Скачать 403.5 Kb.
|
Хоменко И.В. Сюрпризы лесной тропинки (Инсценированная игра) Цели: 1. Расширять кругозор учащихся. 2. Прививать любовь к природе. Оформление: картина лесной тропинки, берез, иллюстрации лекарственных растений, плакат: Ты открой мне, природа, объятья, Чтоб я слился с красою твоей. И. Бунин Ход игры Ведущий. И. А. Бунин (1870–1953 гг.) – русский прозаик, поэт. Его по праву считают мастером лирического пейзажа. Бунина отличало тонкое восприятие природы. Он любил родную природу и в своей поэзии пытался изобразить согласие человека с ней. Бунин – лауреат Нобелевской премии (1933 г.). 1-й чтец. Я слушал, как поет тропа лесная, И все гадал: о ком она? О чем? Который век бежит, не зарастая, Как будто ей столетья нипочем. 2-й чтец. В ее напеве слышу отголоски Шагов прошедших некогда людей. Смотрю на тропку, стоя у березки, И сердце бьется четче и нежней. 3-й чтец. И верится, не стало тленом, пылью Минувшее, поныне живо тут. Все люди, что по тропке проходили, Идут по ней, незримые идут. 4-й чтец. И мы пройдем, а через годы – внуки, И каждый сердцем у лесной тропы Услышит те же песенные звуки Одной для нас единственной судьбы. А. Каныкин Ведущий. Дорогие друзья природы! Давайте подумаем и поразмышляем над смыслом этого стихотворения. Ученик. Я думаю, как прекрасно услышать голос природы! Пройти по лесным тропинкам, постоять и поклониться березке – символу России. Я считаю, что человек меняется, а природа остается вечно красивой. Появляется царица Флора. Ведущий. По преданию, миром растений управляет мудрая царица Флора. Все, что произрастает на земле, называют ее именем (флора). В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге есть картина «Флора» Голландского живописца Рембрандта. «Она величаво, неслышной поступью проходит перед тобой, и кажется, что этот свет ей дают живые цветы венка, украшающего ее голову. Венок состоит из живых цветов, которые растут в лесах и перелесках, на лесных лугах и опушках». (Из книги В. Г. Рубцова «Зеленая аптека».) Царица Флора (детям). Дорогие цветики-самоцветики! Я принесла вам головоломки. Если вы их верно разгадаете, мы совершим экскурсию на лесную тропинку и найдем там сюрпризы. Раздает конверты с карточками, на которых зашифрованы 7 названий растений. личтеост – чистотел ацушди – душица ьащелв – щавель акифла – фиалка шыдлна – ландыш акчплата – лапчатка емзиакнял – земляника Дети выполняют задание. Царица Флора. Назовите растения леса, которые вы отгадали. (Ответы детей.) Царица Флора. Молодцы. Тогда идем на экскурсию. Появляется Ласточка, пробегает, вручая детям открытки или иллюстрации разных растений. Среди них те растения, что угадали дети. Чистотел, душица, щавель, фиалка, ландыш, лапчатка, земляника, медуница, вороний глаз, белена, валериана. Царица Флора. Цветики-семицветики, внимательно посмотрите на открытки, которые вам дала Ласточка, и назовите растения, которые не были зашифрованы. Ответы детей: медуница, вороний глаз, белена, валериана. Ласточка. Цветики-семицветики! Я хочу помочь вам найти то место, где растут лесные растения. Это… Ну-ка, отгадайте! Вся в белое платье одета, В сережках, в листве кружевной. Встречает горячее лето Она на опушке лесной. Р. Рождественский «Береза». Ответы детей. Молодцы! Теперь вам нужно идти по лесной тропинке. Указывает на картину, где изображена лесная тропинка среди берез. Все идут к картине, на пути встречается муравейник. Ведущая. Стойте! Стойте! Это же муравейник! Ученик пытается раскидать его ногой. Флора. Нельзя так поступать! 1-й ученик. А почему нельзя? Ведущая. Ребята, кто объяснит, почему? 2-й ученик. Муравьев называют санитарами леса. Они уничтожают гусениц, которые поедают листья, траву, цветы. 