Конспект занятия в старшей группе «Свойства воздуха»





Скачать 95.05 Kb.
НазваниеКонспект занятия в старшей группе «Свойства воздуха»
Дата публикации29.09.2013
Размер95.05 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > География > Конспект
МКДОУ - ОРДЫНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

Конспект занятия в старшей группе «Свойства воздуха»

Воспитатель : II кв. категории

Гребенькова М.Н.

Ордынск 2013г

Конспект занятия в старшей группе«Свойства воздуха»

Цель:

Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, имеет вес, легче воды). Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.
Материал:

Стакан, бумага, воздушные шары и резиновые игрушки разной формы, веер, кусочек апельсина, ванилин, чашечные весы, миска.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку .
Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем     (Воздух)
Воспитатель: Как вы догадались?

Ответы детей.
Воспитатель: Мы дышим воздухом и привыкли не замечать его, а ведь он повсюду на улице, в комнате, в любом свободном пространстве, и в небе – везде воздух ! Воздух есть в шинах велосипеда, автомобиля, в надувной игрушке.
Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

Дети: Да.
Воспитатель: Давайте, проверим, правда, это или нет.

(Наливает в стакан воду, накрывает его бумагой: что произойдет, если стакан перевернуть?)

Дети: Вода вытечет, выльется.
Воспитатель: Давайте проверим! (Переворачивает стакан, вода перемещается вниз, но не вытекает). Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги?

Дети: На лист бумаги давит воздух, он прижимает к краям стакана и не дает воде вылиться.
Воспитатель: А что такое воздух?

Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные.
Проблемная задача «Как увидеть воздух»
Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг - направо, налево, вверх, вниз, по сторонам.   Я воздуха не вижу. А вы видите воздух?

Дети: Нет, не видим, он невидимый.

Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем. Поймайте воздух ладонями!

Дети: Как это сделать? Он везде невидим… Поймать его нельзя!
Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещение»
Воспитатель показывает, как рукой обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. Предлагает детям сделать тоже самое. Спрашивает у них: что они почувствовали? (подул ветерок). Какой воздух? (прохладный, холодный воздух).
Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить.

Делают вывод: Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый.
Воспитатель: А как вы думаете, нам воздух нужен?

Дети: Да, нужен.
Воспитатель: Зачем?

Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: Может ли воздух быть грязным?
Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).

Физкультминутка
Делают вывод: второй секрет воздуха – воздух необходим для дыхания.
Воспитатель: Кому еще нужен воздух?

Дети называют объекты живой природы.
Воспитатель: Кому не нужен воздух?

Дети называют объекты неживой природы.
Игра на формирование умения выявлять функции предмета «Мои друзья»
Ход игры:

Воспитатель: Я – ковер-самолет. Мои друзья – это то, что умеет летать. К воспитателю подходят дети , взявшие на себя образ( имеющие при себе картинки самолета, ракеты и т.д.) самолета, птицы ,комара, космической ракеты, листочка, перышка.

Воспитатель: Самолет летает сам? Почему? Птица летает сама? Почему? А как летает перышко? Почему оно летит ? Воспитатель уточняет. Исправляет. Обращает ко всем детям.
Наблюдение «Воздух легче воды»
Воспитатель показывает по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, гвоздь, пуговица и пр.). Спрашивает, есть ли в этих предметах воздух? (Выслушивает ответы детей). Потом предлагает внимательно смотреть на банку с водой. Воспитатель бросает в воду один предмет; дети наблюдают пока он опускается на дно. Затем бросает второй предмет и опять предлагает наблюдать.

Воспитатель: Что вы видели?

Дети: Предмет тонет (падает на дно), при этом из него выходят маленькие пузыри, которые поднимаются вверх.
Воспитатель: Что это за пузыри поднимаются на поверхности воды?

Дети: Пузыри – это воздух.
Воспитатель: Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки воздуха?

Дети: Камень падал вниз, потому что камень тяжелый, он тяжелее воды – он тонет, падает на дно. Пузырьки поднимались вверх, потому что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее.

