Тема урока: «Физико–географическое положение материка Африка» на основе проблемно–поисковой технологии.
Тип урока: Изучение нового материала Цель урока: 1. Сформировать у учащихся умения определять физико-географическое положение материка. Задачи урока:
Развивать умение школьников пользоваться типовыми планами.
Развивать мышление школьников, для чего предусмотреть создание на уроке проблемной ситуации и обучение учащихся её решению.
Продолжить формирование практических умений пользоваться географическими картами
Использование вычислительных навыков на уроке географии.
Оборудование: мультимедийный проектор,компьютер,презентация по теме, атласы, электронный учебник, учебники.
| Ход урока
| 1. подготовка к изучению нового материала.
| Представьте теперь, что вы путешественники. Каждая экспедиция отправляется на один из южных материков (распределяются материки) и по возвращении из экспедиции вы должны рассказать особенностях природы материка. Как вы думаете, с какими компонентами природы вам необходимо познакомится, чтобы вы смогли рассказать о своеобразии материка. Обсудите ответы. Предполагаемые ответы учащихся:
Мы должны познакомится с растительным миром материка.
Узнать о климате материка.
Узнать о рельефе и полезных ископаемых материка.
Узнать как можно больше о животных, живущих на материке.
Мы должны познакомится с народами населяющими материк.
Должны узнать, какие государства расположены на материке.
Определить где находится материк.
Совершенно верно вы определили круг вопросов, с которыми нам необходимо познакомится при изучении материка.
| 2. составление плана характеристики материка.
| Таким образом, мы можем составить план (алгоритм), по которому будем изучать каждый материк. Давайте решим, какие вопросы мы должны включить в план, чтобы составить характеристику материка?
|
| План характеристики материка. (слайд 1)
Физико-географическое положение материка.
Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.
Климат.
Внутренние воды.
Почвы.
Природные зоны. Растительный и животный мир.
Население. Хозяйственная деятельность.
Государства и столицы.
Видеофрагмент Африка
| 3.Объявление темы и задач урока
4.Что вы знаете о материке?
5.Выделение особенностей материка.
6. характеристика ФГП материка по плану.
| (слайд 3-4)
(показ слайдов 6-17)
По размерам Африка уступает лишь Евразии её площадь составляет 29,2 млн.км2
Около ½ её территории занимают пустыни и полупустыни. Снежные шапки поднимаются над просторами саванн.
В Африке протекает самая полноводная река восточного полушария Конго и самая длинная река мира Нил.
Африка самый жаркий материк Земли.(слайд 18)
Первый вопрос плана характеристики материка физико-геоографическое положение. Что значит определить географическое положение любого географического объекта? Географическое положение-это «адрес» географического объекта, по которому можно найти на Земле. То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре.
| 7. Основная проблема урока.
| Тема нашего урока « Физико-географическое положение материка Африка И сегодня на уроке мы определим местонахождение материка Африка на земном шаре. Для работы на уроке вы можете привлечь учебники, карты, глобусы. Вопрос на который мы должны ответить в конце урока: « Каковы особенности физико-географического положения материка Африка? »
Как вы думаете, на какие вопросы мы должны с вами ответить, чтобы определить местонахождение материка на земном шаре?
Предполагаемые ответы учащихся:
Определить площадь материка.
Определить, какими океанами омывается материк?
Определить, какие материки близко расположены к материку, а какие удалены?
| 8.Составление алгоритма и его фиксация.
| Чтобы определить физико-географическое положение материка, мы должны ответить на эти вопросы. А теперь познакомьтесь с типовым планом (алгоритмом) характеристики физико-географического положения материка. (знакомство с планом) слайд 19
План физико-географического положения материка.
Положение материка по отношению к экватору.
Положение материка по отношению к нулевому меридиану.
Крайние точки, их координаты.
Протяженность материка с С на Ю и с З на В в градусах и километрах.
Площадь материка.
Положение материка по отношению к морям и океанам.
Положение материка по отношению к другим материкам.
Вывод: об особенностях физико-географического положения материка
| 9. Самостоятельное исследование в группе по плану алгоритма
| Работаем следующим образом: зачитываем вопрос плана, записываем вопрос в тетрадь, затем обсуждаете ответ на вопрос и представитель группы даёт ответ. Если вы согласны, то делаете запись в тетрадь. (слайд 20-25)
|
Вопрос
| Ответ
| 1. Положение материка по отношению к экватору
| Экватор пересекает материк и делит материк на две части: равные по протяженности, но разные по площади. Большая по площади часть материка расположена к северу от экватора, а меньшая к югу.
| 2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану
| Нулевой меридиан пересекает материк и делит материк на две неравные части. Большая часть материка расположена к востоку от нулевого меридиана, а меньшая к западу
| 3. Крайние точки, их координаты
| 3. м. Рас-Энгела – 37 о сш 10 о вд
м. Игольный – 35 о юш 20 о вд
м. Альмади – 15 о сш 18 о зд
м. Рас-Хадун – 10 о сш 52 о вд
| 4. Протяженность материка с С на Ю и с З на В в градусах и километрах
| С – Ю
37 о +35 о =70 о
111км*72 о =7992км
З – В
1) 52 о +18 о =70 о
2) 110км*70 о =7700км
| 5.Какой вывод мы могли бы сделать?
| Предполагаемые ответы учащихся:
Африка расположена по обе стороны от экватора.
Большая часть материка лежит в жарком тепловом поясе.
Африка расположена ближе к экватору, чем к полюсам.
| 6. Площадь материка (рис №3 стр.6 (учебник))
| Площадь материка-30.3 млн. км2
| Вспомнить площадь суши (рис №2 стр.5 (учебник))
Какую часть суши занимает материк Африка? Какой материк больше Африки? Какой материк меньше Африки?
| 149 млн. км2
| 7. Положение материка по отношению к морям и океанам.
| На западе материк омывает Атлантический океан. На севере Средиземное море. На востоке Индийский океан. На северо-востоке Красное море.
| 8. Положение по отношению к другим материкам.
| Материк расположен близко по отношению к материку Евразия. От материка Евразия на северо-западе отделён Гибралтарским проливом, на северо-востоке разделяет Суэцкий канал. Материк удален от Австралии, Антарктиды, Северной Америки и Южной Америки.
| 9. Вывод: (учитель предлагает сделать вывод учащимся самостоятельно)
| Африка занимает выгодное физико–географическое положение.
|
10. история исследования материка
| Сообщения учащихся и составление таблицы.
(слайд 25-36)
| 11. Подведение итога урока учителем
| Итак вы сегодня:
1) Самостоятельно узнали ответы на все проблемные вопросы; 2)Узнали, что материк Африка расположен по обе стороны от экватора, по обе стороны от нулевого меридиана, второй материк по площади, омывается Атлантическим и Индийским океаном, близко расположен к материку Евразия, имеет выгодное физико-географическое положение; 3) Составили план характеристики любого материка, что позволит самостоятельно изучить и легко описать другие материки; 4) Овладели обобщенным способом описания физико–географического положения материка; 5) Закрепили навыки работы с картой, глобусом, учебником, алгоритмом; 6) Очень хорошо поработали самостоятельно и в коллективе и думаю, что получили от этого большое удовлетворение. Молодцы все.
Домашнее задание : Учебник, с. 96-97.
Письменно ответить на вопрос: «Сравнить протяженность Южной Америки и Африки по экватору. Вычислить разницу»
| |