3-й ученик. Я считаю, что нельзя разрушать дом, где кто-то живет. Появляется Муравей. Муравей. Я – муравей, Я – житель лесной, И дом мой стоит Под высокой сосной. Ты мимо пройди И не трогай его, (Указывает на муравейник.) Нам больше не надо От вас ничего. (Уходит.) К с в е д е н и ю: Муравьи – защитники леса. Обитатели одного муравейника могут защитить от вредителей 0,8 га леса, уничтожая за 1 день 18000 вредных насекомых. Каждое среднее по силе гнездо рыжих муравьев уничтожает за сутки около ста тысяч, а за лето – 4–5 миллионов вредных насекомых. Ведущий. Писатель Б. Васильев написал повесть «Не стреляйте в белых лебедей», одним из главных героев которой является юный Колька. Для него лес – дом родной. Он знает лесные запахи. Ему дорог каждый житель леса. Стихи о муравьях написал он. Все подходят к картине. Ласточка. Вот вы и добрались до лесной тропинки. Ну, а мне пора. (Убегает.) Появляются Волк и Лиса. Лиса. Дорогие гости леса! Вы куда идете? А не хотите ли вы отведать вкусного салата? Волк. Попробуйте. Он приготовлен из листьев белены черной. У нее один запах чего стоит. Ах, нет, мы еще добавили листья болиголова пятнистого. Правда, у него мышиный запах, но ничего. Лиса. А чтобы салат был вкуснее, мы в него положили красивые цветы аконита. Флора. Не трогайте, не ешьте, ведь эти все растения ядовиты. (Лисе и Волку). Уходите отсюда! Все (кричат). Уходите! Ведущий. А вы знаете, что можно сделать из собранных вами даров леса? (Показывает иллюстрации.) Щавель. Из его листьев можно приготовить салат или зеленые щи. Душица. Ее считают цветком-медоносом, так как возле нее всегда много пчел. Листья душицы придадут аппетитный вкус и приятный запах, если добавить их в салат или в блюдо с вареным картофелем. Из соцветий молодых побегов можно заварить чай. Земляника. Всем знаком очень приятный, своеобразный аромат самой вкусной ягоды русского леса. Чтец. Шум в лесу повсюду слышится И плывет среди кустов, Ветерком едва колышется Море красных огоньков. Сорвешь этот огонек И положишь в кузовок. В. Рубцов Плоды земляники хорошо собирать по утрам, когда солнечные лучи высушили росу, или под вечер. В это время ягоды очень ароматны. Плоды земляники можно добавить в чай. Если же вы попали в лес слишком рано, когда ягод еще нет, не беда: можно приготовить ароматнейший чай из молодых земляничных листочков. Лапчатка (гусиная лапка) исстари считалась лекарственным растением, излечивающим много разных заболеваний. Чтец. У лесного ручейка Расцвела былинка С корешками в два вершка, Стебель, как тростинка, В корешках вода живая, И целебная такая. В. Рубцов Я сорвал очень красивый цветок – вороний глаз. Так и хочется съесть его плод. Чтец. Очень зло глядит на вас Из травы вороний глаз. Посмотрите, даже вид Этих ягод ядовит. В. Кожевников Ведущий. Вороний глаз растет в лиственных лесах. Легенда гласит о том, что многие годы в дупле могучего дуба жил старик-кудесник со своим верным другом черным вороном. Его он научил предсказывать будущее. Когда старик умер, ворон постоянно летал над лесом, оплакивая волшебника. Там, где птица роняла свои слезы, на земле каждую весну вырастал цветок Вороний глаз – ядовитое растение. Чистотел. Чтец. Эта ласточкина травка Желтый сок в себе несет. Слава чудо-чистотела Вслед за ней везде идет! В. Рубцов Ландыш – очень красивый, душистый цветок, полевая фиалка. Посмотрите, какие мелкие соцветия. Сверху – белые, в середине и внизу – ярко-желтые. Флора. Цветики-семицветики, я спрятала от вас одно лекарственное растение. Отгадайте, какое? (Показывает иллюстрацию.) Давайте вспомним стихи: В перелесках меж полей Растет корень-чародей. Он целебен, ароматен, Сердцу каждому приятен. Вы его не рвите рьяно, Это наша… (валериана.) Флора. Молодцы, правильно! Цветики-семицветики, мне пора уходить, но я обещаю, что обязательно вам напишу письмо. До свидания. (Машет рукой, уходит.) Ведущая. Я уверена, когда вы станете взрослыми, вы все это вспомните с радостью, все, о чем сегодня узнали. Следуйте каждый день, шаг за шагом в тайны природы. Изучайте их, используйте, охраняйте. Шалимов П.