Скачать 377.16 Kb.
|
Л.Я.Ащепкова, И.К.ПанинаМетодические указания к подготовке тестовых заданий для аттестации специальностейВладивосток Издательство Дальневосточного университета 2002 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Хотя тесты возникли значительно позже того периода, когда в Европе уже сложились первые педагогические системы Коменского, Ушинского, Дистервега, Гербарта, Песталоцци и другие, они быстро завоевали популярность среди преподавателей вузов и школ в Англии и США, Франции и других стран (Аванесов, 1989). В России молодая советская школа была открыта различным педагогическим новациям, в том числе и тестам, однако уже в 30–х годах практика тестирования была осложнена серьезными противоречиями, имели место попытки торможения и даже запрета тестовых исследований. Типичные аргументы оппонентов тестового метода сводились, в обобщенном виде, к следующим утверждениям:
В этих утверждениях много спорного, и даже ошибочного. Как всякое средство, тесты могут быть использованы в пользу или во вред, в зависимости от идеологии, политики, компетенции, целевых установок и т.п. В правила обращения с тестами и испытуемыми все возникающие вопросы этического характера предусмотрено решать в пользу личности. Тестовые методы не заменяют преподавателя и его личный опыт, а наоборот, помогают ему, освободив от рутинной работы и дают тем самым возможность сосредоточиться на повышении качества преподавания. С развитием технологической (прежде всего компьютерной) базы обучения тестирование становится средством не только обучения, но и самообучения. Интернет способствует быстрому развитию самой идеи образования, расширив и качественно изменив возможности доступа к информации, приведя к созданию дистанционного образования. Проводя аттестацию специальностей в вузах, Министерство образования РФ использует тесты, составленные согласно методике, изложенной в работах В.С.Аванесова (1994;1998). В этих условиях хорошо составленные тесты по разным областям знания становятся необходимой частью любого учебного процесса. Учебно-методическое управление Дальневосточного государственного университета приоритетное внимание уделяет внедрению методов преподавания, повышающих обучения (Панина, 2000, 2001; Поддубный, 1999, 2001; Поддубный, Панина, 2001). Однако методической литературы по тестологии для преподавателей на русском языке пока практически нет. Данное пособие призвано немного восполнить этот недостаток и помочь преподавателям ДВГУ подготовить тестовые задания к тестам, необходимым для аттестации специальностей. Ваши отзывы и замечания будут с благодарностью приняты и учтены при издании учебного пособия по тестологии, в котором найдут место многие вопросы методического плана. Пишите по адресу: aschep@umu.dvgu.ru Композиция заданий в тестовой форме Всё множество применяемых в практике тестирования форм заданий можно свести к четырем, каноническим, формам, выделяемым В.С. Аванесовым (1998):
Короткие инструкции, общие для всех испытуемых, обычно помещаются перед заданием или группой заданий и по шрифтовому оформлению отличаются от содержательной основы задания и ответов к нему. Инструкции адекватны форме и содержанию задания. Если задания представлены одной формой, инструкция пишется один раз для всего теста. Если же тест включает в себя задания различных форм, то перед каждой сменой формы задания пишется новая инструкция. Задание формулируется в утвердительной, а не в вопросительной форме. Содержательную часть задания не перегружают второстепенными деталями; она включает минимум ключевых слов, необходимых для правильного понимания задания, потому что формулировки заданий должны иметь однозначное толкование. Немаловажное значение имеет шрифтовое оформление задания. Оно должно быть таким, чтобы суть задания понималась с одного взгляда. Традиционно текст задания пишется прописными буквами, а варианты ответов – строчными. Опишем четыре формы заданий, применяемых для формирования теста. Иллюстрируют положения теории конструирования заданий в тестовой форме примеры, подготовленные сотрудниками Дальневосточного государственного университета А. П. Анисимовым, Л. Я. Ащепковой, В. И. Белоконем, З. А. Ковалевой, Ю. А. Мироновой, Н. К. Оврах, С. В. Плохих, Б. В. Преображенским, В. Ф. Пржеменецкой и др. Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов Это простейший вид задания, в котором правильный ответ уже содержится, и задача испытуемого состоит в его узнавании. Рассмотрим основные элементы заданий с выбором правильного ответа. К ним относятся инструкции для испытуемых, содержание заданий, форма, содержание и число ответов, а также оценки за правильность выполнения. Инструкции В заданиях с выбором ответа применяют один из двух вариантов инструкций, соответствующих двум вариантам заданий. Инструкция помещается перед заданием, она печатается шрифтом, отличающимся от шрифта самого задания, например, более жирным: обведите кружком номер правильного ответа: обведите кружком номера всех правильных ответов: Содержательная основа задания Задание представляет собой часть утвердительного предложения, а не вопрос. Предлагаемые варианты ответов дополняют его до полного утвердительного предложения. Задача испытуемого – выбрать правильный вариант утверждения, используя знания, полученные в ходе изучения дисциплины. Содержательная основа задания должна быть такой, чтобы для выбора правильного ответа достаточно было вспомнить и применить лишь то, что звучало на лекциях и было написано в рекомендованных для изучения пособиях. В конце содержательной части задания нет знаков препинания. Текст задания обычно пишется прописными буквами, ответы – строчными. Номера заданий следуют в порядке возрастания, после номера ставится точка. Для нумерации ответов используются числа (или строчные буквы) со скобками. Примеры:
