1. Расширять кругозор учащихся





Скачать 403.5 Kb.
Название1. Расширять кругозор учащихся
страница1/2
Дата публикации25.06.2015
Размер403.5 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2


Хоменко И.В.

Сюрпризы лесной тропинки

(Инсценированная игра)

Цели:

1. Расширять кругозор учащихся.

2. Прививать любовь к природе.

Оформление: картина лесной тропинки, берез, иллюстрации лекарственных растений, плакат:

Ты открой мне, природа, объятья,

Чтоб я слился с красою твоей.

И. Бунин

Ход игры

Ведущий. И. А. Бунин (1870–1953 гг.) – русский прозаик, поэт. Его по праву считают мастером лирического пейзажа. Бунина отличало тонкое восприятие природы. Он любил родную природу и в своей поэзии пытался изобразить согласие человека с ней. Бунин – лауреат Нобелевской премии (1933 г.).

1-й чтец. Я слушал, как поет тропа лесная,

И все гадал: о ком она? О чем?

Который век бежит, не зарастая,

Как будто ей столетья нипочем.

2-й чтец. В ее напеве слышу отголоски

Шагов прошедших некогда людей.

Смотрю на тропку, стоя у березки,

И сердце бьется четче и нежней.

3-й чтец. И верится, не стало тленом, пылью

Минувшее, поныне живо тут.

Все люди, что по тропке проходили,

Идут по ней, незримые идут.

4-й чтец. И мы пройдем, а через годы – внуки,

И каждый сердцем у лесной тропы

Услышит те же песенные звуки

Одной для нас единственной судьбы.

А. Каныкин
Ведущий. Дорогие друзья природы! Давайте подумаем и поразмышляем над смыслом этого стихотворения.

Ученик. Я думаю, как прекрасно услышать голос природы! Пройти по лесным тропинкам, постоять и поклониться березке – символу России. Я считаю, что человек меняется, а природа остается вечно красивой.

Появляется царица Флора.

Ведущий. По преданию, миром растений управляет мудрая царица Флора. Все, что произрастает на земле, называют ее именем (флора). В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге есть картина «Флора» Голландского живописца Рембрандта. «Она величаво, неслышной поступью проходит перед тобой, и кажется, что этот свет ей дают живые цветы венка, украшающего ее голову. Венок состоит из живых цветов, которые растут в лесах и перелесках, на лесных лугах и опушках». (Из книги В. Г. Рубцова «Зеленая аптека».)

Царица Флора (детям). Дорогие цветики-самоцветики! Я принесла вам головоломки. Если вы их верно разгадаете, мы совершим экскурсию на лесную тропинку и найдем там сюрпризы.

Раздает конверты с карточками, на которых зашифрованы 7 названий растений.

личтеост – чистотел

ацушди – душица

ьащелв – щавель

акифла – фиалка

шыдлна – ландыш

акчплата – лапчатка

емзиакнял – земляника

Дети выполняют задание.

Царица Флора. Назовите растения леса, которые вы отгадали. (Ответы детей.)

Царица Флора. Молодцы. Тогда идем на экскурсию.

Появляется Ласточка, пробегает, вручая детям открытки или иллюстрации разных растений. Среди них те растения, что угадали дети.

Чистотел, душица, щавель, фиалка, ландыш, лапчатка, земляника, медуница, вороний глаз, белена, валериана.

Царица Флора. Цветики-семицветики, внимательно посмотрите на открытки, которые вам дала Ласточка, и назовите растения, которые не были зашифрованы.

Ответы детей: медуница, вороний глаз, белена, валериана.

Ласточка. Цветики-семицветики! Я хочу помочь вам найти то место, где растут лесные растения. Это… Ну-ка, отгадайте!

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной.

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Р. Рождественский «Береза».

Ответы детей.

Молодцы! Теперь вам нужно идти по лесной тропинке.

Указывает на картину, где изображена лесная тропинка среди берез.

Все идут к картине, на пути встречается муравейник.

Ведущая. Стойте! Стойте! Это же муравейник!

Ученик пытается раскидать его ногой.

Флора. Нельзя так поступать!

1-й ученик. А почему нельзя?

Ведущая. Ребята, кто объяснит, почему?

2-й ученик. Муравьев называют санитарами леса. Они уничтожают гусениц, которые поедают листья, траву, цветы.

3-й ученик. Я считаю, что нельзя разрушать дом, где кто-то живет.

Появляется Муравей.

Муравей. Я – муравей,

Я – житель лесной,

И дом мой стоит

Под высокой сосной.

Ты мимо пройди

И не трогай его,

(Указывает на муравейник.)

Нам больше не надо

От вас ничего. (Уходит.)

К с в е д е н и ю:

Муравьи – защитники леса. Обитатели одного муравейника могут защитить от вредителей 0,8 га леса, уничтожая за 1 день 18000 вредных насекомых. Каждое среднее по силе гнездо рыжих муравьев уничтожает за сутки около ста тысяч, а за лето – 4–5 миллионов вредных насекомых.

Ведущий. Писатель Б. Васильев написал повесть «Не стреляйте в белых лебедей», одним из главных героев которой является юный Колька. Для него лес – дом родной. Он знает лесные запахи. Ему дорог каждый житель леса. Стихи о муравьях написал он.