В. Экология и здоровье (брейн-ринг) Цели: формировать оптимальные отношения со средой обитания, воспитывать экологическую культуру у участников игры. Участники игры: учащиеся 9 классов в составе каждой команды 6 человек, количество команд не ограничено. Игра имеет тематическую направленность и сохраняет на всем протяжении определенный ритм и темп, дисциплинирует ум, развивает воображение, тренирует внимание, память. Она пойдет на пользу не только участникам команд всего интеллектуального турнира, но и зрителям, неся новую информацию и создавая неожиданные ситуации, способы решения которых могут пригодиться в самых непредвиденных обстоятельствах. Кроме того, любой вариант игры (простой или сложный) способствует формированию нестандартного мышления, помогает развивать умение принимать самостоятельные решения. Все эти факторы помогут участнику определить свои способности, как говорится, «найти себя». Правила игры. Перед началом игры капитаны команд проходят жеребьевку. С началом игры на ринг вызываются две команды, которые вытянули 1 и 2 номера. Они садятся за разные столы. Ведущий задает вопрос. Для ответа командам дается 30 секунд. Если команда знает ответ, то нажимает на звуковой сигнал первой, отвечает на вопрос. Если ответ неверен, то право ответа переходит 2-й команде. Команда за правильный ответ получает 1 очко. Если ни одна команда не может правильно ответить, то очко переходит на второй вопрос. Разыгрывается два очка. Если команды не отвечают и на второй вопрос, то за третий вопрос команды разыгрывают уже 3 очка. Команды, не ответившие правильно 3 раза подряд, удаляются с ринга и вызывается следующая команда. Победителем конкурса будет являться та команда, которая дольше всех была на ринге, то есть одержала победу несколько раз подряд. В о п р о с ы составлены по темам: «Вода и здоровье», «Воздух и здоровье», «Радиация», «Пища и здоровье». Награждение. Команда, занявшая 1-е место, награждается поездкой в туристско-экологический лагерь или экскурсией по городу, краеведческим местам. Команды, занявшие 2-е и 3-е места, награждаются ценными призами и подарками. В о п р о с ы для брейн-ринга «Экология и здоровье» 1. Почему могут быть опасны для здоровья консервированные продукты? О т в е т: можно отравиться ботулином. 2. При сжигании в городе мусора воздух загрязняется ядовитыми веществами. Назовите 4 опасных вещества. О т в е т: диоксины, канцерогены, радионуклиды, двуокись СО. 3. Назвать несколько приемов удаления нитратов из овощей. О т в е т: вымачивание, отваривание, маринование. 4. В табачном дыму содержатся аммиак, ацетон, пропилен, никотин, пиридин и другие вещества. Назовите вещество, вызывающее привыкание к курению. О т в е т: никотин. 5. Назвать две причины ультрафиолетового голодания растений в городе. О т в е т: загазованность в атмосфере, пыль. 6. Какие частицы образуются при распаде радиоактивных веществ? О т в е т: частицы, лучи, нейтроны. 7. Табачный дым содержит много химических соединений, веществ и элементов. Назовите их примерное количество. О т в е т: около 4 000. 8. Могут ли в организме человека взаимозаменяться белки, жиры, углеводы? О т в е т: жиры, углеводы – взаимозаменяемы, белки – нет. 9. Водопроводную воду перед употреблением лучше отстаивать. Почему? О т в е т: чтобы избавиться от хлора, который улетучивается через 2 часа. 10. Назовите вещество, которое полностью нейтрализует действие нитратов. О т в е т: витамин С. 11. Что такое пестициды? О т в е т: средства химической защиты растений от вредителей и болезней. 12. Из повседневных продуктов питания, какие самые опасные для здоровья? О т в е т: соль и сахар. 13. Можно ли получить отравление, работая в респираторе с анилиновыми красителями и растворителями? О т в е т: да, можно. Пары этих веществ впитываются через кожу. 14. Назовите эффективные способы обеззараживания воды в условиях похода. О т в е т: 1. Кипячение; 2. Добавление йода из расчета 2 капли на 1 литр. 15. Можно ли по внешнему виду отличить продукты, содержащие отравляющие вещества от чистых? О т в е т: нет. Только специальными исследованиями. 