Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)
С. Красноармейское, Красноармейского района Чувашской Республики
МОУ «Траковская чувашско-немецкая гимназия»
Учитель: Леонтьева Антонина Михайловна
Класс: 2-а
Тема учебного занятия: "Разграничение приставок и предлогов"
Программа: “Школа-2100”
Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. “Русский язык” (М.: Баласс, 2006)
Тип урока: урок обобщающего повторения.
Цели урока:
Образовательные:
учить различать приставки и предлоги;
учить писать приставки слитно, подбирать слова с другими приставками и находить в тексте слова с приставками;
учить писать предлоги раздельно, подставлять между предлогом и следующим словом вопрос или другое слово; находить предлоги в предложении;
учить детей видеть орфограмму в слове и выделять ее графически;
Развивающие:
развивать умение работать с текстом;
развитие умения находить связь слов в предложении, задавать вопросы от слова к слову;
развитие речи (обогащение словарного запаса в ходе работы с фразеологизмами)
развитие связной устной речи;
развитие каллиграфического навыка (начертания букв, написания соединений), гигиенических навыков письма;
развитие умений работы с техническими средствами (интерактивная доска).
Воспитательные:
привитие интереса к предмету, языку;
воспитание аккуратности;
воспитание любви к книге, любви к природе.
Оборудование:
магнитная доска;
распечатки с сравнительной таблицей “Предлог. Приставка” на каждого ученика;
технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, диск «Фраза». (Презентация. 31 слайдов)
Продолжительность учебного занятия: 45 мин.
Тип учебного занятия: обобщающее повторение.
Ход учебного занятия:
Этап учебного занятия
| Время
| Цель
| Используемые цифровые образовательные ресурсы
|
I.Организационный этап.
| 2 мин.
| Подготовка учащихся к работе
| Слайд №2
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Организация начала урока. Приветствие, проверка готовности к уроку.
| Подготовка к работе.
Стих
Начинается урок, он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять, буду грамотно писать.
| Этап учебного занятия
| Время
| Цель
| Используемые цифровые образовательные ресурсы
|
II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
| 10 мин.
| Настроить детей на работу, на поиск новых знаний. Подвести к формулировке темы урока.
| На экране слайды 3-14
| Деятельность учителя
1) На экране появляется загадки, картинки с изображениями животных. Дети записывают словарные слова.
- Носит серенький жилет,
Но у крыльев - чёрный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: Карр! Карр! Карр! Карр! (в.р.на) крик вороны - Кто так заливисто поёт о том, что солнышко встаёт? ( п.тух ) крик петуха
- Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. ( с.бака) Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна (м.дведь) Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, в деревне кур крадет (л.са) - Серый зверёк через кочки – скок!
Лёгкие ножки и хвоста немножко. (за.ц) Картинка с изображением сороки. (с.рока) - Кто меняет молоко на сено? (к.рова). Картинка. 2) Взаимопроверка написанных слов. -Назовите эти слова с предлогами
-Как пишутся слова с предлогами? -А что вы знаете о правописании приставок?
-Назовите тему нашего урока. Над чем мы будем работать на уроке?
У. Тема нашего урока «Собрание предлогов и приставок». На собрание приглашены приставки и предлоги. После обсуждения и выступлений мы с вами примем решение
и заполним вот эту сравнительную таблицу “Предлог. Приставка”.
Предлог
| Приставка
| Как доказать, что перед нами предлог?_____________
Часть ________
Служит для _____________
Пишется ___________
| Как доказать, что перед нами приставка?_____________
Часть ___________
Служит для ______________
Пишется ____________
|
-Познакомимся, с правописанием слова шел.
| Деятельность ученика
Запись словарных слов в тетради.
Взаимопроверка, оценивание работ.
-У лисы, около медведя и т.д.
-Слова с предлогами пишутся раздельно.
-Приставки со словом пишутся слитно.
-Над правописанием предлогов и приставок.
(Дети получают распечатку):
Запись слова шел и выделение орфограмм.
|
Этап учебного занятия
| Время
| Цель
| Используемые цифровые образовательные ресурсы
| Этап усвоения новых знаний и способов действий.
| 5 мин.
| Учить детей различать предлоги и приставки; развитие речи (обогащение словарного запаса в ходе работы с фразеологизмами)
| На экране видеозапись. Слайд №15
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| 1) Показ видеозаписи.
-После просмотра видеозаписи ответьте, пожалуйста, на вопрос. Что происходит со словом, когда к нему прибавляются разные предлоги? И перечислите слова с корнем шёл, которые встретятся вам входе просмотра.
Работа с фразеологизмом: Ростом не вышел (небольшого роста).
Рассказы учащихся с фразеологизмами (результат проектной работы)
У. Ребята мы с вами много работали над фразеологическими оборами. Составили проект на тему «Роль фразеологизмов в нашей речи». Все писали небольшие рассказы. Все рассказы очень интересные. Молодцы. Я хочу чтобы Саша, Аня Семенова и Анжелика прочитали нам их. Выходите к доске.
Понравились рассказы? Вы сейчас еще раз убедились в том, что фразеологизмы придают особую выразительность, обогащают нашу речь.
Физкультпауза
| Просмотр видеозаписи
Образуется новое слово. Вышел, сошёл ,пошел, подошел,
Отошёл, вошел, ушел
Ни солоно хлебавши.
Однажды я пошел на рыбалку. Встал ни свет ни заря. Быстро дошёл до озера, потому что до него рукой подать. Закинул удочку и гляжу в оба. Наловил рыбы, кот наплакал. А друзьям лапшу на уши повесил. Сказал, что поймал целое ведро. Они уши развесили. На седьмом небе от счастья.
Не сегодня - завтра мама приедет. Наконец она приехала. Я то счастья была на седьмом небе. На Рождество мама подарила мне лыжи. Я быстро оделась и стрелой побежала на горку. Скатилась с неё на новых лыжах так, что аж дух захватило. Как Саша и Дима на уроке труда ворон считали.
Сегодня у нас был урок труда. Мы делали аппликацию. Учительница объясняла задание. Дети внимательно слушали. Потом, засучив рукава, стали работать. Саша решил сделать, но сел в калошу. Дима пришёл на помощь другу, но оказал медвежью услугу. Они на уроке ворон считали. «Когда объясняют, надо держать ухо востро»-сказала учительница.
Выполнение упражнений под музыку
| Этап учебного занятия
| Время
| Цель
| Используемые цифровые образовательные ресурсы
Слайд №17-18
| IV. Этап первичной проверки понимания изученного.
| 5 мин.
| Проверить понимание учащимися новой темы.
|
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Грамматическая сказка
Долгое время на волшебной поляне корни и суффиксы жили одни. Но однажды на поляну зашли приставки. Они так громко разговаривали, что корни вышли посмотреть, что же случилось. Приставкам корни очень понравились, и захотели они жить вместе. Корни были очень добрыми и пристроили им домики перед своими в знак уважения.Вот так выглядели их домики. Вместе с корнями и суффиксами приставки стали работать в слове. Они выполняли важную работу по образованию новых слов.
Например, морской – приморский - заморский.
Вместе работать всегда интереснее и веселее. Хотите попробовать?
Упражнение 139, стр. 87
- Спиши раскрывая скобки
| Слушают сказку закрыв глаза.
- Работа в тетрадях. Комментированное письмо. Д.Читаю предложение.
(С) крыши (с) бросили снег
Чтобы правильно раскрыть скобки, надо определить, где приставка, а где предлог.
Б) (С) крыши пробую вставить между с и словом дополнительное слово с ( высокой ) крыши. Значит с- предлог, пишу раздельно.
В) Сбросили – что сделали, глагол. Значит это приставка. У глаголов нет предлогов. Дополнительное слово не поставишь. Пишу слитно. Приставку выделяю.
|
Этап учебного занятия
| Время
| Цель
| Используемые цифровые образовательные ресурсы
|
V. Этап закрепления новых знаний и способов действий.
| 5 мин.
| Закрепить полученные знания.
| Запись на интерактивной доске
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| У. Вова Колесников узнал о том , что в древних русских книгах все слова писали без интервалов. Он очень обрадовался и написал так: Попробуйте разобраться что здесь написано.
Работа на интерактивной доске.
1) Поплылапонебуполнаялуна.
2) Срывалветерсдеревьевсухиелистья.
| -Работа в тетрадях.
1) Поплыла по небу полная луна.
2) Срывал ветер с деревьев сухие листья.
| Этап учебного занятия
| Время
| Цель
| Используемые цифровые образовательные ресурсы
| VI.Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
| 5 мин.
| Проверка усвоения полученных знаний
| Слайды №19-36
| Тестирование
| - Работа на распечатках ( сам. раб., коллективная проверка )
|
Этап учебного занятия
| Время
| Цель
| Используемые цифровые образовательные ресурсы №37
| VII. Этап коррекции знаний и способов действий.
| 5 мин.
| Повторить и закрепить ранее изученные орфограммы
|
| Деятельность учителя
Предлог
| Приставка
| Между предлогом и
следующим словом можно
поставить другое слово.
| Можно назвать родственное
слово.
| Часть речи
| Часть слова
| Служит для связи слов
в предложении.
| Служит для образования
новых слов.
| Пишется раздельно
| Пишется слитно
|
| Деятельность ученика
Работа в парах на распечатках
| Этап учебного занятия
| Время
| Цель
| Используемые цифровые образовательные ресурсы
|
VIII. Этап информации о домашнем задании.
| 2 мин.
| Закрепление изученного материала
| Слайд №38
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Объяснение задания, дифференциация работы.
Подобрать и записать по 5 слов с приставками и предлогами.
| Запись в дневник
|
Этап учебного занятия
|
Время
|
Цель
|
Используемые цифровые образовательные ресурсы
Слайд №39
|
|
|
IX. Этап подведения итогов.
| 2 мин.
| Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся.
|
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Подведение итогов, выставление оценок. Настрой на применение полученных знаний в жизни. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке. Кому на уроке все было понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно – изобразите на листе бумаги “довольного человечка”.
Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, нарисуйте такого человечка ( на листе бумаги дает образец “неуверенного лица” )
Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справились, нарисуйте грустного человечка.
Информационные ресурсы. http://ps.1september.ru http://nsc.1september.ru
В помощь учителю: Сетевое объединение методистов (СОМ)
http://som.fsio.ru
| Рисуют.
| |