Все подходят к картине.

Ласточка. Вот вы и добрались до лесной тропинки. Ну, а мне пора. (Убегает.)

Появляются Волк и Лиса.

Лиса. Дорогие гости леса! Вы куда идете? А не хотите ли вы отведать вкусного салата?

Волк. Попробуйте. Он приготовлен из листьев белены черной. У нее один запах чего стоит. Ах, нет, мы еще добавили листья болиголова пятнистого. Правда, у него мышиный запах, но ничего.

Лиса. А чтобы салат был вкуснее, мы в него положили красивые цветы аконита.

Флора. Не трогайте, не ешьте, ведь эти все растения ядовиты. (Лисе и Волку). Уходите отсюда!

Все (кричат). Уходите!

Ведущий. А вы знаете, что можно сделать из собранных вами даров леса? (Показывает иллюстрации.)

Щавель. Из его листьев можно приготовить салат или зеленые щи.

Душица. Ее считают цветком-медоносом, так как возле нее всегда много пчел.

Листья душицы придадут аппетитный вкус и приятный запах, если добавить их в салат или в блюдо с вареным картофелем. Из соцветий молодых побегов можно заварить чай.

Земляника. Всем знаком очень приятный, своеобразный аромат самой вкусной ягоды русского леса.

Чтец. Шум в лесу повсюду слышится

И плывет среди кустов,

Ветерком едва колышется

Море красных огоньков.

Сорвешь этот огонек

И положишь в кузовок.

В. Рубцов

Плоды земляники хорошо собирать по утрам, когда солнечные лучи высушили росу, или под вечер. В это время ягоды очень ароматны. Плоды земляники можно добавить в чай. Если же вы попали в лес слишком рано, когда ягод еще нет, не беда: можно приготовить ароматнейший чай из молодых земляничных листочков.

Лапчатка (гусиная лапка) исстари считалась лекарственным растением, излечивающим много разных заболеваний.

Чтец. У лесного ручейка

Расцвела былинка

С корешками в два вершка,

Стебель, как тростинка,

В корешках вода живая,

И целебная такая.

В. Рубцов

Я сорвал очень красивый цветок – вороний глаз. Так и хочется съесть его плод.

Чтец. Очень зло глядит на вас

Из травы вороний глаз.

Посмотрите, даже вид

Этих ягод ядовит.

В. Кожевников

Ведущий. Вороний глаз растет в лиственных лесах. Легенда гласит о том, что многие годы в дупле могучего дуба жил старик-кудесник со своим верным другом черным вороном. Его он научил предсказывать будущее. Когда старик умер, ворон постоянно летал над лесом, оплакивая волшебника. Там, где птица роняла свои слезы, на земле каждую весну вырастал цветок Вороний глаз – ядовитое растение.

Чистотел.

Чтец. Эта ласточкина травка

Желтый сок в себе несет.

Слава чудо-чистотела

Вслед за ней везде идет!

В. Рубцов

Ландыш – очень красивый, душистый цветок, полевая фиалка. Посмотрите, какие мелкие соцветия. Сверху – белые, в середине и внизу – ярко-желтые.

Флора. Цветики-семицветики, я спрятала от вас одно лекарственное растение. Отгадайте, какое? (Показывает иллюстрацию.)

Давайте вспомним стихи:

В перелесках меж полей

Растет корень-чародей.

Он целебен, ароматен,

Сердцу каждому приятен.

Вы его не рвите рьяно,

Это наша… (валериана.)

Флора. Молодцы, правильно! Цветики-семицветики, мне пора уходить, но я обещаю, что обязательно вам напишу письмо. До свидания. (Машет рукой, уходит.)

Ведущая. Я уверена, когда вы станете взрослыми, вы все это вспомните с радостью, все, о чем сегодня узнали. Следуйте каждый день, шаг за шагом в тайны природы. Изучайте их, используйте, охраняйте.

Шалимов П.В.

Экология и здоровье

(брейн-ринг)

Цели: формировать оптимальные отношения со средой обитания, воспитывать экологическую культуру у участников игры.

Участники игры: учащиеся 9 классов в составе каждой команды 6 человек, количество команд не ограничено.

Игра имеет тематическую направленность и сохраняет на всем протяжении определенный ритм и темп, дисциплинирует ум, развивает воображение, тренирует внимание, память. Она пойдет на пользу не только участникам команд всего интеллектуального турнира, но и зрителям, неся новую информацию и создавая неожиданные ситуации, способы решения которых могут пригодиться в самых непредвиденных обстоятельствах. Кроме того, любой вариант игры (простой или сложный) способствует формированию нестандартного мышления, помогает развивать умение принимать самостоятельные решения. Все эти факторы помогут участнику определить свои способности, как говорится, «найти себя».

Правила игры. Перед началом игры капитаны команд проходят жеребьевку. С началом игры на ринг вызываются две команды, которые вытянули 1 и 2 номера. Они садятся за разные столы. Ведущий задает вопрос. Для ответа командам дается 30 секунд. Если команда знает ответ, то нажимает на звуковой сигнал первой, отвечает на вопрос. Если ответ неверен, то право ответа переходит 2-й команде. Команда за правильный ответ получает 1 очко. Если ни одна команда не может правильно ответить, то очко переходит на второй вопрос. Разыгрывается два очка. Если команды не отвечают и на второй вопрос, то за третий вопрос команды разыгрывают уже 3 очка. Команды, не ответившие правильно 3 раза подряд, удаляются с ринга и вызывается следующая команда. Победителем конкурса будет являться та команда, которая дольше всех была на ринге, то есть одержала победу несколько раз подряд.

В о п р о с ы составлены по темам: «Вода и здоровье», «Воздух и здоровье», «Радиация», «Пища и здоровье».

Награждение. Команда, занявшая 1-е место, награждается поездкой в туристско-экологический лагерь или экскурсией по городу, краеведческим местам. Команды, занявшие 2-е и 3-е места, награждаются ценными призами и подарками.

В о п р о с ы для брейн-ринга «Экология и здоровье»

1. Почему могут быть опасны для здоровья консервированные продукты?

О т в е т: можно отравиться ботулином.

2. При сжигании в городе мусора воздух загрязняется ядовитыми веществами. Назовите 4 опасных вещества.

О т в е т: диоксины, канцерогены, радионуклиды, двуокись СО.

3. Назвать несколько приемов удаления нитратов из овощей.

О т в е т: вымачивание, отваривание, маринование.

4. В табачном дыму содержатся аммиак, ацетон, пропилен, никотин, пиридин и другие вещества. Назовите вещество, вызывающее привыкание к курению.

О т в е т: никотин.

5. Назвать две причины ультрафиолетового голодания растений в городе.

О т в е т: загазованность в атмосфере, пыль.

6. Какие частицы образуются при распаде радиоактивных веществ?

О т в е т: частицы, лучи, нейтроны.

7. Табачный дым содержит много химических соединений, веществ и элементов. Назовите их примерное количество.

О т в е т: около 4 000.

8. Могут ли в организме человека взаимозаменяться белки, жиры, углеводы?

О т в е т: жиры, углеводы – взаимозаменяемы, белки – нет.

9. Водопроводную воду перед употреблением лучше отстаивать. Почему?

О т в е т: чтобы избавиться от хлора, который улетучивается через 2 часа.

10. Назовите вещество, которое полностью нейтрализует действие нитратов.

О т в е т: витамин С.

11. Что такое пестициды?

О т в е т: средства химической защиты растений от вредителей и болезней.

12. Из повседневных продуктов питания, какие самые опасные для здоровья?

О т в е т: соль и сахар.

13. Можно ли получить отравление, работая в респираторе с анилиновыми красителями и растворителями?

О т в е т: да, можно. Пары этих веществ впитываются через кожу.

14. Назовите эффективные способы обеззараживания воды в условиях похода.

О т в е т: 1. Кипячение; 2. Добавление йода из расчета 2 капли на 1 литр.

15. Можно ли по внешнему виду отличить продукты, содержащие отравляющие вещества от чистых?

О т в е т: нет. Только специальными исследованиями.

16. Что такое радиационный фонд. Из чего он состоит?

О т в е т: это естественное радиоактивное излучение, складывающееся из космического излучения и природных радиоактивных веществ, находящихся в почве, породе, газе, воде.

17. Кто такой пассивный курильщик?

О т в е т: человек, находящийся в накуренной комнате, рядом с курящими людьми.

18. Как называется группа особо опасных органических соединений, содержащая яд?

О т в е т: диоксины.

19. Когда автомобиль выбрасывает больше токсичных веществ?

О т в е т: на холостом ходу.

20. Почему современные дожди бывают кислыми?

О т в е т: в дождевых каплях растворены газообразные окислы серы, азота, углерода, хлора, выброшенные в атмосферу предприятиями. Это слабо концентрированные кислоты.

21. Почему в городе нельзя сжигать мусор, отходы, листья?

О т в е т: потому что воздух загрязняется ядовитыми веществами.

22. Какую долю в организме человека составляет вода?

О т в е т: 65 %.

23. Какой процент воды, имеющейся на Земле, пригоден для питья?

О т в е т: 0,003 %.

24. Почему вода из большинства водоемов России непригодна для питья?

О т в е т: вода загрязнена отходами от предприятий и ядовитыми веществами с полей.

25. Почему морская вода непригодна для питья, может вызвать отек мозга, гибель человека при избыточном употреблении?

О т в е т: вода содержит большой процент минеральных солей.

26. Какую группу серьезных инфекционных заболеваний можно предотвратить путем обеспечения безопасности водоснабжения и канализации?

О т в е т: кишечные: холера, дизентерия, гепатит, брюшной тиф.

27. Содержание каких химических веществ в воде способно предупреждать кариес зубов?

О т в е т: фтор.

28. Сколько детей на Земле ежегодно умирает от болезней, связанных с употреблением некачественной воды, а также от нехватки питьевой воды?

О т в е т: 2,2 млн.

29. Какие основные компоненты продуктов питания вы знаете?

О т в е т: жиры, белки, углеводы, витамины, минеральные вещества.

30. В каких единицах измеряется энергетическая ценность продуктов питания?

О т в е т: в калориях.

31. Какие заболевания вызывает облучение жесткими ультрафиолетовыми лучами?

О т в е т: рак кожи и катаракта глаз.

32. Какие приборы являются источниками бытового облучения?

О т в е т: телевизор, компьютер.

33. В каких единицах измеряется радиоактивность?

О т в е т: беккереляз, микрорентген/час.

34. Какое заболевание вызывается радиоактивными облучениями?

О т в е т: рак крови.

35. Какую главную опасность для окружающей среды и здоровья людей представляет ядерная энергетика?

О т в е т: загрязнение окружающей среды ядерными отходами.

36. Сколько стран подверглось радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС?

О т в е т: 22 страны.

37. Назовите самый токсичный металл.

О т в е т: ртуть.

38. Почему в странах с теплым климатом высока частота инфекционных заболеваний кишечника?

О т в е т: это объясняется наличием благоприятной среды для размножения бактерий; почти все воды в этих странах требуют тщательной очистки.

39. Почему не рекомендуют употреблять в пищу растения, выросшие возле дорог?

О т в е т: они содержат ядовитые вещества: цинк, отходы бензина.

40. Что нужно сделать перед употреблением плодов, обработанных пестицидами?

О т в е т: срезать кожуру.

41. В каких пищевых продуктах могут быть возбудители сальмонеллеза?

О т в е т: в яйцах, мясе.

42. Как называется отравление организма, вызванное недоброкачественными консервами?

О т в е т: ботулизм.

43. Какой природный минерал, широко используемый в строительстве, дает мелкую пыль, вызывающую заболевание легких?

О т в е т: асбест.

44. Из-за какого предмета домашнего обихода около 10 млн человек в год (преимущественно женщины) подвергаются воздействию сильно загрязненного воздуха помещения?

О т в е т: кухонная плита.

45. Какой источник загрязнения воздуха является причиной смерти 2 млн человек ежегодно, среди которых мужчин больше, чем женщин?

О т в е т: сигареты.

46. Какой предмет бытовой техники больше других способствует разрушению озонового слоя?

О т в е т: холодильник.

47. Назовите самый мощный источник загрязнения атмосферы населенного пункта, в котором вы живете.

О т в е т: учащиеся должны назвать экологически опасные объекты конкретного населенного пункта и обосновать, почему на их взгляд они таковыми являются.

48. Какие вещества, загрязняющие атмосферу, входят в состав выбросов топливно-энергетического комплекса?

О т в е т: пыль, сажа, окись углерода, окись серы и азота, формальдегид и др.

49. Какие вредные вещества способствуют развитию злокачественных опухолей?

О т в е т: группа ароматических полициклических и ароматических углеводородов.

50. Каким тяжелым металлом интенсивно загрязняется воздух от автотранспорта?

О т в е т: свинцом.

51. Какие основные загрязнители атмосферного воздуха обладают раздражающим действием по отношению к органам дыхания человека?

О т в е т: оксиды серы, азота, пыль, хлор, формальдегид.

52. Какие существуют способы дезинфекции воды?

О т в е т: озонирование, кипячение, обработка ультразвуком.

53. Назовите источники нитратного загрязнения продуктов питания.

О т в е т: внесение высоких доз минеральных азотосодержащих удобрений в почву, внесение высокой концентрации органических веществ – навоза.

54. Какие паразитарные болезни могут передаваться человеку через продукты мясомолочной промышленности?

О т в е т: трихинеллез, бычий цепень, свиной цепень, эхинококк.

55. Каким способом передается инфекция гриппа?

О т в е т: воздушно-капельным.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Беленихинская средняя общеобразовательная школа

имени А.С. Касатонова»

Прохоровского района Белгородской области







Путешествие в мир природы
Сценарий внеклассного мероприятия

Беленихино 2013г.

Автор-составитель Хоменко Ирина Владимировна
учитель химии
Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие в мир природы» разработано для обучающихся 7-8-9 классов в форме игры-путешествия. Предложенные викторины и конкурсы способствуют развитию творческих способностей и мышления обучающихся, формированию у них ценностного отношения к природе.
Работа будет интересна учителям биологии.


Содержание

Введение
Путешествие в мир природы
Ход занятия
Заключение
Литература
Приложение 1.
Приложение 2 .
Приложение 3 .
Приложение 4 .

Введение

Внеклассное мероприятие по биологии «Путешествие в мир природы» разработано для обучающихся 7-8-9 классов в форме игры-путешествия. Целесообразно его проведение в начале изучения курса (осенью), чтобы обучающиеся могли использовать для подготовки к мероприятию природный материал: шишки, листья, цветы, плоды.
Целью данного занятия является формирование ценностного отношения к природе.
Занятие организовано в форме игры-путешествия с элементами соревнования, что способствует активизации познавательного интереса обучающихся.
Занимательные викторины и конкурсы способствуют развитию творческих способностей и мышления обучающихся. В процессе игры решения принимаются коллективно, что формирует коммуникативные качества и способствует воспитанию культуры общения школьников.
Музыкальное сопровождение способствует созданию комфортного психо-эмоционального климата на занятии.


Путешествие в мир природы

Игра-путешествие

Цель занятия – формирование у обучающихся ценностного отношения к природе.


