Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 23
Согласовано УТВЕРЖДАЮ:
на заседании научно-методического
совета Директор МАОУ
протокол №___________________ средней общеобразовательной школы № 23
«_____»___________2013 г. ________________/Т.А.Туманова/
«____»____________2013г. Программа по внеурочной деятельности
курс «Учусь создавать проект»
для учащихся 1-4 классов
(Вид программы: модифицированная)
Программу составила
Легостина Т. Л.,
учитель начальных классов Томск 2013
Пояснительная записка
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.
В основу программы по предмету «Учусь создавать проект» МАОУ СОШ № 23 взята программа, разработанная Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект» и обеспеченная методическим пособием для учителя / Р.И. Сизовой и Р.ф, Селимовой - М., Издательство РОСТ, 2012 г, 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/, которая рассчитана на 1час в неделю.
В соответствии с планом работы школы по внеурочной деятельности, с целью предупреждения перегрузок у учащихся начальной школы одно занятие длится 25- 30 минут. В связи с этим возникла необходимость в разработке данной модифицированной программы, в которой пересмотрено количество часов. Составили рабочую программу на 68 часов в год, на 2 часа в неделю.
Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—10 лет.
На изучение отводится четыре года (66 занятий в 1-м классе , 68 занятий во 2-4-х классах). Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Цель: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Формы и методы работы:
игры; опыты;
работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
интеллектуальные головоломки;
практические занятия;
работа с компьютером дома;
дискуссии, беседы.
Планируемые результаты
Ученик получит возможность научиться:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Сформированы следующие способности:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Формирование личностных универсальных учебных действий:
- положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания; - ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; - способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; - выраженной познавательной мотивации; - устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности; - морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку своей работы; - различать способ и результат действия; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме; - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Формирование познавательных универсальных учебных действий: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; - высказываться в устной и письменной формах; - ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; - владеть основами смыслового чтения текста; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, классификацию по разным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); - подводить под понятие; - устанавливать аналогии; - оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; - видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.; - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - строить логическое рассуждение,
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.; - использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
- допускать существование различных точек зрения; - учитывать разные мнения, стремиться к координации; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера; - владеть монологической и диалогической формами речи
.
Программа предусматривает межпредметные связи русского языка, литературного чтения, окружающего мира, ИЗО, технологии.
Содержание программы:
«Узнаём» (19 ч)
Задачи данного модуля включают в себя совершенствование процессов мышления: памяти, внимания, анализа, синтеза, творческого воображения, восприятия, ориентации в пространстве и т.д.
«Исследуем» (19ч)
Задачи данного модуля включают в себя формирование знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску. Здесь дети знакомятся с понятием «исследование», «методы исследования» и т.п.
«Творим» (20ч)
Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способов получения новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты, создавать проекты.
«Представляем» (10ч)
Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт
научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.
Учебно-тематическое планирование
1 класс
-
№
| Содержание блока, раздела
| Всего часов
| Формы работы
| Универсальные учебные действия
| Формы диагностики уровня знаний, умений, навыков
| Лекции
| Практика
| 1-2
| Кто я? Моя семья.
| 2
| 1
| 1
| Определять цели учебной
деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Строить логические рассуждения, проводить аналогии.
| Викторина
кроссворд
| 3-4
| Чем я люблю заниматься. Хобби.
| 2
| 1
| 1
| Определять цели учебной
деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Строить логические рассуждения, проводить аналогии.
| Викторина
кроссворд
| 5-6
| О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта.
| 2
| 1
| 1
| Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста.
| Викторина
кроссворд
| 7-8
| Как собирать материал?
Твои помощники. Этап.
| 2
| 1
| 1
| Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.
| Викторина
кроссворд
| 9-10
| Повторение. Давай вспомним.
| 2
| 1
| 1
| Уметь осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.
| Викторина
кроссворд
| 11-14
| Проблема. Решение проблемы.
| 4
| 2
| 2
| Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.
| Викторина
кроссворд
| 15-18
| Гипотеза. Предположение.
| 4
| 2
| 2
| Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.
| Викторина
кроссворд
| 19-24
| Цель проекта.
Задача проекта.
| 4
| 2
| 2
| Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста.
| Викторина
кроссворд
| 25-26
| Выбор нужной информации.
| 2
|
| 2
| Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.
| Викторина
кроссворд
| 27-28
| Интересные люди - твои помощники.
| 2
| 1
| 1
| Уметь осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.
| Викторина
кроссворд
| 29-32
| Продукт проекта.
Виды продукта. Макет.
| 4
| 2
| 2
| Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.
| Викторина
кроссворд
| 33-34
| Повторение пройденных проектных понятий.
| 2
| 1
| 1
| Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.
| Викторина
кроссворд
| 35-36
| Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.
| 2
| 1
| 1
| Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста.
| Викторина
кроссворд
| 37-38
| Мини-сообщение. Семиминутное выступление.
| 2
| 1
| 1
| Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.
| Викторина
кроссворд
| 39-40
| Выступление перед знакомой аудиторией.
| 2
| 1
| 1
| Уметь осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.
| Викторина
кроссворд
| 41-42
| Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета.
| 2
| 1
| 1
| Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.
| Викторина
кроссворд
| 43-44
| Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.
| 2
| 1
| 1
| Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.
| Викторина
кроссворд
| 45-46
| Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.
| 2
| 1
| 1
| Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста.
| Викторина
кроссворд
| 47-48
| Повторение. Давай вспомним.
| 2
| 1
| 1
| Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.
| Викторина
кроссворд
| 49-50
| Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно.
| 2
| 1
| 1
| Уметь осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.
| Викторина
кроссворд
| 51-52
| Играем в ученых. Поилка для цветов.
| 2
| 1
| 1
| Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.
| Викторина
кроссворд
| 53-54
| Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно.
| 2
| 1
| 1
| Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.
| Викторина
кроссворд
| 55-56
| Тест «Чему я научился?»
| 2
| 1
| 1
| Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста.
| Викторина
кроссворд
| 57-58
| Памятка для учащегося-проектанта.
| 2
| 1
| 1
| Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.
| Викторина
кроссворд
| 59-60
| Твои впечатления от работы над проектом.
| 2
| 1
| 1
| Уметь осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.
| Викторина
кроссворд
| 61-62
| Пожелание будущим проектанта. Твои советы им.
| 2
| 1
| 1
| Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.
| Викторина
кроссворд
| 63-64
| Советы на лето от Мудрого Дельфина.
| 2
| 1
| 1
| Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.
| Викторина
кроссворд
| 65-66
| Повторение. Давай вспомним.
| 2
| 1
| 1
| Уметь осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.
| Викторина
кроссворд
| |