16. Что такое радиационный фонд. Из чего он состоит? О т в е т: это естественное радиоактивное излучение, складывающееся из космического излучения и природных радиоактивных веществ, находящихся в почве, породе, газе, воде. 17. Кто такой пассивный курильщик? О т в е т: человек, находящийся в накуренной комнате, рядом с курящими людьми. 18. Как называется группа особо опасных органических соединений, содержащая яд? О т в е т: диоксины. 19. Когда автомобиль выбрасывает больше токсичных веществ? О т в е т: на холостом ходу. 20. Почему современные дожди бывают кислыми? О т в е т: в дождевых каплях растворены газообразные окислы серы, азота, углерода, хлора, выброшенные в атмосферу предприятиями. Это слабо концентрированные кислоты. 21. Почему в городе нельзя сжигать мусор, отходы, листья? О т в е т: потому что воздух загрязняется ядовитыми веществами. 22. Какую долю в организме человека составляет вода? О т в е т: 65 %. 23. Какой процент воды, имеющейся на Земле, пригоден для питья? О т в е т: 0,003 %. 24. Почему вода из большинства водоемов России непригодна для питья? О т в е т: вода загрязнена отходами от предприятий и ядовитыми веществами с полей. 25. Почему морская вода непригодна для питья, может вызвать отек мозга, гибель человека при избыточном употреблении? О т в е т: вода содержит большой процент минеральных солей. 26. Какую группу серьезных инфекционных заболеваний можно предотвратить путем обеспечения безопасности водоснабжения и канализации? О т в е т: кишечные: холера, дизентерия, гепатит, брюшной тиф. 27. Содержание каких химических веществ в воде способно предупреждать кариес зубов? О т в е т: фтор. 28. Сколько детей на Земле ежегодно умирает от болезней, связанных с употреблением некачественной воды, а также от нехватки питьевой воды? О т в е т: 2,2 млн. 29. Какие основные компоненты продуктов питания вы знаете? О т в е т: жиры, белки, углеводы, витамины, минеральные вещества. 30. В каких единицах измеряется энергетическая ценность продуктов питания? О т в е т: в калориях. 31. Какие заболевания вызывает облучение жесткими ультрафиолетовыми лучами? О т в е т: рак кожи и катаракта глаз. 32. Какие приборы являются источниками бытового облучения? О т в е т: телевизор, компьютер. 33. В каких единицах измеряется радиоактивность? О т в е т: беккереляз, микрорентген/час. 34. Какое заболевание вызывается радиоактивными облучениями? О т в е т: рак крови. 35. Какую главную опасность для окружающей среды и здоровья людей представляет ядерная энергетика? О т в е т: загрязнение окружающей среды ядерными отходами. 36. Сколько стран подверглось радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС? О т в е т: 22 страны. 37. Назовите самый токсичный металл. О т в е т: ртуть. 38. Почему в странах с теплым климатом высока частота инфекционных заболеваний кишечника? О т в е т: это объясняется наличием благоприятной среды для размножения бактерий; почти все воды в этих странах требуют тщательной очистки. 39. Почему не рекомендуют употреблять в пищу растения, выросшие возле дорог? О т в е т: они содержат ядовитые вещества: цинк, отходы бензина. 40. Что нужно сделать перед употреблением плодов, обработанных пестицидами? О т в е т: срезать кожуру. 41. В каких пищевых продуктах могут быть возбудители сальмонеллеза? О т в е т: в яйцах, мясе. 42. Как называется отравление организма, вызванное недоброкачественными консервами? О т в е т: ботулизм. 43. Какой природный минерал, широко используемый в строительстве, дает мелкую пыль, вызывающую заболевание легких? О т в е т: асбест. 44. Из-за какого предмета домашнего обихода около 10 млн человек в год (преимущественно женщины) подвергаются воздействию сильно загрязненного воздуха помещения? О т в е т: кухонная плита. 45. Какой источник загрязнения воздуха является причиной смерти 2 млн человек ежегодно, среди которых мужчин больше, чем женщин? О т в е т: сигареты. 46. Какой предмет бытовой техники больше других способствует разрушению озонового слоя? О т в е т: холодильник. 47. Назовите самый мощный источник загрязнения атмосферы населенного пункта, в котором вы живете. О т в е т: учащиеся должны назвать экологически опасные объекты конкретного населенного пункта и обосновать, почему на их взгляд они таковыми являются. 48. Какие вещества, загрязняющие атмосферу, входят в состав выбросов топливно-энергетического комплекса? О т в е т: пыль, сажа, окись углерода, окись серы и азота, формальдегид и др. 49. Какие вредные вещества способствуют развитию злокачественных опухолей? О т в е т: группа ароматических полициклических и ароматических углеводородов. 50. Каким тяжелым металлом интенсивно загрязняется воздух от автотранспорта? О т в е т: свинцом. 51. Какие основные загрязнители атмосферного воздуха обладают раздражающим действием по отношению к органам дыхания человека? О т в е т: оксиды серы, азота, пыль, хлор, формальдегид. 52. Какие существуют способы дезинфекции воды? О т в е т: озонирование, кипячение, обработка ультразвуком. 53. Назовите источники нитратного загрязнения продуктов питания. О т в е т: внесение высоких доз минеральных азотосодержащих удобрений в почву, внесение высокой концентрации органических веществ – навоза. 54. Какие паразитарные болезни могут передаваться человеку через продукты мясомолочной промышленности? О т в е т: трихинеллез, бычий цепень, свиной цепень, эхинококк. 55. Каким способом передается инфекция гриппа? О т в е т: воздушно-капельным.
|
Тема: Обобщающий урок «Части речи» Включать учащихся в творческий процесс. Расширять и активизировать словарный запас учащихся. Следить за коррекцией произношения.... | Беседа диалог «Краса Земли цветы» Цели: расширять знания младших школьников о цветах, воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, развивать воображение, память,... | ||
Books are the greatest of the World’s Wonders Основные задачи: расширять кругозор учащихся, способствовать развитию навыков и умении общения на иностранном языке вне учебной ситуации,... | Евгений львович шварц. «Сказка о потерянном времени» Цели: познакомить учащихся с творчеством Е. Л. Шварца, учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время;... | ||
Семья Кюри Развивать познавательный интерес к наукам на примере беззаветного служения делу семьи Кюри; создать на уроке эмоциональные и мотивационные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Сахарных Маргарита Михайловна Предмет : английский язык Класс : 6 Рождество” и расширять кругозор учащихся в свете ознакомления с различными аспектами культуры (песни, литературные произведения)... | Методическая разработка урока по по обучению грамоте Задачи: познакомить учащихся с буквами Ю, ю; совершенствовать навыки чтения; учить быстро ориентироваться в тексте; развивать фонематический... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: сформировать представления учащихся о подвигах защитников Руси; расширять кругозор; развивать интерес к истории своей страны;... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Коррекционные: расширять кругозор учащихся, развивать слуховое и зрительное внимание, память, умение выделять первый звук в слове,... | ||
Решение иррациональных уравнений и систем (10 класс) Цель: Закрепить решение иррациональных уравнений; развивать логическое мышление; расширять кругозор учащихся | Викторина «Что такое темперамент и с чем его едят?» Цель: актуализировать полученные знания учащихся; расширять кругозор, повышать интерес к психологии; развивать логическое мышление,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Научить выделять главную мысль произведения через разные виды работы; расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас; формировать... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Закреплять знания о других частях речи. Закреплять умение делать морфологический, фонетический и синтаксический разборы. Развивать... | ||
"Древние цивилизации" Проведение Недели истории – это одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: дать учащимся первичное представление о поэзии Б. Л. Пастернака; расширять кругозор учащихся; прививать интеpec к литературе;... |