Скачать 181.32 Kb.
|
Буторин А.А. Территории Всемирного природного наследия в России Вступление “Культурное и природное наследие является бесценным и незаменимым достоянием не только одной нации, но и всего населения Земли. Деградация или исчезновение любой части такого достояния обедняет все человечество. Отдельные объекты этого наследия, в силу своей исключительной значимости, могут рассматриваться как уникальные и заслуживают специальных мер для их защиты от постоянно возрастающей угрозы уничтожения” Межправительственный Комитет по охране всемирного культурного и природного наследия. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия была принята 17 сессией Генеральной Конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 года и вступила в силу 17 декабря 1975 г. Основная цель Конвенции - привлечение международных инструментов для сохранения выдающихся в мировом масштабе памятников культуры и природных объектов. В 1975 году Конвенцию ратифицировало 21 государство, за 25 лет ее существования к ним присоединились еще 137 государств, и в настоящее время общее число государств-сторон Конвенции достигло 158. Значимость Конвенции о всемирном наследии можно оценить по следующему факту - она является наиболее представительной природоохранной конвенцией по количеству государств-участников. Для увеличения эффективности работы Конвенции в 1976 году были организованы Комитет и Фонд Всемирного наследия, а спустя два года первые культурные и природные объекты были включены в Список всемирного наследия - своеобразный фонд уникальных памятников культуры и природы. Из природных объектов первыми были отмечены статусом всемирного наследия Галапагосские острова, национальные парки Йеллоустонский (США), Наханни (Канада) и Симэн (Эфиопия). За прошедшие годы Список стал весьма репрезентативным как по представленным регионам планеты так и по количеству объектов - к началу 2000 г. он включал 128 природных, 480 культурных и 22 природно-культурных объекта из 118 стран мира. Наибольшее количество культурных объектов в Списке имеют Италия и Испания (более 30 каждая), самые богатые природными объектами всемирного наследия - Америка (10 природных объектов) и Австралия (9). Под охраной Конвенции находятся такие всемирно известные природные объекты как Ниагарский водопад, Большой Барьерный риф, Гавайские острова, вулканы Камчатки, Гранд-Каньон, гора Килиманджаро, озеро Байкал. Безусловно, попасть в один ряд с такими жемчужинами природы весьма почетно и престижно, но, в то же время очень непросто. Природная территория, претендующая на Статус всемирного наследия проходит тщательную экспертную оценку и может быть включена в Список при обязательном соответствии одному или нескольким природным критериям, разработанным специалистами Комитета всемирного наследия: (i) являться выдающимся примером, представляющим основные этапы развития Земли, включая свидетельства древней жизни, значительные геологические процессы в стадии формирования форм рельефа, геоморфологических и физиографических элементов; или
или
или (iv) содержать наиболее представительные и важные места обитания для сохранения in situ биологического разнообразия, включая те ареалы, где обитают исчезающие виды, имеющие выдающееся мировое значение с точки зрения науки и сохранения природы. Также природный объект должен отвечать условиям целостности. Ситуация в России Первые попытки включить российские охраняемые природные территории в Список всемирного наследия были предприняты в начале 90-х годов, в частности, экспертами Института охраны природы в отношении природного комплекса заповедника Шульган-Таш. По экономическим причинам эти работы не были завершены. В ноябре 1994 г. Центральным советом Всероссийского общества охраны природы (ЦС ВООП), Лабораторией региональной экологии ЦС ВООП и Лабораторией охраны геосреды МГУ им. М.В. Ломоносова проведено всероссийское совещание “Современные проблемы создания системы объектов всемирного и российского природного наследия”. На нем был представлен перечень территорий и объектов, перспективных для приоритетного включения в списки. Он объединил имеющиеся на тот период предложения, однако конкретных действий по организации их экспертизы и подготовке проектов предпринято не было. В 1994 г. Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и Гринпис России заключили договор о проведении работ по включению ряда российских природных территорий в Список всемирного культурного и природного наследия. В том же году рабочей группой Гринпис России были подготовлены необходимые документы для включения в данный Список природного комплекса, получившего название "Девственные леса Коми", который в декабре 1995 г. первым в России получил статус объекта всемирного природного наследия. В конце 1996 г. еще около 6,5 млн га нетронутой природы России получили высший природоохранный статус - в Список были включены объекты: "Озеро Байкал" и “Вулканы Камчатки”. В 1998 г. Список пополнился еще одним российским природным комплексом "Алтай - Золотые Горы", а в декабре 1999 г. на 23-ей сессии Комитета всемирного наследия было принято решение о включении в Список пятого российского природного объекта “Западный Кавказ”. В настоящее время на рассмотрении Комитета всемирного наследия находятся документы по следующим территориям: "Убсунурская котловина", "Дельта Лены", “Куршская коса”, "Центральный Сихотэ-Алинь" и "Остров Врангеля". Ведутся работы по представлению в Список природных комплексов плато Путорана, Валдайской возвышенности, Курильских и Командорских островов. В 1996-1998 гг. были проведены работы по представлению территорий "Башкирский Урал" и "Водлозерский национальный парк", которые не были признаны Комитетом уникальными природными объектами и не были включены в Список. В ближайшее время эти территории будут вновь представлены к рассмотрению по категории “культурный ландшафт”. Россия, безусловно, богата выдающимися и не затронутыми хозяйственной деятельностью природными комплексами. По приблизительным оценкам, в нашей стране насчитывается более 20 территорий, достойных статуса объекта всемирного природного наследия. Среди территорий, перспективных с точки зрения их включения в Список в ближайшем будущем, следует отметить природные комплексы заповедников "Астраханский", “Даурский”, “Магаданский”, "Тунгусский", "Черные земли" и Мещерского национального парка. Российские природные объекты, включенные и представленные к включению в Список всемирного наследия.
* Примечание: NABU и Дрезденский Университет проводили работы по данному проекту преимущественно на средства, выделенные BFN (Bundesamt fur Naturschutz, Germany) Статус объекта всемирного наследия позволяет получить следующие преимущества:
Примеры действенности Статуса (на примере России) “Каждое государство-сторона настоящей Конвенции - признает, что обязательство обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, которое расположено на его территории, возлагается прежде всего на него”. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия Проект “Всемирное природное наследие в России” был инициирован Гринпис в 1994 г. с целью выявления и сохранения выдающихся в мировом масштабе природных комплексов, находящихся под угрозой существенной модификации различными видами антропогенного воздействия. Придание территориям высшего природоохранного статуса для дополнительной гарантии их сохранности – основная задача этого направления работы Гринпис. За пятилетнюю историю проекта Статус всемирного наследия неоднократно помогал уберечь уникальные уголки природы, поскольку в настоящее время Конвенция является наиболее действенным инструментом мирового масштаба по охране природных и культурных объектов. Уже первая территория, представленная к включению в Список всемирного наследия в 1994 г. – “Девственные леса Коми” – наглядно продемонстрировала потенциал Статуса. Благодаря ему уникальные леса были спасены от вырубки французской компанией “HUET Holding” и был отложен проект по добыче золота в северной части национального парка "Югыд Ва". В дальнейшем, необходимость выполнения требований международной конвенции, внимание международных экспертов и мировой общественности способствовали принятию закона о Байкале, предотвращению изъятия участка природного комплекса “Девственные леса Коми” под промышленное использование, отказу от прокладки автомагистрали Майкоп – Дагомыс по территории Кавказского заповедника. Многие губительные для природы хозяйственные проекты были заморожены даже в период подготовительных работ по представлению территорий в Список всемирного наследия. Яркими примерами, подчеркивающими значимость Конвенции являются отрицательное заключение Федеральной государственной экспертизы (май 1998 г.) по очередному опасному проекту перепрофилирования БЦБК и отмена в суде Указа Главы Республики Коми (июль 1998 г.), который пытался отрезать северную часть национального парка “Югыд Ва”, являющегося частью объекта Всемирного наследия. В обоих случаях существенную роль в принятии решений сыграла активная позиция Центра всемирного наследия и Международного союза охраны природы. Можно привести множество примеров, когда в период работ по подготовке документации для различных природных объектов, местной администрацией принимались решения о расширении существующих особо охраняемых природных территорий и создании новых. Так, в период работ над номинацией “Башкирский Урал” был учрежден и включен в состав претендующей на Статус территории энтомологический заказник “Алтын солок”, площадью 93 580 га. В 1997 г., в процессе подготовки номинации “Западный Кавказ” в Республике Адыгея создаются три памятника природы („Хребет Буйный“, "Верховье реки Цица" и "Верховья рек Пшеха и Пшехашха") и природный парк „Большой Тхач“, общей площадью 12 869 га. Все эти ООПТ Адыгеи, вместе с Кавказским биосферным заповедником, в декабре 1999 г. получили Статус объектов всемирного наследия. В настоящее время завершается подготовка номинации “Центральный Сихотэ-Алинь”, начатая в 1995 г. За этот период администрация Приморского края приняла решения о создании ландшафтного заказника “Долина реки Бикин” на площади 746 482 га и подготовила документы по созданию национального парка “Удэгейская легенда” (102 012 га), которые в настоящее время проходят согласование на федеральном уровне. Необходимо также отметить и реальную финансовую помощь, оказанную российским природным объектам финансовыми структурами, в первую очередь, Фондом всемирного наследия. Такие примеры далеко не единичны. В 1995 г., на стадии подготовки первой российской природной номинации "Девственные леса Коми", Швейцарским правительством было выделено несколько миллионов швейцарских франков на развитие национального парка "Югыд Ва", входящего в состав номинации. Летом 1999 г. на оз. Байкал состоялся первый в России международный обучающий семинар для менеджеров ООПТ, участвующих в проекте "Всемирное природное наследие". На проведение семинара Фондом всемирного наследия было выделено около 50 тыс. долларов США. Наконец, весной 2000 г. Фондом было подтверждено финансирование ликвидации последствий разрушительного урагана, нанесшего существенный урон природно-культурным комплексам Куршской косы, представленной к включению в Список всемирного наследия в 1999 г. При этом необходимо иметь в виду тот факт, что Россия является должником Фонда всемирного наследия, на протяжении ряда лет не выплачивая причитающиеся взносы (долг России на 1.01.2000 г. составил 1 474 589 долларов США). По правилам Конвенции, государство-сторона Конвенции, регулярно не выплачивающее взносы, не вправе рассчитывать на финансовую помощь из Фонда всемирного наследия. Исключением являются лишь два пункта - ликвидация последствий природных катастроф и обучающие программы. В