Скачать 120.56 Kb.
|
Федеральное Агентство по образованию РФ Санкт – Петербургский государственный университет Факультет международных отношений Рассмотрено и рекомендовано на «УТВЕРЖДАЮ»заседании кафедрымеждународных гуманитарных связей Декан факультетаПротокол № ___________________________ Дата_____________________________ зав. кафедрой_____________________ К.К. Худолей В.И. Фокин «_____»____________ 200___г. Программа учебной дисциплиныОхрана всемирного культурного наследия. Музеи мира. (International protection of cultural heritage. World museums) Вузовского компонента цикла СД В01 По направлению «Международные отношения» 030700 Разработчик: Эльц Елена Эдуардовна Кандидат исторических наук Рецензенты: д.и.н., проф. Бурков В.Г. к.и.н., доцент Николаева Ю.В. Санкт – Петербург2008 г. 1.Организационно-методический раздел. Каждая страна, регион имеет свою культуру и формы культурного взаимодействия, которые определяют место данной страны или региона в мировом культурном пространстве. Культурный потенциал страны – это и определяющий фактор развития. Отсюда особый интерес и внимание всех структур общества к повышению культурного уровня. Определяет уровень культуры отношение к традициям, а также активность и динамизм создания новых форм культурного взаимодействия между странами. В этой связи деятельность ведущих музеев мира может быть рассмотрена с обеих сторон как традиционная форма культурного взаимодействия и, если говорить о качественном его наполнении, как один из действенных способов интенсификации международного культурного обмена на современном этапе. Целью данного курса является знакомство учащихся с деятельностью ведущих музеев мира в контексте современных международных отношений. Среди главных задач курса необходимо выделить следующие: -познакомить студентов с основными институтами, регулирующими международные музейные связи; -раскрыть проблему охраны культурных ценностей на современном этапе; -познакомить студентов с деятельностью ведущих музеев мира, их спецификой, разнообразием форм культурных контактов. Место курса в системе профессиональной подготовки. Настоящий курс рассчитан на 125 часов (34 ч. лекции и 91 ч. – самостоятельная работа). Он читается в 7 семестре для студентов факультета международных отношений направления «международные отношения» в качестве дисциплины по выбору. Требования к уровню освоения содержания курса. Для успешного усвоения материала, предназначаемого к изучению в рамках курса «Музеи мира в системе международных отношений», необходимы базовые знания отечественной и мировой истории, истории мировой художественной культуры, отчасти юриспруденции. Студент должен посещать лекции, а также выполнять задания по обязательному чтению (см. ниже). В итоге студенты должны овладеть вопросами истории, теории и практики деятельности музеев в системе международных отношений и международном культурном обмене, знать основные понятия и категории предмета, ориентироваться в истории и актуальном состоянии вопроса. Форма отчетности: Форма текущего контроля – чтение и реферирование студентами научной литературы по курсу, подготовка докладов и рефератов по предложенным темам. Форма промежуточного контроля – контрольные работы, при подготовке к которым студентам следует повторить материал лекций, изучить соответствующие разделы рекомендованных лектором учебников и учебных пособий, ознакомиться с источниками, научными статьями и монографиями, указанными в программе. Форма итогового контроля – зачет (проходит в устной форме). Количество вопросов в билете – два, в том числе первый вопрос носит теоретический характер, второй – на знание текста документов. Если один из ответов на вопросы билета оценивается как «неудовлетворительно», то за весь зачет выставляется оценка «неудовлетворительно», вне зависимости от того, насколько полно раскрыт второй вопрос билета. Время на подготовку к зачету устанавливается в соответствии с общими требованиями, принятыми в СПбГУ. Требования к зачету вытекают из его основных целей и задач: - должен показать определенный уровень знаний по изученному материалу, владеть основными понятиями и категориями курса, - иметь представление о важнейших источниках изучаемого вопроса, обладать знаниями современного фактологического материала, - иметь представление о важнейших дискуссионных вопросах в рамках рассматриваемых проблем, - обладать навыками ведения дискуссии, уметь высказывать и мотивировать собственное суждение. Критерий оценки знаний: Для получения зачета студент должен – дать полный ответ на поставленные вопросы, свидетельствующий о глубоком понимании материала и умении им пользоваться, грамотно изложенный в устной форме. Данный ответ должен демонстрировать хорошее понимание материала и содержать не более одной- двух неточностей. Объём и распределение часов курса по темам и видам занятий.
Содержание курса: Тема 1. Введение в курс. (4 часа) Лекция 1. Основные понятия курса. Происхождение слова «музей». «Музейон» в Древней Греции, «Museum» в Древнем Риме. Судьба термина в средневековье и эпоху Возрождения. Усложнение функций музея в Новое и Новейшее время. Современная интерпретация термина. Теории возникновения музея. Лекция 2. Современная музейная практика Функции, виды музеев. Тенденции развития современной музейной практики. Тема 2. Музейные связи как составная часть международного культурного обмена (10 часов) Лекция 3.Этапы формирования международных музейных связей Социально-исторические предпосылки и основные этапы создания музеев: от частного собирания древностей к появлению собраний, имеющих научную и культурную направленность. «Храмы муз» Древней Греции. Начало коллекционного собирательства в Древнем Риме. Лекция 4. Музей в Средневековье и эпоху Возрождения. Королевские коллекции в средневековой Европе. Расцвет антикварных коллекций Италии. Эпоха Ренессанса: образование «кунсткамер», «кабинетов редкостей», «мюнцкабинетов», «галерей», «пинакотек». Лекция 5. Музей в культуре Нового времени Феномен публичного музея. Первые публичные музеи Венеции, Англии, Франции и Швейцарии и их участие в формировании мирового культурного пространства на данном этапе. Музейное строительство в империи Наполеона. Процесс музейной специализации. Музей в тоталитарной культуре. Первые музеи России. Подъём музейного строительства в пореформенной России. Участие в нём крупных меценатов. Современные музеи и их значение для международного культурного обмена. Лекция 6. Правовые механизмы регулирования международного музейного обмена. Закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Общие положения данного закона. Музейный фонд РФ. Государственная часть Музейного фонда РФ. Негосударственная часть Музейного фонда РФ. Музеи в РФ. Обеспечение доступности Музейного фонда РФ. Об ответственности за нарушение законодательства РФ о Музейном Фонде РФ и музеях в РФ. Лекция 7. Становление законодательной базы международного музейного обмена. Законы, регулирующие международный музейный обмен. Участие России в становлении законодательной базы международного музейного обмена. Тема 3. Деятельность Международного Совета Музеев (ICOM – International Council of Museum) (2ч). Лекция 8. Организационная структура и деятельность ИКОМ. Устав организации. Структура ИКОМ. Особенности деятельности данной организации как регулирующего механизма международных музейных связей. Особенности деятельности ИКОМ в России. АДИТ и его значение в деятельности Международного Совета Музеев. Тема 4.Деятельность ведущих музеев мира в контексте современного культурного обмена (10 часов). Лекция 9. Восстановленное искусство Древней Греции. Особенности деятельности музейного комплекса афинского Акрополя. Древнейшие коллекции и архитектурные сооружения Афин и их значение в международном культурном обмене на современном этапе. Лекция 10. Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Ценные собрания памятников искусства Древнего Египта, Кипра, Греции и Рима, стран Ближнего и Дальнего Востока, романского и готического искусства, западноевропейской живописи и прикладного искусства в Метрополитен-Музей в Нью-Йорке. Лекция 11. Ведущие музеи Европы. Формирование коллекций памятников искусства Древнего Египта, Кипра, Греции и Рима, стран Ближнего и Дальнего Востока, романского и готического искусства, западноевропейской живописи и прикладного искусства в крупнейших музеях Европы. Лекция 12. Коллекционный фонд Лувра и Версаля. Этапы строительства и формирования архитектурных комплексов Лувра и Версаля. Основные коллекции ведущих музеев Франции. Международный культурный обмен в рамках деятельности Лувра и Версаля как ведущих музеев мира. Лекция 13.Современные международные связи ведущих музеев России. Деятельность Эрмитажа и Русского музея в рамках международного культурного обмена. Новые международные культурные проекты ведущих музеев Санкт-Петербурга. Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина. Тема 5. Частные коллекции и меценатство( 8 часов). Лекция 14. От собирания древностей к пониманию явлений культуры. Древнейшие частные коллекции и меценатство. Императорские и другие крупные частные коллекции Древнего Рима. Гай Цильний Меценат как основатель меценатства. Начало частного коллекционирования в Средневековой Европе. Первенство Италии в этот период. Лекция 15. Частные коллекции в современном культурном пространстве. Роль частного коллекционирования в формировании международного культурного пространства на современном этапе. Значение частных коллекций для формирования коллекционных фондов ведущих музеев мира. Лекция 16. Первые частные коллекции в России: А.С. Матвеев, Б.М. Хитрово, князь В.В.Голицын. Лекция 17. Третьяковская галерея в международном культурном обмене. История возникновения и деятельность Третьяковской галереи в международном культурном обмене: знакомство ведущих стран мира с данной коллекцией. Примерный перечень контрольных вопросов к зачету и заданий для самостоятельной работы: 1.Дать сравнительный анализ различных классификаций музеев (Словарь Брокгауза-Эфрона, БСЭ). 2.Назвать основные этапы формирования музейного дела. Дать характеристику каждого этапа. 3.Показать на примерах становление музейного дела в России. 4.Назвать профильные особенности работы художественных музеев: формирование коллекций, фондов. 5.Раскрыть значение международной деятельности исторических музеев по научным направлениям. 6. Показать особенности работы естественнонаучных музеев (палеонтологические, антропологические, биологические, ботанические, зоологические, геологические. минералогические, экологические и т.п.) в современном культурном обмене. 7.Рассказать о работе естественнонаучных музеев в Санкт-Петербурге 8..Дать общую характеристику деятельности технических музеев в контексте международного культурного обмена (на примере Санкт-Петербурга). 9.Показать роль литературных и мемориальных музеев в международном культурном обмене. 10.Проанализировать структуру деятельности Международного Совета Музеев. 11.Раскрыть основные направления деятельности ИКОМ. . 12.Раскрыть проблему реституции культурных ценностей в контексте современного культурного обмена. Привести примеры решения данной проблемы. 13.Рассказать об основных коллекциях Лувра. 14.Дать характеристику музейного комплекса в Версале. 15.Рассказать о международных культурных акциях Эрмитажа на современном этапе. 16.Показать роль Русского музея в международном культурном обмена. 17. Рассказать о роли частных коллекций в международном музейном деле. 18. Раскрыть значение меценатства в формировании и развитии международных музейных связей. 19.Рассказать о деятельности меценатов России в сфере культурного обмена. 20. Показать роль и значение меценатства для формирования международных музейных связей Санкт-Петербурга. Примерное планирование самостоятельной работы студентов Посещение студентами залов следующих музеев: -художественных (Эрмитажа, Русского музея, Академии Художеств, -этнографических Музея Этнографии народов мира, Российского этнографического музея), -исторических (Петропавловской крепости, Артиллерийского музея, а также Военно-морского). По итогам самостоятельной работы студентами предоставляется отчёт по следующему плану: 1.Краткая история формирования коллекционного фонда музея. 2. Характеристика постоянных экспозиций. 3. Участие в международной выставочной деятельности Литература. Источники:
Обязательная литература: 1. Адрианов В. Проблема реституции в международном праве и практике Конституционного Суда Российской Федерации. Российская Юстиция. №5. 2000. 2. Гоголев К.Н. Мировая художественная культура. Индия, Китай, Япония. От древности до современности, М., 2000. 3. Грибунина Н. История мировой художественной культуры. Тверь, 1983. 5. Овсянников М.Ф. История эстетических мыслей. СПб., 1992. 6. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993. 7. Лысикова О.В. Музеи мира: Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира». М., 2004. 8. Петров Г. Миг вечности. Музеи Санкт-Петербурга в потоке времени. СПб., 2008. 8. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003. Дополнительная литература: 1. Лефебюр А. Фонтенбло, Турин, 1998. 2.Соль Б., Мейер Д. Версаль, 1999. 3. Бестужев-Лада И.В., Озерная М. Музей в системе культуры // Декоративное искусство. 1976, № 9. 4. Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей, М., 1979. 5. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992. 6. Дм. Буткевич. Международный Совет Музеев //Бродячая собака,№ 48(2359). 21 марта 2001г. 7. Греция. Обзор основных памятников искусства / Под редакцией К. Кратироса /Афины. 2001. 8.Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. T.1. М., 1983. 9. Ионова Ю.В. История формирования и характеристика корейского фонда Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого // Корейские и монгольские коллекции в собраниях МАЭ. СБ МАЭ.XLI АН СССР Институт Этнографии им Н.Н. Миклухо-Маклая, Л., «Наука», Лен. отд., 1987 г. С. 10-20. 10. История стран и народов мира. Т.1-5. М., 1962-1981. 11. Ксенофонтова Р.А. Решетов А.М. Китайские коллекции Петербургской Кунсткамеры в собрании МАЭ// Собрания Музея антропологии этнографии АН СССР, Л., 1980г., (35 Сб. МАЭ: Т3.) с.13-15. 12. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990. 13. Левшин А. Прогулки русского в Помпеи. СПб., 1843. 14. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. пособие для вузов по спец. «История» / Под ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста. М., 1998. 15. Эрмитаж. История и современность. СПб., 1999 г., вс.С. 366. 16. Коньям П. Louvre, Les Art Lys, 1999. 17. Museographie. Architecture et amenagement des musee d’art ..., p.1-2 [Geneve, s.a] 18.Murrey D. Museums, their history and their use, v.1-3 Glasgov,1990. 19. Smith. R.S. A bibliography of museums and museum work. Washington, 1998. |
Программа учебной дисциплины Современные проблемы этнокультурных... Цель изучения дисциплины: Формирование максимально полных и целостных представлений по современным проблемам этнокультурных и конфессиональных... | Изучение Всемирного культурного наследия способствует формированию ... | ||
Программа учебной дисциплины Российско-американские отношения U.... Целью курса является приобретение студентами знаний о традициях и современном состоянии российско-американских отношений | Программа учебной дисциплины стратегический менеджмент и реальные... Вузовского компонента цикла опд по специальности 08. 05. 07 «Менеджмент организации» (специализация «Финансовый менеджмент») | ||
Исторический факультет Программа курса лекций «Музеи мира» составлена в соответствии с требованиями федерального (вузовского) компонента к обязательному... | История и философия науки Общенаучного цикла м базовая часть дисциплин ооп впо (магистратуры) по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Прооп по направлению 072300 "музеология и охрана объектов культурного и природного наследия" (бакалавр) | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Прооп по направлению 072300 "музеология и охрана объектов культурного и природного наследия" (бакалавр) | ||
Российской федерации «Музеи мира» является формирование представления об основных этапах и содержании музейного дела с древнейших времен до современности,... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Проблема истины... Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7 | ||
Доклад по теме Система финансирования объектов культурного наследия Согласно статье 13 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-фз "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)... | Программа дисциплины Новочебоксарск Программа дисциплины национально-регионального вузовского компонента цикла гсэ составлена в соответствии с Государственным образовательным... | ||
Программа учебной дисциплины внешняя политика канады canadian Foreign... Цель изучения дисциплины: дать магистрантам, обучающимся по специализации североамериканские исследования, углубленные систематизированные... | Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Дипломатический протокол и этикет» составлена в соответствии с требованиями ооп: 031900. 62... | ||
«Экономическая география и регионалистика» Учебно-методическое пособие Объекты всемирного культурного и природного наследия, расположенные на территории России | Межправительственный Комитет по охране всемирного культурного и природного наследия Земли. Деградация или исчезновение любой части такого достояния обедняет все человечество. Отдельные объекты этого наследия, в силу... |