Задачи:

- формировать у обучающихся устойчивую систему взглядов ценностного отношения к природе;
- расширять представления обучающихся о природе родного края;
- способствовать развитию мышления, творческих способностей обучающихся;
- активизировать познавательный интерес к изучению биологии.

Форма организации мероприятия: игра-путешествие
Оборудование: иллюстрированный материал для оформления станций, фотографии с изображением растений Белгородской области, сухие лекарственные травы, плакаты и газеты о природе родного края, поделки детей из природного материала, магнитофон, аудиозаписи.

Подготовительная работа: домашнее задание: выбор в каждом классе команды и группы поддержки; подготовка приветствия и представления; выпуск плакатов и газет о природе родного края, изготовление поделок из природного материала.

Ведущие: Нечетова Лилия, Тюфанова Екатерина, Моковейчук Роман, Юларжи Иванна, Юларжи Петр.

Жюри: старшеклассники.
Ход занятия


1. Мотивационный этап
(два ученика открывают праздник прочтением стихотворений)

Ученик 1:
Посмотри , мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года-
Это все вокруг природа!
Ученик 2:
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!


Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем осеннем празднике, посвященном природе родного края. Сегодня мы совершим незабываемое путешествие в удивительный мир природы, окунемся в его тайны и сделаем для себя новые открытия.
(Звучит музыка «Лесной марш». В зал входит Царь Берендей).



Царь Берендей:
Добрый день! Мое почтенье!
Я хочу напомнить вам,
Что сегодня в день весенний
Мы проводим карнавал!
Вот перед вами тропинка лежит,
Улица в поле дорогой бежит,
Шли по дороге мы, к лесу пришли,
Где клены шумели, ромашки цвели.
Сразу дорога сказкою стала,
Тропкой в лесную чащу вбежала.
Шли по тропе мы, солнце светило,
Много чудес нам тропинка открыла.
(Входят Тропинка, Лесовик)
Тропинка:
Вот березы и рябины вдоль дороги встали в ряд.
И березку молодую, и кустарник, и траву –
Беззаветно все люблю я , все я Родиной зову!
Лесовик:
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
А уж сколько орехов и ягод,
Так, пожалуй, считать – не сочтешь,
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодежь.
Царь Берендей:
Пойдемте, друзья, по тропинке знакомой,
Где летней порой мы ходили не раз.
Ходили мы полем цветущим, зеленым –
Ни поле, ни лес не узнаешь сейчас.
Трава пожелтела, и солнце остыло,
Цветы растеряли свои лепестки…
Прозрачными стали деревья густые –
Их листья осыпались в волны реки.
Осыпались листья, плывут челноками,
Река их качает с волны на волну.
Мы в след им посмотрим, помашем руками
И вскоре опять повстречаем весну.


(Дается сигнал: «Поехали», Царь Берендей вручает капитанам команд маршрутные листы (Приложение 1), начинается путешествие по станциям)


2.Основной этап


Каждая команда, получив маршрутный лист, двигается от станции к станции. На каждом этапе судья (старшеклассник) предлагает вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Результат заносится в маршрутный лист команды.


Конкурс « Лесные станции»
Станция «Остроглаз»
1. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (У вороны оно, как лоток, у сороки - круглое, с крышей.)


2. Как по клюву можно отличить молодого грача от взрослого? (У взрослого грача основание клюва белое.)


3. Какие птицы прилетают весной раньше: стрижи или ласточки, почему? (Ласточки прилетают раньше, они могут ловить насеко¬мых у земли, а стрижи ловят насекомых в воздухе.)
4. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.)


5. У птенцов рот ярко-красный или оранжевый, почему? (Кричат голодные птенцы, птицы-родители, привлеченные красным цветом (сигнал тревоги), суют корм в раскрытый клюв птенцов.)


6. На стволе березы кольцом ряд отверстий. Чья это работа? (Дя-тел весной пил березовый сок.)


7. Кто кукует у кукушки? (Самец.)


8. Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику.)


9. Что означает «плач» березы весной, почему? (Сокодвижение начинается ранней весной, если кора повреждена, сок вытекает наружу.)


10. Какое травянистое растение зацветает первым, когда? (Мать-и-мачеха, апрель.)


11. Какое растение называют «цветок-букетик», почему? (Меду-ница, сначала все цветки розовые, через несколько дней можно уви¬деть на стебельке голубые, синие, фиолетовые.)


12. Почему у березы молодые листья клейкие? (Смолистые ве-щества защищают листья от заморозков.)


13. Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимней засухе, выброс ненужных веществ с листьями.)

Станция «Маленькие тайны природы»


1. Летом на траве, цветах можно увидеть комочки пены, похожие на слюну, что это такое? (Это домик личинки цикады-пеннщы, или слюняницы, она высасывает сок из растения, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в нее особое клейкое вещество.)


2. «Летят паутины над сонным жнивьем» (М. Исаковский.) Объ¬ясните это явление, когда оно бывает? (Летающие нити — это пау¬тина, на которой летят маленькие паучки осенью.)


3. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его?
(Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)


4. Какое дерево «переодевается», становясь то серым, то серебристым, то зеленым? (Осина, это дрожат ее листочки, что может быть даже в безветренную погоду, так как черешок листа в верх ней части сильно сплющен.)


5. Почему крапива сильно «жжется»? (В волосках ее листьев есть муравьиная кислота, при прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку и вызывает жжение.)


6. Как называется гнездо белки? (Тайно. Шарообразное снаружи гнездо замаскировано ветками ели, листьями, внутри выстлано мхом, шерстью.)


7. Какой зверь самый чистоплотный? (Барсук. Около норы чисто, туалет - глубокая ямка — устраивается в нескольких метрах от норы, чистит шерсть.)


8. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое время, для чего? (Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов, муравьи опрыскивают тело птицы пахнущей муравьиной кислотой.)


9.Назовите самого прожорливого хищника планеты.
(Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама.)


10. Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят.)


11. Над цветком на миг замрет
Быстрокрылый самолет.
На былинке посидит -
Вдруг вспорхнет и полетит. (Стрекоза.)


12.. Почему муравьи передвигаются не врассыпную, а по тропинкам? (Дороги муравьев особые, душистые. Муравьи ползут по своим же следам. Все муравьи оставляют свои следы и по ним возвращаются, как бы далеко они ни уползли от своего муравейника.)


Станция «Зеленый друг»


1. Какие деревья и кустарники растут в наших лесах? Какие из них вы знаете?


2. Чем ценится древесина лиственницы? (Устойчива против гнили, поэтому применяют для подводных сооружений, в производстве самолетов, кораблестроении.)
3. Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему? (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от замороз¬ков и от лучей солнца.)


4. Почему у сосны в лесу нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна - светолюбивое растение.)


5.Почему погибает лес, если вырубают старые дуплистые дере-вья? (В дуплах гнездятся птицы, живут летучие мыши, которые поедают опасных вредителей леса.)


6. Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища? (Своими корнями ива укрепляет берега, защищает от излишнего испарения воды.)


7.Какое дерево цветет позднее всех? (Липа.)


8.Какое дерево называют северной мимозой? (Кислица. За то, что она от солнечных лучей, капель дождя складывает свои лис-точки.)


9.Какие ядовитые грибы растут в ваших лесах? (Бледная поганка, мухомор и др.)


10. Съедобен ли дождевик? (Молодые грибы едят.)


Станция «Охрана природы»


1.Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?
(Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности почвы ли-стья деревьев. Она влияет на рост растений, молодых всходов, со¬здает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насе¬комых, предохраняет корни растений от заморозков, жары.)


2. Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и под¬стилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Он погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет, значит, грибов здесь больше не будет.)


3. Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Они растут там, где чистый воздух.)


4. Почему, особенно весной, в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать музыку, жечь костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек - искать укромные места.)


5. Вы увидели на земле гнездо птицы. Как сохранить его? (Не вытапты¬вать траву у гнезда, если оно на траве, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.)


6. Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками, почему их нельзя брать домой? (Птицы учат их летать, искать пищу, защи¬щаться от врагов; дома кормить птенца трудно, выпущенный на волю птенец будет беспомощным, умрет.)


7.Почему к весеннему шмелю нужно относиться очень осторожно, бережно? (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.)


8.Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, окурок, молния, спички.)
9.Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)


Станция «Лесная аптека»


1. Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)


2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает и содержит дезинфицирующее вещество.)


3. Какая лесная ягода может заменить лимон? (Клюква, она со-держит лимонную кислоту.)


4. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черной смо¬родины, шиповника.)


5. Каким лечебным свойством обладает мать-и-мачеха? (Отвар из листьев и цветов - хорошее средство от кашля.)


6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает людям? (Валериана. Капли, настои употребляют при нервных рас¬стройствах, бессоннице.)


7. Какие болезни лечит красавица береза? (Березовые почки ис-пользуют как мочегонное средство.)


8. Чем полезны ягоды земляники? (Богаты минеральными соля-ми, полезны при малокровии, содержат много витаминов.)


9. Как нужно собирать лекарственные травы? (Цветки - в начале цветения, корни и корневища - весной или осенью, листья - в сухую погоду.)


10. Черемуха - любимое дерево русского народа, почему ее называют лекарственным растением? (Ягоды используют как закрепляющее и вяжущее средство.)


11. И если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар. (Ромашка.)


12. Чем знаменита пастушья сумка? (Настои, препараты из этой травы хорошо останавливают кровь, средство против рвоты.)
Жюри оценивает конкурс.
Лесовик
- Наши команды отправились в путешествие, а мы с вами расположимся на этой удобной полянке, к которой привела нас Тропинка. Посмотрите, какие удивительные цветы растут здесь. Каждый цветок хранит под своими лепестками загадки и конкурсы, разгадав которые, вы поможете своей команде. (Приложение 2)


(Тропинка снимает первый цветок)
Тропинка
- Вы любите загадки? Этот цветок приготовил нам конкурс загадок. Давайте разгадаем их вместе. Каждый правильный ответ принесет 1 балл вашей команде.


Конкурс загадок
1. Здесь идет борьба за свет
У березы с юной елью
Дайте правильный ответ
Кто своей добьется цели?
(Победитель - ель, она более выносливая порода, она перерастет березу и, лишив ее необходимого света, погубит.)