Делают вывод: третий секрет воздуха – воздух легче воды.
ПРОДАВЕЦ ВОЗДУХА

На рынке,
Где всегда народ,
Стоит торговец ловкий.
Он
Людям
Воздух
Продаёт
В красивой упаковке.
И видно,
До того хорош
Его цветной товар! -
Я сам
Последний
Отдал
Грош,
Купил
Воздушный шар.


(Семен Островский)
Воспитатель: А давайте подумаем, имеет ли воздух форму?

Дети: Нет.

Воспитатель раздает детям воздушные шарики и резиновые игрушки разной формы.
Воспитатель: Что находится внутри игрушек?

Дети: (воздух).
Воспитатель: Какую форму воздух имеет в ваших игрушках?

Вывод: воздух принимает форму предмета, в котором находится.
Наблюдение «Чем пахнет воздух»
Воспитатель: Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?

Дети: Нет. (Воздух не имеет запаха).

Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки сосны) и раскладывает их в разные баночки.

Вывод: воздух имеет запах предмета, растворяемого в нем.
Игра на осознание ребенком возможностей обоняния « Узнай по запаху» (с закрытыми глазами).
Воспитатель: У меня в руках два шарика надутый и не надутый. Как вы думаете, какой из них тяжелее? Как это проверить? Да, можно взвесить. Дети взвешивают эти шары на чашечных весах.

Воспитатель: Какой шарик тяжелее?  

Вывод: Воздух имеет вес .
Воспитатель: Как вы думаете, что такое ветер?        

Дети: (???)
Воспитатель: Возьмем пальцами лист бумаги и подуем на него . Что происходит с ним ? Почему бумага движется, наклоняется?            

Дети: Бумага изгибается под струей воздуха.
Воспитатель : Ветер –это и есть движение воздуха . Оказывается , невидимый воздух настолько ощутим , что может двигать по морю большие корабли , надувая паруса
Игра «Хорошо – плохо» (Учить анализировать свойства изучаемого явления и формулировать противоречия, заложенные в его сущность.)
Ход игры.

Воспитатель: Ветер – это хорошо. Почему?

Дети: В жару ветер приносит прохладу. В засуху ветер приносит дождевые облака. Когда ветер, можно на парусных яхтах кататься. Ветер флюгера крутит. Красиво! Можно змея запускать. Ветер семена растений переносит.
Воспитатель: Ветер – это плохо. Почему.

Дети: Когда дует ветер – холодно. Ветер приносит дождевые облака, и нельзя гулять. От сильного ветра могут даже деревья упасть. Ветер может домик унести, как в «Волшебнике Изумрудного города».
Воспитатель: Кто увидел здесь противоречие?

Дети: Ветер должен дуть, чтобы принести дождь, и не должен дуть, потому что нельзя гулять, когда идет дождь.
Рассказ воспитателя «Как летают самолеты»

Воспитатель: А еще, ребята, при помощи воздуха можно рисовать и такое рисование называется кляксография.

Воспитатель предлагает сделать рисунок при помощи кляксографии.
Воспитатель: А теперь давайте с вами вспомним, что мы узнали сегодня про воздух?
Список литературы:
1. Тугушева Г. П.,   Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.

2. 3. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез,2006

3.И.Я.Гуткович,Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников – Ульяновск, 1998

4.Владимирова Т.В. Сборник дидактических игр по ознакомлению дошкольников среднего и старшего возраста с явлениями неживой природы – Ульяновск,2001



почемучка
http://www.solnet.ee/sol/pic/fon.gif


"КАК ЛЕТАЮТ САМОЛЕТЫ?"


Самолеты весят значительно больше вытесняемого ими воздуха. Что же их удерживает в небе? Оказывается, им помогает подъемная сила. Но она работает лишь в том случае, если самолет движется в воздухе с большой скоростью.
Во время движения воздух проходит над и под крыльями самолета. Благодаря специальной форме крыла воздух огибает его таким образом, что, проходя над крылом самолета, воздух разряжается, под крылом - сжимается.
самолет

http://www.solnet.ee/sol/pic/lennuk3.jpg



Таким образом, воздушные течения снизу «приподнимают» крылья, а сверху как бы «подталкивают» крылья кверху. Так создается подъемная сила.
Самолет движется вперед с помощью двигателей, воздушные пропеллеры как бы «сверлят» воздух. Когда самолет движется очень быстро, то воздух начинает вести себя как твердое вещество.


силы, действующие на самолет



Самолет летит вперед благодаря силе тяги. Она преодолевает силу торможения самолета (сопротивление воздуха), а подъемная сила преодолевает земное притяжение (силу тяжести). И самолет летит!
Пока подъемная сила равна силе земного притяжения, самолет сохраняет равновесие и летит прямо. Если увеличить скорость полета, самолет начнет подниматься вверх, поскольку увеличивается подъемная сила. Вот почему в это время пилоту следует опустить нос самолета.
Если же, наоборот, скорость полета уменьшается, пилот поднимает нос самолета. Если пилот не сделает этого, подъемная сила упадет: нос самолета начнет опускаться, и самолет снижается.
Если самолет теряет скорость высоко над землей, то у летчика есть еще время увеличить скорость и снова набрать высоту. Если самолет теряет скорость невысоко от земли, то может произойти катастрофа.


(При частичном использовании книги А. Леокума "Скажи мне, почему?..")

http://www.solnet.ee/sol/pic/fon.gif





































































































































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект занятия в старшей группе «Свойства воздуха» iconКонспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на...
Предварительная работа: Чтение стихотворений об игрушках; беседы с детьми о взаимопомощи друг другу в наведении порядка в группе;...
Конспект занятия в старшей группе «Свойства воздуха» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе по теме «Зимующие птицы» в старшей группе структурного подразделения мбоу...
Конспект занятия в старшей группе «Свойства воздуха» iconКонспект занятия по пдд в старшей группе. Тема: Дорожная азбука
План – конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы «Весёлое путешествие»
Конспект занятия в старшей группе «Свойства воздуха» iconКонспект занятия в старшей группе
Задачи занятия: познакомить детей с насекомыми и рыбами, показать их многообразие и красоту; совместно с детьми выявить важнейшие...
Конспект занятия в старшей группе «Свойства воздуха» iconКонспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме: «Воздух и его свойства.»
Он является итоговой частью программы по биологии 10-11 классов. Учебник для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы. Авторы:...
Конспект занятия в старшей группе «Свойства воздуха» iconКонспект логопедического занятия в старшей группе
Этот урок сегодня
Конспект занятия в старшей группе «Свойства воздуха» iconКонспект открытого занятия в старшей группе «А»
План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада
Конспект занятия в старшей группе «Свойства воздуха» iconКонспект итогового занятия в старшей группе Тема: «Город цветов»
А группы на примере алюминия. Продолжить формировать умения давать характеристику элемента по его положению в периодической системе...
Конспект занятия в старшей группе «Свойства воздуха» iconКонспект логопедического занятия в старшей группе «Звук Вь. Дифференциация звуков в-вь»
Этот урок сегодня
Конспект занятия в старшей группе «Свойства воздуха» iconКонспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Растение – живое существо"
План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия»
Конспект занятия в старшей группе «Свойства воздуха» iconКонспект занятия по аппликации в старшей группе детского сада Тема занятия: «Заюшкина избушка»
Планирование составлено на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику...
Конспект занятия в старшей группе «Свойства воздуха» iconКонспект занятия в старшей группе
«Пермский край, земля Уральская», литературно-музыкальная композиция по сказам П. П. Бажова
Конспект занятия в старшей группе «Свойства воздуха» iconКонспект занятия в старшей группе по образовательной деятельности «Познание»
Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго
Конспект занятия в старшей группе «Свойства воздуха» iconКонспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим, развитию...
...
Конспект занятия в старшей группе «Свойства воздуха» iconКонспект театрализованного занятия в Старшей группе
Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них
Конспект занятия в старшей группе «Свойства воздуха» iconКонспект интегрированного занятия в старшей группе
В тематическом планировании отражены подробно типы и темы уроков, элементы содержания, требования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск