маршрутные карты
| 65
| Индия
| 57
|
| Фронт.инд опрос
| 66
| Учимся с «Полярной звездой» (5)
| 58
|
| Раб.с учебником
| 67
| Заключение. Россия в мире
| Ст.
245
|
| Лекция-беседа.
тестирование
| 68
| ПР №9 Составление по картам сравнительного географического описания стран (по выбору)
|
| практикум
| Выполнение практическ. работы
| 69
| ПР №10 Знакомство с туристической схемой столицы одного из государств мира
|
| практикум
| Выполнение практическ. работы
| 70
| Урок обобщения по теме «Материки и страны»
|
|
|
| дискуссия
|
Требования к уровню подготовки учащихся. 7 класса Учащиеся должны знать/понимать:
Основные источники информации, необходимые для изучения курса;
Способы картографического изображения;
Основные языковые семьи;
Основные религии мира;
Причины неравномерности размещения населения;
Основные типы стран, столицы и крупные города;
Происхождение материков, строение земной коры;
Основные типы воздушных масс и их свойства;
Закономерности распределения температур воздуха, поясов атмосферного давления и осадков на поверхности Земли;
Причины образования океанических течений;
Зависимость характера течения рек от рельефа;
Зависимость режима и водоносности рек от климата;
Происхождение озёрных котловин;
Влияние хозяйственной деятельности людей на реки и озёра;
Особенности размещения растительного и животного мира, почв на Земле;
Что такое природная зона, причины и закономерности смены природных зон;
Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли;
Особенности природы Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого океанов;
Виды хозяйственной деятельности в океане, меры по охране океанов от загрязнений;
Главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии: основные формы рельефа, особенности климата, крупнейшие реки и озёра, растительный и животный мир; природные зоны материков;
Население материка, его занятия и образ жизни; основные проблемы населения материка;
Уметь:
Использовать различные источники географической информации для объяснения изучаемых явлений и процессов;
Анализировать общегеографические и тематические карты;
Описывать природные зоны;
Обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты;
Выбирать карты нужного содержания и устанавливать по ним особенности природы, населения, занятий и хозяйственной деятельности населения материков, отдельных стран;
Выявлять и описывать на основе карт и других источников информации характерные черты природы, населения, хозяйства отдельных территорий;
Показывать по карте географические объекты, названные в учебнике;
Создавать продукты самостоятельной деятельности (доклады, рефераты, презентации);
Оценивать:
Географическое положение материков и отдельных стран;
Изменения природы материков под воздействием хозяйственной деятельности человека;
Жизнь, быт, традиции населения материков и отдельных стран;
Географические путешествия по материкам;
Современные проблемы отдельных стран и материков.
Учебно-методический комплекс:
Учебник : География. Страны и континенты.7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.И.Алексеев, С.И.Болысов. В.В.Николина и др.; под ред.А,И,Алексеева; Рос.академ.Наук, Рос. акад.образования, изд-во «Просвещение», 2-изд.-М.:Просвещение, 2009
Программа : Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В.Программы общеобразовательных учреждений. География, 6-9классы.М., Просвещение, 2008
Методическое пособие: Махов С.И., Махова. География. Поурочные разработки 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.Рос.акад.наук, Рос.акад. образование, изд-во «Просвещение»-М.;Просвещение,2009
Атлас «География материков и океанов 7 класс» с комплектом контурных карт. М.: Роскартография, 2011
|