Скачать 159.59 Kb.
|
Опыт реализации индивидуальных учебных планов обучающихся в сети малокомплектных школ Эверстова М. Е., заместитель директора по УМР, Наумова Е. Е., учитель начальных классов, Константинова Г. Н., педагог индивидуального обучения МБОУ Тит Аринская СОШ Хангаласский район, Республика Саха (Якутия) С переходом на новые стандарты образования выявляются потребности в изменении подходов к построению и содержанию индивидуальных учебных планов. Индивидуальный учебный план (ИУП) строится не только на основе учебных программ, выбранных для освоения обучающимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального или республиканского базисного учебного плана. В условиях сетевого взаимодействия малокомплектных образовательных учреждений при составлении ИУП возможно использование учебных предметов и элективных курсов нескольких образовательных учреждений. Основная задача при проектировании ИУП состоит в предоставлении школьнику условий, обеспечивающих развитие каждого ученика в соответствии с особенностями его внутренних ресурсов. Нормативно-правовыми ресурсами обучения по индивидуальным учебным планам в сети малокомплектных школ являются:
В модели ИУП при сетевом взаимодействии малокомплектных образовательных учреждений обучение осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов сетевых школ с использованием таких форм образования, как дистанционные элективные курсы и внеурочная деятельность ученика. Так, каждое общеобразовательное учреждение муниципальной образовательной сети обеспечивает преподавание в полном объеме базовых учебных предметов, а ресурсное образовательное учреждение, обладающее достаточным материальным и кадровым потенциалом, организует и обеспечивает необходимыми ресурсами выполнение лабораторных работ по физике и химии. Таким образом, оказывается возможным преподавание базовых предметов даже при отсутствии или недостаточной укомплектованности кадров в сетевых образовательных учреждениях. Учебный план малокомплектного общеобразовательного учреждения составляется в соответствии со следующим алгоритмом:
В малокомплектных образовательных учреждениях реализуется также практика не только горизонтального, но и вертикального выбора предметов по выбору. Например, ученик 8 класса может выбирать курсы 7-го или 9-го классов. В случае, если выбран курс, предложенный сетевым образовательным учреждением, то осуществляется дистанционное обучение. Ниже представлена структура индивидуального учебного плана в сети малокомплектных школ, разработанная и успешно апробированная в МБОУ Тит Аринская СОШ:
В качестве примера ниже приводится краткое описание ресурсов и результатов реализация ИУП двух учеников Тит Аринской школы: ученицы О. и ученика Л.
Вот какие характеристики внутренних ресурсов ученика Л. были получены по результатам психолого-педагогической диагностики его индивидуального стиля учебной деятельности в начале учебного года: - плохо воспринимает новую информацию на слух, постоянно требует визуальной опоры; - термины запоминает хорошо; - в тестах явное доминирование левого полушария головного мозга; - склонен к абстрагированию и обобщению, развито словесно-логическое мышление, хорошо оперирует цифрами, знаками; - интроверт, малообщителен; -ему больше нравятся самостоятельные работы, где можно поработать в одиночку; -в групповой работе принимает пассивное участие, уступая первенство более общительным, уверенным ученикам; -записи в тетрадях ведет аккуратно, все делает медленно, но качественно; -речь развита достаточно хорошо. - читает быстро, всегда понимает прочитанное, но затрудняется найти главную мысль текста; после разбора текста пересказывает его полностью; - говорит и отвечает медленно, заранее продумывая то, что должен сказать, как бы проговаривая про себя. - письменную часть домашних заданий выполняет на отлично; - не уверен в себе, волнуется, когда выходит перед классом, на сцену., но выступать, участвовать в инсценировках ему нравится. - в незнакомой обстановке или ситуации теряется; - адекватно реагирует на корректные замечания; - предпочитает работать только по образцу, при выборе заданий предпочитает знакомые и более легкие; - практически на всех предметах осуществляет учебную деятельность на репродуктивном уровне обучаемости (I уровень); - интроверт, малообщителен; - сознает свои достоинства и недостатки; - стремится анализировать смысл происходящего и осознавать цели своих действий; - активно пользуется нравственно-этической лексикой, понимает разницу между добром и злом и стремится соответствовать «хорошему». По данной характеристике была составлена индивидуальная программа развития ученика «Л» на 2012-2013 учебный год.
Для ученика «Л» был определен набор методик, картотека заданий и приемов по каждой теме всех предметов, выбраны наиболее адаптивные для данного ученика учебники, согласован спектр дополнительных занятий. Ниже представлен индивидуальный учебный план (ИУП) ученика «Л», реализованный в 2012-2013 уч. году:
Описанная работа дала результаты, которые демонстрируют динамику развития внутренних ресурсов учебного успеха ученика «Л» по данным психолого-педагогической диагностики за прошедший год. Динамика индивидуального развития ученика характеризуется следующими показателями: - уровень обучаемости ученика Л., характеризующий его учебно-познавательные возможности, вырос с репродуктивного (I) на прикладной (II); - с критического на оптимальный уровень выросло распределение внимания; - рост уровня развития УУД наблюдается по таким позициям: умение работать в диалоге, умение проводить и описывать наблюдения, умение использовать ИКТ в учебной деятельности. Ежегодно ученик Л. участвует в предметных улусных олимпиадах. В 2012 и 2013 годах он занимал 1 место по русскому языку, по родному языку 4 место в 2012 году и 2 место в 2013 году. Два года удерживает 3 место в олимпиаде по окружающему миру. Участвуя в поисково-исследовательской работе, ученик Л. в 2012 году занял 1 место в улусных Ямщицких чтениях и участвовал в улусных конкурсах «Мальжагарские звезды» «Книжкины именины». На фольклорном фестивале в 2013 году занял 2 место, демонстрируя игру на варгане. Все это показывает успешность процесса социализации ученика, положительную динамику в становление его личностных качеств. Использование технологии ИСУД в обучении ребенка с ДЦП С. Валя 1996 года рождения, с ограниченными возможностями здоровья, учится на дому. Диагноз: резидуально-органическое поражение центральной нервной системы, миопия высокой степени, детский церебральный паралич. В настоящее время у Вали характерны такие симптомы как, дрожание рук, прогрессирует косоглазие, хромота на левую ногу, так как левая нога у нее короче правой на 5 см. Программа обучения рассчитана на развитие самостоятельности и способности к самоорганизации, на расширение кругозора обучающегося, на формирование универсальных учебных действий. Валя впервые поступила в школу в 2004 году. Первые три года училась только читать и писать. Создание для нее развивающей и здоровьесберегающей образовательной среды явилось для учителей главной задачей Умственно отсталые дети в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники; период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное освоение знаний и навыков в области языка. Поэтому основными задачами обучения чтению являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Матрица параметров ИСУД Вали С.
Валя читала только по слогам, очень медленно, писала или списывала из книги текст, не ставила в предложениях знаки пунктуации, а также не ставила точки после предложения. Могла сложить и вычитать двузначные числа, умножение и деление совсем не знала, когда читала вслух, то понимала содержание текста. На уроках значительное место отводилось развитию речи: на формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы и заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, пословиц. Для развития координации движений кисти рук и пальцев проводились занятия по рисованию на бумаге прямых линий в различных направлениях с помощью линейки и конструирование пластилином. Тематика произведений для чтения подбирается с учетом развития познавательного интереса, расширения кругозора, воспитания нравственных качеств. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. Применяя в работе технологию ИСУД, определив особенности ИСУД Вали С. в начале обучения, мы с Валей достигли определенных результатов. В данное время она читает быстрее и посещает школьную и сельскую библиотеки. Чтобы руки не дрожали, для кистей рук и пальцев ежедневно проводим занятия, конструируем мягким пластилином. Сейчас перешли на более твердый материал: соленое тесто. Валя после долгих упражнений научилась проводить прямые линии с помощью линейки. В начале учебного года Валя испытывала дискомфорт в общении. Затем постепенно, общаясь со сверстниками, этот дискомфорт прошел. Теперь она посещает мероприятия, проводимые в школе и иногда принимает в них участие. Стала заметно более общительной. Таким образом, практика показала, что использование технологии ИСУД учителем при проектировании работы с отдельным учеником позволяет индивидуализировать обучение не только здоровых детей, но и ребенка с ограниченными возможностями здоровья, с диагнозом ДЦП. Таким образом, разработанную модель индивидуализации для сетевых школ с использованием технологии ИСУД можно назвать действенным ресурсом организации личностно ориентированного развивающего образовательного процесса. |
Критерий Высокие учебные результаты обучения при их позитивной динамике за последние три года Анализ результатов педагогической деятельности Андрюхиной А. П. показал, что уровень обученности учащихся по предметам «русский язык»,... | Урок в 9-ом классе “Длина окружности и площадь круга” Оборудование: ребус, модели цилиндра (у каждого ученика), центроискатель (у каждого ученика), мяч с веревкой, проволока (у каждого... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитание и развитие коммуникативной культуры современного ученика – одно из приоритетных направлений педагогической практики последних... | Урока: образовательная Оборудование: проектор; Полоски клетчатой бумаги с 15 – ю клетками для каждого ученика | ||
Анализ уровня обученности по результатам государственной (итоговой)... Анализ уровня обученности по результатам государственной (итоговой) аттестации выпускников | Программа регламентирует первоначальную подготовку спасателей по предметам обучения В ней излагаются: организация первоначальной подготовки спасателей; расчет часов по предметам обучения; задачи обучения; методические... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и... | Тесты для каждого ученика, карточки для работы, карточки-символы... Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний | ||
Подсистема подбора задач сапр учителя Это значит, что для каждого ученика учитель должен найти мотивацию деятельности, провести актуализацию знаний для каждого ученика... | «использование информационных технологий в обучении аудированию» Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию... | ||
Инструкция для учителя по проведению мониторинга обученности с помощью аск «Символ-Тест» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Большовская основная общеобразовательная школа | Инструкция для учителя по проведению мониторинга обученности учеников... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Большовская основная общеобразовательная школа | ||
История описания системных васкулитов Первые описания идиопатических васкулитов очень важны для формирования современных взглядов на эти заболевания. Изучение ранних описаний... | История описания системных васкулитов Первые описания идиопатических васкулитов очень важны для формирования современных взглядов на эти заболевания. Изучение ранних описаний... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интернет – ресурсов, разноуровневое обучение помогают реализовать личностно–ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию... | Методические рекомендации по организации сопровождения детей-инвалидов... Областное государственное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной... |