ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС), Рабочей программы для общеобразовательных учреждений. 6 – 11 классы/ сост. С.В. Курчина. – М.: Дрофа, 2010, Рабочей программы. География 5 – 9 кл. сост. С.В. Курчина М.: Дрофа, 2014г.
По своему содержанию, структуре и методическому аппарату программа соответствует учебно – методическим комплексам так называемой «классической линии», выпускаемым издательством «Дрофа». Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе.
Общая характеристика предмета
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
Место курса «География. Начальный курс. 5 класс» в учебном плане
«География. Начальный курс» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 35 часов (1 час в неделю), из них 2 часа – резервного времени.
Практических работ – 4
Уроков с применением проектной методики и ИКТ – 15
Основными целями курса являются:
знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества – географической картой, с взаимодействием природы и человека;
пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
При изучении курса решаются следующие задачи:
знакомство с одним из интереснейших школьных предметов – географией, формирование интереса к нему;
формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
С учетом целей и содержания программы, организацией обучения на деятельностной основе применяются следующие методы и технологии обучения: личностно – ориентированные, информационно – коммуникативные, проблемного обучения, исследовательский метод. Они позволяют овладеть учащимися не только знаниями, но предметными и общими учебными умениями и способами познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности. Приемами: наблюдение и описание изучаемых явлений, объяснение этих явлений; планирование и проведение исследований по выявлению зависимости между компонентами природы, обработке полученных в ходе исследований результатов. Формы организации познавательной деятельности подобраны в соответствии с ТДЦ. Наиболее часто применяется работа в группах при выполнении заданий связанных с анализом карт и обобщением материала, по разработке проектов; работа в парах при отработке номенклатуры; индивидуальная при подготовке сообщений, рефератов, презентаций. Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности как черты личности. Уроки содержат справочную информацию и различные виды практической деятельности. На уроках схемы заполняются по мере объяснения и закрепления материала, при проверке знаний. Учащиеся работают с таблицами, самостоятельно составляют их по текстам.
Содержание курса
Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География – наука о Земле. Физическая и социально – экономическая география – два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно – географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (5 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавание финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытия и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы № 1, 2
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представление древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты – гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеориты. Метеоры.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета – Земля. Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли – Ю.А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
Практические работы № 3, 4.
Природа Земли (10 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта, современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движения земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав и значение атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва – особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты обучения:
Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учебе;
опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением у другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно – полезной, учебно – исследовательской, творческой деятельности.
основам экологической культуры.
Метапредметные результаты обучения:
Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
составлять описания объектов;
составлять простой план;
работать с текстом и внетекстовыми компонентами;
оценивать работу одноклассников.
Предметные результаты обучения:
Учащийся должен уметь:
приводить примеры географических объектов;
называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками;
объяснять, для чего изучают географию;
называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;
описывать представления древних людей о Вселенной;
называть и показывать планеты Солнечной системы;
называть планеты земной группы и планеты - гиганты;
описывать уникальные особенности Земли как планеты;
объяснять значение понятий «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
работать с компасом;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
объяснят значение понятий «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
показывать на карте основные географические объекты;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
объяснять особенности строения рельефа суши;
описывать погоду своей местности.
Система контроля и оценки знаний
Система контроля и оценки знаний учащихся разрабатывается на основе требований государственного стандарта, в соответствии с содержанием учебного материала по каждой теме. Она включает само-, взаимоконтроль, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:
включенность учащегося в учебно – познавательную деятельность и уровень овладения ей (репродуктивный, конструктивный, творческий);
взаимооценка учащимися друг друга при коллективно – распределительной деятельности в группах;
содержание и форма представляемых исследовательских работ и проектов;
публичная защита творческих работ, проектов.
Формы контроля – проверочные, практические работы, тесты.
Календарно – тематическое планирование по географии 5 класс «География. Начальный курс»
на 2014 – 2015 учебный год
№ п/п
| Дата
| Тема урока
| Вид деятельности
(элементы содержания, контроль)
| Тип урока
| Понятия, термины, персоналии
| Планируемые результаты
| Домашнее задание
| план
| факт
| предметные
| метапредметные
| личностные
|
| Раздел I. «Что изучает география» (5 ч )
| 1
|
|
| Мир, в котором мы живем
| Беседа с использованием различных источников информации: учебника, электронного приложения, знакомство с учебником, атласом, рабочей тетрадью
| Урок изучения нового материала
| Явления природы, живая и неживая природа
| Учащийся должен уметь:
приводить примеры географических объектов;
называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками;
объяснять, для чего изучают географию
| Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
составлять описания объектов;
составлять простой план;
работать с текстом и внетекстовыми компонентами;
оценивать работу одноклассников.
| Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учебе;
опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением у другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно – полезной, учебно – исследовательской, творческой деятельности;
основам экологической культуры.
| § 1, раб тет стр 3
| 2
|
|
| Науки о природе
| Работа с учебником, составление схемы «Естественные науки»
| Урок изучения нового материала
| Естественные науки: астрономия, физика, химия, география, биология, экология
| § 2, раб тет стр 6
| 3
|
|
| География – наука о Земле
| Работа с учебником выделение признаков двух частей географии
| Урок изучения нового материала
| Физическая география, социально – экономическая география, геоморфология, демография, биогеография, инженерная география, медицинская география, историческая, военная, картография, геология, климатология, океанология.
| § 3, раб тет стр 7
| 4
|
|
| Методы географических исследований
| Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы. Работа с текстом учебника, чтение и анализ карт атласа «Методы географических исследований»
| Комбинированный урок
| Географическое описание, картографический метод, сравнительно – географический метод, аэрографический метод, статистический метод
| § 4, раб тет стр 9
| 5
|
|
| Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»
| Тестирование. Работа с учебником и атласом
| Урок обобщения, контроль усвоения
|
| Раб тет стр 11
| Раздел II. «Как люди открывали Землю» (5 ч)
| 6
|
|
| Географические открытия древности и Средневековья
| Работа с текстом учебника, контурной картой.
Практическая работа № 1
| Урок изучения нового материала
| Геродот, Пифей, Эратосфен, Марко Поло, Бартоломео Диаш, Васка да Гамма
| Учащийся должен уметь: называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их
| Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
составлять описания объектов;
составлять простой план;
работать с текстом и внетекстовыми компонентами;
оценивать работу одноклассников.
| Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учебе;
опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением у другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно – полезной, учебно – исследовательской, творческой деятельности;
основам экологической культуры.
| § 5, раб тет стр 13
| 7
|
|
| Важнейшие географические открытия
| Работа с текстом учебника и тетрадью, заполнение таблицы «Великие географические открытия»
Практическая работа № 2
| Комбинированный урок
| Христофор Колумб, Фернан Магелан, Виллем Янсзон, Джеймс Кук, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев
| § 6, раб тет стр 16
| 8
9
|
|
| Открытия русских путешественников
| Чтение и анализ карт атласа. Самостоятельная подготовка по опережающему заданию «Десять великих путешественников»
| Урок – путешествие, урок -практикум
| Афанасий Никитин, Ермак Тимофеевич, С.И. Дежнев, Витус Беринг, А.И. Чириков
| § 7, раб тет стр 19
| 10
|
|
| Обобщение по разделу «Как люди открывали Землю»
| Обобщение и практическая отработка знаний и умений, анализ презентаций, выполнение тестовых заданий
| Урок обобщения и систематизации знаний, контроль усвоения
|
| Раб тет стр 21
| Раздел III. «Земля во Вселенной» (9 ч)
| 11
|
|
| Как древние люди представляли себе Вселенную
| Работа в тетради (составление опорного конспекта) работа с текстом учебника
| Урок изучения нового материала
| Вселенная, Пифогор, Аристотель, Пталомей
| Учащийся должен уметь:
описывать представления древних людей о Вселенной;
называть и показывать планеты Солнечной системы;
называть планеты земной группы и планеты - гиганты;
описывать уникальные особенности Земли как планеты
| Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
составлять описания объектов;
составлять простой план;
работать с текстом и внетекстовыми компонентами;
оценивать работу одноклассников.
| Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учебе;
опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением у другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно – полезной, учебно – исследовательской, творческой деятельности;
основам экологической культуры.
| §8, раб тет стр 23
| 12
|
|
| Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней
| Работа с текстом учебника
| Комбинированный урок
| Галактика, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Уильям Гершиль
| § 9, раб тет стр 24
| 13
|
|
| Соседи Солнца
| Работа с текстом учебника и электронным приложением
| Комбинированный урок
| Солнечная система, планета, планеты земной группы
М.В. Ломоносов
| §10, раб тет стр 26
| 14
|
|
| Планеты – гиганты и маленький Плутон
| Работа в тетради, заполнение схемы «Планеты земной группы и планеты – гиганты»
| Комбинированный урок
| Планеты – гиганты
| §11, раб тет стр 29
| 15
|
|
| Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты
| Работа с учебником и электронным приложением
| Комбинированный урок
| Астероид, комета, метеор, метеорит
| § 12, раб тет стр 31
| 16
|
|
| Мир звезд
| Анализ текста и иллюстраций учебника
| Комбинированный урок
| Звезды: сверхгиганты, гиганты, карлики, созвездие
| § 13, раб тет стр 34
| 17
|
|
| Уникальная планета - Земля
| Работа с текстом учебника, составление таблицы «Сравнение особенностей планет земной группы»
| Комбинированный урок
|
| § 14, раб тет стр 36
| 18
|
|
| Современные исследования космоса
| Работа в парах (вопрос – ответ), подготовка сообщений «современные исследования космоса»
| Комбинированный урок
| Телескоп, ракета
К.Э Циолковский, С.П. Королев, Ю.А. Гагарин, В.В Терешкова, А.А. Леонов, Нил Армстронг
| § 15, раб тет стр 38
| 19
|
|
| Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»
| Выполнение тестовых заданий, географический диктант
| Урок обобщения и систематизации знаний, контроль усвоения
|
| Раб тет стр 40
| IV. «Виды изображений поверхности Земли» (4 ч)
| 20
|
|
| Стороны горизонта
| Работа с текстом учебника, групповая работа (по алгоритму определять свое местоположение), работа с тетрадью (определение сторон горизонта)
| Урок изучения нового материала
| Горизонт, линия горизонта, стороны горизонта: основные, промежуточные, ориентирование
| Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
работать с компасом;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков
| Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
составлять простой план;
работать с текстом и внетекстовыми компонентами;
оценивать работу одноклассников.
| Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учебе;
опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением у другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно – полезной, учебно – исследовательской, творческой деятельности;
основам экологической культуры.
| § 16, раб тет стр 41
| 21
|
|
| Ориентирование
| Групповая работа с компасом (ориентирование в пространстве по компасу) Практическая работа №3
| Урок практикум
| Компас
| § 17,
| 22
|
|
| План местности и географическая карта
| Работа с географической картой (отработка условных знаков плана), работа в парах (ориентирование по плану и карте)
Практическая работа №4
| Урок практикум
| План местности, условные знаки, масштаб, географическая карта. Градусная сеть, меридиан, начальный меридиан, параллель, экватор
| § 18, раб тет стр 43
| 23
|
|
| Обобщение по разделу «Виды изображений поверхности Земли»
| Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу, чтение легенды карты, самостоятельное построение простейшего плана местности
| Урок обобщения и систематизации знаний, контроль усвоения
|
| Раб тет стр46
| V. «Природа Земли» (10 ч)
| 24
|
|
| Как возникла Земля
| Работа с текстом учебника , самостоятельная работа при консультативной помощи учителя
| Урок изучения нового материала
| Гипотеза
Жорж Бюффон, Иммануил Кант, Пьер Лаплас, Джеймс Джинс, О.Ю. Шмидт
| Учащийся должен уметь: объяснят значение понятий «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
показывать на карте основные географические объекты;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
объяснять особенности строения рельефа суши;
описывать погоду своей местности.
| Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
составлять простой план;
работать с текстом и внетекстовыми компонентами;
оценивать работу одноклассников.
| Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учебе;
опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением у другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно – полезной, учебно – исследовательской, творческой деятельности;
основам экологической культуры.
| § 19, раб тет стр 48
| 25
|
|
| Внутреннее строение Земли
| Анализ текста и иллюстраций учебника (по алгоритму определять горные породы и минералы
| Комбинированный урок
| Ядро, мантия, литосфера, земная кора, горные породы: магматические, осадочные, метаморфические, минерал, полезные ископаемые, плита
| § 20, раб тет стр 51
| 26
|
|
| Землетрясения и вулканы
| Работа с текстом учебника (выделение признаков вулкана), работа с атласом и контурной картой (обозначение районов землетрясений и крупнейших вулканов)
Практическая работа № 5
| Комбинированный урок
| Землетрясение, сейсмический активный район, очаг землетрясений, эпицентр, вулканы: конические, щитовые, действующие, потухшие, кратер, жерло, очаг, магма, лава, вулканические бомбы
| § 21, раб тет стр 54
| 27
|
|
| Путешествие по материкам
| Составление образного рассказа о природе материков
| Комбинированный урок
| Материк (континент), остров, часть света, архипелаг
| § 22, раб тет стр 58
| 28
|
|
| Вода на Земле
| Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков и океанов, работа в парах (составление схемы «Воды Земли»)
| Комбинированный урок
| Гидросфера, океан, море, воды суши: ледник, айсберг, подземные воды, источник (родник, ключ)
| § 23, раб тет стр 63
| 29
|
|
| Воздушная одежда Земли
| Работа с текстом учебника (определение ключевых понятий урока)
| Комбинированный урок
| Атмосфера, ветер, облака: перистые, слоистые, кучевые, осадки: жидкие, твердые, гроза, молния, гром, погода, климат, ураган (тайфун), смерч (торнадо)
| §24, раб тет стр 66
| 30
|
|
| Живая оболочка Земли
| Работа с текстом учебника (определение ключевых понятий урока), работа в тетради
| Комбинированный урок
| Биосфера
В.И. Вернадский
| § 25, раб тет стр 68
| 31
|
|
| Почва – особое природное тело
| Анализ текста учебника, работа с образцами почв
| Комбинированный урок
| Почва, плодородие, перегной (гумус)
В.В Докучаев
| § 26, раб тет стр 70
| 32
|
|
| Человек и природа
| Анализ текста учебника, (заполнение таблицы «Влияние человека на природу»)
| Комбинированный урок
| Красная книга, заповедник, национальный парк, заказник
| § 27, раб тет стр 73
| 33
|
|
| Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»
| Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу.
| Урок обобщения и систематизации знаний, контроль усвоения
|
| раб тет стр 70
| Резервное время – 2 часа
| |