Ответы Ответы должны быть содержательными и, по возможности, короткими. В конце ответов нет знаков препинания. Места для правильных ответов в разных заданиях выбираются случайным образом. Располагать ответы можно в одну, две и три колонки. Примеры:
Минимум средств (слов, символов, рисунков и графиков) должен обеспечивать максимальную ясность смысла задания. При подготовке ответов избегают повторов слов, применения малопонятных, редко употребляемых слов, а также неизвестных студентам символов, иностранных слов, затрудняющих восприятие смысла. Для объективной оценки знаний студентов им предлагаются так называемые ответы-дистракторы (от англ. to distract – отвлекать). Дистракторы оказывают большое влияние на качество теста. В хорошо составленном задании правильные и неправильные ответы испытуемыми, плохо знакомыми с предметом, выбираются с равной вероятностью. Примеры:
В заданиях с выбором одного правильного ответа вероятность угадывания при двух вариантах ответов составляет 1/2, при трех – 1/3 и т.д. Ответы к заданиям могут быть выражены словами, числами, графиками. Они не должны представляться в форме "да" или "нет", "верно" или "неверно". Примеры неправильно составленных заданий :
Правильно составленное задание на эту тему может выглядеть, например, следующим образом:
Существует много возможностей построить правильное задание в тестовой форме для проверки знаний. В них, однако, исключается применение таких вариантов ответа, как “правильного ответа нет”, “все ответы правильные” или “все ответы неправильные”. Чтобы смысл задания лучше понимался, сильные слова «самый», «наибольший», «наименьший», «наилучший» рекомендуется ставить в самом начале. Примеры:
При конструировании заданий с выбором одного правильного ответа применяются две группы принципов композиции.
Рассмотрим применение этих принципов на примерах из разных наук. Если задание содержит два ответа, то, согласно принципу противоречия, второй ответ образуется из первого простым прибавлением отрицательной частицы «не», отрицающих предлогов и слов так, что этим ответом отрицается смысл не самого задания, а содержания первого ответа. Примеры:
От противоречивых ответов отличаются ответы, построенные по принципу противоположности. Примеры:
В заданиях с тремя ответами второй ответ может быть противоположен первому, а третий ответ – первому и второму, так что множество ответов полно. Примеры:
Противоположность может быть введена внутрь самих ответов. Примеры:
Принцип однородности состоит в том, что ответы в заданиях должны быть однородными по форме. Не следует использовать в ответах одновременно глагол, прилагательное и существительное. Примеры:
Усиливает эффективность заданий, сконструированных по принципу однородности, использование сходных по написанию и звучанию слов, похожих формул. При этом допускается использование дистракторов, не имеющих смысла и лишь внешне похожих на реальные термины. Примеры:
При конструировании ответов можно применить принцип кумуляции признаков, суть которого в том, что каждый следующий ответ содержит на один элемент больше, чем предыдущий. Примеры:
В следующих заданиях одновременно применены принципы противоположности и кумуляции. Примеры:
Применяя принцип сочетания, используют соединение двух, трех или четырех слов в каждом ответе. Можно, например, сочетать более или менее однородные и правдоподобные пары ответов. Примеры:
Ответы сочетают также по правилу цепочки, причем последнее слово в первом ответе становится первым во втором ответе, последнее во втором – первым в третьем и т.д. Понятия сочетаются по два и по три. Примеры:
Принцип сочетания в следующих примерах использован вместе с принципом кумуляции. Примеры:
Согласно принципу градуирования, ответы в задании упорядочиваются по возрастанию какого-то количественного признака. Примеры:
Здесь принцип градуирования применен вместе с принципом противоположности. Принцип удвоенного противопоставления применяется в заданиях с четырьмя ответами, части которых, построенные по принципу противоположности, сочетаются попарно. Примеры:
Принцип фасетности содержания задания позволяет использовать фасеты в основном тексте задания. Фасет – это форма записи нескольких вариантов одного и того же задания. Множество слов и словосочетаний, образующих фасет, помещается в столбик и обрамляется фигурными скобками. Пример:
С помощью фасета создаются параллельные задания. Приведенное выше задание на самом деле содержит краткую запись для четырех параллельных заданий. Пример одного варианта задания, полученного из задания 59:
Аналогично выглядят три других варианта задания 59 для параметров c2, N, T. Пример:
В этой записи кроется шесть потенциально возможных вариантов заданий, которые можно включить в параллельные тесты. Список ответов в них будет один и тот же, а содержательные части – отличаться сочетанием слов, взятых из обоих фасетов. Фасет содержания задания может иметь большое количество вариантов. Списки математических выражений и названий веществ в следующих примерах могут быть сделаны сколь угодно длинными. Примеры:
Когда в содержательной части задания используется оборот «Если…, то» или эквивалентные ему, то имеет место применение принципа импликации. Примеры:
При конструировании заданий в тестовой форме, как правило, применяются сочетания принципов, о которых шла речь выше. В заданиях с выбором нескольких правильных ответов применимы те же принципы конструирования, что и в заданиях с выбором одного правильного ответа. Инструкция к таким заданиям имеет вид: обведите кружком номера всех правильных ответов: При этом верным может быть один ответ, несколько ответов или даже все предложенные ответы. Примеры:
Если требуется указать не один верный ответ, а несколько из большого числа вариантов ответов, то без знания учебного материала угадать ответ маловероятно, так что информационная ценность заданий этого вида, вообще говоря, выше, чем у заданий с выбором одного правильного ответа. Задание с выбором нескольких правильных ответов считается выполненным правильно, если точно выбраны все без исключения правильные ответы. Типичные ошибки при разработке заданий Наиболее часто при разработке заданий встречаются логические ошибки, суть которых в несоответствии инструкции содержанию задания, а также основной части задания – ответам. Примеры, содержащие ошибки формы задания:
Последние ответы в обоих примерах логически противоречат содержанию заданий. Следующая типичная ошибка состоит в несоблюдении правила подбора ответов по одному основанию. Примеры с ошибками формы задания:
В первом примере имеют место два основания подбора ответов: одно – выпукла/вогнута, а другое – возрастает/не возрастает, а во втором примере – существует/не существует и флуктуируют/не флуктуируют. Типичная ошибка разработчиков тестов состоит в том, что они оставляют в задании избыточную информацию. Более краткие формулировки основной части и ответов могут сделать задание более обозримым без потери его сути. Пример:
Более краткие формулировки основной части и ответов могут сделать задание более обозримым без потери его сути:
Особенно мешает восприятию задания многословие ответов. Поэтому повторяющиеся слова из ответов рекомендуется выносить в основу задания. Чем короче ответы, тем яснее логика. Пример:
После корректировки задание может выглядеть иначе: |
Методические указания к подготовке тестовых заданий для аттестации специальностей Программа предназначена для создания и проведения тестов позволяет вести учет успеваемости учащихся | Методические указания по составлению тестовых заданий для внутривузовского тестирования Настоящие указания определяют формы теcтовых заданий и методологию их создания. Указание разработано на основе требований к тестам,... | ||
Г. Алексеевки Белгородской области Система разноуровневых тестовых... А в 2005 году, в связи с проведением на территории Российской Федерации егэ по химии, встал вопрос об использовании разноуровневых... | Методические рекомендации по составлению и применению тестовых заданий Краткая характеристика тестовых заданий, методики их составления и применения для проведения различных видов и способов контроля... | ||
Методические указания для выполнения контрольных заданий для студентов... Методические указания предназначены для студентов I курса фдо инженерных специальностей. В методических указаниях содержатся контрольные... | Методические указания по подготовке к государственной итоговой аттестации... Методические указания разработаны зав методическим кабинетом кафедры финансового менеджмента взфэи зенгер О. Ф., под редакцией д... | ||
Учебной работе профессор А. Б. Ходжаян 2013г. «Согласовано» декан... Методические указания по проведению итоговой государственной аттестации бакалавров, магистров по направлению 521500 «Менеджмент»... | Методические рекомендации по составлению тестовых заданий для контроля знаний студентов Методические рекомендации предназначены для всех кафедр и структурных подразделений Южно-Уральского профессионального института.... | ||
Состав тестовых заданий Продумайте тематику тестовых заданий всех форм (10) для итогового контроля учебных достижений по выбранной Вами теме. Составьте тест-лестницу... | Методические указания к программе обучения иностранному языку Методические указания предназначены для студентов факультетов неязыковых специальностей и включают следующие разделы: основные правила... | ||
Методические указания к программе обучения иностранному языку Методические указания предназначены для студентов факультетов неязыковых специальностей и включают следующие разделы: основные правила... | Методические указания к программе обучения иностранному языку Методические указания предназначены для студентов факультетов неязыковых специальностей и включают следующие разделы: основные правила... | ||
Методические указания к программе обучения иностранному языку Методические указания предназначены для студентов факультетов неязыковых специальностей и включают следующие разделы: основные правила... | Методические указания к программе обучения иностранному языку (деловому) Методические указания предназначены для студентов факультетов неязыковых специальностей и включают следующие разделы: основные правила... | ||
Методические указания к программе обучения иностранному языку в профессиональной сфере Методические указания предназначены для студентов факультетов неязыковых специальностей и включают следующие разделы: основные правила... | Методические указания для аспирантов и соискателей по подготовке... Методические указания предназначены для подготовки аспирантов и соискателей к сдаче кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине... |