июле 2000 г. состоится международная конференция на оз. Байкал, посвященная "Закону об охране оз. Байкал", как основному документу, гарантирующему сохранность и целостность территории Всемирного наследия. Финансовая поддержка осуществляется Гринпис России и TMU. Перечисленные факты говорят о том, что работа по выполнению Конвенции приносит вполне ощутимые результаты как на стадии подготовки номинаций, так и после присвоения Статуса, и эти природоохранные шаги уже сыграли свою положительную роль. Процедура представления природных объектов в Центр всемирного наследия Переговоры с администрацией субъектов РФ, организация и проведение экспедиционных работ на территориях, претендующих на включение в Список всемирного наследия Подготовка необходимых документов по разработанному Центром всемирного наследия образцу Согласование номинации с Госкомэкологии РФ и Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО Представление документов на рассмотрение Центра всемирного наследия (через постпредство РФ при ЮНЕСКО) Экспертиза номинации представителями МСОП (текст, картографические и нормативные документы, видеоматериалы) Заключительная экспертиза объекта представителем МСОП Рекомендации экспертов МСОП Бюро Комитета всемирного наследия (проходит дважды в год) Принятие окончательного решения о включении либо не включении объекта в Список на ежегодной Сессии Комитета всемирного наследия Организации, координирующие работу в рамках проекта "Всемирное природное наследие в России" Государственный комитет РФ по охране окружающей среды является ответственным органом за выполнение требований Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия в отношении природных объектов. Согласно договору между ним и Гринпис России последний готовит и представляет в Госкомэкологию необходимую документацию, которая, после соответствующей процедуры согласования, передается в Комиссию Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. В работе по отдельным территориям принимали и принимают участие общественные (NABU (до 1997 г.), ВООП, “Друзья природы”, WWF, Фонд охраны природного наследия, “Алтай – 21 век”, “Комитет спасения Печоры”, “Зеленые Камчатки”, “Брок”) и научные организации (Институт географии РАН, Технический университет Дрездена, Росгипролес, ДВО РАН, МГУ, Алтайский госуниверситет, Убсунурский международный биосферный центр и др.), сотрудники заповедников и национальных парков. Дополнительную информацию о деятельности в рамках Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия можно получить:
|
Отчет о научно-исследовательской работе «научно-методическое сопровождение выполнения обязательств российской федерации по охране всемирного культурного и природного наследия... | Изучение Всемирного культурного наследия способствует формированию ... | ||
«Экономическая география и регионалистика» Учебно-методическое пособие Объекты всемирного культурного и природного наследия, расположенные на территории России | Исследование перспективных форм использования объектов культурного... Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Российский научно-исследовательский институт культурного... | ||
Исследование перспективных форм использования объектов культурного... Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Российский научно-исследовательский институт культурного... | Доклад по теме Система финансирования объектов культурного наследия Согласно статье 13 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-фз "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)... | ||
Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Разработка принципов... «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева» | Доклад главного специалиста управления государственной охраны объектов... «Положение дел в государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Челябинской... | ||
Учебно-тематический план и программа курса повышения квалификации... Специалисты, желающие повысить свою профессиональную квалификацию, получить возможность работы в области сохранения и использования... | Программа учебной дисциплины Охрана всемирного культурного наследия.... Культурный потенциал страны – это и определяющий фактор развития. Отсюда особый интерес и внимание всех структур общества к повышению... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Прооп по направлению 072300 "музеология и охрана объектов культурного и природного наследия" (бакалавр) | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Прооп по направлению 072300 "музеология и охрана объектов культурного и природного наследия" (бакалавр) | ||
Доклад начальника управления государственной охраны объектов культурного... Выездная коллегия Министерства культуры Челябинской области Сохранение объектов культурного наследия | Заявка на участие в круглом столе «Охрана культурного и природного... Некоммерческого партнерства специализированных организаций нефтехимической и нефтегазовой промышленности | ||
Программа спецкурса по прикладной культурологи «Охрана природного... Специальность 020600 "культурология" (031401 – по окс") бакалавриат, форма обучения очная | Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение... Главный научный сотрудник отдела комплексных проблем исследования культуры, д-р истор наук, профессор |