Скачать 95.05 Kb.
|
МКДОУ - ОРДЫНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» Конспект занятия в старшей группе «Свойства воздуха» Воспитатель : II кв. категории Гребенькова М.Н. Ордынск 2013г Конспект занятия в старшей группе«Свойства воздуха» Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, имеет вес, легче воды). Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать. Материал: Стакан, бумага, воздушные шары и резиновые игрушки разной формы, веер, кусочек апельсина, ванилин, чашечные весы, миска. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку . Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, но все же Без него мы жить не можем (Воздух) Воспитатель: Как вы догадались? Ответы детей. Воспитатель: Мы дышим воздухом и привыкли не замечать его, а ведь он повсюду на улице, в комнате, в любом свободном пространстве, и в небе – везде воздух ! Воздух есть в шинах велосипеда, автомобиля, в надувной игрушке. Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты? Дети: Да. Воспитатель: Давайте, проверим, правда, это или нет. (Наливает в стакан воду, накрывает его бумагой: что произойдет, если стакан перевернуть?) Дети: Вода вытечет, выльется. Воспитатель: Давайте проверим! (Переворачивает стакан, вода перемещается вниз, но не вытекает). Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги? Дети: На лист бумаги давит воздух, он прижимает к краям стакана и не дает воде вылиться. Воспитатель: А что такое воздух? Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные. Проблемная задача «Как увидеть воздух» Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг - направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух? Дети: Нет, не видим, он невидимый. Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем. Поймайте воздух ладонями! Дети: Как это сделать? Он везде невидим… Поймать его нельзя! Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещение» Воспитатель показывает, как рукой обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. Предлагает детям сделать тоже самое. Спрашивает у них: что они почувствовали? (подул ветерок). Какой воздух? (прохладный, холодный воздух). Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить. Делают вывод: Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый. Воспитатель: А как вы думаете, нам воздух нужен? Дети: Да, нужен. Воспитатель: Зачем? Дети: Чтобы дышать. Воспитатель: Может ли воздух быть грязным? Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз). Физкультминутка Делают вывод: второй секрет воздуха – воздух необходим для дыхания. Воспитатель: Кому еще нужен воздух? Дети называют объекты живой природы. Воспитатель: Кому не нужен воздух? Дети называют объекты неживой природы. Игра на формирование умения выявлять функции предмета «Мои друзья» Ход игры: Воспитатель: Я – ковер-самолет. Мои друзья – это то, что умеет летать. К воспитателю подходят дети , взявшие на себя образ( имеющие при себе картинки самолета, ракеты и т.д.) самолета, птицы ,комара, космической ракеты, листочка, перышка. Воспитатель: Самолет летает сам? Почему? Птица летает сама? Почему? А как летает перышко? Почему оно летит ? Воспитатель уточняет. Исправляет. Обращает ко всем детям. Наблюдение «Воздух легче воды» Воспитатель показывает по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, гвоздь, пуговица и пр.). Спрашивает, есть ли в этих предметах воздух? (Выслушивает ответы детей). Потом предлагает внимательно смотреть на банку с водой. Воспитатель бросает в воду один предмет; дети наблюдают пока он опускается на дно. Затем бросает второй предмет и опять предлагает наблюдать. Воспитатель: Что вы видели? Дети: Предмет тонет (падает на дно), при этом из него выходят маленькие пузыри, которые поднимаются вверх. Воспитатель: Что это за пузыри поднимаются на поверхности воды? Дети: Пузыри – это воздух. Воспитатель: Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки воздуха? Дети: Камень падал вниз, потому что камень тяжелый, он тяжелее воды – он тонет, падает на дно. Пузырьки поднимались вверх, потому что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее. Делают вывод: третий секрет воздуха – воздух легче воды. ПРОДАВЕЦ ВОЗДУХА На рынке, Где всегда народ, Стоит торговец ловкий. Он Людям Воздух Продаёт В красивой упаковке. И видно, До того хорош Его цветной товар! - Я сам Последний Отдал Грош, Купил Воздушный шар. (Семен Островский) Воспитатель: А давайте подумаем, имеет ли воздух форму? Дети: Нет. Воспитатель раздает детям воздушные шарики и резиновые игрушки разной формы. Воспитатель: Что находится внутри игрушек? Дети: (воздух). Воспитатель: Какую форму воздух имеет в ваших игрушках? Вывод: воздух принимает форму предмета, в котором находится. Наблюдение «Чем пахнет воздух» Воспитатель: Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах? Дети: Нет. (Воздух не имеет запаха). Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки сосны) и раскладывает их в разные баночки. Вывод: воздух имеет запах предмета, растворяемого в нем. Игра на осознание ребенком возможностей обоняния « Узнай по запаху» (с закрытыми глазами). Воспитатель: У меня в руках два шарика надутый и не надутый. Как вы думаете, какой из них тяжелее? Как это проверить? Да, можно взвесить. Дети взвешивают эти шары на чашечных весах. Воспитатель: Какой шарик тяжелее? Вывод: Воздух имеет вес . Воспитатель: Как вы думаете, что такое ветер? Дети: (???) Воспитатель: Возьмем пальцами лист бумаги и подуем на него . Что происходит с ним ? Почему бумага движется, наклоняется? Дети: Бумага изгибается под струей воздуха. Воспитатель : Ветер –это и есть движение воздуха . Оказывается , невидимый воздух настолько ощутим , что может двигать по морю большие корабли , надувая паруса Игра «Хорошо – плохо» (Учить анализировать свойства изучаемого явления и формулировать противоречия, заложенные в его сущность.) Ход игры. Воспитатель: Ветер – это хорошо. Почему? Дети: В жару ветер приносит прохладу. В засуху ветер приносит дождевые облака. Когда ветер, можно на парусных яхтах кататься. Ветер флюгера крутит. Красиво! Можно змея запускать. Ветер семена растений переносит. Воспитатель: Ветер – это плохо. Почему. Дети: Когда дует ветер – холодно. Ветер приносит дождевые облака, и нельзя гулять. От сильного ветра могут даже деревья упасть. Ветер может домик унести, как в «Волшебнике Изумрудного города». Воспитатель: Кто увидел здесь противоречие? Дети: Ветер должен дуть, чтобы принести дождь, и не должен дуть, потому что нельзя гулять, когда идет дождь. Рассказ воспитателя «Как летают самолеты» Воспитатель: А еще, ребята, при помощи воздуха можно рисовать и такое рисование называется кляксография. Воспитатель предлагает сделать рисунок при помощи кляксографии. Воспитатель: А теперь давайте с вами вспомним, что мы узнали сегодня про воздух? Список литературы: 1. Тугушева Г. П., Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. 2. 3. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез,2006 3.И.Я.Гуткович,Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников – Ульяновск, 1998 4.Владимирова Т.В. Сборник дидактических игр по ознакомлению дошкольников среднего и старшего возраста с явлениями неживой природы – Ульяновск,2001
|
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на... Предварительная работа: Чтение стихотворений об игрушках; беседы с детьми о взаимопомощи друг другу в наведении порядка в группе;... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе по теме «Зимующие птицы» в старшей группе структурного подразделения мбоу... | ||
Конспект занятия по пдд в старшей группе. Тема: Дорожная азбука План – конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы «Весёлое путешествие» | Конспект занятия в старшей группе Задачи занятия: познакомить детей с насекомыми и рыбами, показать их многообразие и красоту; совместно с детьми выявить важнейшие... | ||
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме: «Воздух и его свойства.» Он является итоговой частью программы по биологии 10-11 классов. Учебник для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы. Авторы:... | Конспект логопедического занятия в старшей группе Этот урок сегодня | ||
Конспект открытого занятия в старшей группе «А» План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада | Конспект итогового занятия в старшей группе Тема: «Город цветов» А группы на примере алюминия. Продолжить формировать умения давать характеристику элемента по его положению в периодической системе... | ||
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук Вь. Дифференциация звуков в-вь» Этот урок сегодня | Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Растение – живое существо" План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» | ||
Конспект занятия по аппликации в старшей группе детского сада Тема занятия: «Заюшкина избушка» Планирование составлено на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику... | Конспект занятия в старшей группе «Пермский край, земля Уральская», литературно-музыкальная композиция по сказам П. П. Бажова | ||
Конспект занятия в старшей группе по образовательной деятельности «Познание» Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго | Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим, развитию... ... | ||
Конспект театрализованного занятия в Старшей группе Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них | Конспект интегрированного занятия в старшей группе В тематическом планировании отражены подробно типы и темы уроков, элементы содержания, требования |