2. Я имею кислый вкус
И для щей всегда гожусь
Я люблю в тени таиться
И название….. (кислица).
3. Почему мы дышим вольно
И судьбой всегда довольны,
Хоть растем мы вдоль дорог,
И нас топчут сотни ног? (подорожник)

(Листья подорожника благодаря упругим жилкам не рвутся и не мнутся под ногами)


4. По какой такой причине
Так высоко на осине,
Присосавшись, как полип,
Появился старый гриб?
(Гриб появился из споры, занесенной ветром в трещину ствола осины)


5. В летнюю пору растут золотые горы. (Хлеб)


6. Кругла, да не луна, зелена, да не дубрава, с хвостиком, да не мышь. (Репа)


7. Лежит Егор под межой, накрыт зеленой фатой. (Огурец)


8. Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна» (Картофель)


9. Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)


10. Самая тонкая нить в природе (Паутина).


11. Первый слог - нота, второй - тоже, а в целом на горох похожа (Фа-соль)


12. Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали, это ….. (свекла)


13. Как на нашей грядке выросли загадки-
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют. (Помидоры)


4. Снаружи красна, внутри бела,
На голове хохолок-зеленый лесок. (Редиска)


15. Синенький звонок висит, никогда он не звенит. (Колокольчик)

Жюри оценивает конкурс.


Царь Берендей:
- Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились успешно!
(Снимает следующий цветок)
- Вы хорошо знакомы с природой родного края? Давайте проверим.
Конкурс « Кто первый?»
Вызываются по одному человеку от каждого класса, ведущий задает вопросы, кто первый ответит, приносит 1 балл своей команде.

• Какое растение дает самый лучший мед? (Липа)


• Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик)


• Соком какого растения выводят бородавки? (Чистотел)


• Никто не пугает, а она дрожит. (Осина)


• Хищное растение. (Росянка)


• Растение, носящее название глаза животного. (Вороний глаз)


• Название какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки. (Незабудка)


• Глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка)


• Растет ли дерево зимой? (Нет)


• Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? (Грязный)


• Что вниз растет? (Сосулька)


• Когда цветет сирень? (Весной)


• Спит на земле, утром исчезает. (Роса)


• Что за трава, которую узнают слепые? (Крапива)


• Какой страшный зверь ест малину? (Медведь)


• Сколько крыльев у жука? (4)


• На какое дерево садится ворона в дождь? (На мокрое)


• Кто два раза родится? (Птица)
Жюри оценивает конкурс.


Лесовик:
- Какие в нашем лесу сегодня собрались умные и сообразительные ребята. Но ведь в путешествии могут возникнуть и трудности, которые можно преодолеть только вместе.
- Как вы должны вести себя, чтобы справиться с препятствиями?
(ответы детей)
- Правильно. Главное в трудной ситуации – это дружба, поддержка и взаимовыручка!
- Вы умеете помогать друг другу?
(снимает следующий цветок)
- Следующие конкурсы помогут нам это проверить.



Конкурс «Назови растения»
Вызываются по 2 участника. Необходимо назвать 3 растения, в названиях которых содержатся ноты, например: сирень, фасоль, персик, конопля, гречиха, василек, миндаль,
Жюри оценивает конкурс.

(Тропинка снимает последний цветок)


- Царь Берендей, у нас ребята не только умные, но и дружные. А в лесу нужно еще уметь применять смекалку и сообразительность.
- Ребята, вы согласны проверить вашу смекалку? Тогда предлагаю отгадать «занимательные загадки».


Конкурс « Занимательные загадки»
Каждый правильный ответ приносит дополнительный балл команде.
Тропинка вывешивает правильные ответы на доске.

• Если мне на место «а» мягкий знак дадите, сразу сорную траву в птицу превратите. (Лебедь-лебеда)


• Меня за аромат давно ты ценишь, всюду я красой своей горда, но если «р» на «к» ты переменишь, то вырастут рога и борода. (Роза-коза)


• Чтоб отгадать – имей терпенье. С «л» - часть лица, а с «б»- растенье. (Лоб-боб)


• Первое - личное местоимение. Второе - пение лягушки. Всё – растение, у которого плод – ягода. (Ты-ква)


• Буква шипящая, гласная буква, нота, назойливое двухкрылое насекомое, все – дерево с пахучими белоснежными цветками и вяжущими плодами. ( Че-ре-муха)
• Первое – песня весенней капели, второе – рот. Все – растение, про которое сложены загадки. (Капуста)


• С первой буквой похож я на траву, но меня не косят, без нее меня больной часто произносит. ( Мох – ох)
Жюри оценивает конкурс.

Царь Берендей:
- Молодцы, ребята! Вы успешно справились со всеми конкурсами и помогли своим командам. А вот и они возвращаются из путешествия. Давайте их встретим!
(звучит музыка «Лесной марш»)
Подводятся итоги игры. По оценкам маршрутных листов и дополнительным баллам жюри выбирает победителей в различных номинациях.



Ученик 1
Смотрю на глобус, шар земной
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»


Ученик 2
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо шепчут родники:
«Ты береги нас, береги!»


Ученик 1
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос той реки:
«Ты береги нас, береги!»


Ученик 2
Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги:
«Ты береги нас, береги!»


Ученик 1
Сморю на глобус, шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы – не солгу:
«Я сберегу вас, сберегу!»

Объявляются итоги игры и награждаются команды.
3. Подведение итогов
Учитель:
-
Наше путешествие в мир природы подошло к концу. Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Какие новые открытия для себя вы сделали сегодня?
- Пригодятся ли вам знания, полученные в этом путешествии в дальнейшей жизни?
- Я прощаюсь с вами. Желаю вам счастья и успехов, хорошего настроения. Но самое главное, вы должны всегда оставаться такими дружными и находчивыми, как сегодня! До новых встреч!

Заключение

Проведенное внеклассное мероприятие для 7-8-9 классов «Путешествие в мир природы» по предложенному конспекту было направленно на формирование у обучающихся ценностного отношения к природе.
На занятии успешно были реализованы различные формы организации деятельности, что способствовало проявлению инициативы и творческого самовыражения учеников.
В ходе выполнения заданий разнообразных конкурсов, работы команд на «станциях» расширились знания обучающихся о природе родного края.
Игровая форма проведения мероприятия способствовала активизации познавательного интереса к изучению биологии и поддерживала работоспособность обучающихся.
Сотрудничество между учениками, дружелюбный настрой, музыкальное сопровождение способствовали созданию комфортной психологической атмосферы, что положительно повлияло на эмоциональное состояние школьников во время проведения занятий.

Литература

1. Анашкина, Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология [Текст] / Е.Н.Анашкина. – Ярославль: «Академия развития», 1997. - 128с.
2. Анашкина, Е.Н. Веселая ботаника, викторины, ребусы, кроссворды [Текст] / Е.Н.Анашкина. Ярославль: «Академия развития», 1998. - 192с.
3. Борзова, З.В. Дидактические материалы по биологии: методическое пособие [Текст] / З.В. Борзова, А.М. Дагаев.
– М.: ТЦ Сфера, 2005. – 400с.
4. Касткина, Н.А. Внеклассная работа по биологии. 3 – 8 классы. [Текст] /Авт. – сост.: Н.А. Касткина. – Волгоград: Учитель, 2004. – 160с.
5. Лернер, Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: учебное пособие [Текст] / Г.И. Лернер. – М.: Эксмо, 2005. – 240с.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Расширять кругозор учащихся iconТема: Обобщающий урок «Части речи»
Включать учащихся в творческий процесс. Расширять и активизировать словарный запас учащихся. Следить за коррекцией произношения....
1. Расширять кругозор учащихся iconБеседа диалог «Краса Земли цветы»
Цели: расширять знания младших школьников о цветах, воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, развивать воображение, память,...
1. Расширять кругозор учащихся iconBooks are the greatest of the World’s Wonders
Основные задачи: расширять кругозор учащихся, способствовать развитию навыков и умении общения на иностранном языке вне учебной ситуации,...
1. Расширять кругозор учащихся iconЕвгений львович шварц. «Сказка о потерянном времени»
Цели: познакомить учащихся с творчеством Е. Л. Шварца, учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время;...
1. Расширять кругозор учащихся iconСемья Кюри
Развивать познавательный интерес к наукам на примере беззаветного служения делу семьи Кюри; создать на уроке эмоциональные и мотивационные...
1. Расширять кругозор учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
1. Расширять кругозор учащихся iconСахарных Маргарита Михайловна Предмет : английский язык Класс : 6
Рождество” и расширять кругозор учащихся в свете ознакомления с различными аспектами культуры (песни, литературные произведения)...
1. Расширять кругозор учащихся iconМетодическая разработка урока по по обучению грамоте
Задачи: познакомить учащихся с буквами Ю, ю; совершенствовать навыки чтения; учить быстро ориентироваться в тексте; развивать фонематический...
1. Расширять кругозор учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: сформировать представления учащихся о подвигах защитников Руси; расширять кругозор; развивать интерес к истории своей страны;...
1. Расширять кругозор учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Коррекционные: расширять кругозор учащихся, развивать слуховое и зрительное внимание, память, умение выделять первый звук в слове,...
1. Расширять кругозор учащихся iconРешение иррациональных уравнений и систем (10 класс)
Цель: Закрепить решение иррациональных уравнений; развивать логическое мышление; расширять кругозор учащихся
1. Расширять кругозор учащихся iconВикторина «Что такое темперамент и с чем его едят?»
Цель: актуализировать полученные знания учащихся; расширять кругозор, повышать интерес к психологии; развивать логическое мышление,...
1. Расширять кругозор учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Научить выделять главную мысль произведения через разные виды работы; расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас; формировать...
1. Расширять кругозор учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Закреплять знания о других частях речи. Закреплять умение делать морфологический, фонетический и синтаксический разборы. Развивать...
1. Расширять кругозор учащихся icon"Древние цивилизации"
Проведение Недели истории – это одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения,...
1. Расширять кругозор учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: дать учащимся первичное представление о поэзии Б. Л. Пастернака; расширять кругозор учащихся; прививать интеpec к литературе;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск