Европейского еврейства





НазваниеЕвропейского еврейства
страница1/16
Дата публикации10.03.2016
Размер1.88 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > География > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. ИЗРАИЛЬ КАТАСТРОФА

ЕВРОПЕЙСКОГО ЕВРЕЙСТВА
Часть 7

Катастрофа еврейства Советского Союза
Иехиам Вайц

Предварительное издание




Катастрофа европейского еврейства


Часть 7



Над курсом на иврите работали:

автор 7 части д-р Иехиам Вайц

Раздел 7.2 подготовлен при участии д-ра Ильи Альтмана

научный консультант проф. Шимон Редлих
Над курсом на русском языке работали:

переводчики - Маша Буман

Соня Соломоник, Бенцион Дымарский

раздел 7.2 подготовлен при участии д-ра И. Альтмана

научный консультант - проф. Шимон Редлих

научный редактор - Зеэв Катван

редактор - Галина Гарт
 2000 г. Открытый университет. Израиль

Издательство Открытого университета. Тель-Авив 61312,

п/я 39328, Рамат-Авив, ул. Клаузнер 16,

Открытый университет. Израиль
Отпечатано в Израиле

Компьютерный набор - институт САМА
ISBN

42102-07
Содержание



  1. Введение и задачи курса 7




  1. Советское еврейство в период между двумя мировыми войнами 9

  1. Характерные черты советского еврейства 9

  2. Антисемитизм в СССР в период между двумя мировыми войнами 15

  3. Экономические и социальные перемены 17




  1. Евреи на территориях, присоединенных к СССР 21




  1. Отношение нацистской Германии к Советскому Союзу 25

  1. Война против СССР как "крестовый поход" 25

  2. Стереотип советского человека 26

  3. Место евреев в нацистском мировоззрении 28

  4. Стереотип еврея как партизана 31




  1. Начало операции "Барбаросса" 35




  1. "Оперативные формирования" на территории Советского Союза и "окончательное решение еврейского вопроса" 39

  1. Структура "оперативных формирований" 39

  2. Роль "оперативных формирований" 40

  3. Характерные черты "оперативных формирований" 43

  1. Личные качества участников 43

  2. Взаимоотношения с армейскими подразделениями 44



  1. Управление оккупированными территориями СССР 51

  1. "Рейхсминистерство по делам оккупированных восточных территорий" 51

  2. Немецкая администрация на оккупированной территории СССР 54




  1. Этапы уничтожения евреев 57

  1. Первая волна уничтожения 57

  1. Деятельность "оперативных формирований" 57

  2. Эвакуация евреев 61

  3. Жертвы первой волны истребления 66




  1. Минск: еврейская община под властью оккупантов 73

  1. Захват города и создание гетто 73

  2. Особенности минского гетто 75

  3. Юденрат в Минске 76

  4. Организация подполья 78

  5. Немецкие евреи в минском гетто 81

  6. Вильгельм Кубе и "еврейский вопрос" 86




  1. Киев: уничтожение общины 91

  1. Бабий Яр и уничтожение евреев Киева 91

  2. Увековечение памяти жертв Бабьего Яра: Е. Евтушенко и Д. Шостакович 93




  1. Вторая волна уничтожения 99

  1. Ход военных действий в 1942 году 99

  2. Основные этапы второй волны уничтожения 100

  3. Вторая волна уничтожения евреев Западной Белоруссии (на примере города Пинск) 103

  4. Евреи Минска во время второй волны уничтожения 109




  1. Третья волна уничтожения 117

  1. Ход военных действий 117

  2. Основные этапы третьей волны уничтожения евреев 118

  3. Ликвидация минского гетто 124




  1. Размеры Катастрофы на территории Советского Союза 129

  1. Сложности подсчета числа жертв 129

  2. Оценка числа жертв 130


Заключение 133
Приложение 137

И. Альтман: Спорные и малоизученные

вопросы истории Катастрофы на территории СССР
Ответы на вопросы 179
Примечания 183

7.1 Введение и задачи курса

Уничтожение евреев Советского Союза представляет собой особую и чрезвычайно важную страницу в истории Катастрофы европейского еврейства. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, еврейское население Советского Союза являлось в ту пору одним из самых многочисленных в Европе. Перед началом Второй мировой войны оно занимало второе место на континенте (после Польши). В 1300 городах и 1200 сельских населенных пунктах страны проживало более трех миллионов евреев1: почти две трети - на территории Украины и Белоруссии2. В 1939-1940 гг., в соответствии с соглашением Молотова-Риббентропа, Советский Союз аннексировал области, на которых проживало около двух миллионов евреев3. Таким образом, после указанного соглашения евреи СССР насчитывали около пяти миллионов человек, то есть почти одну треть численности еврейского народа в целом. Их подавляющее большинство (около четырех пятых) проживало на территориях, оккупированных немецкой армией в ходе Второй мировой войны. Во-вторых, истребление евреев СССР представляло собой своего рода прелюдию к уничтожению всего европейского еврейства в целом. Советские евреи стали первой жертвой политики "окончательного решения". 22-го июня 1941 г., т.е. до начала операции "Барбаросса", убийства евреев не носили систематического или крупномасштабного характера. Тот факт, что они были начаты именно в СССР, - не случаен. Существует тесная взаимосвязь между началом истребления евреев и вторжением Германии в Советский Союз. (Этот вопрос обсуждался в третьей части курса.)
Задачи авторов курса будут достигнуты, если в результате изучения настоящей части курса студенты смогут:


  1. оценить изменения, произошедшие с советским еврейством в период между двумя мировыми войнами;

  2. уяснить взаимосвязь между вторжением Германии в СССР и началом систематического уничтожения евреев;

  3. определить основные этапы уничтожения евреев и указать причину поэтапного характера такого уничтожения;

  4. объяснить связь между ходом войны и массовым уничтожением евреев;

  5. дать общую характеристику еврейских общин в СССР в период войны;

  6. проанализировать типы взаимоотношений между "рядовыми" евреями, еврейским руководством (юденратами) и вооруженными подпольными организациями в различных общинах;

  7. сравнить судьбу советского еврейства с участью остального населения СССР, проживавшего на оккупированных немцами территориях.

7.2 Советские евреи в период между

двумя мировыми войнами*
7.2.1 Характерные черты советского еврейства
Следующие факторы характеризовали еврейство СССР в описываемую эпоху.
1. Изменение правового положения евреев в результате революции и гражданской войны. "Черта оседлости", фактически ликвидированная в годы первой мировой войны, была окончательно упразднена декретом Временного правительства о равноправии от 20 марта 1917г. Евреи, наряду с другими национальными меньшинствами, были избавлены от любых прежних ограничений. Доступ к высшему и среднему образованию, получению офицерских званий, принцип веротерпимости обусловил социальную поддержку ими новой власти. Резко активизировались старые и были созданы новые многочисленные еврейские политические партии и организации. Процент евреев в руководстве ведущих политических партий России (прежде всего, эсеров и меньшевиков), в исполнительных комитетах Советов всех уровней, в редакциях периодических изданий колебался от 20 до 35% . После выборов летом 1917г. городские Думы в обеих столицах и в ряде крупных городов возглавили евреи.
Однако, ни один еврей не стал министром Временного правительства (хотя несколько человек заняли достаточно важные посты в его администрации), а в Сенате их было только четверо.
Октябрьский переворот осудили практически все еврейские партии (за исключением "Поалей Цион"). Несколько десятков евреев-юнкеров и студентов погибли в обеих столицах, защищая Временное правительство. В годы гражданской войны, особенно в 1918-1919гг, евреи-политические деятели, офицеры и добровольцы участвовали в белом движении; входили в состав антибольшевистских правительств; поддерживали новые режимы на национальных окраинах. Но в ходе гражданской войны антисе-митские и погромные лозунги постепенно становились официальной или слегка завуалированной политикой всех антибольшевистских движений, которые расценивали новую власть как "еврейскую".
В погромах периода гражданской войны погибло свыше 200 тысяч евреев. Массовые насилия, грабежы и издевательства прокатились по всей стране. Именно тогда впервые прозвучали призывы "крестового похода против всех евреев" (армия Колчака), "истребления всех евреев" (барон Унгерн), огульные обвинения всех евреев в поддержке власти большевиков.
В действительности, число евреев в партии большевиков не превышало 5,2% (хотя их число в верхнем партийном эшелоне было весьма заметно: от одной четверти до трети членов ЦК).
Угроза жизни и экономическому благосостоянию евреев со стороны "белых", наряду с твердой позицией большевиков в борьбе с погромной агитацией, обусловили массовую поддержку евреями нового режима. Уже в январе 1918г. был создан Еврейский комиссариат в составе Наркомнаца, просуществовавший до 1923г. Он осуществлял содействие еврейским беженцам; регистрировал еврейские организации (ликвидируя, одновременно, еврейские общины на местах); распределял государственные средства в области образования, издавал пропагандистскую литературу на языке идиш, создавал еврейские отделы при местных советах.
Советские органы в годы гражданской войны достаточно терпимо относились к деятельности еврейских политических партий и организаций. Большинство из них будет постепенно закрыто в начале 20-х годов.
Немалую роль в поддержке еврейским населением новой власти обусловили массовое издание книг и газет на идиш, создание еврейских театров, музеев, университетов, научных учреждений. Революция и гражданская война существенно изменили демографическую и общественно-политическую структуру еврейского населения, приведя к кризису еврейского местечка.
2. Отрыв от мирового еврейства. Со времен Октябрьской революции наблюдалось постепенное ослабление взаимных связей между евреями СССР и их единоверцами заграницей. В двадцатых - первой половине 30-х гг, когда при содействии филантропической еврейской организации ДЖОЙНТА и других зарубежных еврейских организаций, осуществлялись благотворительные, образовательные и аграрные программы, такие связи в какой-то мере поддерживались.
Созданные в 1924-1925гг. Комитет и Всесоюзное общество по землеустройству трудящихся евреев (соответсвенно -КомЗет и ОЗЕТ) функционировали при поддержке именно еврейских спонсоров. Создание в 1934г. Еврейской автономной области на Дальнем Востоке и экономический кризис на Западе привлекли в СССР десятки тысяч евреев-эмигрантов (большинство из них будет затем репрессировано).
Однако позднее, в 30-х гг. связи с зарубежным еврейством почти полностью прекратились. Здесь играл свою роль фактор страха: в годы сталинского террора люди, поддерживавшие контакты с заграницей, могли быть с легкостью обвинены в "измене социалистической родине" или в шпионаже.
Дополнительным фактором, усиливавшим ощущение того, что евреи СССР "утрачены" для мирового еврейства, было резкое уменьшение размеров еврейской эмиграции из страны. За тридцать лет, предшествовавших началу Первой мировой войны, царскую Россию покинули около 1800000 евреев (своего пика этот исход достиг в 1906-1910 годах, когда из России уезжало по 75000 человек в год)4. В двадцатых и тридцатых годах процесс еврейской эмиграции носил внутренний характер (евреи мигрировали из одних областей СССР в другие). Он приводил к постоянному сокращению числа евреев, проживавших в зоне бывшей "черты оседлости". М. Альтшуллер так писал об этом явлении:
Война, революция и связанные с ними трудности выезда из страны, а также ограничения на въезд в иностранные государства, привели к сокращению эмиграции на Запад, то есть за пределы России. Вместе с тем, открылась возможность свободного переезда на Восток, внутрь страны. Начиная с 1915 года, миграция евреев из "черты оседлости" во внутренние районы превратилась в постоянное и значительное явление. Оно приобрело особый размах с началом индустриализации в конце двадцатых годов. 5.
Итак, новые возможности,открывавшиеся перед еврейской молодежью, резкое сокращение, а затем и полное прекращение еврейской эмиграции, приход к власти Гитлера ; сталинский террор отделили советское еврейство от евреев остального мира своего рода "железным занавесом". В сложившейся ситуации усиливалось ощущение того, что, по словам Давида Бен-Гуриона, еврейская община СССР "оказалась полностью оторванной от еврейского народа. Еврейское воспитание было запрещено, сионизм объявлен вне закона как контрреволюционное движение, и евреям становилось все труднее покинуть Россию и иммигрировать в Палестину6.
3. Серьезные ограничения национальной жизни евреев. Данные ограничения вытекали из концепции о том, что евреи не являются нацией. Этой точки зрения придерживался Ленин, и в более жесткой форме - Сталин. Ленин утверждал, что евреи не являются нацией, а всего лишь историческим пережитком, продолжение существования которого вызвано наличием антисемитизма. Сталин видел в еврействе "нацию на бумаге", а сионизм считал "реакционным буржуазным движением". Он также возражал против программы Бунда о предоставлении евреям культурно-национальной автономии. Данные соображения сыграли значительную роль в определении политики советских властей по отношению к евреям. В первые годы после революции новый режим позволил ряду еврейских учреждений продолжить свою деятельность, однако позднее официальной линией советского руководства стала принудительная ассимиляция.
В двадцатых годах органом проведения "еврейской политики" советских властей была Евсекция (Еврейская секция Коммунистической партии), в чьи обязанности входила работа с евреями вплоть до их полной ассимиляции. Она была основана в 1918 году, и одним из ее основных задач было разрушение национальных и религиозных институтов российского еврейства. Особенно жестокой была ее борьба против остатков еврейских и сионистских партий и организаций (например, "Хе-Халуц"). Вместе с тем, она пыталась создать особую, коммунистическую еврейскую культуру на языке идиш. В частности, по инициативе Евсекции, был открыт ряд еврейских газет и журналов, в том числе ежедневных, основана сеть начальных и средних школ. В определенном смысле, плодом этой деятельности стало формирование ростков еврейского национального самосознания "в советской оболочке". В 1930 году было принято решение о ликвидации Евсекции в числе прочих национальных секций Коммунистической партии. В годы "большого террора" многие из ее лидеров и активистов были арестованы и расстреляны7. О сложной и неоднозначной роли, которую сыграла Евсекция, говорится в книге М. Альтшуллера:
Несмотря на беспощадную войну, которую она вела против сионистских и социалистических партий, еврейских общин, религиозных учреждений и культуры на языке иврит, Евсекция сыграла важнейшую положительную роль в утверждении секулярного еврейского образа жизни и культуры на языке идиш, который воспринимался в качестве признанного языка еврейской нации. Ее борьба за продолжение еврейского национального существования в двадцатых годах задержала процесс культурной и языковой ассимиляции евреев в русскоязычной среде.8
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Европейского еврейства iconКлассный час в 8-11 классах по теме «Холокост. Геноцид народа»
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видеофрагменты (начало войны, в немецких концлагерях, партизаны, документальный фильм...
Европейского еврейства iconПраво европейского союза
Цель: Закрепить и углубить знания, полученные на лекции по вопросам компетенции Европейского Союза и права Европейского Союза
Европейского еврейства iconСодержательный план дисциплины: Тематический план курса Наименование разделов и тем
Создание Европейских сообществ и Европейского союза и становление европейского права
Европейского еврейства icon3. Интеграция и ее значение. 6 Некоторые вопросы интеграции/Права мигрантов 7
Миграционная политика в обзоре решений Европейского суда справедливости, Европейского суда по правам человека 8
Европейского еврейства iconЗеленов, Р. Ю. Законодательные процедуры Европейского Союза : Эволюция...
Законодательные процедуры европейского союза. Эволюция полномочий европейского парламента
Европейского еврейства iconРабочая программа дисциплины актуальные вопросы европейского права...
Основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности
Европейского еврейства iconВ. В. Зундэ Экономика Европейского Союза
Экономика Европейского Союза: Учебно-методический комплекс. Ростов-на-Дону: Изд-во скагс, 2010
Европейского еврейства iconРоссии Издательство «библиополис»
И. Р. Шафаревич. Трёхтысячелетняя загадка. История еврейства из перспективы современной России — Псков, 2002. — 366 с
Европейского еврейства icon«Право Европейского Союза» European Union Law
РФ, изучение учредительных договоров Европейского Союза и Европейских Сообществ, международных договоров, заключенных этими организациями...
Европейского еврейства iconКраткая инструкция по проведению патентного поиска на сайте Европейского...
Зайдите на сайт Европейского патентного ведомства, российский сегмент (ru espacenet com)
Европейского еврейства iconТема Образование Европейских сообществ и становление Европейского Союза. 3
Формирование Европейских сообществ и европейского права – это единовременный и тесно взаимосвязанный процесс. Создание Европейских...
Европейского еврейства iconСпецкурс «Региональная политика Европейского союза». Содержание
I. Учебно-методические рекомендации по курсу «Региональная политика Европейского союза»
Европейского еврейства icon1 «Ключевые проблемы истории Европейского Севера России»
Фгос впо и ооп вуза посредством развития кругозора будущего магистра в сфере регионального компонента исторического образования,...
Европейского еврейства iconКамила Магзиева Национальный координатор Седьмой Рамочной Программы...
Двадцать лет участия Казахстана в Рамочных программах Европейского Союза в области науки, технологий и инноваций
Европейского еврейства iconПравила суда (1 июня 2010 г.) Секретариат европейского суда г. Страсбург...
Суде в отношении тех Высоких Договаривающихся Сторон, которые выразили свое согласие применять на временной основе положения Протокола...
Европейского еврейства iconПрограмма вступительных испытаний на магистерскую программу «Политика,...
«Политика, право и общество Европейского союза и евразийского пространства» по направлению подготовки 030200 Политология


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск